Файл: obrazovatelnye_uchrezhdenia (1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Обеспечение безопасности образовательных учреждений Перечень вопросов к экзамену

Тема 1: «Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения».

Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).

Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 5: «Организация и обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

1. Причины пожаров в оу

2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности

3 . Неотложные действия при пожаре

4. Тушение и средства тушения пожаров

5. Противопожарная профилактика в оу

Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 7: «Защита образовательного учреждения от терроризма и угрозы социально-криминального характера». (4 часа).

1. Основные понятия

2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз

3. Рекомендации по предупреждению террористических актов

4. Меры защиты при осуществлении террористических актов

Тема 8: «Технические средства безопасности». (4 часа).

1. Охранно-пожарная сигнализация

2. Средства и системы связи

3. Телевизионные системы безопасности

4. Техническое обеспечение иных видов безопасности

5. Интегрированные системы безопасности

Тема 9: «Обеспечение электробезопасности в образовательном учреждении». (2 часа).

1. Причины электротравматизма в оу

2. Воздействие электрического тока на человека

3. Средства защиты от поражения электротоком

4. Первая помощь пострадавшим

5. Молниезащита

Тема 10: «Безопасность учащихся при использовании информационных технологий». (4 часа).

1. Основные аспекты информационной безопасности в школе

2. Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы.

3. Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации.

4. Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы.

Тема 11: «Безопасность при перевозках учащихся». (4 часа).

1. Перевозка автомобильным транспортом

2. Перевозка железнодорожным транспортом

Тема 12: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды». (4 часа).

3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды.

4. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.

5. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.

Не следует пользоваться лифтом. При пожарах могут отключить электроэнергию, и тогда трагедия в задымленном лифте неизбежна.

Если покинуть помещение невозможно, то быстрее заложите дверные щели мокрыми тряпками. После этого закройте за собой дверь и из окна зовите на помощь. Собравшиеся внизу люди могут разными способами страховать ваш спуск, например, 5–6 человек сильно растянут под окном ковер, одеяло, пальто. Можно попросить поискать лестницу, у водителей взять буксировочные тросы и забросить наверх клубок веревки для их подъема, сложить горку из пустых картонных коробок и верхней одежды, подогнать вплотную к стене автобус (грузовик), что снизит высоту спуска, прыжка или падения на целый этаж. Как правило, до критического момента, когда пора прыгать, есть 10–15 минут для поиска и подготовки подручных средств спасения.

Используйте для спуска веревки, связанные шторы, брюки, колготки, шарфы, ремни и любые иные подручные материалы. (После трагического пожара в Самарском УВД в некоторых многоэтажных зданиях сотрудникам учреждений выданы специальные веревки (веревочные лестницы) для спуска из окон.)

Пересчитав учащихся, составьте список отсутствующих с указанием причины. Ни в коем случае не пускайте никого обратно в опасную зону «за вещами». Отведите в сторону, чтобы не мешать пожарным. По согласованию с руководством примите решение – держать детей в безопасном месте или отпустить домой. Выбирается наиболее безопасный вариант.

В каждом ОУ руководитель обязан назначать и проводить учения (тренировки) с персоналом и учащимися по отработке навыков эвакуации. Практика показывает, что при этом выявляется немало проблем, устранение которых уже на следующей тренировке позволяет сократить время первой пробной эвакуации (свыше 30 минут) в 2–3 раза. Однако желаемые нормативные 6 минут, как правило, так и остаются недосягаемыми. Резерв ускорения при настоящих событиях заложен, вероятно, в более активном использовании окон первого этажа. Для удобства выхода через оконные проемы можно изнутри поставить стулья, а снаружи стол или парту.

На уроках физкультуры полезно тренировать учащихся спускаться по веревке со шведской стенки и объяснять им, для чего нужно совершенствовать такой навык.

Здания ОУ имеют различную пожарную устойчивость. Пониженную пожароустойчивость имеют старые постройки с пустотами в деревянных строительных конструкциях перекрытий и межкомнатных перегородок, а также здания с открытыми лестницами. Наличие пустот в строительных конструкциях затрудняет обнаружение пожара автоматическими средствами и создает угрозу его скрытого распространения на другие площади.


Обычно в зданиях старой постройки имеются главные парадные лестницы открытого типа, что существенно снижает их пожарную безопасность. Они должны отделяться от примыкающих коридоров и других помещений противопожарными перегородками, так как всегда существует тяга воздуха (дыма) в сторону открытых лестничных клеток.

При пожаре продукты горения распространяются вдоль лестниц открытого типа на верхние этажи здания, затем, образуя зону задымления, спускаются вниз, заполняя поэтажные коридоры. По этой причине открытые лестницы на три и более этажей в расчет эвакуации входить не могут. Более того, блокирование открытой лестницы ОФП приводит к рассечению поэтажных коридоров и нарушает требование наличия двух эвакуационных выходов с каждого этажа. Поэтому следует дополнительно обсудить с органами Государственной пожарной службы опасность каждого конкретного здания при различных вариантах возникновения пожара.

Результаты моделирования пожаров и оценки времени до блокирования открытой лестницы ОФП показывают следующие значения:

- на 6-м и 5-м этажах оно составляет менее 200 с;

- на 4-м этаже – около 300 с;

- на 3-м этаже – около 500 с;

- на 2-м этаже – около 800 с.

При этом установлено, что время блокирования путей эвакуации ОФП через открытые проемы в коридорах и лестницах может составлять примерно от 3 до 6 минут в зависимости от места расположения очага пожара и этажа, а расчетное время эвакуации – от 2 до 5 минут. Это значит, что в случае запаздывания сигналов системы обнаружения и оповещения людей о пожаре возникает реальная угроза жизни людей в зданиях с низкой пожарной устойчивостью.

Первая помощь пострадавшим

Нередки случаи, когда кому-либо становится плохо или получены травмы, ожоги. Всегда необходимо вызвать врача. Однако в некоторых случаях первую помощь необходимо начать оказывать немедленно, не дожидаясь прибытия врача.

Остановка сердца. Необратимые процессы в головном мозге могут наступить уже через 5–6 минут после прекращения поступления к нему крови. Поэтому при отсутствии пульса следует немедленно начинать реанимацию (искусственное дыхание и массаж сердца).

При повреждении крупных кровеносных сосудов человек от потери крови может погибнуть за несколько минут. Необходимо немедленно наложить кровоостанавливающий жгут.

При термическом ожоге следует немедленно начать охлаждать (при химическом – промывать) обожженные места, чтобы остановить процессы глубокого омертвления тканей. Используются вода, снег, сок, лимонад, моча, лед или продукты из холодильника. Главное – приступить немедленно и охлаждать не менее 10 минут.


При переломах очень опасен болевой шок, поэтому обезболивающее (анальгин, баралгин, промедол) пострадавшему обязан немедленно дать тот, кто первым его обнаружил.

При удушениях, отравлениях, поражении током пострадавшего необходимо вынести на свежий воздух, ослабить одежду; при угасании дыхания начать реанимацию.

При поражениях глаз необходимо начать промывание глаз холодной водой как можно быстрее. Промывать 15–20 минут.

Крайне важны именно немедленные меры, часто достаточно простые (укрыть от ветра и холода, дать обезболивающие или успокоительные средства, наложить жгут).


4. Тушение и средства тушения пожаров

Тушение пожара – сложная профессиональная задача. Ее решение под силу только обученным и хорошо оснащенным пожарным подразделениям, которые всегда используют изолирующие средства защиты органов дыхания.

При тушении пожара условно можно выделить периоды его локализации и ликвидации.

Пожар считается локализованным, когда:

- нет угрозы людям и животным;

- нет угрозы взрывов и обрушений;

- развитие пожара ограничено;

- обеспечена возможность его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Пожар считается ликвидированным, когда:

- горение прекращено;

- обеспечено предотвращение его возникновения.

Указанные признаки локализации и ликвидации пожара необходимо знать руководителям и персоналу ОУ для принятия правильных решений.

Для прекращения горения необходимо выполнение хотя бы одного из следующих условий:

- прекращение поступления в зону горения новых порций паров горючего;

- прекращение поступления окислителя (кислорода воздуха);

- уменьшение теплового потока от факела пламени;

- уменьшение концентрации активных частиц (радикалов) в зоне горения.

Таким образом, возможными принципами (способами) тушения огня могут быть:

- снижение температуры очага горения ниже температуры самовоспламенения или температуры вспышки горючего путем введения в пламя веществ, которые в результате испарения, сублимации или разложения забирают на себя некоторое количество теплоты (классическим веществом является вода);

- уменьшение количества паров горючего, поступающего в зону горения, путем изоляции горючего вещества от воздействия факела очага горения (например, при помощи плотного покрывала);

- снижение концентрации кислорода в газовой среде путем разбавления среды негорючими добавками (например, азотом, углекислым газом);

- снижение скорости химической реакции окисления за счет связывания активных радикалов и прерывания цепной реакции горения, протекающей в пламени, путем введения специальных химически активных веществ (ингибиторов);

- создание условий гашения пламени при прохождении его через узкие каналы между частицами огнетушащего вещества (эффект огнепреграждения);


- срыв пламени в результате динамического воздействия струи огнетушащего вещества на очаг горения.

Как правило, процесс тушения имеет комбинированный характер. Так, пена оказывает изолирующее и охлаждающее воздействие, порошковые составы обладают ингибирующим, огнепреграждающим и динамическим действием.

Но даже при быстром оповещении пожарной охраны необходимо время, чтобы пожарной команде добраться до места происшествия и развернуть технические средства. Поэтому в случае небольшого возгорания каждый сотрудник ОУ и старшеклассник должны уметь пользоваться первичными и подручными средствами пожаротушения.

Доступными подручными средствами тушения огня являются: огнетушители, вода, снег, земля, песок, стиральный порошок, брезентовые покрывала, а также веники, портфели, книги.

Наиболее распространенными огнетушителями являются: порошковые (ОП-2, ОП-5), углекислотные (ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8), водяные, аэрозольные и воздушно-пенные (ОВП-10). На корпусе каждого огнетушителя имеется инструкция по его использованию. Химически-пенные огнетушители (ОХП-10) запрещены к производству и применению.

Принципы действия и конструкции огнетушителей подробно описаны в специальной литературе.

Не жалейте времени для того, чтобы заранее научиться работать с огнетушителем, – во время пожара изучать инструкцию будет некогда.

Применяя огнетушители, помните, что они работают недолго (около минуты) и предназначены для тушения небольших очагов возгорания. Пенным огнетушителем нельзя тушить электрооборудование, находящееся под напряжением. Раструб углекислотного огнетушителя нельзя держать голой рукой (температура раструба составляет –70 °С).

Иногда не все знают, где находятся огнетушители. Как правило, они располагаются в шкафу внутреннего пожарного крана (ПК). Места их расположения указываются на планах эвакуации людей и обозначаются надписями в помещениях.

Во многих зданиях есть внутренние ПК. В случае необходимости откройте или разбейте дверцу шкафчика, на котором написано «ПК», раскатайте рукав, присоедините его к крану и направьте ствол в сторону огня. Затем с помощью палки или сильного человека поверните вентиль против часовой стрелки до отказа. После подачи воды направляйте струю в место горения. Полезно знать, где в вашем здании находится водомерный счетчик, чтобы быстро открыть задвижку обводной линии для усиления водоснабжения ПК.