Файл: Востриков. Основы теории непрерывных и дискретных систем регулирования.pdf
ВУЗ: Новосибирский государственный технический университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Основы теории управления
Добавлен: 15.02.2019
Просмотров: 19915
Скачиваний: 135
Глава 13. ОПТИМАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
456
Будем решать следующую задачу перехода: (0) 0
( )
x
x T . Для получе-
ния фазовых траекторий в пространстве состояний воспользуемся методом
непосредственного интегрирования и рассмотрим последовательно два
значения оптимального управления.
1. Случай, когда
0
u
A
. Уравнения замкнутой системы имеют вид
1
2
2
,
.
x
x
x
A
Интегрируя последовательно второе, а затем первое уравнения, получим
2
2
2
1
1
( )
0
,
1
( )
0
2
x t
x
At
x t
x
At
или при нулевых начальных условиях
2
2
1
( )
,
1
( )
.
2
x t
At
x t
At
Теперь исключим время
2
t
x
A
, и запишем уравнение фазовой тра-
ектории, выходящей из начала координат при положительном управлении,
2
1
2
x
Ax .
2. Случай, когда
0
u
A
. При этом уравнения замкнутой системы
следующие:
1
2
2
,
.
x
x
x
A
После интегрирования имеем
2
2
2
1
1
( )
(0)
,
1
( )
(0)
2
x t
x
At
x t
x
At
или
2
2
1
( )
,
1
( )
.
2
x t
At
x t
At
13.5. Метод поверхности переключения
457
Исключая время,
2
t
x
A
, получаем
2
2
1
1
2
x
x
A
A
.
В этом случае уравнение фазовой траектории, выходящей из начала коор-
динат при отрицательном управлении, принимает вид
2
1
2
x
A
x
.
Для каждой фазовой траектории (рис. 13.11) определим направление
движения и оставим ту половину параболы, которая соответствует движе-
нию из начала координат. Затем объединим эти две полутраектории в одну
и получим уравнение линии переключения
2
1
1
2
sgn
x
A x
x
.
x
1
x
n
u = +А
u = –А
Рис. 13.11. Определение линии переключений
к примеру 13.5
Оптимальный закон управления следующий:
0
2
1
1
sgn
2
sgn
u
A
x
A x
x
.
Теперь изменим направление движений на противоположное, т. е. вер-
немся к обычному времени (рис. 13.12).
Глава 13. ОПТИМАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
458
x
1
x
2
u = –А
u = +А
X
1
(0)
X
3
(0)
X
4
(0)
X
2
(0)
Рис. 13.12. Оптимальные траектории
движения из различных начальных условий
Оптимальные траектории движения системы представляют собой уча-
стки парабол (рис. 13.12). Если начальная точка не принадлежит линии пе-
реключений, то в системе может быть только одно переключение управле-
ния (точки X
1
(0), X
2
(0) и X
4
(0)). Переключений не будет совсем, если
начальная точка находится на линии переключений (начальные условия
X
3
(0)).
13.6. СУБОПТИМАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Субоптимальными будем называть системы, которые близки по
свойствам к оптимальным с заданной точностью. Точность приближе-
ния к оптимальной системе определяется соотношением
0
0
100 %
J
J
J
,
(13.49)
где J – критерий, соответствующий субоптимальной системе.
Такую систему получают в результате либо аппроксимации опти-
мального закона управления, либо искусственного ограничения рабо-
чей области пространства состояний.
Рассмотрим релейный оптимальный закон управления
0
sgn
( )
u
U
S x .
13.6
. Субоптимальные системы
459
Поверхность переключения сложной конфигурации можно аппрок-
симировать, например, следующим образом:
1 1
( )
n n
S x
c x
c x
,
(13.50)
представить в виде совокупности функций
1
( )
( )
( )
n
S x
f x
f
x
(13.51)
или аппроксимировать каким-либо другим способом. При этом будут
получаться субоптимальные системы, с различной степенью точности
близкие к оптимальным.
Обсудим особенности субоптимальных систем на примере.
ПРИМЕР 13.6
Рассмотрим оптимальную по быстродействию систему (см. пример 13.5)
и аппроксимируем линию переключения прямой (рис. 13.13).
Уравнение реальной линии переключения имеет вид
p
2
1
( )
S
x
x
Kx
.
x
2
x
1
И
д
е
а
л
ь
н
а
я
л
и
н
и
я
п
е
р
е
к
л
ю
ч
е
н
и
я
Р
е
а
л
ь
н
а
я
л
и
н
и
я
п
е
р
е
к
л
ю
ч
е
н
и
я
X
1
(
0
)
X
2
(
0
)
X
3
(
0
)
Идеальная линия
переключения
Реальная линия
переключения
X
1
(0)
X
2
(0) X
3
(0)
x
1
Рис. 13.13. Фазовый портрет субоптимальной системы к примеру 13.6
Процессы в субоптимальной системе будут существенно зависеть от
начальных условий. Так, при движении из X
1
(0) изображающая точка сис-
темы попадает на реальную линию переключений
p
( )
S
x
, а затем движется
вдоль нее в скользящем режиме.
Глава 13. ОПТИМАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
460
Из начальных условий X
2
(0) изображающая точка системы будет попа-
дать в точку пересечения идеальной и реальной линий переключения и к
началу координат будет двигаться по соответствующему участку идеаль-
ной линии переключений, т. е. по оптимальной траектории.
При движении из X
3
(0) изображающая точка системы будет доходить
до
p
( )
S
x
, переключаться на траекторию, соответствующую другому знаку
управления, вновь попадать на реальную линию переключений и двигать-
ся вдоль нее в скользящем режиме.
Таким образом, в субоптимальной системе могут быть строго опти-
мальные процессы, только если из начальных условий изображающая точ-
ка системы по фазовой траектории попадает в точку пересечения идеаль-
ной и реальной линий переключения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С появлением рассмотренных методов оптимизации переходных
процессов в теории автоматического управления возник ряд инженер-
ных методов проектирования. Особенно распространенными стали ре-
лейные системы оптимизации по быстродействию. В начале главы
рассмотрен случай системы первого порядка, когда алгоритм опти-
мального управления практически не зависит от параметров объекта и
возмущения. К сожалению, этот случай крайне редкий; в подавляю-
щем большинстве система автоматики должна подавлять действие
возмущений, и вид оптимальных процессов, а следовательно, и алго-
ритм управления зависят от возмущений. При этом характер измене-
ния самих возмущений во времени неизвестен. Это обстоятельство
резко снизило интерес инженеров к математическим методам опти-
мального управления.
Есть, однако, несколько конкретных технических ситуаций, когда
возможности математической теории оптимального управления могут
использоваться в полной мере. Показательным примером может слу-
жить задача автоматического управления лифтами и подъемниками.
При этом параметры объекта (масса груза) меняются от процесса
к процессу, а ограниченным является только значение старшей произ-
водной от положения (выходной величины). Старшей производной
является ускорение кабины лифта или какая-либо его производная.
В пассажирских подъемниках они должны быть ограничены условия-
ми комфорта пассажиров, а в грузовых – условиями прочности конст-
рукции (ограничен должен быть рывок).