ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

освоить большой объем информации и моментально начать применять полученные знания, то есть начинать говорить на иностранном языке с первого дня. Сочетание индивидуального подхода к каждому школьнику с предоставлением ему возможности проявить себя на общих

мероприятиях направлено

на развитие и закрепление

у него навыков общения

на иностранном языке.

Постепенно происходит привыкание к общению на изучаемом языке, и в последние дни сессий клуба школьники практически полностью погружаются в языковую среду.

Коммуникативный подход к обучению с самого начала формирует у школьников правильное представление: язык изучается для того, чтобы на нем говорить – и позволяет научить их использовать имеющийся набор языковых средств ситуативно и осмысленно.

Встречи в клубе проходят в формате тематических праздников, увлекательных игр, творческих конкурсов, костюмированных вечеринок и викторин. Регулярное посещение клуба – еще один верный шаг к свободному владению иностранным языком.

Рекламно-презентационная деятельность. Этот вид деятельности всегда присутствовал в программах для школьников и активнее всего практиковался и практикуется для абитуриентов. В последние годы изменилась идеология рекламно-презентационной деятельности в рассматриваемой целевой аудитории. Дело в том, что обучение по нашим основным образовательным программам заканчивается в апреле. Дальнейшее обучение начинается только в сентябре – октябре. С 2012 г. мы начали практиковать работу со школьниками и в мае – июне. Во время рекламных презентаций мы демонстрируем фрагменты занятий таких программ, как «Клуб» и отдельных модулей программы «Лингвистический

154

абонемент», которые в силу их краткосрочности несложно реализовать в короткие периоды времени.

4.3.3.Образовательные программы для взрослого населения

Высшее образование XXI в. отличается целым рядом особенностей и требует определенных изменений содержания и организации обучения. Изменения являются неотъемлемой частью прогресса. В конце XX в. масштабы

и скорость этих изменений

стремительно возросли.

В сфере образования основным

фактором, стимулирую-

щим изменения, является все возрастающий поток информации. Этот рост происходит такими темпами, что прежние методы и сама система образования уже не могут с ним справиться. Простое увеличение объема осваиваемых знаний приводит лишь к чрезмерному увеличению учебной нагрузки и неблагоприятно сказывается на здоровье учащихся, но не дает желаемых результатов. Обновление знаний происходит настолько быстро, что к моменту окончания обучения в вузе полученные студентами знания успевают устареть. Возникла необходимость постоянного обновления профессиональных знаний – т. е. непрерывного, «пожизненного» обучения

[Сагинова 2006: URL].

Сегодня действительно популярен лозунг – учиться на протяжении всей жизни. Существует такая теория, что человек вообще может заниматься одним и тем же видом деятельности не более 8–10 лет, затем работа приедается и перестает приносить удовлетворение, поэтому профессиональные кризисы наступают с определенной периодичностью. Новая система образования – бакалавриат и магистратура – готовит нас к тому, что за время своей жизнедеятельности человек сможет несколько раз сесть за вузовскую парту. Известно также, что в этой ситуации

155


гуманитарное образование является более выигрышным, потому что гуманитарное знание связано с отношением

ксебе. Гуманитарное образование – это и социальное образование, и политическое, и культурное, и отношение

кжизни и к себе. Гуманитарии ни при какой системе, ни в каких обстоятельствах не потонут – у них крепкий фундамент [Собкин 2007: URL]. Именно люди с гуманитарным образованием переучиваются быстрее и легче.

Изменения в экономической среде приводят к необходимости профессиональной переориентации специалистов на разных этапах их карьеры, освоения новых областей деятельности, изменения карьеры и т. п. Изменились и сами обучаемые – помимо вчерашних школьников в вузы приходят зрелые специалисты, обремененные семьей, совмещающие учебу с работой. Наличие у них опыта практической деятельности, особых условий получения образования заставляют вузы изменить график и методы обучения. Уже недостаточно передать студентам определенный объем знаний, намного важнее стало обучение поиску и анализу необходимой информации, обучение самому процессу получения знаний [Сагинова

2006: URL].

Взрослые представляют собой наиболее быстро растущий сегмент современного образования в масштабах всего мира. Все в большем количестве они возвращаются

кучебе. Именно развитие этой сферы образования привело

кзначительным изменениям в современном образовании, благотворно повлияло на развитие формального, традиционного образования и привело к появлению новых, неформальных форм и видов обучения людей в различном возрасте [Рекомендации… 1976].

Теоретические основы непрерывного образования взрослых полно и всесторонне изучены в зарубежной научной литературе. Более того, на Западе процессы профессиональной переориентации взрослых не только

156

всесторонне изучены, но и до определенной степени управляемы: если на рынке труда назревает кризис, меры принимаются заблаговременно: идет информация потребителям, работают институты переподготовки [Собкин 2007: URL]

В монографии «Непрерывное образование в США: теория и практика» были изложены демографические, социальные, психологические и исторические факторы непрерывного образования взрослых [Войтович, 2010]. Необходимость образования взрослых обусловлена динамикой социального и научно-технического прогресса, переменами в содержании и характере труда и общественной деятельности людей, увеличением свободного времени и возможностей его рационального использования. Образование взрослых в современных условиях становится существенным фактором социально-эконо- мического развития страны, с одной стороны, и важным направлением педагогической деятельности – с другой [Сластенин, 2000].

Во второй половине XX в. были проведены многочисленные исследования различных аспектов образования взрослых: организационных, философских, социологических, социально-психологических. О взрослых, стратегиях их обучения было написано много, например, в американской научной литературе (Apps, 1981, 1985; Knowls, 1980; Brookfield, 1986; Knox, 1977, 1986; Houle, 1984; Cross, 1981; Tough, 1982 и др.). В науке даже появилось новое понятие и новое направление – андрагогика, занимающаяся изучением взрослых, большой вклад в развитие которой внес известный американский ученый М. Ноулз, выдающийся американский теоретик и практик образования взрослых. Он не только популяризировал и закрепил в обиходе термин «андрагогика», который широко используется теми, кто занимается образованием взрослых, но и был первым, кто заявил, что

157


обучение взрослых кардинально отличается от обучения детей [Войтович 2010: 92].

Образование взрослых также находится в центре пристального внимания отечественных ученых, которые используют следующие концепции образования взрослых

вразработке новой теории [Юнацкевич 2009: 6]:

методология образования (А. М Новиков, Д. А. Новиков);

теория образования взрослых (А. В. Даринский,

ВИ. Подобед, Е. П. Тонконогая, Л. Н. Тихонов, А. А. Марон, П. И. Юнацкевич и др.);

инновационное развитие образования взрослых в современных условиях (В. И. Подобед, Е. П. Тонконогая и др.);

образование взрослых как социокультурный институт развития человека и общества (В. В. Горшкова, Т. А. Загривная и др.);

социально-образовательные инновации в управлении системами образования взрослых (В. П. Панасюк, С. В. Ким и др.);

андрагогическое обеспечение открытых систем профессионального и общего образования взрослых (М. Т. Громкова, С. И. Змеев, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.);

проектирование систем управления качеством образования взрослых (В. П. Панасюк и др.);

развитие мотивационной сферы и самореализация взрослых в системе профессионального образования (Е. П. Тонконогая, В. В. Горшкова, Т. А. Загривная и др.);

научно-методическое обеспечение формирования единого образовательного пространства государствучастников СНГ в условиях становления нацио-

158

нально-региональных систем образования взрослых (П. И. Юнацкевич, К. А. Пшенко и др.);

экономическое образование взрослых в процессе модернизации профессионального образования (Ю. М. Ипатов, Р. И. Юнацкевич и др.);

нравственное развитие взрослого человека в процессе непрерывного образования (Н. Д. Никандров, П. И. Юнацкевич, В. А. Чигирев и др.);

образование взрослых в сфере семейного воспитания (Н. П. Коваленко и др.);

медицинское просвещение в системе образования взрослых (П. И. Юнацкевич, В. Х. Хавинсон, Ю. В. Гальцев);

непрерывное профессиональное образование взрослых в форме безотрывной подготовки кадров предприятий и учреждений народного хозяйства

(Е. В. Ткаченко, В. И. Подобед, П. И. Юнацкевич, Р. И. Юнацкевич, А. А. Кондратьев).

Теория непрерывного образования взрослых предусматривает создание открытой системы непрерывного образования, системы, в которой ликвидирован возрастной ценз, системы, удовлетворяющей потребности индивида на всех этапах профессионального, социального и онтогенетического развития человека, способствующей гармоничному нравственному развитию личности.

К сожалению, можно констатировать, что законо-

дательная база непрерывного образования взрослых

внашей стране не разработана так, как это сделано, например, в США, где в 1976 г. был принят Закон о непрерывном образовании [Войтович 2010: 56]. Закон сыграл решающую роль в развитии концепции непрерывного образования и претворении идеи непрерывного обучения

вжизнь.

ВРоссии термин «непрерывное образование» на сегодняшний день не нашел своего отражения в зако-

159



нодательных актах, регулирующих общественные отношения в сфере образования [Юнацкевич 2009: 5]. В ст. 26 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» говорится лишь о том, что в пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов. Таким образом, непрерывное повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов является, в соответствии с федеральным законом, всего лишь задачей дополнительного образования.

На основании ст. 50 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Законодательные инициативы, направленные на придание понятию «непрерывное образование» юридического статуса, до настоящего момента результата не достигли. Это связано с тем, что инициаторы законодательных инициатив преследовали цель получить от государства под организации дополнительного образования финансовые средства. Однако затратность предлагаемого механизма обеспечения дополнительного образования и дополнительные нагрузки на бюджет вынудили Президента России отклонить данные инициативы.

Тем не менее очевидна важность и перспективность государственной поддержки образования взрослых. Об этом говорил, например, председатель Совета Федерации

160

С. М. Миронов в 2009 г. Многое для развития образования взрослых сделано президентом Российской академии образования Н. Д. Никандровым [Юнацкевич 2009: 6]. Институт образования взрослых Российской академии образования принял активное участие в разработке нормативной базы образования взрослых в России и других государствах-участниках СНГ. Так, разработанные им проекты документов были утверждены на разных уровнях образования и составили нормативную базу образования взрослых [Юнацкевич 2009: 6]:

модельные законы для государств-участников СНГ «Об образовании взрослых», «О постдипломном образовании», «О просветительской деятельности», принятые Межпарламентской ассамблеей СНГ, 2000 г.;

концепция развития образования взрослых в госу- дарствах-участниках СНГ, утвержденная решением Совета глав правительств государств-участников СНГ 25 мая 2006 г.;

рекомендации Межпарламентской ассамблеи СНГ

«О правовом обеспечении образования взрослых

в государствах-участниках СНГ», 2007 г.;

решение Совета глав правительств СНГ «О придании государственному научному учреждению «Институт образования взрослых Российской академии образования» статуса базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности» от 22 ноября

2007 г.;

план работы базовой организации государств-участ- ников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности на период 2009–2012 гг., утвержденный Конференцией министров образования СНГ от 14 мая 2009 г.;

161