ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.04.2024
Просмотров: 355
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Формирование у младших школьников умения решать арифметические задачи
§ 1. Функции арифметических задач в обучении математике младших школьников
§ 2. Понятие арифметической задачи. Её структура
§ 3. О классификации арифметических задач, решаемых в начальных классах
§ 4. Анализ процесса решения задачи
§ 5. Свойства полноценного умения решать арифметические задачи
§ 6. Общие вопросы методики формирования умения решать арифметические задачи
Выполнение записи решения задач
§ 7. Методика обучения решению простых арифметических задач
7.3. Задачи на нахождение неизвестных уменьшаемого, вычитаемого, слагаемого
Задача на нахождение неизвестного слагаемого
Задача на нахождение неизвестного уменьшаемого
Задача на нахождение неизвестного вычитаемого
Задачи на нахождение произведения
Задачи на деление по содержанию и на равные части
Задачи на уменьшение числа в несколько раз, выраженные в прямой форме
§ 8. Методика введения первых составных арифметических задач
9.1. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального
9.2. Задачи на пропорциональное деление
9.3. Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям
9.4. Задачи, связанные с движением
Семестровые задания(представляются к летней сессии, 6 семестр)
Методика обучения математике младших школьников ( вопросы частной методики, часть 2)
Как считает М.А. Бантова, двойной записью (6+6+6+6=24 и 6•4=24)надо пользоваться дольше, т.к. в этом случае дети лучше усваивают смысл каждого компонента умножения в записи решения.
На этапе закрепления умения решать задачи на нахождение произведения учащиеся должны постепенно перейти от выполнения сложения и умножения к выполнению сразу действия умножения. Сначала им предлагается про себя объяснить решение сложением, а вслух назвать или записать решение умножением. Постепенно дети научатся выбирать сразу действие умножения, минуя сложение. На этапе закрепления выполняются разнообразные задания, которые позволяют закрепить знание конкретного смысла умножения и формировать умение решать задачи на нахождение произведения: решение аналогичных задач сначала с полным рассуждением, а затем с кратким; составление задач по решению (например, 5•3=15), по «картинке с точками», преобразование задач из стандартной структуры в нестандартную и обратно и др. (см. работу над задачами на нахождение суммы и остатка на этапе закрепления).
Задачи на деление по содержанию и на равные части
Методика работы над задачами на деление аналогична методике работы над задачами на нахождение произведения.
В связи с этим приведём только полное рассуждение ученика в процессе решения задач обоих видов.
Задача на деление по содержанию. 8 апельсинов разложили по 4 апельсина на каждую тарелку. Сколько потребовалось тарелок?
Мне известно, что 8 апельсинов разложили по 4 апельсина на каждую тарелку.
Надо узнать, сколько потребовалось тарелок.
Рисую и объясняю. Обозначу каждый апельсин точкой. Рисую 8 точек, обвожу замкнутой линией, столько было всего апельсинов. Обвожу линией 4 точки, столько апельсинов на одной тарелке. Обвожу линией ещё 4 точки, столько апельсинов ещё на одной тарелке. Все апельсины разложили. Разложили поровну по 4, буду делить. (На подготовительном этапе: разложили поровну по 4, получилось 2 (путём счёта получившихся подмножеств находят результат, решение не записывается).
Запишу решение: 8:4=2 (тар.)
Отвечаю на вопрос задачи. Потребовалось 2 тарелки.
Задача на деление на равные части. 8 апельсинов разложили на 2 тарелки поровну. Сколько апельсинов на каждой тарелке?
Ученик также выделяет данные, искомое и затем выполняет «картинку с точками».
Рисую и объясняю. Обозначу каждый апельсин точкой, рисую 8 точек, обвожу их замкнутой линией. Столько было всего апельсинов. Рисую под ними две замкнутые линии, столько было тарелок. Обвожу линией 2 точки - сколько тарелок, размещаю по одной точке в каждую замкнутую линию (тарелку) и т.д. Все апельсины разложили поровну.
а) На подготовительном этапе находит количество апельсинов на каждой тарелке путём счёта. Решение не записывается.
б) На остальных этапах рассуждает так: все апельсины разложили поровну, буду делить.
Запишу решение: 8:2=4 (ап.)
Отвечаю на вопрос задачи. На каждой тарелке по 4 апельсина.
7.5. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и разностное сравнение чисел
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (прямая форма) и на разностное сравнение по обеим программам вводятся в первом классе. Такой порядок введения обусловлен тем, что при решении задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц легче раскрыть смысл выражений «больше (меньше) на...», а также двоякий смысл разности (если первое число больше второго на несколько единиц, то второе число меньше первого на столько же единиц), что является основой для решения задач на разностное сравнение, а в дальнейшем - для решения задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме, которые вводятся в по программе 1-4 в 4 классе.
Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженные в прямой форме, вводятся одновременно, через несколько уроков после ознакомления с задачами на нахождение суммы и остатка.
Первыми рассматриваются задачи, в которых даны численность множества (или его правильной части) и разность численностей множества и его правильной части. Требуется найти численность правильной части (или множества) (М.1, ч. 1, с.88). Например, задача: «Белоснежка хотела испечь 6 пирожков, а испекла на 2 пирожка меньше. Сколько пирожков испекла Белоснежка?».
Затем рассматриваются задачи, в которых даны численность одного из множеств и разность их численностей, требуется найти численность второго множества (М.1, ч. 2, с.6). Например, задача: «Вера вымыла 3 чашки, а Света на 2 чашки больше. Сколько чашек вымыла Света?».
Теоретической основой выбора арифметического действия в задачах обоих видов является связь отношения больше на... (меньше на...) с арифметическим действием сложения (вычитания).
Приведём полное рассуждение ученика при решении задачи на увеличение числа на несколько единиц первого вида.
Задача. Девочка хотела отправить 5 новогодних поздравительных открыток, а отправила на 2 открытки больше. Сколько открыток отправила девочка?
Мне известно, что девочка хотела отправить 5 открыток, а отправила на 2 открытки больше.
Надо узнать, сколько открыток отправила девочка.
Запишу кратко задачу:
Хотела отправить - 5 от.
Отправила - ? от., на 2 от. б.
Подумаю, надо находить большее или меньшее число. Буду находить большее число, потому что девочка отправила столько же открыток, сколько хотела и ещё 2 открытки.
Подумаю, каким действием. Нахожу большее число, буду прибавлять.
Выполняю решение: 5+2=7 (от.)
Отвечаю на вопрос задачи: девочка отправила 7 открыток.
Полное рассуждение ученика при решении задач на уменьшение числа на несколько единиц второго вида.
Задача. У Коли 7 марок, а у Тани на 3 марки меньше. Сколько марок у Тани?
Мне известно, что у Коли 7 марок, у Тани на 3 марки меньше.
Надо узнать, сколько марок у Тани.
Запишу кратко задачу:
К. - 7 мар.
Т. - ? мар., на 3 мар. м.
Подумаю, надо находить большее или меньшее число. Нахожу меньшее число, потому что у Тани столько же марок, сколько у Коли, но без 3.
Подумаю, каким действием. Нахожу меньшее число, буду вычитать.
Выполняю решение: 7-3=4 (мар.).
Отвечаю на вопрос задачи: у Тани 4 марки.
Анализ полного рассуждения ученика при решении задач каждого вида, составленного на основе изучения программы по математике и учебника, позволяет выделить знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать на подготовительном этапе к введению задач данного вида.
К моменту введения задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц школьник должен:
1) Усвоить связи: если объединяем, прибавляем, то получаем большее число; удаляем, вычитаем - получаем меньшее число; чтобы получить большее число - надо прибавить, чтобы получить меньшее число - нужно вычесть.
2) Усвоить систему операций, составляющих процесс решения задач данных видов.
Эти связи можно раскрыть, выполняя следующие задания:
1) Положите на парту слева 3 зелёных квадрата. Положите на парту справа 2 красных квадрата. Придвиньте красные квадраты к зелёным, объедините квадраты. Сколько всего квадратов? (5.) Учитель ставит на наборное полотно карточку с числом 5. Сколько зелёных квадратов? (Учитель ставит на наборное полотно карточку с числом 3.) Сравните эти числа. Как получили большее число? (К 3 прибавили 2, получили 5.) Прибавили - получили большее число. Значит, если прибавляем, то получаем большее число.
2) После решения задачи «Доктор Айболит принял 4 зверей с зубной болью и 2 зверей с головной болью. Сколько всего больных принял доктор Айболит?» учитель проводит следующую работу:
- Чтобы узнать, сколько всего больных принял доктор Айболит, что мы сделали со зверями с зубной болью и с головной, покажите жестом и скажите?
- Сколько всего зверей принял Айболит? (Учитель ставит на наборное полотно карточку с числом 5.)
- Сколько зверей с зубной болью принял Айболит?(Учитель ставит на наборное полотно карточку с цифрой 3.)
- Сравните число всех зверей и число зверей с зубной болью (5 больше, чем 3.).
- Почему мы получили большее число? (Мы прибавляли.)
- Значит, если прибавляем, то получаем большее число.
3) В процессе выполнения практических заданий, аналогичных 1, дети усваивают, что если прибавили 1 (2,3), то стало больше на 1 (2,3); если вычли 1(2,3), то стало меньше на 1(2,3). Если вычитаем, то получаем меньшее число.
Кроме того, в этот период актуализируется смысл отношений «больше на...» и «меньше на...», которые рассматривались в дочисловой период, а также раскрывается связь: чтобы получить число, которое больше данного на 1(2,3), надо прибавить 1 (2,3).
После такой подготовительной работы проводится ознакомление с решением задач. Но прежде даётся задача, которую дети после решения преобразуют в задачу на увеличение числа на несколько единиц.
1) Белоснежка хотела испечь гномам 7 пирожков, а испекла 7 пирожков и ещё 2.Сколько всего пирожков испекла Белоснежка?
Решение выполняется с полным рассуждением по памятке.
После решения задачи детям предлагается ещё раз послушать задачу и подумать, как иначе можно сказать условие задачи. (Белоснежка хотела испечь 7 пирожков, а испекла на 2 больше.) Значит, если прибавляем, то получаем большее число.
В памятке вместо задания «Подумаю, надо объединять или удалять...» записывается задание «Подумаю, надо находить большее или меньшее число...». Обоснование выбора арифметического действия в этой задаче даётся следующим образом: «Нахожу большее число, потому что Белоснежка испекла на 2 больше, т.е. столько, сколько хотела испечь, и ещё 2».
Аналогично проводится работа по введению задач на уменьшение числа на несколько единиц.
После того, как большинство детей самостоятельно смогут выполнить полное объяснение, можно переходить к краткому объяснению.
Учитывая, что одни дети раньше усвоят систему операций, другие позже, необходимо так же, как и при решении задач других видов, осуществлять индивидуальный подход к учащимся при работе над задачами.
При введении задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц первого вида также можно использовать «картинки с точками» или схему, выполненную с помощью отрезков. В ранее приведённой задаче эти иллюстрации имели бы следующий вид:
а)
(Обозначу каждый пирожок точкой, рисую 7 точек, обвожу замкнутой линией. Столько пирожков хотела испечь Белоснежка. Рисую 2 точки, потому что Белоснежка испекла на 2 пирожка больше, т.е. столько, сколько хотела да ещё 2. Обвожу 2 точки линией. Обвожу замкнутой линией все точки, столько пирожков всего испекла Белоснежка. Это мне неизвестно, обозначу вопросительным знаком.
Подумаю, большее или меньшее число надо находить. (Нахожу большее число. Стало 7 да ещё 2.)
Подумайте, каким действием будете решать. (Нахожу большее число, буду прибавлять.).
б) 7 п.