Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Трудовой сектор:

  • планирует работу сектора и определяет основные участки приложения трудовых усилий класса;

  • организует участие школьников в трудовых делах, субботниках, воскресниках, в различных формах само­обслуживания;

  • обеспечивает участие комсомольцев класса в тру­довых отрядах, ученических производственных бригадах, школьных лесничествах и т. д.;

  • ведет учет участия школьников в трудовых делах;

  • оказывает непосредственную помощь учителям в организации работы по профессиональной ориентации учащихся (проведение бесед о профессиях, встреч с людьми труда, знатными производственниками, предста­вителями разных профессий, экскурсий на производ­ственные объекты и т. д.);

  • выносит вопросы организации общественно полез­ной работы на заседания бюро и комсомольские собрания.

Сектор спортивной и туристской работы:

  • планирует работу сектора с учетом общешкольных спортивных мероприятий и плана работы классного руко­водителя;

  • обеспечивает участие старшеклассников в работе школьных спортивных кружков и секций;

  • организует участие комсомольцев класса в сдаче нормативов комплекса ГТО;

  • ведет агитационно-разъяснительную работу по при­влечению учащихся к занятиям спортом;

  • организует туристские походы, оздоровительно-спортивные вылазки в природу, военизированные игры, во­енно-поисковую работу, оказывает помощь в овладении комсомольцами навыками начальной военной подготовки и др.;

  • направляет лучших спортсменов-старшеклассников инструкторами в пионерские отряды;

  • выносит вопросы улучшения физкультурной и военно-спортивной работы в классе на заседания бюро и ком­сомольские собрания.

Культурно-массовый сектор:

— планирует работу своего сектора, согласуя ее с пла­ном классного руководителя и таким же сектором коми­тета комсомола школы;

— обеспечивает участие комсомольцев класса в об­щешкольных художественных коллективах, клубах, твор­ческих конкурсах, смотрах и др.;

  • является инициатором и организатором досуга учащихся (проведение вечеров, диспутов, встреч с ин­тересными людьми, просмотров спектаклей, кинофильмов, посещение выставок произведений искусства с последу­ющим их обсуждением и т. д.);

  • организует совместно с политико-воспитательным сектором агитбригаду;

  • выступает с предложениями и помогает в органи­зации тематических вечеров, вечеров отдыха, читатель­ских конференций в школе;

  • ставит вопросы эстетического воспитания и целе­сообразного отдыха старшеклассников на заседаниях бюро и комсомольских собраниях.


Пионерский сектор:

— планирует работу сектора, согласуя свой план со старшей пионерской вожатой и соответствующим секто­ром комитета комсомола школы;

— по поручению комитета комсомола школы подби­рает и выносит на утверждение бюро и комсомольского собрания кандидатуры отрядных пионерских вожатых из числа комсомольцев класса;

— организует и контролирует работу пионерских во­жатых в отрядах и оказывает им помощь;

— обеспечивает коллективную работу комсомольцев класса в подшефном пионерском отряде: подбирает инст­рукторов в пионерский отряд, распределяет между комсо­мольцами постоянные и временные поручения по оказа­нию конкретной помощи отряду, контролирует выполнение этих поручений, участвует в делах пионерского отряда;

  • обеспечивает работу комсомольцев класса с под­ростками по месту жительства;

  • выносит вопросы работы с пионерами на заседания бюро и комсомольские собрания.

Как часто должны собираться члены бюро для обсуждения вопросов жизни и работы организации, они реша) ют сами. Возможно, что в начале работы потребуется чтобы бюро собиралось еженедельно. Затем, когда выработается определенный ритм, можно собираться 2—3 ра за в месяц.

Заседания бюро и основные вопросы, которые предлагается на них обсудить, следует планировать заранее» Это помогает лучше подготовить обсуждение, по-деловому провести заседание, и, главное, от такой организации следует ожидать большей практической пользы.

Было бы неплохо, если один день недели, скажем пятница, объявлялся комсомольским днем: в этот день; назначаются заседания бюро, комсомольские собрания. И классный руководитель, и члены бюро, и комсомольцы заранее знают, что на этот день не следует планировать; какие-либо другие дела, назначать встречи и т. д. Это дисциплинирует комсомольцев, актив и помогает правильной организации общественной работы в классе.

Обычно тот или иной вопрос, который выносится на обсуждение, поручается заранее изучить и подготовит одному из членов бюро или специально созданной комис­сии. Хорошо подготовленные вопросы, как правило, быстро и по-деловому обсуждаются, легче достигается единство мнений, намечается четкая программа деятельности. По любому из рассмотренных вопросов должно быть при­нято решение, краткое и конкретное.

Бывает, что некоторые вопросы требуют срочного об­суждения и решения. В этих случаях не обязательно ждать очередного заседания бюро. Ведь члены бюро учат­ся в одном классе и могут при необходимости быстро Собраться на перемене или после уроков и принять ре­шение.


Важное место в комсомольской работе занимает ком­сомольское собрание. Являясь высшим органом первичной организации, комсомольское собрание

  • имеет право решать все основные вопросы внутри­союзной жизни организации, учебы, отдыха, поведения комсомольцев;

  • определяет программу и содержание деятельности организации, разрабатывает и утверждает, планы работы и добивается их осуществления;

  • избирает руководящие комсомольские органы;

  • слушает отчеты комитета комсомола, бюро, ком­соргов, отдельных комсомольцев и выносит свое решение;

  • дает комсомольские поручения;

  • решает вопросы о приеме новых членов в ВЛКСМ;

  • рассматривает персональные дела и определяет меру наказания за совершенные проступки.

Комсомольское собрание — орган коллективного ру­ководства. Его решения обязательны для всех комсомоль­цев. Важным условием нормальной деятельности школь­ной и классных комсомольских организаций является регулярное проведение комсомольских собраний. В клас­сных комсомольских организациях собрания должны про­водиться не реже одного раза в месяц. В школьной ком­сомольской организации собрания проводятся не реже одного раза в два месяца, а в тех школах, где насчиты­вается более 300 комсомольцев, не реже одного раза в три месяца.

Комсомольское собрание будет успешно выполнять все функции высшего органа первичной организации, ор­гана коллективного руководства и школы коммунистичес­кого воспитания в том случае, если комсомольские орга­низаторы обеспечат его тщательную подготовку, проведе­ние и выполнение принятых собранием решений.

Комсомольская работа предъявляет свои требования и к составлению планов. В практике работы школьных и классных комсомольских организаций хорошо себя зарекомендовало составление перспективного, календар­ного плана, а также рабочего плана-сетки.

Разберем эти виды планов на примере классной ком­сомольской организации.

Перспективный план работы комсомольской организа­ции составляется на учебный год. Перспективный план удобен тем, что комсомольский организатор имеет воз­можность увидеть перспективу жизни своей организации, правильно распределить силы, выделить главные напра­вления. Именно в перспективном плане можно хорошо увидеть программу развития своего коллектива: служат ли запланированные на год самые важные дела решению главной цели — формированию крепкого и боевого кол­лектива.


В перспективный план вносятся лишь основные дела, указывается ориентировочно время проведения и кому поручается их готовить.

План работы предварительно составляет по своему сектору каждый член бюро, а затем их сводит вместе се­кретарь комсомольской организации. Нужно, чтобы план обязательно был согласован с планом воспитательной ра­боты, который составляет классный руководитель. Ведь воспитательные задачи у комсомольской организации и классного руководителя едины.

После того как план рассмотрен и утвержден комсо­мольским собранием, он становится документом, обяза­тельным для выполнения каждым комсомольцем.

Большое значение для выполнения намеченных дел имеет своевременное доведение до комсомольцев конкрет­ных сроков проведения каждого дела. В этом значитель­ную пользу принесет план-сетка, который можно вывесить в «Комсомольском уголке».

План-сетка составляется на основе календарного плана на месяц и имеет целый ряд преимуществ: во-первых, он дает воз­можность последовательно представить все дела класса в течение каждой недели и месяца; во-вторых, он сразу зрительно вводит комсомольцев в курс дел организации и позволяет увидеть степень их загруженности общественными делами. План-сетка показывает и относительно резервные дни для проведения ранее не запланированных дел. А это удобно для планирования учащимися своего личного времени.

Каждое указанное в календарном плане и в плане-сет­ке дело требует тщательного разбора, составления специ­ального плана дела. Как он составляется, мы говорили в одной из предыдущих глав.

У комсомольского организатора имеется свое комсомольское «хозяйство» — различные документы, которые помогают ему вести учет и контроль проделанной работы. Часть этой документации он обязан вести, как того тре­буют указания и инструкции ЦК ВЛКСМ, часть из них он ведет по собственной инициативе или по рекомендации опытных организаторов.

Не следует думать, что ведение документации — это «бумажная волокита» и только отвлекает от настоящей работы. Документы, а к ним относятся и планы, и прото­колы комсомольских собраний и заседаний бюро, и днев­ники комсомольской организации, а также некоторые специальные документы (ведомости по уплате членских комсомольских взносов, карточки персонального учета и списки членов ВЛКСМ) — это помощники комсорга в его организаторской работе.

Протоколы комсомольских собраний и заседаний бю­ро удобнее вести в специальной тетради. В протоколе дол­жны быть отмечены порядковый номер протокола, дата проведения собрания или заседания бюро, количество присутствующих и отсутствующих, фамилии приглашен­ных кто председательствует на собрании. Затем записы­вается повестка дня. Вопросы в протоколе располагаются в порядке обсуждения. Протоколы собраний должны со­держать запись основных положений доклада или сооб­щения краткое изложение выступлений или предложений и принятое решение.


На заседаниях бюро в протокол записывается только название обсуждаемого вопроса и принятое решение. От­дельные выступления можно не записывать.

Протоколы собрания можно вести вначале в черно­вом варианте, а затем аккуратно оформить в тетради. Протоколы собраний подписываются председателем и се­кретарем собрания, заседаний бюро — секретарем ком­сомольской организации.

Протоколы комсомольских собраний в комсомольских группах, у которых нет прав первичных организаций, не ведутся. В дневнике комсомольской группы делается за­пись о собрании, указывается повестка, кто выступил и какое решение принято. Подробные протоколы в группах ведутся лишь на отчетно-выборных собраниях.

Изо дня в день комсомольцами класса, организатора­ми проводится определенная работа, порой ранее не за­планированная бюро, даются поручения, проверяется их выполнение, и это требует учета, контроля со стороны бюро, комсорга. Тут без дневника обойтись очень трудно.

Дневник комсомольской организации, группы изгото­вить несложно.

Вот какие разделы могут быть в дневнике:

  1. Список членов комсомольской организации по фор­ме: фамилия, имя, отчество; месяц, год рождения; выпол­няемое поручение; домашний адрес.

  2. Список учащихся, не состоящих в комсомоле, по такой же форме.

  3. Учеба комсомольцев и не комсомольцев. Учет учеб­ной работы удобнее вести по итогам четверти и по пред­метам.

  4. План работы и учет неплановых дел, проведенных в классе.

5. Выполнение каждым комсомольцем комсомольскихпоручений.

6. Проведение комсомольских собраний и заседанийбюро (дата, повестка дня).

  1. Посещение комсомольцами комсомольских собра­ний.

  2. Участие комсомольцев в общественно-политических и трудовых делах школы, класса (коммунистические суб­ботники, Ленинские уроки, конференции и др.).

Хорошо, если в определенном месте класса на специ­альном планшете будет оформлен «Комсомольский уголок». Он даст возможность информировать комсомольцев о предполагаемых делах, принятых решениях, напоминать комсомольцам о необходимости выполнить то или иное поручение. В уголке появляются объявления о комсомоль­ских собраниях в классе и в школе, занятиях кружков, секций и т. д.

В «Комсомольский уголок» могут быть помещены:

  1. Девиз комсомольской организации класса.

  2. Список комсомольцев класса с указанием обще­ ственных поручений, выполняемых ими.

  3. План-сетка работы на месяц.

  4. Объявления «Сегодня в классе».

  5. Материалы раздела «Комсомольское бюро ре­шило».