ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в дисциплину «Менеджмент».
Тема 2. История развития менеджмента.
Тема 4. Методологические основы менеджмента.
Тема 6: Персонал - технология.
Тема 7. Функции внутрифирменного управления.
Классификация функций менеджмента.
Тема 13: Информация и коммуникации в менеджменте.
Тема 15: Стиль управления.
Стиль руководства - характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.
1.9 |
|
|
|
|
|
|
|
9.9 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
5.5 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
9.1 |
1 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рис. 6. Решетка менеджмента.
Разнообразие стилей, определяемых личностью руководителя, может быть сформировано на основе сочетания двух факторов: заботе руководителя о производстве и о людях. Графически это сочетание может быть представлено специальной «решеткой менеджмента».
По вертикали: забота о людях: 1 – незначительная, 9 – значительная.
По горизонтали: забота о производстве: 1 - незначительная, 9 – значительная.
1.1 - Руководитель мало заботится и о производстве, и о людях. Результаты крайне невысоки. Моральный дух коллектива низок, т.е. руководитель прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы (бездарный стиль).
9.1 - Руководитель уделяет максимальное внимание производству и минимальное людям. Производственные результаты могут быть достаточно высоки. Но удовлетворенности людей - нет, что создает массу проблем (жесткий стиль).
1.9 - Огромное внимание со стороны руководителя к людям, создание дружеского коллектива, «единой семьи». Но при этом интересы организации отходят на задний план («клубный» стиль).
9.9 - Руководитель нацеливает всех работников на достижение производственных целей на основе доверия и уважения к ним. Развивается самостоятельность, ответственность, создается дух единой команды (прогрессивный стиль).
5.5 - Руководитель умело балансирует, обеспечивая достаточно высокий уровень производственных результатов и удовлетворительный моральный настрой.
Более детальная характеристика стилей руководства, определяемых личностью руководителя, может быть осуществлена на основе четырех признаков: направленность руководителя на результат, способы мотивации, привлечение подчиненных к управлению, требовательность.
Стили руководства.
Авторитарный («жесткий») стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях.
Демократический («прогрессивный») стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.
Применение либерального («клубного») стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.
Определение эффективного стиля руководства должно происходить с учетом многих факторов: психологических особенностей личности самого руководителя, потребностей и интересов подчиненных, степени их квалификации и ответственности, внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию. Выбор адекватного ситуации стиля руководства с учетом наиболее существенных факторов может быть определен как ситуационное лидерство.
Ситуационное лидерство - определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы: степени квалификации и стремления к ее росту.
Уровень зрелости рабочей группы |
|
Соответствующий стиль руководства |
Полностью квалифицированная и желающая дальше совершенствоваться |
|
Предоставление самостоятельности. (Определение функций и ответственности работников. Совместное обсуждение результатов.) |
Достаточно квалифицированная и продолжающая совершенствоваться |
|
Участие в принятии решений. (Привлечение работников к постановке целей. Консультации и поощрение самостоятельности.) |
Малоквалифицированная, но стремящаяся к повышению квалификации |
|
Координация. (Менее глубокий инструктаж и контроль. Поощрение инициативы и деловых контактов.) |
Низкоквалифицированная и не расположенная совершенствоваться |
|
Указывание. (Тщательный инструктаж и детальный контроль. Поощрение исполнительности и личных достижений.) |
Рис. 7. Ситуационное лидерство.
Современный руководитель должен научиться применять любой стиль руководства, адекватный целям, стоящим перед рабочей группой, и ее особенностям – квалификации, ответственности, потребностям и т.п.
Рекомендации руководителю по совершенствованию стиля руководства.
Вырабатывайте ценностные установки и личные цели.
Планируйте текущую деятельность и этапы саморазвития.
Регулярно анализируйте достигнутые результаты.
Развивайте коммуникативные умения: слушать, читать, говорить, писать.
Развивайте наблюдательность, учитесь разбираться в людях.
Ежедневно выбирайте время для мышления, записывайте свои мысли.
Расширяйте общение с людьми других профессий.
Учитесь сосредотачиваться на главном.
Будьте решительным, упорным и настойчивым.
Постоянно ищите новые возможности, проявляйте инициативу.
Так, лидерство характеризуется как поведением человека, так и личными его характеристиками.
Тема 17: Конфликты в коллективе и пути их разрешения.
Конфликт - столкновение в сфере общения, вызванное противоречивыми целями, установками, поведением людей,
Конфликт — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, конкретными людьми или группами, при котором каждая сторона настаивает на своем и мешает другой отстоять свою позицию.
Таблица 11.
Основные причины возникновения конфликтов безотносительно
к типу отношений между сотрудниками.
Причина |
Примеры возможных причин |
Препятствие достижению целей трудовой деятельности |
• Длительный ремонт оборудования |
• Недопоставка (несвоевременная поставка) |
|
материалов, деталей |
|
• Недостоверность переданной информации |
|
• Отсутствие информации |
|
Препятствие достижению личных целей |
• Непредставление более выгодной работы |
• Планирование отпуска в неблагоприятный сезон |
|
• Задержка повышения оклада |
|
• Достижение сотрудником-конкурентом более высо- |
|
ких результатов |
|
Противоречия в поведении, взглядах, манерах, привычках и т.п. |
• Несовместимость характеров |
• Различие в возрасте |
|
• Различное воспитание |
|
• Противоречия в идеалах |
|
• Политические разногласия |