ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вьюнова Н. И. Семинар как интегративная форма организации самостоятельной учебной деятельности студентов. – Воронеж, 1997.

Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. –

Пенза, 1994.

Листенгартен В. С., Годник С. М. Самостоятельная деятельность студентов. – Воронеж, 1996.

Семинар действенная форма обучения и воспитания студенчества / Отв. ред. Т. Ю. Бурмистров. – СПб, 1978.

Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005.

Педагогика высшей школы: учеб. Пособие / Р. С. Пионова. − Мн.: Университетское, 2002. − 256 с.

Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. – Ростов н/Д:

Феникс, 2006. – 512 с.

ТЕМА 13. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

1.Формы и этапы педагогического проектирования.

2.Проектирование содержания лекционных курсов.

3.Структурирование текста лекции.

4.Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий.

Рекомендуемая тематика исследований

1.Условия эффективного проведения различных видов вузовской лекции.

2.Обоснование утверждения «Лекция основная форма обучения в вузе».

Творческие задания

1.Почему лекция в высшей школе в равной степени является и методом и формой обучения?

2.Покажите или смоделируйте фрагмент вузовской лекции.

Литература для самостоятельной работы

Беспалько В. П. Теория учебника. – М., 1988.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991.

Гапонов П. М. Лекция в высшей школе. – Воронеж, 1997.

Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. – М., 1990.

Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. –

Пенза, 1994.

Листенгартен В. С., Годник С. М. Самостоятельная деятельность студентов. – Воронеж, 1996.

45


Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С. И. Самыгин. – Ростов н/Д., 1998.

Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред.

А. А. Деркача. – М., 2005.

Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. – Ростов н/Д:

Феникс, 2006. – 512 с.

Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. −

1999. − 1−2. − С. 224–229.

Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984. Щуркова Н. Е. Когда урок воспитывает. М.: Педагогика, 1981. – 128 с. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис,

М., 1989.

РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

ТЕМА 14. СУЩНОСТЬ И ПРИОРИТЕТНЫЕ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

1.Сущность и современная система воспитания студентов в вузе.

2.Воспитание духовно-нравственной и здоровой личности.

3.Воспитание патриотизма и гражданственности студентов.

4.Воспитание студента как конкурентоспособной и творческой личности.

Анализ сущностных характеристик современной системы воспитания требует анализа и самого понятия «воспитание».

Воспитание духовно-нравственной и здоровой личности. Влияние духовного на формирование личности в современной науке недостаточно полно исследовано. Да и может ли наука полно и всесторонне исследовать эту проблему, поскольку духовность в полном ее значении относится к такой форме общественного сознания, как религия. Категория духовного, духовности, тем не менее, имеет широкое применение в различных и, прежде всего, в гуманитарных науках. В них духовность понимается и как познавательная деятельность в совокупности обеспечивающих ее психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых). В сферу духовного включали высшие психические проявления мышление, память, внимание, воображение, нравственные качества.

Духовная сфера человека есть основное начало, оказывающее влияние на всю психику (душу) в том числе и сознательную ее сферу как некую ее часть. Душа выступает как посредник между духовным и телесным, поэтому считать психические процессы, знания как результат гностической деятельности, нравственные качества как духовные характеристики, по

46


нашему мнению, не совсем правильно. Они относятся к идеальной сфере, на которую большое влияние оказывает не только материальные, материализованные воздействия, но и духовная сфера. Сама мораль как совокупность определенных норм поведения носит исторический и классовый характер, и различные ее составляющие далеко не соответствуют подлинным добродетелям.

Дух может инициировать не только идеальные явления, но и проявляться в материальном, творить и преобразовывать его. Дух есть ведущий фактор, влияющий на характер психосоматической регуляции. Несводимость моральных, нравственных начал к духовному можно объяснить их преходящим, изменчивым характером. В основе моральных норм лежат идеалы добра, добродетель. Можно ли связать сегодня многие действующие моральные нормы с идеалами добра.

Духовное воспитание, а соответственно и духовное самосознание нельзя понимать как составляющую и результат умственного, эстетического, этического воспитания. Это отдельное и самостоятельное направление, которое, в свою очередь, оказывает влияние и на умственную, и на этическую и на физическую сферы формирующейся личности.

Анализ проблемы физического воспитания студентов в высшей школе. Физическое воспитание это процесс, являющийся составной частью общего воспитания личности, направленный на развитие, саморазвитие физической культуры человека.

Воспитание патриотизма и гражданственности студентов. О роли и значении патриотизма личности в трудах К. Д. Ушинского. Патриотизм это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, проявляющиеся в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

Воспитание студента как конкурентоспособной личности. Системно- ролевой и системно-функциональный подходы к воспитанию студентов.

Рекомендуемая тематика исследований

1.Осуществление принципов воспитания в педагогической системе А. С. Макаренко.

2.Принципы воспитания, используемые в опыте В. А. Сухомлинского.

3.Самовоспитание и перевоспитание как компоненты воспитания.

4.Мотивы и структура процесса самовоспитания.

Творческие задания

1.Сделайте сравнительный анализ определений процесса воспитания, отраженные в педагогической литературе. В чем их сходство и различие? Какое из определений вы считаете наиболее полным?

2.Приведите примеры ситуаций, в которых нарушение определенных принципов воспитания вызвало негативные последствия.

47


3.Какие идеи лежат в основе перестройки процесса воспитания в высшей школе?

4.Какие проблемы требуют дополнительных исследований при определении системы принципов воспитания?

5.Разработайте комплекс правил по осуществлению системы принципов воспитания. Напомним, что по форме и стилю изложения правила должны быть лаконичными, конкретными, корректными; правила должны предписывать: что можно и что недопустимо делать, как следует поступать, чтобы достичь желаемого результата.

6.Почему возникает необходимость в перевоспитании учащихся?

7.Как вы объясните поведение некоторых молодых людей, постоянно доставляющих неудобства окружающим людям и как будто лишенных совести?

8.Проанализируйте собственное личностное формирование: какой элемент системы вашего школьного воспитания был наиболее сильным и оказал на ваше становление решающее влияние?

9.Приведите примеры жизненных ситуаций, отражающих положительный результат применения принципов воспитания.

10.Тождественны ли понятия «принципы воспитания» и «закономерности воспитания»? В чем вы видите взаимосвязь между этими понятиями?

Литература для самостоятельной работы

Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. – М.,1985.

Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно- прогностический курс. − Казань: Центр инновац. технологий, 2008. –500 с.

Гликман И. З. Воспитание или формирование? // Педагогика. – 2000. – 5. Елисеев А., Соколова Т. Взаимодействие субъектов воспитательного

процесса // Воспитание школьников. – 2000. – 10.

Караковский. В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

Концепция воспитательной деятельности и направления ее реализации в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева / Авторы: Н. П. Макаркин, М. Д. Мартынова, И. Л. Сиротина. – Саранск: Изд-во Мордов.

ун-та, 2004. – 63 с.

Концепция воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия / М- во образования Респ. Мордовия; Разработчики: Г. П. Савкина, Т. Н. Демина, Н. В. Борискина, Е. Г. Мазур. – Саранск, 1997.

Кукушин В. С. Теория и методика воспитания. – Ростов н/Д, 2006. Макаренко А. С. Проблема воспитания в советской школе // Пед. соч.: В

7 т. – М., 1958. – Т. 5.

Осипов А. Принципы воспитания в христианской педагогике // Воспитание школьников. – 1999. – 2.

Основы педагогики и психологии высшей школы: учеб. пособие / авт.- сост.: Ж. А. Конакова, В. П. Андронов, Т. Д. Андронова, Н. И. Мешков [и др.]; под ред. Ж. А. Конаковой. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 208 с.

48


Першуткин Б. О новых подходах к понятию «воспитание» // Воспитание школьников. – 1994. – 6.

Поташник М. М. Как оптимизировать процесс воспитания. – М., 1984. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. – М.: Пед. общество России,

2005. – 256 с.

Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 224 с.

ТЕМА 15. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОСТНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

(Семинар-конференция)

1.Содержание понятия «Базовая культура личности». Основные направления воспитания личности.

2.Философско-мировоззренческая подготовка студентов (сущность, назначение, функции мировоззрения; основные пути и средства формирования научного мировоззрения; воспитательная функция религии…).

3.Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности (цель и содержание гражданского воспитания студентов; патриотическое воспитание; формирование культуры межнационального общения; правовое воспитание…).

4.Формирование основ нравственной культуры личности (содержание и методы нравственного воспитания; критерии нравственной воспитанности; воспитание гуманности; экологическая культура студентов…).

5.Трудовое воспитание и профессиональная ориентация студентов (задачи и содержание трудового воспитания; педагогические условия организации трудового воспитания; профессиональная ориентация; формирование основ экономической культуры студентов…).

6.Формирование эстетической культуры студентов (понятие об эстетической культуре личности; формирование эстетической культуры средствами искусства…).

7.Воспитание физической культуры студентов (задачи и содержание воспитания физической культуры; основные средства воспитания физической культуры; физические и нравственные аспекты антиалкогольного и антиникотинового воспитания…).

Творческие задания

1.Каковы основные задачи формирования базовой культуры личности?

2.Что является содержательной основой формирования мировоззрения студента и какова специфическая роль науки, искусства, труда в этом процессе?

49