Файл: Биология_экзамен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2024

Просмотров: 547

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Цитология. Размножение организмов. Онтогенез

Особенности строения генов у прокариотических и эукариотических клеток

Экспрессия (проявление действия) гена в процессе синтеза белк

Инициация – начало синтеза и-рнк.

Элонгация –

Терминация –

2. Процессинг

3. Трансляция

Инициация

Элонгация

Терминация

14) Митоз, его биологическое значение. Эндомитоз, политения

15) Размножение - основное свойство живого. Бесполое и половое размножение, их отличия. Классификация форм размножения. Партеногенез.

16) Мейоз. Особенности первого и второго деления мейоза. Биологическое значение.

17) Оогенез, определение, схема. Цитологическая и цитогенетическая характеристика.

18) Сперматогенез, схема. Цитологическая и цитогенетическая характеристика

19) Морфофункциональные и генетические особенности половых клеток. Оплодотворение, его биологическая сущность.

20) Общая характеристика эмбрионального развития: зигота, дробление, гаструляция, гисто- и органогенез.

21) Механизмы регуляции развития на разных этапах онтогенеза. Эмбриональная индукция. Примеры.

22) . Механизмы регуляции эмбриогенеза. Гипотеза дифференциальной активности генов.

23) Постэмбриональное развитие: периодизация; закономерности роста и формирования; влияние внешних и внутренних факторов.

24) Биологические аспекты старения. Теории старения. Основные направления борьбы с преждевременной старостью

25) Продолжительность жизни человека. Влияние биологических, природно-климатических и социальных факторов на продолжительность жизни.

26) Смерть как заключительный этап онтогенеза. Клиническая и биологическая смерть. Реанимация.

27) Регенерация как свойство живого к самообновлению. Классификация регенерации, значение для биологии и медицины

28) Репаративная регенерация. Проявление регенерационной способности в фило- и онтогенезе

Факторы, определяющие репаративные способности разных видов

29) Формы репаративной регенерации. Способы ее осуществления. Примеры.

30) Механизмы регуляции регенерации. Методы стимуляции репаративной регенерации.

32) Биоритмы. Медицинское значение хронобиологии. Биологические ритмы

Адаптивные биоритмы

Генетика

Функциональная классификация генов

Критические периоды эмбриогенеза

Генеалогический метод

Признаки, характерные для родословной при аутосомно-доминантном типе наследования

1. Исследование кариотипа.

Классификация мутаций

Эволюционное учение

Экология

5. Ответные реакции организма на действие факторов среды носят индивидуальный, половой и возрастной характер.

Функциональная структура экосистемы:Абиотические факторы среды.

Границы биосферы

Паразитология

Адаптации к паразитизму

Природная очаговость нетрансмиссивных болезней

Профилактика паразитарных заболеваний

Профилактические мероприятия, направленные на источник инвазии:

Профилактические мероприятия, направленные на второе звено эпидемического процесса – механизм передачи возбудителя

Повышение невосприимчивости населения к возбудителям заболеваний

Общие принципы борьбы с природно-очаговыми заболеваниями

    1. увеличением двигательной активности,

    2. постоянным анализом раздражений, поступающих из внешней среды.

Головной мозг в эмбриогенезе закладывается в виде 3 мозговых пузырей, образующихся из расширения переднего конца нервной трубки: передний, средний и задний.

В дальнейшем передний пузырь дифференцируется, образуя передний отдел головного мозга и промежуточный мозг. В области промежуточного мозга образуются 2 мозговых придатка: верхний - эпифиз, нижний - гипофиз, которые являются эндокринными железами. Средний мозговой пузырь становится средним мозгом. Задний пузырь образует мозжечок и продолговатый мозг.

*Вещество мозга неоднородно. Некоторые его участки имеют более темную окраску - так называемое «серое» вещество - тела нейронов, другие более светлую - «белое» вещество, состоящее из отростков нервных клеток. Скопления тел нейронов образуют ядра, а слой серого вещества на поверхности мозга - кору.

В филогенезе спинного мозга наблюдается:

1)продольная дифференцировка с образованием утолщений области, в которой отходят крупные нервы к конечностям,

2)редукция заднего конца.

Периферическая нервная система представлена различными нервами отходящими от центральной нервной системы. Выделяют парные спинно-мозговые нервы (СМН) и черепно-мозговые нервы (ЧМН).

Класс Ланцетники. Нервная трубка расположена на спинной стороне тела над хордой и имеет вид желобка, большинство клеток которого не являются нервными (выполняют опорные и рецепторные функции). Среди клеток, лежащих внутри желобка, имеются отдельные светочувствительные образования - глазки Гессе. Передний конец желобка расширен - мозговой пузырек (головной мозг отсутствует).

Периферическая нервная система состоит из нервов, отходящих от нервного желобка к мышцам и внутренним органам.

Надкласс Рыбы. Передний мозг развит слабо, не разделен на полушария, состоит из 2-х обонятельных долей - (высший- обонятельный центр). Крыша тонка, состоит только из эпителиальных клеток и не содержит нервной ткани. Основание переднего мозга включает полосатые тела.

Промежуточный мозг достаточно крупный:

1)в нем находятся ядра вегетативной нервной систем (нейроэндокринная функция),

2)в нем проходят проводящие пути,

3)с ним связаны эпифиз и гипофиз.

Средний мозг наиболее развит и состоит из 2-х зрительных бугров (высший зрительный центр). Регулирует мышечный тонус, анализирует информацию органов зрения. Является ведущим отделом головного мозга - ихтиопсидный тип строения головного мозга.


Задний мозг содержит хорошо развитый мозжечок (совершают сложные разнообразные движения), который осуществляет координацию движений.

Продолговатый мозг достаточно крупный, переходит в спинной мозг. В нем находятся некоторые центры, регулирующие работу органов дыхания, пищеварения, кровообращения и располагаются проводящие пути.

От головного мозга отходят 10 пар ЧМН.

Класс Земноводные. Передний мозг крупный, состоит из 2-х полушарий (левое и правое). Обонятельные доли редуцируются, резко отграничены от полушарий. Крыша переднего мозга образована белым веществом. Имеет значение обонятельного центра.

Промежуточный мозг хорошо виден сверху, меньше прикрыт средним

мозгом:

1)в нем находятся ядра вегетативной нервной систем (нейроэвдокринная регуляция процессов жизнедеятельности),

2)в нем проходят проводящие пути,

3)с ним связаны эпифиз и гипофиз.

Средний мои сохраняет большие размеры и разделен на на два зрительных бугра (высший зрительный центр). Является ведущим отделом головного мозга - ихтиопсидный тип строения головного мозга.

Мозжечок развит слабо (амфибии совершают примитивные движения). Продолговатый мозг хорошо развит, переходит в спинной мозг. В нем нахо­дятся центры дыхания и кровообращения, проходят спиино-мозговые пути. От головного мозга отходят 10 пар ЧМН.

Класс Пресмыкающиеся. Передний мозг хорошо развит, состоит из 2-х полушарий. В нем особенно развиты полосатые тела, которые выполняют функцию высшего интегративного центра - зауропсидный тип строения головного мозга.

На поверхности крыши появляются островки коры - слой тел нервных клеток (древняя кора). Островки (2 медиальных, 2 латеральных) расположены по бокам полушарий.

Промежуточный мозг небольшой:

1)в нем находятся ядра вегетативной нервной систем (нейроэндокринная функция),

2)в нем проходят проводящие пути,

3)с ним связаны эпифиз и гипофиз.

Средний мозг небольших размеров, состоит из 2-х зрительных бугров. Он утрачивает своё значение как ведущего отдела

Мозжечок развит достаточно хорошо (сложные разнообразные движения). Продолговатый мозг хорошо развит, переходит в спинной мозг. В нем находятся центры дыхания и кровообращения, проходят спинномозговые проводящие пути.

От головного мозга отходят 12 пар ЧМН.

Класс Млекопитающие. Передний мозг хорошо развит, состоит из 2-х полушарий. На поверхности появляется многослойная кора (новая кора развивается за счет клеток латеральных островков древней коры рептилий), которая выполняет функцию высшего интегративного центра - маммалийный тип строении головного мозга. В коре располагаются высшие центры анализаторов:


-зрительного,

-слухового,

-осязательного,

-двигательного.

В коре располагаются:

1)тела нейронов,

2)ассоциативные волокна. Промежуточный мозг маленький.

-в нем находятся ядра вегетативной нервной систем (нейро эндокринная функция),

-в нем проходят проводящие пути,

-с ним связаны эпифиз и гипофиз.

Средний мозг небольшой, представлен четверохолмием в виде 4-х бугров: 2 верхних - зрительные, 2 нижних - слуховые.

Мозжечок хорошо развит, состоит из 2-х полушарий. Функция - координация движения.

Продолговатый мозг маленький, переходит в спинной мозг. В нем расположены центры дыхания и кровообращения.

От головного мозга отходят 12 пар ЧМН.

  1. Эволюция мочеполовой системы у позвоночных животных.

В эмбриогенезе, всех позвоночных при развитии предпочки вдоль тела, от головного конца к клоаке, закладывается канал, по которому продукты диссимиляции из нефронов поступают во внеш­нюю среду. Это пронефрический канал. При развитии первичной почки этот канал либо расщепляется на два канала,"идущих парал­лельно, либо второй канал образуется в продольном утолщении стенки первого. Один из них —вольфов — вступает в связь с нефронами первичной почки. Другой — Мюллеров — срастается пере­дним концом с одним из нефронов предпочки и образует яйцевод, открывающийся передним концом в целом широкой воронкой, а задним — впадающий в клоаку.

Вне зависимости от пола у всех позвоночных обязательно формируются как вольфов, так и мюллеров каналы, однако судьба их различна как у разных полов, так и у представителей разных классов. У самок рыб и земноводных вольфов канал всегда выпол­няет функцию мочеточника, а мюллеров-—яйцевода. У самцов мюллеров канал редуцируется и обе функции —половую и выде­лительную—выполняет вольфов канал. Семенные канальцы при этом впадают в почку, а сперматозоиды при оплодотворёнии поступают в воду вместе с мочой.

У пресмыкающихся и млекопитающих большая часть вольфова канала не принимает участия в выведении мочи и только его наиболее каудальная часть в области впадения в клоаку образует выпячивание, становящееся мочеточником вторичной почки Сам же вольфов канал у самцов выполняет функцию семяизвергательного канала. Мюллеров канал у них подвергается редукции. У самок вольфов канал редуцируётся (за исключением его каудальной части, формирующей мочеточник), а мюллеров — становится яйцеводом.У плацентарных млекопитающих мюллеров канал дифференцируется на собственно яйцевод, матку и влагалище. Будучи парным образованием, как и все элементы половой системы, мюллеров канал сохраняет парность строения у яйцекладущих и частично у сумчатых млекопитающих, у которых имеется два вла­галища, две матки и два яйцевода. В дальнейшей эволюции проис­ходит срастание мюллеровых каналов с образованием одного вла­галища и матки, которая может быть либо двойной, как у многих грызунов, либо двураздельной, как у хищных; либо двурогой, как у


насекомоядных и китообразных., либо простой, как у приматов и человека..

Соответственно дифференцировкам мюллерова канала самок у самцов пресмыкающихся.и-млекопитающих развиваются копулятивные органы. У большинства пресмыкающихся, а также у сумча­тых млекопитающих они парные, У плацентарных с одним влагалищем копулятивный орган непарный но в его развитии обнару­живается срастание парных зачатков.

В эмбриогенезе человека закладываются парные вольфовы и мюллеровы каналы. Позже в зависимости от пола происходит их редукция, Рудимент мюллерова канала у мужчин распологается в предстательной железе и называется мужской маточкой . Канальцы передней часта первичной почки у них вступают в связь с семенниками и преобразуются в придаток семенника-эпидидимис. У плодов женского пола возможно нарушение редукции вольфовых каналов, которые располагаются по бокам от влагалища. Эта аномалия опасна возможностью образования кист и злокачественного перерождения.Распостраненными пороками развития являются так же различные формы удвоения матки (1 случаи на 1000 перинатальных вскрытии). Они развиваются как результат нарушения срастания мюллеровых каналов. Нарушение срастания парных зачатков полового члена в эмбриогенезе человека может привести к формирорванию такого порока развития, как его удвоение.

  1. Закономерности эволюции групп организмов (направления, формы, правила). Эволюционный прогресс

Эволюция групп организмов

  1. Направления эволюции:

- аллогенез;

- арогенез.

Аллогенез – развитие группы в пределах одной адаптивной зоны и приобретение частных приспособлений – идиоадаптаций. Адаптивная зона – совокупность экологических ниш, сходных по общему направлению действия основных средовых факторов на данную группу организмов и различающихся лишь в деталях. Пример – приобретение локальных морфофизиологических приспособлений к разнообразным условиям обитания в отряде насекомоядных млекопитающих: наземные формы – землеройка и еж; земноводные формы – выдровая землеройка и выхухоль; роющие формы – крот и златокрот. Общий план строения у всех сохранен.

Арогенез – развитие группы животных с выходом в другие адаптивные зоны и приобретение новых морфофизиологических особенностей, приводящих к повышению уровня их организации. Эти новые прогрессивные черты организации называются ароморфозами. Примеры ароморфозов: возникновение пятипалой конечности наземного типа, легких, двух кругов кровообращения и трехкамерного сердца у земноводных; появление крыла, четырехкамерного сердца, теплокровности у птиц.


В природе оба направления эволюции тесно связаны, переходят один в другой, постоянно чередуясь.

  1. Формы эволюции групп:

а) первичные б) вторичные

филетическая дивергентная параллелизм конвергенция

эволюция эволюция

Филетическая эволюция – это изменения, происходящие в одном филогенетическом стволе, эволюционирующем во времени. Без таких изменений не может протекать никакой эволюционный процесс. Пример такой формы эволюции – развитие предков современной лошади:

фенакодус эогиппус миогиппус парагиппус плиогиппус современная лошадь.

Дивергентная эволюция – это образование из одной предковой группы двух и более новых групп. Прекрасным примером дивергенции может служить многообразие видов вьюрков на Галапагосских островах, различающихся строением клюва.

Конвергенция – процесс формирования сходного фенотипического облика у неродственных групп организмов. Она возникает тогда, когда какие-то группы организмов длительное время находятся в сходных экологических условиях и поэтому у них вырабатываются сходные приспособления. Примеры: сходство зайцеобразных и грызунов, форма тела у акуловых и китообразных.

Параллелизм – процесс формирования сходного фенотипического облика у генетически близких, ранее дивергировавших, групп организмов. Примеры: сходные приспособления у одногорбого и двугорбого верблюдов, развитие саблезубости (гипертрофия клыков верхней челюсти) в семействе кошачьих. Параллелизм обеспечивается реализацией закона гомологических рядов.

  1. Правила эволюции групп:

  • правило необратимости эволюции;

  • правило прогрессирующей специализации;

  • правило происхождения от малоспециализированных предков.