Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У организаторской работы есть одно удивительное свойство. Она щедро, очень щедро расплачивается с те­ми, кто познал ее секреты, кто умело пользуется ее пра­вилами. На это свойство обращал внимание В. И. Ленин. «...Может ли сила сотни превышать силу тысячи? — ста­вил вопрос Владимир Ильич и категорически отвечал: —• Может и превышает, когда сотня организована.

Организация удесятеряет силы».

Заметьте, по какому большому счету оплачиваются усилия организаторов — удесятерением сил. Так и хо­чется возвести Ее Величество Организаторскую работу на трон, надеть на нее корону и отдавать соответствую­щие почести. Но не тут-то было.

Эта скромная труженица предпочитает появляться на людях без парадной одежды, в простой рабочей спе­цовке, предоставляя право при случае покрасоваться другим. Кому же?

Мы говорим; «организовать игру», «организовать строительство спортплощадки», «организовать работу клуба» и т. д. Обратите внимание, слово «организовать» обязательно стоит в паре с какими-то другими словами, которые означают тот или иной вид работы, какое-либо явление.

Что должно быть в результате организации строи­тельства спортплощадки? Спортплощадка на школьном дворе. Чем должны завершиться усилия по организации агитбригады? Конечно, выступлениями самодеятельных артистов, лекторов, агитаторов. Оказывается, что не су­ществует организаторской дея­тельности без ее верной напарни­цы — какого-то конкретного дела. Нельзя же, в конце концов, орга­низовать пустоту. Можно только дело. А уж по тому, как успешно выполнено это дело, судят о том, как «поработала» организация.

Теперь скажите, отличается ли организация строительства спор­тивной площадки от организации агитбригады? Конечно, скажете вы. В чем же различие? Разумеется, прежде всего в том, что различна конечная цель каждой деятельности. Таким образом, организатор­ская работа находится на службе у другой деятельности и носит как бы вторичный, подчиненный характер. Ко­нечная цель организаторской работы — обеспечить эф­фективность заданного дела, его успешное завершение. Например, работа по профессиональной ориентации старшеклассников в школе требует того, чтобы юноши и девушки имели представление об основных профессиях, необходимых народному хозяйству. Как будут добивать­ся этой цели организаторы — члены комитета комсомола, ответственные за данный участок работы? Они опре­делят совместно с руководством школы перечень про­фессий для ознакомления, формы этой работы, спла­нируют этапы работы, распределят задания исполни­телям и т. д. Другими словами—они будут добиваться цели, которую поставили, развернув организаторскую работу.


Каждая работа имеет свои отличительные особеннос­ти. Не надо прилагать особых усилий, чтобы увидеть, чем отличается работа бухгалтера от труда шофера, поле-рода от музыканта, токаря от продавца.

Чем же отличается работа организатора? Самое важное здесь — это непосредственная работа с людьми. Главный объект усилий труда организатора — челове­ческие характеры, ум, воля, настроения, интересы людей.

Организатор имеет дело не просто с людьми. Он ра­ботает с группами людей разного состава (возраст, про­фессия и др.), различной численности. Это ученические производственные бригады и спортивные команды, ком­сомольские организации и пионерские отряды, кружки самодеятельности и производственные коллективы. По­этому, чтобы успешно руководить людьми, надо знать их, знать особенности поведения людей в группах и коллек­тивах. К этому мы с вами еще вернемся.

Если посмотреть со стороны на то, как действует организатор, пожалуй, не сразу найдем в его действиях организующее начало. Он встречается с людьми, что-то обсуждает, доказывает, требует, спорит, отвергает, вол­нуется, радуется, огорчается... Что же тут организатор­ского?

Давайте несколько отвлечемся. Перед нами детские кубики. Мы можем сложить из них башню, пирамиду, построить разнокали­берные дома. Заметьте, что при строительстве мы используем одни и те же элементы — кубики, а со­оружения получаем разные. Вот мы построили башню, а теперь получили задание соорудить дачу. Мы разбираем башню на части, определяем, как и где лучше ис­пользовать каждую часть в новой постройке, в каком сочетании эти элементы дадут лучший резуль­тат, лучшую надежность. И толь­ко тогда приступаем к действию.

Организатор в принципе имеет дело с одними и те­ми Же элементами системы конкретными людьми. Каждый раз, организуя какое-либо дело — будь то клас­сный «огонек» или туристский поход, комсомольское собрание или встреча по футболу,— всю работу органи­затора можно свести к решению двух задач. Причем за­дач, противоположных по характеру.

Первая — организатор производит разъединение, раз­деление группы людей.

Вторая —он соединяет, сплачивает всех вместе, что­бы успешнее решить общую задачу.

Проведите сравнение с нашим «градостроением», где строительным материалом являются кубики: мы их разбираем и складываем. Если же учесть, что каждый из нас — существо посложнее кубика, то можно понять волнения и переживания организатора, которому прихо­дится, разбив предстоящую работу на части и распреде­лив задания, убеждать, требовать, добиваться выполне­ния намеченного плана, согласовывать действия всех участников работы.


Это кубик легко переставить с места на место. А че­ловеку может быть что-то непонятно в задании, мо­жет не понравиться, как ему сделано замечание, он мо­жет, наконец, отказаться от участия в деле, сославшись на какие-то более или менее важные обстоятельства. Человек обладает возможностью забывать, в том числе и о поручении, а также относиться к нему с энтузиазмом или прохладцей, проявлять инициативу или оставаться равнодушным. Насколько хорошо удастся решить общую задачу, будет зависеть от умения организатора учесть все эти сложности, от его знания всех секретов организа­торской работы.

Организаторская работа, как в любая другая, скла­дывается из простых, элементарных действий: внутрен­них (надо подумать, поразмыслить над задачей, прики­нуть, кто на что способен, проанализировать создав­шееся положение) и внешних — практических (когда начинается взаимодействие организатора с людьми). Вопрос может быть поставлен так: знает ли организа­тор, как делать дело, и умеет ли он это делать? Знать и уметь — вещи хотя и взаимосвязанные, по разные.

Организаторские знания — это сумма сведений, по­знаний в области организаторской работы, понимание целей, задач деятельности, знание особенностей личнос­ти и коллектива, правил организаторской работы. Зна­ния можно получить, прочитав необходимые книги, по­слушав советы бывалых людей, понаблюдав за действия­ми других организаторов. К примеру, комсорг впервые составляет план выполнения задания. Затратив много времени, посоветовавшись с товарищами, посидев в библиотеке, организатор может составить такой план вполне грамотно. Но может случиться так, что, приступив к выполнению плана, он потерпит неудачу. Почему? Да по­тому, что у него не сформированы организаторские

умения.

Организаторские умения — это способность человека быстро и эффективно применять имеющиеся организа­торские знания на практике, дейст­вовать с учетом имеющегося опы­та и сложившейся ситуации. Так, опытный организатор, встретив­шись с необходимостью организо­вать дело, которое ему раньше не приходилось выполнять, пытается тут же использовать в этой новой для него обстановке знание дейст­вий и приемов, которые он приме­нял ранее в других обстоятель­ствах.

Умение в постоянно изменяющейся обстановке вы­брать верное решение и оперативно провести его в жизнь требует от организатора находчивости, смелости, твер­дости.

Организаторские знания и умения — это ценный ба­гаж организатора. Его не перешлют вам большой или малой скоростью друзья и знакомые из другого пункта. Этот багаж накапливается человеком самим только в процессе активной общественной работы.


Организаторы опытные и начинающие! Не сдавайте свой багаж в камеру хранения. Пусть он всегда нахо­дится с вами. Постоянно пополняйте его. Помните, чем весомее он будет, тем легче станет людям, которых вы ведете, выиграет дело, которому вы служите.

Хорошая организаторская работа зависит от

знания людей, с которыми работаешь,

личности самого организатора,

знания законов развития коллектива,

знания особенностей организаторской работы,

знания дела, которое организуешь,

умения практически организовать.

В этой книжке мы с вами постараемся разобрать по­очередно все эти условия, за исключением, пожалуй, одного. Мы здесь не будем говорить об особенностях тех дел, которые следует организовать. Таких видов деятель­ности большое многообразие, и знакомство с ними тре­бует особого разговора. Тем не менее по возможности мы с вами будем анализировать организацию тех дел, кото­рые часто встречаются в практике работы школы.


Ключи к человеку

Зачем ножны ключи к человеку.— Хозяйка ключей.— Удивительная страна Подростков,Визитные карточки Юности.Жители улицы Человеческой Индивидуальности: Темперамент, Характер, Способно­сти.Советы организатору.

Одно из условий хорошей работы организатора — знание людей, с которыми работаешь. Чтобы узнать че­ловека, утверждает старая пословица, нужно с ним пуд соли съесть. А для этого понадобится ой сколько вре­мени. Но как же в этом случае быть организатору? Это хорошо, когда тебе приходится иметь дело с ребятами из своего класса, которых знаешь не один год. А если приходишь впервые в пионерский отряд вожатым, или тебя избирают в комитет комсомола школы, или назна­чают организатором людей, которых видишь впервые? Прикажете начинать с коллективного поедания соли? Нет, конечно.

Люди познаются в процессе работы. Однако, прежде чем приступить к делу, надо, чтобы организатор распо­лагал самыми необходимыми сведениями о тех, с кем придется работать. К каждому человеку нужен свой под­ход, свой «ключик». Но, подбирая ключи к человеку, на­до знать, на какой «замок» закрыты его секреты. Одним ключом здесь не обойдешься.

Хозяйка большого набора ключей к внутреннему миру человека — наука психология. Сотни лет изучает психология своего подопечного — человека, особенности его поведения, и уже накопила массу сведений. Она мо­жет многое поведать нам о человеке, законах, по которым развивается личность, подсказать, что можно и чего нельзя ожидать от людей определенно­го возраста, склада ха­рактера, способностей. Она может посовето­вать, каким ключом лучше воспользоваться, чтобы приоткрыть для себя мир другого человека. И все это она готова сделать, не видя конкретного человека. Почему?

Прежде всего, потому, что хотя все мы с вами очень разные, но в своем поведении бываем похожи друг на друга. Психология, к примеру, может всех людей по сте­пени «похожести» сделать жителями воображаемых стран. В стране Детства соберется тогда неугомонная ре­бятня до 10 — 11 лет, страна Подростков объединит всех, кто не старше 14 — 15 лет, пропуск в страну Юности будет выдаваться тем, кому исполнилось 15, но не «перевали­ло» за 21—22 года. А там уже и Взрослость. Согласи­тесь, что в каждой из этих стран у жителей много общего.

Поскольку старшеклассникам-организаторам прихо­дится чаще всего иметь дело с подростками и сверстни­ками, то мы совершим небольшую экскурсию в страну Подростков и в страну Юности. Но не в качестве любо­пытных экскурсантов, а в качестве тех, кому надо обя­зательно узнать самые главные особенности их жителей. Ведь ими придется вам руководить.