ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 437
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Обеспечение безопасности образовательных учреждений Перечень вопросов к экзамену
Тема 1: «Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения».
Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).
Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).
Тема 5: «Организация и обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности
3 . Неотложные действия при пожаре
4. Тушение и средства тушения пожаров
5. Противопожарная профилактика в оу
Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз
3. Рекомендации по предупреждению террористических актов
4. Меры защиты при осуществлении террористических актов
Тема 8: «Технические средства безопасности». (4 часа).
1. Охранно-пожарная сигнализация
3. Телевизионные системы безопасности
4. Техническое обеспечение иных видов безопасности
5. Интегрированные системы безопасности
Тема 9: «Обеспечение электробезопасности в образовательном учреждении». (2 часа).
1. Причины электротравматизма в оу
2. Воздействие электрического тока на человека
3. Средства защиты от поражения электротоком
Тема 10: «Безопасность учащихся при использовании информационных технологий». (4 часа).
1. Основные аспекты информационной безопасности в школе
2. Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы.
3. Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации.
Тема 11: «Безопасность при перевозках учащихся». (4 часа).
1. Перевозка автомобильным транспортом
2. Перевозка железнодорожным транспортом
Тема 12: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды». (4 часа).
3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды.
4. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.
5. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.
Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
1. От обычных происшествий и опасных ситуаций погибает людей (в т. ч. обучающихся и воспитанников) в сто раз больше, чем от ЧС, но они не попадают в статистику МЧС и не вызывают повышенного внимания в руководящих документах.
2. Значительную часть этих потерь можно уменьшить, поскольку более 70 % пострадавших погибает не от стихийных бедствий, а от отсутствия элементарной культуры безопасного поведения и недостаточности необходимых знаний и умений у населения, в том числе и у части медработников. Особенно ярко это проявилось при терактах в Каспийске, Махачкале, на Дубровке и в десятках тысяч ДТП. Не всем удается быстро остановить кровь, не всех потерявших сознание положили лицом вниз, чтобы пострадавший не подавился языком и не захлебнулся кровью (рвотой).
3. Дорогостоящее укрепление технической и тактической готовности к защите ОУ от терактов и иных ЧС не приведет к снижению общих потерь, если эти меры не будут одновременно защищать ОУ от множества других обыденных (нечрезвычайных) опасностей социального характера.
Никакие дорогостоящие суперсистемы безопасности не гарантируют снижения травматизма и смертности в ОУ, если в голове у каждого не будет качественных знаний о мерах собственной безопасности, помощи и самопомощи. Твердое усвоение трех-четырех простейших навыков (придание пострадавшему позы выживания, остановка крови, искусственное дыхание) помогло бы сберечь ежегодно десятки тысяч жизней. Не менее важны для уменьшения количества пострадавших такие навыки, как правильное хождение по гололеду и скользким лестницам, выбор одежды и обуви по погоде, правильное хранение продуктов и денег, общение в конфликтных ситуациях и, в особенности, умение предвидеть неблагоприятное развитие обыденных ситуаций.
4. Самые строгие меры и законы не помогут снизить потери обществ и государства, если в каждом ОУ и в обществе в целом не будет создано условий для развития трудоохранной культуры, системы формирования безопасной личности, безопасного поведения, проектирования и внедрения комплексных технических и социальных систем безопасности.
5. Любые действия не будут эффективными, если не будет обеспечено единство целей и механизма взаимодействия общества, гражданина, семьи, коллектива, организации, государства. Нужны специальные программы и механизмы для постоянного взаимодействия, например, паспорт безопасности ОУ, пакет инструкций по безопасности, единый план безопасности.
Эти выводы помогают осознать важность целого ряда требований к обеспечению безопасности ОУ, созданию комплексных систем безопасности (выбору средств, режима, типа отношений в коллективе, с родителями), позволяющих достичь наибольшего эффекта.
Тема 7: «Защита образовательного учреждения от терроризма и угрозы социально-криминального характера». (4 часа).
Вопросы:
1. Основные понятия.
2. Общая характеристика террористических и социально – криминальных угроз.
3. Рекомендации по предупреждению террористических актов.
4. Действия и меры защиты при угрозе террористических актов.
1. Основные понятия
Терроризм – насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворение их неправомерных имущественных и (или) иных интересов;
- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
- нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующейся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.
Террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя:
- организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;
- подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;
- организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;
- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
- финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.
Террористическая акция (террористический акт) – непосредственное совершение преступления террористического характера в форме:
- взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ;
- уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов;
- посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения;
- захвата заложников, похищения человека;
- создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности;
- распространения угроз в любой форме и любыми средствами;
- иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Террористической акт, как правило, является завершающим этапом террористической операции.
Террорист – лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме.
Борьба с терроризмом – деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности.
Заложник – физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия при условии освобождения удерживаемого лица.
Преступления террористического характера – преступления, предусмотренные статьями 205–208, 277 и 360 УК РФ. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные УК РФ, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с УК РФ.
Террористические акты осуществляются в следующих основных формах.
Диверсия (взрыв, распыление отравляющих веществ и т. п.). Производятся взрывы транспортных средств, взрывы в зданиях или на открытом пространстве в местах массового скопления людей с целью нанести ущерб и вызвать человеческие жертвы. В результате взрывов страдает большое количество случайных людей, поэтому именно такая тактика приводит к наиболее сильному психологическому эффекту и имеет место в случаях, когда все потенциальные жертвы рассматриваются террористами в качестве политических противников.
Похищение. Как правило, похищению подвергаются значительные фигуры, способные привлечь внимание общественности: известные политики, чиновники, журналисты, дипломаты.
Покушение и убийство. Один из основных методов терроризма. Осуществляется вооруженными группами. Отличается демонстративной адресностью, поэтому эффективен для целенаправленного психологического воздействия на узкую аудиторию.
Ограбление (экспроприация). Осуществляется как с целью получения необходимых для ведения борьбы средств, так и в целях пропаганды. Наибольший размах приобретает в периоды революционной дестабилизации.
«Хайджекинг» – захват транспортного средства: самолета, железнодорожного состава, автомобиля, корабля. Наиболее часто осуществляются захваты самолетов, обозначаемые также как «скайджекинг». Скайджекинг наиболее эффективен среди других видов хайджекинга, так как, во-первых, удерживает спецслужбы от проведения атак на террористов из-за высокого риска поражения заложников, во-вторых, авиатранспорт представляется наиболее удобным средством для того, чтобы скрыться от преследования.
Захват зданий. Чаще всего налетам подвергаются здания посольств, правительственные учреждения, партийные офисы. Чеченский терроризм продемонстрировал пример нападения на больницы и школы. Как правило, захватом здания террористическая операция не ограничивается. В случае удачного для террористов хода дел им представляется возможность покинуть захваченное строение под прикрытием заложников.
Вооруженное нападение без смертельного исхода и причинения значительного имущественного ущерба. Осуществляется террористическими организациями на стадии становления, когда еще не накоплен опыт проведения крупномасштабных операций, а также активно действующими организациями, которым необходимо только продемонстрировать способность к проведению вооруженных операций.
Кибертерроризм – нападение на компьютерные сети. Появление этой формы терроризма связано с увеличившейся ролью компьютеров во всех сферах жизни и с зависимостью нормальной жизнедеятельности общества от сохранности компьютерных сетей. Нападение на компьютеры посредством несанкционированного доступа производится с целью саботировать работу соответствующих учреждений.
В настоящее время рассматривается возможность использования террористами в преступных целях ядерных, химических, биологических боеприпасов.