Файл: obrazovatelnye_uchrezhdenia (1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 257

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Обеспечение безопасности образовательных учреждений Перечень вопросов к экзамену

Тема 1: «Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения».

Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).

Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 5: «Организация и обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

1. Причины пожаров в оу

2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности

3 . Неотложные действия при пожаре

4. Тушение и средства тушения пожаров

5. Противопожарная профилактика в оу

Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 7: «Защита образовательного учреждения от терроризма и угрозы социально-криминального характера». (4 часа).

1. Основные понятия

2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз

3. Рекомендации по предупреждению террористических актов

4. Меры защиты при осуществлении террористических актов

Тема 8: «Технические средства безопасности». (4 часа).

1. Охранно-пожарная сигнализация

2. Средства и системы связи

3. Телевизионные системы безопасности

4. Техническое обеспечение иных видов безопасности

5. Интегрированные системы безопасности

Тема 9: «Обеспечение электробезопасности в образовательном учреждении». (2 часа).

1. Причины электротравматизма в оу

2. Воздействие электрического тока на человека

3. Средства защиты от поражения электротоком

4. Первая помощь пострадавшим

5. Молниезащита

Тема 10: «Безопасность учащихся при использовании информационных технологий». (4 часа).

1. Основные аспекты информационной безопасности в школе

2. Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы.

3. Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации.

4. Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы.

Тема 11: «Безопасность при перевозках учащихся». (4 часа).

1. Перевозка автомобильным транспортом

2. Перевозка железнодорожным транспортом

Тема 12: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды». (4 часа).

3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды.

4. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.

5. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.

Ядерный терроризм предполагает использование в качестве оружия радиоактивных материалов. Это может быть: ядерное взрывное устройство; заражение местности радиоактивными веществами без проведения ядерного взрыва; нападение террористов на ядерный реактор с намерением его разрушить и осуществить радиоактивное заражение местности.

Биологический терроризм представляет собой использование биологических средств ведения войны (бактерии, вирусы, риккетсии) против населения с целью уничтожения максимального количества людей. Наиболее распространенными и доступными биологическими агентами для проведения терактов являются возбудители опасных инфекций типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии.

Химический терроризм предполагает использование химического оружия в террористических целях. Это может быть нападение с намерением уничтожить максимальное количество людей (наиболее известный пример – газовая атака с использованием отравляющего вещества зарин, проведенная религиозной сектой «АУМ-Синрикё» в метро японского города Нагано в июне 1994 г.) либо отравление продовольственных продуктов, воды и т. п. с целью шантажа или причинения реального экономического ущерба (например, в 1978 г. палестинские террористы заразили ртутью партии апельсинов, поставляемые из Израиля в страны Европы).

В настоящее время актуальна угроза электромагнитного терроризма, который заключается в создании мощного электромагнитного импульса, воздействующего на уязвимые электронные элементы цивилизационной среды: электронную аппаратуру самого разнообразного назначения – от компьютеров до охранной сигнализации и средств связи. Таким образом, компьютерный терроризм можно рассматривать как частный случай электромагнитного терроризма.

Космический терроризм подразумевает уничтожение спутников и других космических аппаратов или создание помех, препятствующих их нормальной работе либо захват и использование космических аппаратов для обеспечения террористов связью или для использования в боевых террористических операциях.

Тенденции в проявлениях терроризма таковы, что наиболее актуальной является угроза применения средств массового поражения, так как сегодня компоненты ядерного, химического и биологического оружия стали более доступными, чем это было несколько лет назад. При этом химическое оружие более доступно, проще и дешевле в производстве, компактнее в сравнении с ядерными и биологическими материалами. Следовательно, использование химического оружия наиболее перспективно с точки зрения террористов.


Реально существует опасность использования средств электромагнитного и кибернетического терроризма. Действительно, в отличие от ядерного, биологического, химического терроризма, электромагнитное воздействие не оставляет следов, не требует от террористов индивидуальной защиты и маскировки. Акции могут осуществляться одновременно по большому числу целей, дистанционно и с использованием мобильных средств.

Космический терроризм сегодня представляется отдаленной перспективой. Но увеличивающееся количество спутников на орбитах и реальная возможность создания космических аппаратов странами третьего мира приближают время, когда он станет также осуществим, как захват самолета.

Предполагается дальнейшее развитие технологического и психологического терроризма.

Под технологическим терроризмом понимается уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) потенциально опасных объектов (радиационно-, химически-, взрыво-, пожароопасные объекты, магистральные трубопроводы, гидротехнические сооружения и др.), создающие опасность возникновения ЧС.

В последнее время значительно расширились масштабы так называемого психологического террора в форме анонимных угроз в адрес высших должностных лиц, руководителей министерств, ведомств, областей, членов депутатского корпуса, предпринимателей.


2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз

Как угроза национальной безопасности России терроризм охватывает своим деструктивным воздействием все основные сферы общественной жизни страны.

Непосредственные насильственные посягательства на жизнь, здоровье и имущество граждан, а также на материальные объекты различного назначения влекут за собой тяжкий ущерб для безопасности населения и экономики страны. Одновременно они подрывают устойчивость политической системы общества, стабильность политического курса, а в ряде случаев даже парализуют действия властей и способствуют подрыву их авторитета среди населения.

Организаторы террористических акций стремятся посеять страх среди населения, выразить протест политике правительства, нанести экономический ущерб государству или частным фирмам, уничтожить своих соперников, затруднить работу правоохранительных органов.

При определенных условиях акции террористов могут привести к возникновению крупномасштабных экологических, экономических катастроф и массовой гибели людей. Так, в последнее время значительно возросло число угроз взрывов объектов атомной энергетики, транспорта, экологически опасных производств, а также взрывов в местах массового скопления людей, включая метро, крупные торговые и зрелищные комплексы.

Не менее страшный эффект террористических актов – деморализация общества, нагнетание атмосферы страха, неуверенности, запугивания, парализации и подавления общественной воли, недовольство властями и правоохранительными органами, ликвидация демократических институтов общества, затруднение нормального функционирования государственных органов.

Термин «терроризм» происходит от латинского terror – страх, ужас. Именно доведение людей до состояния ужаса – психологическая ставка современного терроризма. С этой целью теракты часто осуществляются в так называемых «спальных» районах, по ночам, то есть именно там и тогда, где и когда человек привык чувствовать себя в наибольшей безопасности – под крышей собственного дома.

Террористические угрозы

Терроризм стал одним из наиболее опасных вызовов безопасности общества. Особую опасность он представляет для крупных объектов, образовательных, политических, экономических и культурных центров. Террористические акты становятся все более масштабными и разнообразными по формам проявления и использованию технических средств.


К основным угрозам террористического характера относятся:

- нападение на военные объекты (захват, подрыв, обстрел и т. д.);

- взрывы в местах массового пребывания людей (метро, вокзалы, транспорт, жилые кварталы); похищение людей и захват заложников;

- захват воздушных судов и других транспортных пассажирских средств;

- разрушение объектов, важных для жизни населения;

- вывод из строя систем управления авиационным и железнодорожным движением, линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов (электромагнитный терроризм);

- нарушение психофизического состояния людей;

- проникновение с целью нарушения работы в информационные сети;

- хакерские атаки на компьютерные сети;

- внедрение через печать, радио и телевидение информации, которая может вызвать искаженное общественное мнение, беспорядки в обществе;

- применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей;

- отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;

- искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение террористической угрозы, являются:

- сохранение социальной напряженности, нерешенность социально-экономических, политических и бытовых проблем в ряде регионов;

- сочетание организованных террористических организаций с большим количеством самостоятельных автономных ячеек и индивидуумов;

- рост «интеллектуального» уровня терроризма и появление новых видов терроризма (информационного, техногенного, кибернетического и др.);

- расширение количества способов террористической деятельности (биологических, химических, радиационных, компьютерных, психотронных и др.);

- непредсказуемость актов терроризма, когда насилие направлено не против конкретных лиц и объектов, а на беспорядочное убийство случайных людей.

Реализация указанных угроз может привести:

- к нарушению на длительный срок нормальной жизни города, региона;

- к созданию атмосферы страха;

- к большому количеству жертв.

Криминальные угрозы

Усиление криминализации различных сторон жизни общества наносит серьезный ущерб идеям демократизации, нарушает нормальную жизнь населения.


К основным криминальным угрозам относятся:

- усиление криминального давления на жизнедеятельность общества;

- возможность срастания преступных сил с представителями властных структур;

- переход под контроль криминальных групп банков, экономических и торговых и образовательных центров;

- коррупция в государственных, региональных и местных органах, а также в правоохранительных органах;

- влияние криминальных структур на рыночные цены – на продукты питания, стройматериалы, учебники и т. д.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение криминальных и террористических угроз, являются:

- недостатки исполнения законодательства как на федеральном, так и на местном уровне;

- недостаточный уровень обеспеченности и подготовленности сотрудников правоохранительных органов в борьбе с преступностью;

- снижение уровня культуры и правосознания населения;

- ослабление социального контроля, например, в сфере миграции;

- слабая раскрываемость преступлений.

Эти явления ведут:

- к появлению атмосферы страха и неуверенности;

- к росту влияния преступных групп в населенных пунктах;

- к парализации воспитательного и образовательного процесса в отдельных ОУ;

- к обесцениванию демократических ценностей в сознании обучаемых.

Значительные нагрузки на психику и сознание людей, вызываемые социальными, политическими, экономическими, криминальными опасностями, создают для личности, социальных групп и общества в целом угрозы психологического характера.

К угрозам социально-психологического характера в ОУ относятся:

- рост психологической напряженности вследствие увеличения числа стрессовых ситуаций в обществе, в коллективе ОУ, в семьях;

- повышение психологической напряженности вследствие усиления ощущения социальной незащищенности:

- у детей – от невозможности понимания происходящего в мире;

- у необеспеченных слоев населения – от отсутствия материальной обеспеченности.

На этом фоне усугубляются:

- противопоставление поколений на базе различия в условиях жизни и мотиваций;

- информационное навязывание «западных» стереотипов восприятия, мышления, поведения, внедряемых в сознание молодежи

- без учета особенностей российского менталитета и реальных возможностей людей;