ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 8
На «Летучем голландце» нет экипажа. Он таинственно исчез однажды, а корабль, как призрак, является временами людям напоминанием о превратностях судьбы. Но что вы скажете о корабле, полностью укомплектованном экипажем, имеющем все для успешного плавания, но который, подобно «Летучему голландцу», носится по водным просторам «без руля и без ветрил»? Вы сразу же спросите: а что капитан, есть ли он на корабле?
Действительно, нет настоящего корабля без знающего капитана, как нет боевой комсомольской организации без настоящего комсорга. Каждый год по весне на отчетно-выборных комсомольских собраниях вручаются «капитанские дипломы» вновь избранным вожакам, чтобы вывели они свои классы-корабли в составе большой флотилии «Комсомолия» в очередное плавание длиною в один год. А для того чтобы их «корабли» не уподобились «Летучему голландцу», комсоргам надо быть готовыми к встрече с ожидаемыми событиями и неожиданными трудностями, быть внутренне собранными, ибо комсомольская работа — это не спокойная прогулка вдоль лазурного берега на белоснежном теплоходе, а плавание в штормовом море на многопарусной бригантине.
Комсорги — правофланговые школьных организаторов. Собственно, комсоргами в широком смысле этого слова называют всех организаторов комсомольской работы, избранных в руководящие органы: бюро, комитеты комсомола. В узком смысле комсоргами принято называть руководителейклассных комсомольскихгрупп (не имеющих правпервичных организаций), избираемых на комсомольских собраниях. Мы же здесь будем употреблять слово «комсорг» в более широком значении, имея в виду руководителей как классных комсомольских организаций (секретарей классных комсомольских организаций), так и классных комсомольских групп (групкомсоргов).
Комсорг — организатор комсомольской работы, и все, что говорилось нами ранее об особенностях организаторской работы, непосредственно относится и к комсоргу. Однако комсомольская работа имеет свои особенности и отличается от многих других видов общественной деятельности, в которых приходится принимать участие старшеклассникам.
Ленинский комсомол трудится над выполнением своей главной задачи — готовит поколение преданных делу партии, всесторонне развитых, высокообразованных людей, стойких и самоотверженных борцов за победу коммунизма в нашей стране. Принятая новая Конституция СССР предоставляет молодежи все возможности честным трудом, отличной и хорошей учебой, активной общественно-политической работой подтверждать высокое звание советского человека, комсомольца. Коммунистическое воспитание юношей и девушек — вот ответственное задание, данное партией комсомолу, и выполнение его — и это было еще раз подчеркнуто коммунистами на XXV съезде КПСС — требует большого внимания и упорного труда. Успешное решение этой важной задачи в каждой первичной комсомольской организации и есть смысл комсомольской работы, содержание деятельности комсомольского организатора.
Такую же задачу решают в школе учителя. Но сама по себе общность задач по коммунистическому воспитанию, которые стоят перед учителями и школьными комсомольскими организациями, совсем не означает, что способы и формы их достижения должны быть у педагогов и комсомольцев одинаковыми.
Как лучше действовать школьным комсомольским организациям в деле коммунистического воспитания учащихся, специально решал в 1972 году VI пленум ЦК ВЛКСМ. Здесь было подчеркнуто, что комсомольцы-школьники должны выступать в качестве активных помощников учителей в проведении всей воспитательной работы с учащимися.
Ложатся на морских картах капитанов разноцветные стрелы, обозначающие направления движения кораблей. Разноцветней стрел может быть отмечен путь комсорга, ведущего свой комсомольский экипаж к цели. Собственно, на карты комсоргов эти направления были нанесены на VI пленуме ЦК ВЛКСМ, а развернуты и конкретизированы на XVII съезде ВЛКСМ. Основными направлениями работы школьных комсомольских организаций являются: выработка активной позиции школьника в борьбе за глубокие и прочные знания; общественно-политическое воспитание, формирование активной позиции школьника в выработке коммунистического мировоззрения, идейно-нравственном становлении личности; формирование активной позиции учащегося в общественно полезном труде, подготовка молодежи к общественно полезной деятельности; создание условий для лучшей организации свободного времени, физического и эстетического воспитания; активное участие в работе с пионерами; организационно-политическое укрепление школьных и классных комсомольских организаций.
Школьные комсомольские организации участвуют в важнейших акциях Ленинского комсомола: включались в соревнование за почетное право подписи Рапорта Ленининского комсомола ЦК КПСС к 60-летию Великого Октября, принимают участие в смотре сочинений на общественно-политическую тематику, во Всесоюзной неделе науки, техники и производства, в Ленинском зачете и других общественных делах.
У каждого капитана корабля есть лоция — описание морей, водных путей и побережий для нужд кораблевождения. Для комсорга такой лоцией является Устав ВЛКСМ — закон, по которому прокладывается путь становления и жизни комсомольской организации. Комсомольский устав — свод лишь самых основных правил принципов, и пусть комсорг там не ищет рецептов на все случаи жизни. Право принимать ответственные решения, от которых будут зависеть судьбы сверстников-комсомольцев, предоставляется самой первичной комсомольской организации, но на основе нравственных принципов и правил, изложенных в этом главном комсомольском документе.
Работа в комсомольской организации — дело нелегкое, особенно для комсоргов-новичков. В этом случае вам могут прийти на помощь специальные инструкции ЦК ВЛКСМ, например о порядке учета членов ВЛКСМ, уплате членских взносов, ведении документации, проведении отчетов и выборов руководящих комсомольских органов. Они имеются во всех райкомах, горкомах комсомола, высылаются в первичные комсомольские организации. Обратите внимание на справочник «Организационно-уставные вопросы комсомольской работы». Он регулярно переиздается издательством ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».
Комсомольская организация школы работает под непосредственным руководством партийной организации. Поэтому первыми наставниками комсорга являются коммунисты школы, учителя. К ним он может обратиться за советом, помощью, с ними он может поделиться своими планами, сомнениями. Решения партийной организации, направленные в адрес комсомольцев, обязательны для выполнения комсоргом.
Комсорг — особая должность. Может быть, слово «должность» кому-то покажется суховатым, звучащим формально. Ничего. Зато оно точно раскрывает смысл того задания, которое комсорг выполняет по поручению своей комсомольской организации. Должность — это сумма обязанностей. Впрочем, это не просто сумма, это гора обязанностей. Обязанностей сложных, ответственных, которые, случается, становятся не каждому по плечу. Наконец, слово «должность» — производное от другого слова — «долг», означающего, что люди от тебя что-то ждут, надеются получить.
Как распределяются поручения и каковы обязанности выборных комсомольских организаторов, мы разберем на примере классной комсомольской организации.
В практике комсомольской работы распределение обязанностей между членами классного бюро происходит примерно следующим образом:
Секретарь комсомольского бюро.
Учебный сектор.
Политико-воспитательный сектор.
Трудовой сектор.
Сектор спортивной и туристской работы.
Культурно-массовый сектор.
Пионерский сектор.
Если членов бюро избрано меньше, то некоторые секторы можно объединить. Кроме этого, комсомольское собрание или комсомольское бюро могут поручить тому или иному комсомольцу быть ответственным за какой-либо важный участок работы в классе. К примеру, за организацию физкультурно-спортивной работы может отвечать физорг класса, за культурно-массовую — культорг. Тот и другой не входят в состав комсомольского бюро, но работают под его руководством.
Конечно, распределение обязанностей в бюро не должно проходить механически: есть «должность» — кому-то надо ее занять. Любое дело, как известно, выполняют конкретные люди, а не безликие секторы. Важно, чтобы и работа была каждому по душе, и дело не пострадало.
Комсомольское бюро — организатор деятельности всего классного коллектива, первый помощник классного руководителя в учебно-воспитательной работе с учащимися.
Комсомольское бюро:
— планирует работу комсомольской организации;
определяет важнейшие направления работы организации и распределяет в связи с этим комсомольские поручения, ведет учет и контроль за их выполнением;
проводит воспитательную и организаторскую работу в классе, сплачивает коллектив на конкретных делах;
— собирает комсомольские собрания, ведет подготовку и обеспечивает их деловую работу;
следит за своевременным выполнением решений комсомольских собраний, постановлений и указаний вышестоящих комсомольских органов;
ведет контроль за выполнением всеми комсомольцами уставных требований, выносит в случае необходимости на рассмотрение комсомольского собрания вопросы поощрения и наказания членов ВЛКСМ;
ведет работу по подготовке и приему учащихся в комсомол;
регулярно отчитывается в своей деятельности перед классным комсомольским собранием;
привлекает учащихся, не состоящих в комсомоле, ко всем проводимым делам в классе.
Коллективность — важнейший принцип работы бюро. Совместное обсуждение на заседаниях бюро важных вопросов жизни и работы комсомольской организации помогает избежать субъективности в суждениях, оценках отдельных членов бюро, ошибочных решений. Вот почему следует внимательно следить за тем, чтобы бюро регулярно собиралось для коллективного обсуждения всех сторон деятельности своей комсомольской организации.
Принцип коллективности не снимает персональной ответственности с членов бюро за свои участки работы.
В самом общем виде каждый член бюро выполняет следующие обязанности.
Секретарь комсомольского бюро:
отвечает за организацию коллективной деятельности бюро, за содержание его работы;
обеспечивает планирование работы бюро, согласование работы отдельных членов бюро;
обеспечивает непосредственную связь бюро с классным руководителем, учителями;
назначает, готовит и ведет заседания бюро;
ведет контроль за выполнением комсомольских поручений;
осуществляет непосредственную связь с комитетом комсомола школы;
ведет комсомольскую документацию (планы работы, дневник комсомольской организации, протоколы заседаний бюро), собирает членские комсомольские взносы;
— оказывает помощь членам бюро в работе. Учебный сектор:
планирует работу сектора, согласуя разделы плана с классным руководителем, учителями, руководителями кружков и факультативов;
совместно с учителями способствует вовлечению учащихся класса в работу научных и технических кружков, участию в олимпиадах, конкурсах, смотрах и т. д.;
помогает учителю, классному руководителю в борьбе за учебную дисциплину, организует контроль за посещением учебных занятий, выясняет причины неуспеваемости, принимает меры для оказания помощи отстающим, ставит вопросы о привлечении к ответственности учащихся, недобросовестно относящихся к своему учебному долгу;
готовит и выносит на заседания бюро и комсомольские собрания вопросы учебной дисциплины и успеваемости, воспитания интереса и ответственного отношенияк получению знаний;
совместно с учителями организует работу по пропаганде культуры умственного труда, рациональной работы на уроке и дома, помогает учителю в претворении в жизнь требования «учись учиться»;
выпускает «молнии», сводки успеваемости и т. д.;
согласует свою работу с учебным сектором комитета комсомола школы.
Политико-воспитательный сектор:
— планирует работу сектора, согласует свою работу с соответствующим сектором комитета комсомола школы;
совместно с учителями, коммунистами школы организует работу по пропаганде идей нашей партии, достижений советского народа, внешней и внутренней политики Советского государства, используя различные формы: политические информации, Ленинские уроки, конфе- ренции, диспуты и т. д.;
обеспечивает активное участие комсомольцев в общественно-политических мероприятиях, способствует развитию их общественно-политической активности;
организует и контролирует самостоятельную работу учащихся по расширению их политического кругозора, проводит подписку на газеты и журналы;
организует агитационно-разъяснительную работу со старшеклассниками, вступающими в комсомол;
подготавливает и организует проведение Ленинского зачета в классной комсомольской организации;
выносит на заседания бюро и комсомольские собрания вопросы, связанные с работой своего сектора;
обеспечивает регулярный выпуск стенной газеты (боевого листка) совместно с редактором газеты.