Файл: Markov_A_P__Birzhenyuk_G_M__Osnovue_sociokul.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 583

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования

1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования

1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования

1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)

1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования

1.6. Принципы социально-культурного проектирования

Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации

2.1. Сущность проблемно-целевого анализа

2.2. Понятие и структура ситуации

2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)

2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации

Экологическая культура

2.5. Типы проблем и технология их анализа

2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования

2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений

2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем

Тематика практических занятий

Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.

Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.

Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).

Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.

Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ

3.1. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики

3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ

3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры

Глава 4. Методика формирования целевых проектов

4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере

4.2. Логика и технология организационного проектирования

4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов

1 Раздел — название проекта.

4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ

Тематика ПрактическиХ занятиЙ

Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.

Тема 2. Технология разработки оргпроектов.

Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования

5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования

5.2. Проективные возможности инновационных игр

5.3. Принципы игрового проектирования

5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр

5.5. Опыт организации инновационной игры по разработке городской програаммы поддержки и развития культуры

Тематика Практических заданий:

Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ

6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)

6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ

6.3. Внебюджетные источники финансирования

Для иллюстрации содержательной и смысловой взаимосвязи разделов “аудитория — проблемы — цели — задачи — содержание деятельности” обозначим идеи отдельных социально-педагогических проектов и программ, аудиторией которых являются приоритетные категории населения (как с позиции общественной значимости, так и с точки зрения возможных источников финансирования проектов): семья, трудные подростки, лица пожилого возраста, инвалиды (или лица с ограниченными функциями).

Семья как аудитория социально-педагогического проектирования. Основные проблемы семьи как потенциальной аудитории социально-педагогических проектов заключаются в количественном и качественном дефиците социальных связей родителей, воспитывающих детей; в отсутствии информации о эффективных методах интеллектуального, физического и психического развития личности ребенка; в утрате навыков и форм семейного досуга и культурного сотворчества; в низкой социально-психологической культуре детей и родителей, ведущей к семейным конфликтам, взаимонепониманию “детей” и “взрослых”. В семейной атмосфере нарастает внутренняя напряженность, душевная усталость, все более частыми становятся стрессовые срывы в отношении детей из-за бытовых неурядиц. Родители все чаще ограничивают время общения о детьми из-за взаимного отчуждения и хозяйственных забот. Низкий уровень педагогической и нравственной культуры более чем в половине семей не позволяет реализовать воспитательные функции, в связи с чем растет безнадзорность, повышается значимость неформальной среды для досугового функционирования несовершеннолетних.

Формой реализации проекта, адресованного родителям, испытывающим обозначенные выше проблемы, может быть семейный клуб (действующий на базе школы или по месту жительства). Эта форма организации социально-культурной деятельности является наиболее эффективным способом решения социально-педагогических и социально-психологических проблем: семейный клуб позволяет кооперировать воспитательные возможности родителей, создать условия для обмена педагогическим опытом, организовать богатую по формам и содержанию жизнь самодеятельного объединения, которое становится воспитывающей и развивающей социокультурной средой.

Клуб может включать самые разнообразные виды и направления деятельности: кружки конструирования, истории и архитектуры, объединения любителей головоломок и кроссвордов, различные студии, игротеки, организацию прогулок с малышами, приготовление уроков, занятия спортом, организацию совместных праздников, вывоз детей на природу, туристические подходы и поездки в другие города, организацию летних лагерей и др. Организаторами этих видов деятельности могут быть как профессиональные педагоги и психологи, так и сами родители. При это необходимо учитывать, что жизнеспособность и социально-педагогическую эффективность семейных клубов определяет атмосфера доброжелательности и взаимопонимания, педагогически и психологически оптимальные условия для развития творческих способностей как детей, так и взрослых.


В качестве примера смыслового соответствия проблемно-целевого и содержательного блока проекта приведем фрагменты двух программ.

Музей и семья”1. Актуальность программы обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; падением уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованностью духовного потенциала русской культуры; утратой семейных форм культурного сотворчества; взаимонепониманием “детей” и “взрослых”, негативным отношением подростков к традициям и ценностям “отцов”.

Цели программы — художественное воспитание и развитие детей и родителей путем приобщения к духовному миру отечественной культуры; формирование глубоких и доверительных отношений детей и родителей в процессе совместной художественной деятельности.

Задачи программы: постижение художественного образа произведений изобразительного искусства путем последовательного изучения произведения, мастера, эпохи; открытие в художественном образе произведения искусства духовного мира его творца; построение целостной картины отечественной художественной культуры, ее стилевой, тематической и духовно-нравственной уникальности; развитие в процессе художественной деятельности способности к сочувствию, пониманию, сопереживанию; формирование в клубной общности доброжелательного психологического климата, психологической безопасности путем снятия статусных и возрастных различий детей и взрослых, создания безоценочных взаимоотношений; воспитание навыков и любви к совместной деятельности детей и родителей.

Форма реализации программы — досуговый семейный клуб, действующий на базе общеобразовательной школы.

Содержание деятельности:

— Восприятие произведений искусства в подлиннике;

— Анализ художественного образа произведений и обсуждение авторского замысла (с помощью опорных вопросов, сравнений, демонстрации личного переживания, ассоциативных игр, пластической имитации элементов художественного произведения);

— Демонстрация и усвоение приемов художественной деятельности, практическое ознакомление с материалом, использованным художником;

— Совместное выполнение творческих заданий — рисование на темы “Моя семья”, “Мое негативное и позитивное впечатление”, “Моя любимая книжка”, а также лепка, конструирование, творческое фантазирование, пение, танцы и т.д.

— Совместная работа с художником в мастерской;


— Театрализованные игры, ролевая драматизация сюжетов произведений, психологические этюды, упражнения по двигательному и эмоциональному раскрепощению;

— Групповое эмпатическое “вслушивание” и “понимание”;

— “Карнавализация” занятий клуба (присвоение сказочных имен, позиционное равенство детей и взрослых);

— Взаимное консультирование в процессе выполнения творческих заданий, подготовки докладов, сообщений;

— Проведение праздников, тематических вечеров, организация экскурсий, путешествий.

Проект социально-педагогического центра “Семья"

Актуальность проекта определяется: ростом числа родителей, испытывающих проблемы в воспитании и общении с детьми; увеличением количества детей, имеющих затруднения в учебе, общении со сверстниками и старшими; частотой проявлений асоциального и антисоциального, вплоть до противоправного, поведения детей и подростков в сфере досуга; отсутствием в дошкольных учреждениях и школах квалифицированной психологической и социально-педагогической помощи, а также соответствующих обучающих и развивающих программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка.

Цели и задачи проекта: создание в городе условий, обеспечивающих оптимальное развитие личности ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями; комплексное решение проблем, связанных с социализацией, реабилитацией, адаптацией развитием творческого потенциала у детей, имеющих личностные проблемы, путем интеграции интересов и ресурсов учреждений образования, здравоохранения, культуры, правоохранительных органов; оказание психолого-педагогической и психологической помощи детям и родителям; организация досуга детей и родителей, создание условий для их совместного творчества.

Примерная структура центра: отдел прогноза; отдел психологической поддержки семьи и детства; отдел реабилитации и коррекции детей и подростков; отдел досуга и творчества.

Содержание деятельности структурных подразделений центра:

Отдел прогноза: социологическое и психодиагностическое обследование детей и подростков, создание по итогам банка данных; разработка программ опытно-экспериментальной работы; повышение квалификации педагогов.

Отдел психологической поддержки семьи и детства: предупреждение тяжелых нарушений адаптации ребенка в семье, школе; работа с детьми, имеющими нарушения социальной и психологической адаптации — консультации, организация службы доверия и службы психологической поддержки, создание приюта кратковременного проживания, клуба взаимоподдержки.


Отдел реабилитации и коррекции детей и подростков: коррекция речевых и двигательных нарушений; социально-психологический тренинг; создание групп семейной психотерапии (арттерапии, игротерапии и т.д.); организация творческих мастерских для детей с отклонениями в поведении; разработка программ индивидуального обучения (трудотерапия).

Отдел досуга и творчества: создание “Школы раннего гармонического развития”; коллективов художественной самодеятельности (оркестровая студия, театральный коллектив, хоровая студия, литературный салон); организация клубов по интересам (для многодетных семей, клуба молодой семьи, клуба молодого бизнесмена и др.); создание центра технического творчества и компьютерной грамотности.

Мероприятия по реализации проекта: разработка нормативно-регламентирующей и учредительной документации; подбор и оснащение помещения; экономическое, материально-техническое и кадровое обеспечение Центра.

Неблагополучные подростки: проблемы и проектные замыслы. Социально-культурные проблемы, носителями которых являются сегодняшние подростки, связаны со снижением моральных критериев во взаимоотношениях; неразвитой способностью к состраданию, сопереживанию, эмпатии; девальвацией ценности образования, труда; отсутствием интереса к культурному наследию, истории своего края; разрушением духовно-нравственной атмосферы в семье; ростом криминальной активности и отклоняющихся форм поведения и др.

В сегодняшней ситуации действие целого ряда факторов придает этим проблемам особую остроту. В частности, резко изменилась ситуация в сфере семейного воспитания: отмирает старая система патриархальной семьи с ее многодетностью, объективной необходимостью раннего включения в дела семьи, труд, неформальным соседским контролем, преемственностью экономического, социального, профессионального статуса из поколения в поколение, патриархальным авторитетом деда и отца, монополией семьи (вместе со школой) на передачу информации. Увеличивается число неполных семей, а также семей, в которых действуют источники криминогенного влияния на детей. На общем уровне духовности подростков отрицательно сказывается потребительски-престижное воспитание, ориентирующее детей на добывание вещей как самоцель, способ самоутверждения, идеологическая сумятица старших.

В сфере учебной деятельности все более заметными становятся "ножницы" между естественным признанием учебы в качестве ведущей деятельности и фактическим отношением к школе детей и подростков. Значительная часть педагогов профессионально непригодна к воспитательной работе. Нет ресурсных предпосылок для дифференциации и индивидуализации обучения. Отсутствуют возможности реального контроля за педагогической деятельностью и ее результатами со стороны общественного мнения родителей.


Ситуация усугубляется деятельностью средств массовой информации: идет показ социальных отклонений с упором на "вину" общества и игнорирование тезиса и личной ответственности; распространяется информация о видах и способах преступного поведения; постоянно акцентируется "беспомощность" органов правопорядка, создающая иллюзию силы и безнаказанности преступников; идет избыточная натуралистическая демонстрация сцен жестокости, убийств, расправ, насилия, бесстыдства; с эстрады распространяются "блатные" песни, сеящие ненависть к органам правопорядка и воспевающие преступный мир. Низкий культурный уровень подростков, некритичное отношение к модным сюжетам меняет представление о границах предпочитаемого и дозволяемого поведения, формирует готовность к определенной реакции на стереотипную ситуацию, подобную той, которую он видел на экране.

Отсутствие специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга, в рамках образовательных институтов, с одной стороны, стимулирует интенсивное развитие неинституциональных форм жизни в сфере досуга, в которых подросток пытается восполнить дефицит условий самореализации, с другой — усиливает деструктивные, разрушающие культуру и личность процессы, асоциальные и противоправные формы поведения. Причиной роста объединений асоциальной и противоправной направленности является обрушившийся на молодое поколение поток различно рода негативной информации, который превысил информационные и смысловые возможности молодого сознания. Ответом становится отчуждение подростков и молодежи от общества, конфронтация с другими возрастными группами, распространение альтернативных культур (субкультур), нетрадиционных стилей жизни, протестных форм поведения. Неспособность понять и нежелание разобраться в сущности и смысле жизни старшего поколения (“отцов” и “дедов”) приводит к тотальной дискредитации и обесцениванию нравственных основ общественной жизни.

Особенностями данной возрастной и статусной группы, снижающими социально-педагогический эффект реализуемых проектов, являются такие психологические черты, как максимализм, негативизм, нетерпимость – качества, которые составляют своеобразный “подростковый синдром”. Приверженность к крайним взглядам и формам поведения – явление обычное, лишь обостряющееся в кризисные периоды развития общества. В сегодняшней атмосфере ценностно-нормативной неопределенности эти черты в подростком возрасте проявляются ярче, чем у других возрастных групп. Абсолютизация негативных явлений ближайшей истории и современности способствует формированию крайних взглядов и требований, психологии экстремизма, противопоставлению себя миру взрослых.