Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На «Летучем голландце» нет экипажа. Он таинствен­но исчез однажды, а корабль, как призрак, является вре­менами людям напоминанием о превратностях судьбы. Но что вы скажете о корабле, полностью укомплектованном экипажем, имеющем все для успешного плавания, но ко­торый, подобно «Летучему голландцу», носится по водным просторам «без руля и без ветрил»? Вы сразу же спро­сите: а что капитан, есть ли он на корабле?

Действительно, нет настоящего корабля без знающе­го капитана, как нет боевой комсомольской организации без настоящего комсорга. Каждый год по весне на отчет­но-выборных комсомольских собраниях вручаются «ка­питанские дипломы» вновь избранным вожакам, чтобы вывели они свои классы-корабли в составе большой фло­тилии «Комсомолия» в очередное плавание длиною в один год. А для того чтобы их «корабли» не уподобились «Ле­тучему голландцу», комсоргам надо быть готовыми к встрече с ожидаемыми событиями и неожиданными трудностями, быть внутренне со­бранными, ибо комсомоль­ская работа — это не спо­койная прогулка вдоль ла­зурного берега на бело­снежном теплоходе, а пла­вание в штормовом море на многопарусной бригантине.

Комсорги — правофланго­вые школьных организато­ров. Собственно, комсоргами в широком смысле этого слова называют всех орга­низаторов комсомольской работы, избранных в руководящие органы: бюро, комитеты комсомола. В узком смысле комсоргами принято называть руководителейклассных комсомольскихгрупп (не имеющих правпервичных организаций), избираемых на комсомольских собраниях. Мы же здесь будем употреблять слово «ком­сорг» в более широком значении, имея в виду руководи­телей как классных комсомольских организаций (секре­тарей классных комсомольских организаций), так и клас­сных комсомольских групп (групкомсоргов).

Комсорг — организатор комсомольской работы, и все, что говорилось нами ранее об особенностях организатор­ской работы, непосредственно относится и к комсоргу. Однако комсомольская работа имеет свои особенности и отличается от многих других видов общественной деятель­ности, в которых приходится принимать участие старше­классникам.

Ленинский комсомол трудится над выполнением сво­ей главной задачи — готовит поколение преданных делу партии, всесторонне развитых, высокообразованных лю­дей, стойких и самоотверженных борцов за победу ком­мунизма в нашей стране. Принятая новая Конституция СССР предоставляет молодежи все возможности честным трудом, отличной и хорошей учебой, активной общест­венно-политической работой подтверждать высокое зва­ние советского человека, комсомольца. Коммунистическое воспитание юношей и девушек — вот ответственное задание, данное партией комсомолу, и выполнение его — и это было еще раз подчеркнуто коммунистами на XXV съезде КПСС — требует большого внимания и упор­ного труда. Успешное решение этой важной задачи в каждой первичной комсомольской организации и есть смысл комсомольской работы, содержание деятельно­сти комсомольского организатора.


Такую же задачу решают в школе учителя. Но сама по себе общность задач по коммунистическому воспита­нию, которые стоят перед учителями и школьными комсо­мольскими организациями, совсем не означает, что спо­собы и формы их достижения должны быть у педагогов и комсомольцев одинаковыми.

Как лучше действовать школьным комсомольским ор­ганизациям в деле коммунистического воспитания уча­щихся, специально решал в 1972 году VI пленум ЦК ВЛКСМ. Здесь было подчеркнуто, что комсомольцы-школьники должны выступать в качестве активных по­мощников учителей в проведении всей воспитательной работы с учащимися.

Ложатся на морских картах капитанов разноцветные стрелы, обозначающие направления движения кораблей. Разноцветней стрел может быть отмечен путь комсорга, ведущего свой комсомольский экипаж к цели. Собствен­но, на карты комсоргов эти направления были нанесены на VI пленуме ЦК ВЛКСМ, а развернуты и конкретизи­рованы на XVII съезде ВЛКСМ. Основными направле­ниями работы школьных комсомольских организаций являются: выработка активной позиции школьника в борь­бе за глубокие и прочные знания; общественно-политиче­ское воспитание, формирование активной позиции школь­ника в выработке коммунистического мировоззрения, идейно-нравственном становлении личности; формирова­ние активной позиции учащегося в общественно полезном труде, подготовка молодежи к общественно полезной дея­тельности; создание условий для лучшей организации сво­бодного времени, физического и эстетического воспитания; активное участие в работе с пионерами; организационно-политическое укрепление школьных и классных комсо­мольских организаций.

Школьные комсомольские организации участвуют в важнейших акциях Ленинского комсомола: включались в соревнование за почетное право подписи Рапорта Ленининского комсомола ЦК КПСС к 60-летию Великого Октября, принимают участие в смотре сочинений на общественно-политическую тематику, во Всесоюзной неделе науки, техники и производства, в Ленинском зачете и других общественных делах.

У каждого капитана корабля есть лоция — описание морей, водных путей и побережий для нужд кораблевож­дения. Для комсорга такой лоцией является Устав ВЛКСМ — закон, по которому прокладывается путь ста­новления и жизни комсомольской организации. Комсомольский устав — свод лишь самых основных правил принципов, и пусть комсорг там не ищет рецептов на все случаи жизни. Право принимать ответственные решения, от которых будут зависеть судьбы сверстников-комсо­мольцев, предоставляется самой первичной комсомоль­ской организации, но на основе нравственных прин­ципов и правил, изложенных в этом главном комсомоль­ском документе.


Работа в комсомольской организации — дело нелегкое, особенно для комсоргов-новичков. В этом случае вам могут прийти на помощь специальные инструкции ЦК ВЛКСМ, например о порядке учета членов ВЛКСМ, уплате членских взносов, ведении документации, проведе­нии отчетов и выборов руководящих комсомольских органов. Они имеются во всех райкомах, горкомах комсо­мола, высылаются в первичные комсомольские органи­зации. Обратите внимание на справочник «Организаци­онно-уставные вопросы комсомольской работы». Он ре­гулярно переиздается издательством ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».

Комсомольская организация школы работает под не­посредственным руководством партийной организации. Поэтому первыми наставниками комсорга являются ком­мунисты школы, учителя. К ним он может обратиться за советом, помощью, с ними он может поделиться своими планами, сомнениями. Решения партийной организации, направленные в адрес комсомольцев, обязательны для выполнения комсоргом.

Комсорг — особая должность. Может быть, слово «должность» кому-то покажется суховатым, звучащим формально. Ничего. Зато оно точно раскрывает смысл того задания, которое комсорг выполняет по поручению своей комсомольской организации. Должность — это сум­ма обязанностей. Впрочем, это не просто сумма, это гора обязанностей. Обязанностей сложных, ответственных, ко­торые, случается, становятся не каждому по плечу. На­конец, слово «должность» — производное от другого сло­ва — «долг», означающего, что люди от тебя что-то ждут, надеются получить.

Как распределяются поручения и каковы обязанно­сти выборных комсомольских организаторов, мы разбе­рем на примере классной комсомольской организации.

В практике комсомольской работы распределение обя­занностей между членами классного бюро происходит примерно следующим образом:

  1. Секретарь комсомольского бюро.

  2. Учебный сектор.

  3. Политико-воспитательный сектор.

  4. Трудовой сектор.

  5. Сектор спортивной и туристской работы.

  6. Культурно-массовый сектор.

  7. Пионерский сектор.

Если членов бюро избрано меньше, то некоторые сек­торы можно объединить. Кроме этого, комсомольское со­брание или комсомольское бюро могут поручить тому или иному комсомольцу быть ответственным за какой-либо важный участок работы в классе. К примеру, за органи­зацию физкультурно-спортивной работы может отвечать физорг класса, за культурно-массовую — культорг. Тот и другой не входят в состав комсомольского бюро, но ра­ботают под его руководством.


Конечно, распределение обязанностей в бюро не дол­жно проходить механически: есть «должность» — кому-то надо ее занять. Любое дело, как известно, выполняют конкретные люди, а не безликие секторы. Важно, чтобы и работа была каждому по душе, и дело не пострадало.

Комсомольское бюро организатор деятельности все­го классного коллектива, первый помощник классного руководителя в учебно-воспитательной работе с учащи­мися.

Комсомольское бюро:

— планирует работу комсомольской организации;

  • определяет важнейшие направления работы ор­ганизации и распределяет в связи с этим комсомольские поручения, ведет учет и контроль за их выполнением;

  • проводит воспитательную и организаторскую рабо­ту в классе, сплачивает коллектив на конкретных делах;

— собирает комсомольские собрания, ведет подго­товку и обеспечивает их деловую работу;

  • следит за своевременным выполнением решений комсомольских собраний, постановлений и указаний вы­шестоящих комсомольских органов;

  • ведет контроль за выполнением всеми комсомоль­цами уставных требований, выносит в случае необходи­мости на рассмотрение комсомольского собрания вопро­сы поощрения и наказания членов ВЛКСМ;

  • ведет работу по подготовке и приему учащихся в комсомол;

  • регулярно отчитывается в своей деятельности пе­ред классным комсомольским собранием;

  • привлекает учащихся, не состоящих в комсомоле, ко всем проводимым делам в классе.

Коллективность — важнейший принцип работы бюро. Совместное обсуждение на заседаниях бюро важ­ных вопросов жизни и работы комсомольской органи­зации помогает избежать субъективности в сужде­ниях, оценках отдельных членов бюро, ошибочных реше­ний. Вот почему следует внимательно следить за тем, чтобы бюро регулярно собиралось для коллективного об­суждения всех сторон деятельности своей комсомольской организации.

Принцип коллективности не снимает персональной от­ветственности с членов бюро за свои участки работы.

В самом общем виде каждый член бюро выполняет следующие обязанности.

Секретарь комсомольского бюро:

  • отвечает за организацию коллективной деятельно­сти бюро, за содержание его работы;

  • обеспечивает планирование работы бюро, согласо­вание работы отдельных членов бюро;

  • обеспечивает непосредственную связь бюро с клас­сным руководителем, учителями;

  • назначает, готовит и ведет заседания бюро;

  • ведет контроль за выполнением комсомольских поручений;

  • осуществляет непосредственную связь с комитетом комсомола школы;


ведет комсомольскую документацию (планы работы, дневник комсомольской организации, протоколы за­седаний бюро), собирает членские комсомольские взносы;

— оказывает помощь членам бюро в работе. Учебный сектор:

  • планирует работу сектора, согласуя разделы пла­на с классным руководителем, учителями, руководителя­ми кружков и факультативов;

  • совместно с учителями способствует вовлечению учащихся класса в работу научных и технических круж­ков, участию в олимпиадах, конкурсах, смотрах и т. д.;

  • помогает учителю, классному руководителю в борь­бе за учебную дисциплину, организует контроль за по­сещением учебных занятий, выясняет причины неуспева­емости, принимает меры для оказания помощи отстаю­щим, ставит вопросы о привлечении к ответственности учащихся, недобросовестно относящихся к своему учеб­ному долгу;

  • готовит и выносит на заседания бюро и комсомоль­ские собрания вопросы учебной дисциплины и успевае­мости, воспитания интереса и ответственного отношенияк получению знаний;

  • совместно с учителями организует работу по про­паганде культуры умственного труда, рациональной рабо­ты на уроке и дома, помогает учителю в претворении в жизнь требования «учись учиться»;

  • выпускает «молнии», сводки успеваемости и т. д.;

  • согласует свою работу с учебным сектором коми­тета комсомола школы.

Политико-воспитательный сектор:

— планирует работу сектора, согласует свою работу с соответствующим сектором комитета комсомола школы;

  • совместно с учителями, коммунистами школы ор­ганизует работу по пропаганде идей нашей партии, до­стижений советского народа, внешней и внутренней поли­тики Советского государства, используя различные фор­мы: политические информации, Ленинские уроки, конфе­- ренции, диспуты и т. д.;

  • обеспечивает активное участие комсомольцев в об­щественно-политических мероприятиях, способствует раз­витию их общественно-политической активности;

  • организует и контролирует самостоятельную рабо­ту учащихся по расширению их политического кругозора, проводит подписку на газеты и журналы;

  • организует агитационно-разъяснительную работу со старшеклассниками, вступающими в комсомол;

  • подготавливает и организует проведение Ленинско­го зачета в классной комсомольской организации;

  • выносит на заседания бюро и комсомольские со­брания вопросы, связанные с работой своего сектора;

  • обеспечивает регулярный выпуск стенной газеты (боевого листка) совместно с редактором газеты.