Файл: obrazovatelnye_uchrezhdenia (1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 285

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Обеспечение безопасности образовательных учреждений Перечень вопросов к экзамену

Тема 1: «Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения».

Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).

Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 5: «Организация и обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

1. Причины пожаров в оу

2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности

3 . Неотложные действия при пожаре

4. Тушение и средства тушения пожаров

5. Противопожарная профилактика в оу

Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 7: «Защита образовательного учреждения от терроризма и угрозы социально-криминального характера». (4 часа).

1. Основные понятия

2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз

3. Рекомендации по предупреждению террористических актов

4. Меры защиты при осуществлении террористических актов

Тема 8: «Технические средства безопасности». (4 часа).

1. Охранно-пожарная сигнализация

2. Средства и системы связи

3. Телевизионные системы безопасности

4. Техническое обеспечение иных видов безопасности

5. Интегрированные системы безопасности

Тема 9: «Обеспечение электробезопасности в образовательном учреждении». (2 часа).

1. Причины электротравматизма в оу

2. Воздействие электрического тока на человека

3. Средства защиты от поражения электротоком

4. Первая помощь пострадавшим

5. Молниезащита

Тема 10: «Безопасность учащихся при использовании информационных технологий». (4 часа).

1. Основные аспекты информационной безопасности в школе

2. Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы.

3. Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации.

4. Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы.

Тема 11: «Безопасность при перевозках учащихся». (4 часа).

1. Перевозка автомобильным транспортом

2. Перевозка железнодорожным транспортом

Тема 12: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды». (4 часа).

3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды.

4. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.

5. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.

- обеспечение безопасности образовательного и воспитательного процессов от всех видов социальных, природных и техногенных угроз;

- обеспечение безопасности зданий, сооружений и производственного оборудования;

- нормализация санитарно-гигиенических условий труда, учебы, питания, досуга;

- обучение работающих правилам и нормам всех видов безопасности и охраны труда, пропаганда вопросов безопасности;

- обеспечение работников и обучаемых средствами индивидуальной защиты памятками, инструкциями;

- обеспечение оптимальных условий труда и отдыха;

- организация ликвидации воздействия неблагоприятных факторов и опасных ситуаций, включая лечебно-профилактическое обслуживание работающих и обучаемых.

Важно, чтобы решение этих задач не мешало, а способствовало достижению главных учебно-воспитательных целей ОУ. Поэтому необходимо переводить их из формально-бюрократической плоскости в элементы повседневной учебно-воспитательной работы коллектива ОУ.


Тема 5: «Организация и обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Вопросы:

1. Причины пожаров в образовательном учреждении.

2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности.

3. Неотложные действия при пожаре.

4. Эвакуация и мероприятия по обеспечению безопасных действий во время эвакуации.

5. Ответственность лиц, участвующих в эвакуации учреждении.

1. Причины пожаров в оу

Большая часть пожаров в помещениях ОУ возникает по вине человека.

Статистика выделяет следующие наиболее распространенные причины пожаров:

- курение в постели, брошенная непотушенная спичка, сигарета;

- шалости с огнем, неправильное устройство и размещение костров;

- короткое замыкание и перегрузки в электросетях, старая проводка, большое число электроприборов, включенных в одну розетку, использование тройников;

- оставление без наблюдения включенных утюгов, обогревателей, гирлянд, иных электроприборов;

- неосторожное обращение с бенгальским огнем, с фейерверками, хлопушками, петардами, свечами;

- оставление без контроля газовых плит и горелок;

- сушка одежды, разогревание красок и лаков над газовой плитой;

- установка без должной защиты печей-«буржуек», отогревание замерзших труб, мотоциклов и автомашин открытым огнем (паяльной лампой, факелом);

- отсутствие контроля в зоне сварочных работ в течение пяти часов после их завершения;

- перегрев телевизора, его запыленность, размещение в нише мебельной стенки;

- хранение в помещениях легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, ацетон, керосин), лаков, красок;

- близкое размещение бумажных абажуров, газет, синтетических и других горючих материалов к лампам, печкам, электрокаминам;

- чистка деталей одежды бензином, использование бензина для разжигания печей, костров;

- мойка вещей в бензине, ацетоне.

Таким образом, наиболее частыми факторами пожарной опасности являются несоблюдение или незнание элементарных правил пожарной безопасности и бесконтрольность со стороны должностных лиц, пассивность и равнодушие окружающих, неправильные, неуверенные, некомпетентные действия лиц, обнаруживших признаки загорания.


2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности

Основными нормативными правовыми документами в области пожарной безопасности являются:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ);

Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01–03);

ГОСТ ССБТ, СНиП, нормы пожарной безопасности и др.;

- региональные документы – правила пожарной безопасности, законы о пожарной безопасности конкретных регионов;

- ведомственные (объектовые) документы – инструкции о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре;

- приказы, инструкции, планы, указания руководителя ОУ.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (ст. 2) субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными правовыми актами.

Права и обязанности граждан и должностных лиц в области пожарной безопасности.

Граждане обязаны:

- соблюдать требования пожарной безопасности;

- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности;

- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

- выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Ответственность должностных и других лиц за соблюдение пожарной безопасности регулируется ст. 38 и 39 Федерального закона «О пожарной безопасности», а также УК РФ и другими кодексами РФ. При этом может налагаться дисциплинарная, административная, материальная или уголовная ответственность.

Также предусматривается ответственность за уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 и 168 УК РФ) в результате неосторожного обращения с огнем, за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях, государственных и иных организациях.

В соответствии с ППБ 01–03 в каждой организации приказом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности режим, в том числе:


- определены и оборудованы места для курения;

- определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещении сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

- установлен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

- установлен порядок проведения временных огневых и пожароопасных работ;

- установлен порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

- определены действия работников при обнаружении пожара;

- определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

Правила применения открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения пожароопасных работ устанавливаются общеобъектовыми инструкциями о мерах пожарной безопасности.

В каждом ОУ должна быть организована система проведения инструктажей сотрудников по пожарной безопасности.

Противопожарный инструктаж – это доведение до работников ОУ основных требований пожарной безопасности, изучение средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара. В зависимости от характера и времени проведения инструктаж может быть вводным, первичным, повторным, плановым, целевым (см. раздел 11.6).

Ежегодно должен издаваться приказ руководителя ОУ, которым закрепляются лица, ответственные за противопожарную безопасность по каждому помещению. Именно эти лица (педагоги, сотрудники, электрик, сантехник, повар) каждый на своем месте следят за исправностью всех опасных приборов и механизмов, правильностью их хранения и эксплуатации, своевременно подают заявки на ремонт и устранение причин возможных аварий, загораний и иных происшествий.

Этим же приказом из хозяйственно-технического персонала ОУ создается пожарно-техническая комиссия, которая ежеквартально обследует все помещения с целью выявления отклонений от требований Правил пожарной безопасности. В случае выявленных нарушений и отклонений они немедленно устраняются, а при невозможности быстрого устранения комиссией или инспектором пожарной охраны составляется акт, который вместе с заявкой передается в соответствующий орган управления образованием.


В зданиях ОУ при единовременном пребывании на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара для каждого класса, аудитории, а также предусмотрена система оповещения о пожаре. При пребывании на этаже 50 и более человек в дополнение к схематическому плану разрабатывается инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой каждое полугодие проводятся практические тренировки. Имеющиеся образцы и типовые инструкции следует доработать с учетом особенностей конкретного здания и каждого помещения.

Все указанные документы утверждаются руководителем ОУ. Они необходимы для создания системы персональной ответственности и контроля. При этом следует проверить: реальны ли указанные маршруты для спасения, нет ли стен и решеток, установленных арендаторами, доступны ли дубликаты ключей от запасных выходов, очищены ли проходы от посторонних предметов.

Часть методической работы руководитель ОУ может поручить преподавателю БЖ (ОБЖ).

Важнейшее требование пожарной безопасности заключается в том, что ни один сотрудник ОУ (педагог, уборщица, повар и др.) не должен приступать к работе, не уяснив своих действий в случае пожара или иной ЧС, не разобравшись, где находятся средства спасения и пожаротушения и как ими пользоваться.