Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 273

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кто есть кто

Портрет коллектива.Взаимоотношения деловые и личные.Лиде­ры и авторитеты.Группировки в классе.Психологическая совме­стимость людей.Влияние коллектива на личность.Внушаемость.Соглашательство.Коллективизм.Советы организатору.

Передо мной три фотографии. Фотограф тогда сказал девятиклассникам в каждом из трех классов: «Разме­щайтесь, как хотите, с кем хотите, главное, чтобы все во­шли в кадр». Вот они и пытались «войти». Улыбающиеся, веселые парни и пытающиеся выглядеть серьезными дев­чата. На всех трех фотографиях. Попробуй тут, расска­жи о каждом из классов.

Положим рядом с фотографиями характеристики кол­лективов: в тот же день я попросил классных руководите­лей сделать письменный портрет классов. Читаю о IX А.

«Внешнее впечатление от класса •— вялый, флегма­тичный. Но это для непосвященных. Он просто затаился и вот-вот готов взорваться. Класс как будто ждет напа­дения со стороны, чтобы бороться, сопротивляться, дей­ствовать. И действительно, он в такие моменты становит­ся просто неузнаваем. Откуда только силы берутся у этих невзрачных на первый взгляд ребят. Глаза горят, готовы горы свернуть.

Я уловила эту особенность ребят и стараюсь ею вос­пользоваться, когда это особенно необходимо. Оказы­вается, моих ребят надо просто разозлить. Не буквально, конечно.

Иногда класс не удается удержать, и тогда вся энер­гия выплескивается наружу: они резки, порой несправед­ливы к окружающим, из них бьет скептицизм. Но это иногда. А в основном мне удается направлять их энергию и инициативу. Удивительно, но ребята, по-моему, даже и не замечают, что я ими управляю в эти моменты. Они искренне уверены, что они — все «сами». Ну и правильно. Моих ребят надо знать, иначе ими трудно руководить».

Другая характеристика — IX Б класса:

«Я отдаю себе отчет в том, что в классе нет настоя­щего коллектива. Мне кажется, что нет того стержня, во­круг которого все должно формироваться. Интересы боль­шинства ребят где-то за пределами класса. Вроде бы и неплохо, что одни после уроков бегут в спортивные сек­ции, другие — в технические кружки, у третьих какие-то магнитофонные интересы... Но каждый сам по себе. Дела в классе их мало интересуют.


Убедила комсомольское бюро провести «огонек», что­бы как-то сблизить ребят. Готовились мы с бюро стара­тельно, придумывали, изобретали. А на «огонек» заяви­лась примерно половина класса. Да и то одни девочки.

Дисциплинированные учащиеся отсиживают безропот­но на комсомольских собраниях, классных часах, полит­информациях, а по глазам видно — они где-то в другом месте. Чувствую, что надо как-то все повернуть, но с ка­кого конца подойти...»

Познакомимся еще с одним классом — IX В:

«Мне многие завидуют, что у меня класс покладистый. Он считается лучшим в школе. Активно действует. И по­могает мне хорошо комсомольская организация. Прово­дится много интересных дел, в которых принимает участие большинство ребят. Секретарь комсомольского бюро — волевая и решительная девушка. Заскучать никому не даст. Да и остальные члены бюро — деловые ребята.

Учащиеся гордятся своим классом. Они прямолиней­ны на комсомольских собраниях, никому спуску не дают. Но в душе я недовольна тем, как складываются отноше­ния между учащимися. В классе несколько группировок. Между собой они не враждуют, но и дружбы нет никакой. Они терпят друг друга. Вот это «мирное сосуществова­ние» в комсомольском классе мне и не нравится. Интерес­ные дела очень часто проводятся потому, что каждая из группировок пытается утвердить себя в соперничестве с другими. Может быть, на каком-то этапе такие отноше­ния считаются нормой, но строить всю работу на этом нельзя».

Вы обратили внимание, какие яркие «индивидуальности» перед нами? И каждая из них требует своего подхо­да, своего метода воздействия. Согласитесь, что к каждо­му из таких классов нужен тоже свой ключ.

Но что же составляет своеобразие коллектива?

Конечно, люди, можете ответить вы. Однако давайте еще раз всмотримся в одну из фотографий. Вот на перед­нем плане разместилась троица девчонок. По тому, как развернулись они друг к другу, как тесно они стоят, мож­но подумать, что их связывают какие-то отношения. «Точ­но,— поясняет мне комсорг,— это подружки». «А почему они оказались в центре фотографии?» — спрашиваю я. «Так они сами по себе заметные в классе девчонки, хо­рошо учатся, авторитетные».

Оказывается, весь класс, фотографируясь, разместил­ся в кадре в зависимости от своих взаимоотношений, от места каждого в системе этих отношений. (Помните на первый взгляд безобидный призыв фотографа: «Разме­щайтесь, как хотите, с кем хотите».)


Таким образом, своеобразие коллектива создают не столько люди, сколько отношения между ними. Обычно выделяют два типа отношений: деловые и личные.

Деловые отношения складываются в тот момент, когда люди начинают выполнять свои непосредственные слу­жебные и общественные обязанности, закрепленные за ними какими-либо официальными документами или ли­цами. В классе есть староста — остальные учащиеся дол­жны рассматривать его как свою «администрацию», наде­ленную конкретными правами. Деловыми отношениями связаны комсорг, члены комсомольского бюро, комсо­мольцы класса. Эти отношения определены Уставом ВЛКСМ. Комсорг, например, имеет право в соответствии со своей ролью в классной комсомольской организации потребовать от учащегося-комсомольца определенного по­ведения, и комсомолец обязан выполнить его требование, так как оно высказывается от имени официальной орга­низации, а не от себя лично.

Ну а если речь идет не об официальной деловой струк­туре, а о том, как вы лично, по-человечески оцениваете своего комсорга? Выполнили бы вы его поручение или просьбу, если бы он не был наделен комсомольской «вла­стью»?

Во вселенной людских отношений есть свои галактики л-ичных связей: группировки, компании, члены которых объединены на основе взаимных психологических при­тяжений (симпатий), существуют по законам отвержений (антипатий), находятся в нейтральных отношениях (рав­нодушие, безразличие).

В этой структуре личных взаимоотношений есть свои «звезды» — люди наиболее популярные, привлекающие к себе симпатии большинства. В научной терминологии этих людей называют лидерами. Было бы грубой ошибкой определять лидеров в коллективе только по их подвижно­сти, говорливости, общительности, лучезарным улыбкам.

Лидер всей своей личностью оказывает активное влия­ние на других людей, на их поведение. Вспоминая о Юрии Алексеевиче Гагарине, его друг и коллега Г. С. Титов пи­сал: «...мы ощутили в нем черты лидера, может быть, подсознательно ощутили. Мы уловили их в его спокойст­вии в минуты самого жаркого спора, в его мудрой рассу­дительности, в умении находить точные и верные решения, в его таланте к наукам, когда мы стали заниматься кос­мической техникой. В его способности быстро схваты­вать все новое — идеи, технику. В хороших физических данных Юры — он сразу проявил себя на спортивной площадке.

Он выделялся не резко, а так — чуть-чуть. Но выде­лялся...»


Существует множество видов деятельности в сфере про­изводства, учения, отдыха, и в каждом может быть свой лидер. Лидеры — это как раз те самые «узелки», от ко­торых расходятся и к которым сходятся нити связей в группах и коллективах. Но какими они нам встречаются в жизни?

В свое время «Алый парус» газеты «Комсомольская правда» задал старшеклассникам вопрос: «Кто в вашем классе, на твой взгляд, самая авторитетная личность?» Характеристики — это ответы на вопрос.

1. В нашем классе самый авторитетный человек — это комсорг Таня Б. Она обыкновенная девочка, веселая, про­стая. Ребята любят ее за прямоту и честность.

Таня занимается спортом, хорошо учится. Лично я ее уважаю за то, что она всегда правильно поймет тебя, раз­берется во всем. Девочки рассказывают ей свои тайны.

Ей верят!

2. Есть у нас такой «авторитет». Не назову его имени, но, прочитав письмо, думаю, он узнает себя.

Авторитетом он пользуется большим. Но чем он его себе завоевал?

Первое. Силой физической. Он здоров, занимается сам­бо. Второе. Незаурядной способностью сходиться с людь­ми. Но на какой основе? Не на почве благородных идей и целей, а чаще всего на почве совместной выпивки и бро­дяжничества по закоулкам и темным местам города. Тре­тье. Авторитетом пользуется у девушек за (что бы вы ду­мали?) бесцеремонное с ними обращение! Подойдет к какой-нибудь. Резко оборвет ее на полуслове и потребует тетрадь или ручку. И все безропотно слушаются...

3. В нашем классе самая авторитетная личность - Костя Г. Он очень интересный человек. Не только потому, что всегда побеждает на городских и областных физиче­ских, химических и математических олимпиадах. Костя знает все на свете, чтобы ты у него ни спросил, на все даст ответ.

Наш учитель по физике называет его «Палочка-вы­ручалочка», потому что Косте не страшны никакие «ка­верзные» вопросы. А еще он всегда чем-нибудь увлечен... Недавно сам сделал электрогитару. До чего же он здоро­во играет на гитаре...

С Костей можно говорить обо всем. По-моему, он ду­шевный человек, только старается как-то это скрыть. Иногда для важности чуть-чуть напускает на себя ниги­лизм, что ли.

Некоторые в нашем классе считают, что Костя за­дается. Но мне кажется, что они или просто не хотят разглядеть его получше, или завидуют.

Нет, он совсем не ангел, иногда бывает не прав, но и неправота у него искренняя. Ведь у всех же бывают ошибки.


Мальчишки за Костей ходят табуном, все к нему тя­нутся.

4. Гарик К. совершенен во всех отношениях. Хорошо учится. Отлично одевается. Никогда ничего не стесняется.

Однажды он пришел в школу в ковбойской одежде: джинсы, каких мы в жизни не видели, рубаха в крупную такую ковбойскую клетку, кожаный камзол и широкопо­лая шляпа с загнутыми полями. В этом наряде Гарик про­шел по центральной улице до школы. Кроме того, он хорошо играет во все спортивные игры. А в школьном джа­зе — на гитаре.

Гарик высокого роста, у него сногсшибательный орли­ный нос и мужественный подбородок. Гарика любят все. Он всегда со всеми договорится. Всегда справедлив. За­водила всех походов, рыбалок, вечеров. Словом, он везде и всегда успевает.

5. Сережа Л.— главный редактор школьной стенной газеты. Но не в этом дело. Сила его авторитета заключена в другом.

Наши мальчики, как, наверное, многие другие старше­классники, необычайно высокого мнения о себе. Многие мнят себя Печориными, думают, что им дано более высо­кое назначение, чем всем. Поэтому некоторые считают унизительным для себя убирать класс, собирать макула­туру, работать вожатыми в пионерских отрядах.

Сережа не относится к таким. Нередко по комсомоль­ским делам он засиживается допоздна в школе, хотя жи­вет далеко и ему приходится ездить домой на электричке. Без пламенных речей, без уговоров, без угроз и чтения морали он умеет организовать ребят. Есть в нем какой-то внутренний огонек.

Помню, как в школьном турлагере нужно было за ка­ких-то два часа подготовить концерт. Мальчишки отка­зались пальцем о палец ударить и ушли играть в футбол. Как девчонки ни уговаривали, как ни стыдили их, не по­могло. А Сережа зажегся. В его голове уже зрели гран­диозные планы, он придумывал интереснейшие номера. Но для их осуществления нужны были парни. И что же? За минуту он распропагандировал их. В концерте мы за­няли первое место.

Сережа — такой человек, который ничего не будет де­лать ради позерства, ради привлечения внимания к себе. Это человек с сильным характером, с большим самолю­бием. Он всегда имеет свое мнение и умеет высказать его.

Успех дела часто зависит от того, насколько совпада­ют (в науке говорят — сориентированы) структуры дело­вых и личных взаимоотношений. Хорошо, когда во главе ученического коллектива, комсомольской организации стоят не только способные организаторы, но и одновре­менно уважаемые, авторитетные люди, пользующиеся симпатиями одноклассников.