ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 392

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

§ 1. Функции арифметических задач в обучении математике младших школьников

§ 2. Понятие арифметической задачи. Её структура

§ 3. О классификации арифметических задач, решаемых в начальных классах

§ 4. Анализ процесса решения задачи

§ 5. Свойства полноценного умения решать арифметические задачи

§ 6. Общие вопросы методики формирования умения решать арифметические задачи

Выполнение записи решения задач

Проверка решения задачи

Закрепление умения решать задачи рассматриваемого вида

§ 7. Методика обучения решению простых арифметических задач

7.3. Задачи на нахождение неизвестных уменьшаемого, вычитаемого, слагаемого

Задача на нахождение неизвестного слагаемого

Задача на нахождение неизвестного уменьшаемого

Задача на нахождение неизвестного вычитаемого

7.4. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на нахождения произведения, деление по содержанию и на равные части

Задачи на нахождение произведения

Задачи на деление по содержанию и на равные части

7.5. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и разностное сравнение чисел

7.6. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и кратное сравнение чисел

Задачи на уменьшение числа в несколько раз, выраженные в прямой форме

§ 8. Методика введения первых составных арифметических задач

§ 9. Методика формирования умения решать составные арифметические задачи, связанные с пропорциональными величинами

9.1. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального

9.2. Задачи на пропорциональное деление

9.3. Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям

9.4. Задачи, связанные с движением

§ 10. Организация контроля над самостоятельной работой студентов при изучении темы « Формирование у младших школьников умения решать арифметические задачи» Вопросы к экзамену

Семестровые задания(представляются к летней сессии, 6 семестр)

Литература

Содержание

Методика обучения математике младших школьников ( вопросы частной методики, часть 2)

399770. Г. Елец, ул. Коммунаров, 28

Подумаю, каким действием. Буду умножать.

Выполняю решение. 3 умножить на 2, получится 6. (Запись решения по действиям с полным пояснением: 1) 3•2=6 (м.) - столько купили красных мячей.)

Отвечаю на вопрос задачи: для детского сада купили 6 красных мячей. (Запись ответа. Ответ: 6 красных мячей.)

Исходя из полного рассуждения ученика при решении задачи на увеличение числа в несколько раз, задачи подготовительной работы будут следующими:

1) Актуализировать знание конкретного смысла умножения.

2) Раскрыть смысл отношения «больше в...» и его связь с арифметическим действием умножения.

Эти задачи решаются в процессе выполнения следующих заданий:

1) Поставьте на верхнюю полку наборного полотна 4 треугольника.

Поставьте на нижнюю полку наборного полотна 2 раза по 4 круга. Нарисуем «картинку с точками» про треугольники и круги (выполняют с полным рассуждением).

Т. К.

- Сравните количество кругов и треугольников: каких фигур больше? (Кругов.)

- Кругов, действительно, больше. Их 2 раза по 4.

Далее учитель сообщает, что в этом случае говорят, что кругов в 2 раза больше, чем треугольников.

- Как вы думаете, что можно сказать о числе треугольников? (Их в 2 раза меньше, чем кругов.)

2) Положите слева 2 квадрата, а справа 3 раза по 2 квадрата. Что можно сказать о числе квадратов справа: их больше или меньше, чем слева и попробуйте это доказать. (Справа 3 раза по 2 квадрата, значит их больше в 3 раза, чем слева.) Что можно сказать о числе квадратов слева? (их меньше в 3 раза, чем квадратов справа.)

3) Положите справа 3 круга, а слева в 2 раза больше. Что это значит? (Слева надо положить по 3 круга 2 раза.) Что можно сказать о числе кругов справа: их больше или меньше, чем слева? (Их в 4 раза меньше.)

После такой подготовительной работы проводится ознакомление с решением задач данного вида. Рассматривается конкретная задача. Например: «Серёжа вырезал 4 красных квадрата, а синих в 3 раза больше. Сколько синих квадратов вырезал Серёжа?».

Сначала выясняется, что значит «в 3 раза больше», затем задача решается с полным рассуждением и иллюстрацией (либо предметной, либо в виде «картинки с точками», которая в данном случае имеет вид:


К. С.

В результате многократного решения, составления таких задач дети усвоят, что увеличение числа в несколько раз выполняется действием умножения.

На этапе закрепления умения решать задачи данного вида постепенно переходят от полного рассуждения к краткому обоснованию выбора арифметического действия (нахожу число большее в 3 раза, буду умножать на 3). Иллюстрация сначала выполняется в виде краткой записи, а затем к ней обращаются только в случае затруднения в выборе арифметического действия.

В качестве иллюстрации возможно также использовать следующую схему, являющуюся моделью данной задачи:

К. 4 к.

4к. 4к. 4к.

С. .

? к.

Однако содержание работы на подготовительном этапе в этом случае должно быть скорректировано в соответствии с особенностями этой модели задачи.


Задачи на уменьшение числа в несколько раз, выраженные в прямой форме

Полное рассуждение ученика при решении задачи данного вида.

Задача. У Володи было 8 зелёных кругов, а синих в 2 раза меньше. Сколько синих кругов у Володи?

Мне известно ...

Надо узнать ...

Рисую и объясняю. Обозначу каждый круг точкой. Рисую 8 точек, обвожу линией. Столько у Володи зелёных кругов. Синих - в 2 раза меньше. Надо 8 кругов разделить на 2 равные части и взять одну часть, столько будет синих кругов.

З.

С.

(«Картинка с точками» или чертёж могут выполняться (если учитель считает целесообразным) только на этапе ознакомления, а затем - краткая запись задачи по мере необходимости. К данной задаче краткая запись будет иметь вид:

З. - 8 к.

С. - ? к., в 2 раза м.)

Подумаю, надо находить большее или меньшее число. Нахожу меньшее число, потому что синих мячей в 2 раза меньше, их столько, сколько зелёных в одной части.

Подумаю, каким действием. Буду делить.

Выполняю решение. 8 разделить на 2, получится 4. (Запись решения по действиям с полным пояснением: 1) 8:2=4 (к.) - столько было синих кругов.)

Отвечаю на вопрос задачи: У Володи было 4 синих круга. (Запись ответа. Ответ: 4 синих круга.)

Исходя из полного рассуждения ученика при решении задачи на уменьшение числа в несколько раз, задачи подготовительной работы будут следующими:

1) Актуализировать знание конкретного смысла деления (деление на равные части).

2) Актуализировать двоякий смысл отношения: если первое число больше второго в несколько раз, то второе меньше первого во столько же раз.

Вторая задача реализуется в процессе решения задач на увеличение числа в несколько раз.

Для актуализации конкретного смысла арифметического действия деления (деление на равные части) можно предложить детям выполнить иллюстрацию в виде «картинки с точками» при решении задачи: «6 конфет раздали 3 детям поровну. Сколько конфет дали каждому ребёнку?» После решения задачи выясняется, что разделили 6 на 3 равные части, и что каждый ребёнок получил столько, сколько в одной части, т.е. в 3 раза меньше.


Ознакомление с задачами на уменьшение числа в несколько раз осуществляется аналогично ознакомлению с предыдущим видом задач. Предоставляем студенту возможность самостоятельно смоделировать эту ступень работы над задачами данного вида.

На этапе закрепления работа над задачами ведётся так же, как и над другими видами задач. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц надо перемежать с задачами на увеличение числа в несколько раз, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, что позволит предупредить смешение. Причём необходимо предлагать решать, составлять задачи, как со стандартной, так и нестандартной структурой текста.

Следующими вводятся задачи на кратное сравнение чисел.

Теоретической основой выбора арифметического действия в задачах данного вида является правило: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого, надо большее число разделить на меньшее.

Полное рассуждение ученика при решении задачи на кратное сравнение.

Задача. В первом ряду 6 кругов, во втором кругу 2 круга. Во сколько раз в первом ряду кругов больше, чем во втором?

Мне известно...

Надо узнать...

Запишу задачу кратко:

I р. - 6 к.

во ? раз б.

II р. - 2 к.

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше другого, надо большее число разделить на меньшее.

Выполняю решение: 6 разделить на 2 получится 3.

(Запись решения задачи по действиям с полным пояснением:

1) 6:2=3 (раза) - во столько в первом ряду больше кругов, чем во втором.)

Отвечаю на вопрос задачи. В первом ряду в 3 раза больше кругов, чем во втором. (Запись ответа. Ответ: в 3 раза больше.)

К условию этой задачи можно сформулировать второй вопрос: «Во сколько раз во втором ряду кругов меньше, чем в первом». Рассуждение аналогично предыдущей задаче.

Как видим, чтобы сформировать полноценное умение решать задачи на кратное сравнение, необходимо, чтобы дети усвоили не только смысл отношений «больше в...», «меньше в...», но и двоякий смысл кратного отношения: «если одно число больше второго в несколько раз, то второе число меньше первого во столько же раз», а также, чтобы у них было сформировано умение решать задачи на деление по содержанию.


Отсюда вытекают задачи работы на подготовительной ступени.

Задание студенту для самостоятельной работы: разработать методику работы по формированию умения решать задачи данного вида на всех ступенях его становления.

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз, выраженных в косвенной форме, по ныне действующим в традиционной школе программам, осуществляется в 4 классе. Решение этих задач основывается на знании двоякого смысла разности или кратного отношения и умения решать задачи этих видов, выраженные в прямой форме. Ко времени введения задач данного вида эти знания и умения должны быть сформированы у детей в процессе решения, как простых задач, так и составных, в состав которых входят задачи, раскрывающие понятия разности и кратного отношения.

При работе над ними используется та же методика, что и при формировании умения решать задачи данных видов, выраженных в прямой форме. Особое внимание при формировании умения решать задачи, где отношения выражены в косвенной форме, нужно уделить предупреждению их смешения с задачами, где отношения выражены в прямой форме. С этой целью методисты [1] предлагают проводить сравнение аналогичных задач, а также их решений, выявляя существенные различия.