ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 430
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Обеспечение безопасности образовательных учреждений Перечень вопросов к экзамену
Тема 1: «Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения».
Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).
Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).
Тема 5: «Организация и обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности
3 . Неотложные действия при пожаре
4. Тушение и средства тушения пожаров
5. Противопожарная профилактика в оу
Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз
3. Рекомендации по предупреждению террористических актов
4. Меры защиты при осуществлении террористических актов
Тема 8: «Технические средства безопасности». (4 часа).
1. Охранно-пожарная сигнализация
3. Телевизионные системы безопасности
4. Техническое обеспечение иных видов безопасности
5. Интегрированные системы безопасности
Тема 9: «Обеспечение электробезопасности в образовательном учреждении». (2 часа).
1. Причины электротравматизма в оу
2. Воздействие электрического тока на человека
3. Средства защиты от поражения электротоком
Тема 10: «Безопасность учащихся при использовании информационных технологий». (4 часа).
1. Основные аспекты информационной безопасности в школе
2. Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы.
3. Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации.
Тема 11: «Безопасность при перевозках учащихся». (4 часа).
1. Перевозка автомобильным транспортом
2. Перевозка железнодорожным транспортом
Тема 12: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды». (4 часа).
3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды.
4. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.
5. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.
- «зомбирование» сознания людей через СМИ, например, рекламой и психотронными методами воздействия;
- правовой нигилизм, утрата веры в разум, честность и человечность политических лидеров;
- изменение жизненных ценностей учащихся в сторону потребительской и индивидуалистической (эгоцентрической) психологии;
- рост числа психических заболеваний подростков, родителей и педагогов;
- рост потребления алкоголя, распространение наркомании;
- формирование в СМИ культа богатства (за счет его приобретения любыми средствами), агрессии и насилия, как наиболее современных жизненных ценностей, и, как следствие этого, потеря ориентации на нравственные, духовные и культурные ценности.
Итак, основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз террористического, криминального и социально-психологического характера в ОУ, являются:
- рост напряженности вследствие нестабильности экономической, финансовой ситуации, увеличение стрессогенных и психогенных факторов в семье, в учебных заведениях, на работе, на улице и т. д.;
- усиление криминогенных факторов и соблазнов;
- социальная и психологическая оторванность детей и подростков от взрослых;
- отсутствие правовой и психологической культуры у некоторых педагогов, представителей органов власти и у населения в целом;
- разрушение и отсутствие целенаправленных способов формирования духовно-нравственных, культурных, социальных и экономических оснований для объединения общества;
- снижение общей гуманитарной культуры в системе образования, нарушение преемственности социально-культурных, национальных традиций и, как следствие, усвоение чуждых российскому менталитету нормативов и образцов (российский менталитет – соборность, западный – индивидуализм);
- ослабление государственного и социального контроля за противоправным поведением;
- недостаточность пространственных (ландшафтных), жилищных, культурных, спортивных и иных социальных условий для психологической разгрузки и комфорта населения (парки, скверы, клубы по интересам, бесплатные спортивные площадки, недорогие кафе и т. д.);
- резкое уменьшение возможностей для продуктивной и соответствующей моральным нормам реализации активности детей и подростков, из-за чего их активность реализуется в противоправных и аморальных формах (от вандализма до криминала);
- агрессивность информационной видеосреды.
Реализация угроз психологического характера в ОУ может привести:
- к нарушению психического здоровья;
- к увеличению количества психических заболеваний, самоубийств и преступлений.
Можно заключить, что в условиях социальной напряженности и кризисных явлений образуется порочный круг самовоспроизводства опасностей: одни угрозы становятся предпосылками для других, те – для третьих и т. д. Поэтому односторонний подход – борьба с одним из сегментов этого порочного круга – практически бесполезен. Необходимо комплексное воздействие на все указанные явления.
3. Рекомендации по предупреждению террористических актов
Меры обеспечения безопасности объектов
Учитывая возможность совершения террористических актов и иных преступлений на территории ОУ (далее – объектов), их руководителям надлежит совместно со специалистами МЧС, ФСБ и МВД России разработать инструкции и планы действий на случай возникновения различных видов ЧС.
В целях уменьшения вероятности их возникновения на территории ОУ рекомендуются следующие меры предупредительного характера:
- ужесточение элементов пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио- и видеозаписи;
- ежедневный обход территории ОУ и осмотр мест сосредоточения ценных или опасных веществ на предмет своевременного выявления ВУ или подозрительных лиц и предметов;
- периодическая комиссионная проверка складских помещений;
- более тщательный подбор и проверка кадров, индивидуальная работа с отдельными учащимися;
- организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям в ЧС;
- при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации ОУ при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.
Полезно изучить помещения, узлы, агрегаты, установленные (построенные) в здании или вблизи его и по всему периметру, выяснить, кем они обслуживаются (заняты), кто несет ответственность за их эксплуатацию и содержание. Следует узнать телефоны съемщиков и владельцев помещений и оборудования, телефоны вышестоящих организаций.
Рекомендуется также:
- изучить места возможного заложения ВУ, складирования взрывоопасных веществ или создания взрывоопасных воздушных или сыпучих смесей;
- знать в лицо работников коммунальных служб, обслуживающих ОУ;
- не оставлять без внимания появление посторонних лиц, не имеющих отношения к ОУ, их стремление обследовать объект, получить сведения о территории, режиме работы, сотрудниках и учащихся ОУ;
- обращать особое внимание на стоянку возле ОУ незнакомых, безнадзорных автомобилей, загруженных или закрытых контейнеров и других подозрительных предметов;
- своевременно устанавливать и ремонтировать системы оповещения и взаимной информации, кнопки тревожной сигнализации.
В интересах личной безопасности целесообразно обеспечить персонал ОУ, учащихся и их родителей следующими рекомендациями:
- избегайте выходить из дома и с работы в одиночку, передвигаться в группе всегда безопаснее;
- сделайте так, чтобы ваши дети ходили в школу и из школы в сопровождении взрослых. Предупредите учителей, что ваших детей ни при каких обстоятельствах не могут встречать и отвозить домой посторонние люди, в том числе женщины;
- предупредите родных и близких вам людей, чтобы они не впускали в дом незнакомых, никому не сообщали сведений о вашей деятельности, о местонахождении в данный момент, не принимали никаких пакетов или предметов, если не знают, от кого они присланы;
- не открывайте двери незнакомым, в том числе лицам, выдающим себя за работников коммунальных служб, ремонтных рабочих, розничных торговцев и появляющимся без предварительной договоренности;
- поддерживайте дружеские отношения с соседями. Пенсионеры и женщины, проводящие много времени возле дома, могут предупредить вас о подозрительных типах, которые интересуются вами или вашей машиной, детьми, пытались проникнуть в дом и т. д.;
- обсудите с семьей, что делать, если кого-то из вас похитят. Сделайте необходимые распоряжения на этот случай, укажите номера телефонов, по которым надо звонить, разработайте свой «кризисный план»;
- по возможности меняйте маршруты при поездках на работу и с нее. Опыт показывает, что преступники обычно держат свою жертву под наблюдением, чтобы выбрать подходящее место и время для нападения;
- старайтесь ходить и ездить по оживленным дорогам, избегать пустынных улочек и проселочных дорог. Проверяйте, не преследует ли вас какой-либо человек или автомобиль;
- в машине закрывайте все двери на кнопки. Если вас остановили (например, ГАИ), не выходите из машины, если место пустынное, а время суток темное. Машину держите на передаче, чтобы немедленно уехать в случае опасности;
- если за вами следят из другой машины, немедленно свяжитесь с милицией;
- всегда оставляйте машину в таком месте, чтобы она была под присмотром: на охраняемой стоянке, в поле зрения из окна, в гараже;
- подходя к машине, убедитесь, что в ней никого нет, никто не спрятался на полу между сиденьями. Осмотритесь, нет ли неподалеку подозрительной компании. Иногда преступники «ловят» владельцев автомобилей именно в тот момент, когда они открывают двери, особенно в безлюдном и темном месте.
Если вы обнаружили взрывоопасный предмет:
- не подходите близко к нему;
- немедленно сообщите о находке в милицию;
- не позволяйте случайным людям прикасаться к подозрительному предмету, пытаться его проверить или обезвредить.
Защита жилых помещений
Основные пути проникновения преступников в помещение: двери, окна, балконы, реже – пробивание стен направленным взрывом или иным способом.
Дверь следует ставить из прочного материала толщиной не менее 7 см. Неплохо покрыть ее металлическим листом, замаскировать краской, рейками, кожзаменителем, чтобы не привлекать внимания. Еще лучше ставить двойную дверь: первую из древесины, вторую – металлическую.
В стандартных помещениях дверь выбивается вместе с дверной коробкой. Укрепить дверную коробку можно металлическими штырями, забетонированными в стенах, потолке и полу. Дверь должна открываться наружу, такую труднее выбить. Если к тому же поставить на нее накладной замок, то его труднее будет взломать, отжать ригель замка. Усилить створ двери и дверной коробки можно угольниками из стали, чтобы преступник не мог вставить в щель ломик или топор. Наружную дверь обязательно следует оснастить прочной металлической цепочкой, хотя бы одним надежным засовом и смотровым глазком.
Ставьте на дверь не менее двух надежных замков различной конструкции (например, один цилиндровый, а другой сувальдный). Они должны быть удалены друг от друга не менее чем на 35–40 см. Лучше использовать замки с механизмами высокой секретности и прочности, например с крестообразными ключами или с цифровым набором. Прежде чем устанавливать замки, попросите специалиста немного усложнить конфигурацию ключа, а также доработать замки: в цилиндровый замок можно ввести упор, в сувальдный – ввернуть дополнительный винт.
Желательно, чтобы запирающее устройство наружной двери не имело отверстия для ключа (например, электронный замок с кодовым управлением и автономной системой питания).
Для защиты окон можно рекомендовать двойные рамы повышенной прочности. Если окна открываются, позаботьтесь о том, чтобы на них были крепкие и надежные шпингалеты, а также решетка или бронепленка. Это относится и к балконам (лоджиям) независимо от этажа.
Целесообразно заключить договор с местным отделом вневедомственной охраны или ОВД о технической охране помещений или оснастить их системой сигнализации, то есть целым комплексом приборов, а не единственным устройством на двери.