Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ведущим за собой— вместо предисловия

Выйти вперед и встать во главе других в общем-то бывает несложно. Сложнее другое. Встающий впереди становится ведущим, а значит, ответственным не только за себя, но и за тех, кого он поведет, ответственным за то дело, ради которого он оказался впереди.

В русском языке есть очень емкое, очень точное сло­во «вожак». Вожак — это тот, кто ведет за собой, кому доверяются люди в трудные моменты жизни и работы. Вожак всегда там, где путь к цели непрост. И к ней не прошагать парадным маршем, а приходится пробирать­ся сложными каменистыми тропами.

Вожаками не рождаются. Ими становятся. Каждый из вас может оказаться в этой роли: выберут ли в ком­сомольское бюро, или комсомольское собрание решит назначить руководителем самодеятельного клуба, при­дется ли вам по собственной инициативе или по просьбе ребят возглавить туристский поход или организовывать дежурство на школьном вечере, окажетесь ли вы один на один со своим пионерским отрядом или появится необ­ходимость подготовить и провести веселое и остроумное поздравление одноклассника по случаю его дня рожде­ния — во всех этих и в сотнях, тысячах других ситуациях вы берете на себя ответственность за дело и за тех лю­дей, что пойдут за вами.

В далекие времена по улице Древней Спарты взрослые по ут­рам вели за руку в школы ма­леньких спартанцев. Каждый из этих людей затем терпеливо до­жидался окончания занятий и отводил сына своего состоятель­ного хозяина домой. Этих людей называли педагогами (от гре­ческого «пайс» — ребенок, «аго-ген» — вести). За много веков изменилось содержание понятия «педагог», но суть осталась прежней — вести за собой.

У педагога и у организатора очень много общего. Хороший педагог обязательно должен быть организато­ром. Способный организатор не может не быть педаго­гом. Ему приходится воспитывать других, передавать им знания организаторской, общественной работы, са­мому быть примером организованности, подготовленно­сти, дисциплинированности.

Я искренне убежден, что, выполняя организаторскую работу, председатель совета отряда и пионерский вожа­тый, секретарь комсомольской организации и классный спорторгапизатор, староста класса и бригадир учениче­ской производственной бригады — все они в это время становятся педагогами.

Учащийся-педагог. Непривычное словосочетание. Но, как это на первый взгляд ни парадоксально, миллионы мальчишек и девчонок, юношей и девушек, работая в пионерских и комсомольских органах самоуправления, организуя многие дела, выполняют и педагогические обя­занности. Пусть эти педагогические начала проявляются у ребят порой очень робко, пусть стремление убедить, доказать, научить рождается не от знания законов вос­питания, а от искренней веры в необходимость оставать­ся честным, справедливым, приносить добро людям, но все это служит делу воспитания учащихся. В этом смыс­ле все школьники-организаторы являются первыми помощниками профессиональных педагогов — учителей.


Но есть ребята, которые так и не стали вожаками, формально ими числясь. И только потому, что за ними почему-то не шли. И это «почему-то» оставалось для них загадкой, являлось причиной разочарований в себе и своих возможностях, не говоря уже о потере авторитета, о многих так и не состоявшихся делах, о нереали­зованных задумках, о попросту «заваленных» мероприя­тиях.

По моему глубокому убеждению, большинство этих бед происходило и происходит потому, что эти в общем-то совсем неплохие ребята имели очень смутное пред­ставление о том,

КАК ВЕСТИ ЗА СОБОЙ.

Любому человеку, оказавшемуся в бушующем море, в дремучем лесу, в бескрайней пустыне всегда понадо­бится компас, если он хочет выбрать правильную доро­гу и не сбиться с пути. Когда же человек берется вести по сложному пути других, ему необходимо знать не толь­ко направление пути; ему понадобятся знания того, как увлечь людей за собой, как добиться, чтобы они тебе по­верили, как организовать нх.

Интуиция, догадка, пример и советы товарищей, даже здравый смысл — это только союзники ИСКУССТВА ВЕСТИ ЗА СО­БОЙ. В чем же смысл этих зна­ний и умений, которые заставля­ют сверстников устремиться за своим вожаком, как стать насто­ящим организатором —об этом книга.


Азбука организации

Порядок.— Процесс организации.— Система.— Что значит организо­вать дело.— Силы организации— «Напарницы» организаторской ра­боты.— Как действует организатор,— Ценный багаж вожака — орга­низаторские знания и умения.

Начнем, действительно, с азбуки. С самой простой, разрезной азбуки, которой пользуются малыши, впервые постигая секреты грамоты.

Здесь каждая буква — на отдельной карточке. Сме­шаем все карточки. Теперь попытайтесь разложить их по порядку. Наверняка вы выполнили задание правильно: А, Б, В, Г, Д, Е... и т.д.

Вновь смешаем карточки и на этот раз пригласим выполнить такое же задание их маленького хозяина. Будем считать, что ему знакомы лишь названия букв и он их узнает по очертаниям и красочным рисункам на карточках. Уверен, что, когда вы попросите нашего ма­ленького приятеля разложить эти карточки по порядку, он сразу же задаст простой вопрос: а как это — по по­рядку?

Действительно, как? Порядок — это то, к чему мы обычно стремимся: правильное расположение чего-либо, налаженное дело, состояние. Порядок — это конечная цель действия, но она-то в данном случае неизвестна на­шему собеседнику, хотя мы имеем о ней свое представ­ление.

Между прочим, в вопросе малыша заложена своя муд­рость. Ведь у всех у нас представление о порядке может быть различным. В самом деле, могли же мы, раскла­дывая карточки, расположить их согласно алфавиту в прямую горизонтальную линию, или в один вертикальный столбик, или сгруппировать в пары, или составить, наконец, походный строй, поставив во главе его букву-коман­дира. Мало ли какая фантазия придет нам в го­лову?

Но в жизни порядок всегда целесообразен. Со­бирая из беспорядочно разбросанных на столе карточек сочетания букв, располагая их определенным образом, мы составляем слова, предложения, несущие какую-то мысль, информирующие нас о чем-то. Вот эти наши дей­ствия по составлению, перестановке карточек представ­ляют самый простой процесс организации.

А теперь вообразите, что перед вами не 32 буквы алфавита, а 32 учащихся класса, явившихся на суббот­ник по уборке школьного двора. Вам отвели участок, который надо освободить от мусора, вывезти его, поса­дить кустарник, побелить обочины дорожек. А вы —ор­ганизатор.

Успех выполнения задания будет зависеть от того, как вы разделите на части всю предстоящую работу, су­меете ли правильно расставить по местам явившихся. Причем надо сообразить, кого куда и кого с кем поста­вить, сколько человек понадобится на каждом участке... Короче, как только вы приступили к выделению участ­ков, распределению работы, стали давать задания, счи­тайте, что вы начали организаторскую деятельность.


Организовать — зна­чит внести в дело опре­деленный порядок, при­вести какое-либо явле­ние, процесс в систему. Но тут — стоп! Мы неспроста употребили слово система. В науке организации и управле­ния это одно из важных понятий. Но мы, часто пользуясь им, порой не задумываемся над его содержа­нием.

В переводе с греческого «система» означает «состоя­щая из частей». К примеру, работа на субботнике тоже складывается из отдельных частей: оповещение ребят о субботнике, подготовка инвентаря, разбивка участка, распределение заданий и т. д.

Выражение «привести в систему» означает связать все части в единое целое. Что для этого нужно?

Во-первых, соединить части или элементы системы не как попало, а в определенном порядке по отношению друг к другу, так, чтобы одна часть хорошо совмещалась с другой, была бы в зависимости от нее и в то же время влияла на нее сама. Этот порядок расположения частей называется структурой системы. Представьте себе, что по вашему призыву ребята явились на субботник, а ло­пат, чтобы выкопать ямы под кустарники, не оказалось. Вы пошли искать лопаты, а ребята разошлись кто куда. Наконец вы их собрали, ямы выкопали, а посадочного кустарника нет. Пошли выяснять, где взять кустарник... Словом, у организатора оказалась непродуманной имен­но структура работы.

Во-вторых, надо решить, какими «нитями» связывать отдельные части системы. Если представить себе свой класс как систему, а каждого человека считать частидей этой системы (пусть никого не пугает это допущение), то вы сами теперь можете разобраться в этом сложном клубке связей: тут и дружеские отношения, и деловые связи, симпатии, антипатии, привязанности. Чем проч­нее наши воображаемые нити отношений, тем крепче вся система, тем сплоченнее коллектив. Ниточки связей мо­гут создаваться сами собой: кто-то кому-то симпатичен, кто-то с кем-то хотел выполнять одну работу. Организа­тор,расставляя людей, располагая части целого в про­цессе работы, может учитывать уже созданные связи, может сам «плести кружева». Заметим, что в каждом классе существует свой «рисунок» связей и отношений, непохожий на «кружева» соседних классов.

Одно из важных свойств системы состоит в том, что если ухватить одну из многочисленных нитей связей и «потянуть» ее, то «заволнуется» вся система (в науке это называется «возмущение» системы). Хотите прове­рить? Сообщите какое-либо важное известие, касающееся внутриклассных дел, одному из ваших товарищей (пошлите сигнал), и вы станете свидетелем того, как через некоторое время придет в движение класс. Вы мо­жете даже проследить, как проходил сигнал, по какой цепочке, от кого к кому двигалось сообщение, что пред­принималось для этого. Пошлите еще один подобный сигнал, и опять сработают примерно те же цепочки: нити связей сходятся в узелки, расходятся от них, в свою оче­редь, эти узелки соединяются между собой тоже опреде­ленными нитями.


Теперь вам, имеющим представление о том, как устрое'на система, видимо, будет понятно, что организа­тору не нужно каждый раз, организуя дело, воздейство­вать или сразу на всех людей, или на каждого в отдель­ности. Достаточно «взволновать» те самые узелки, о ко­торых мы говорили, чтобы привести нашу систему (коллектив, группу участников дела) в движение. На практике так и приходится действовать организатору: воздействовать на коллектив через конкретных людей, ко­торые являются здесь узелками. Важно только знать, кто эти люди, или самому связать такие узелки — назначить ответственных за определенный участок работы, найти помощников.

Таким образом, организозать дело — значит выделить части этого дела, увидеть основное, ведущее, определить второстепенное, расположить этапы выполнения дела в логической последовательности, расставить правильно людей, «связать» их, обеспечить взаимодействие и взаи­мопомощь всех участников работы.

Слово «организация» имеет несколько значений: орга­низация как деятельность, организаторская работа (орга­низация соревнований, агитбригады), организация как общественное объединение (комсомольская, пионерская организация), организация как внутренняя дисциплина, организованность («У него четкость и организация в ра­боте») - Мы с вами будем в основном рассматривать по­нятие организации как деятельности.

Каждое дело требует своей организации. Но это не значит, что каждый раз надо ломать старую, уже сло­жившуюся систему и создавать новую. Хорошо отлажен­ная и отрегулированная система будет действовать да­же при незначительных усилиях организатора. В хоро­шем, дружном, «сработанном» классе все знают свои возможности, свое место, и когда требуется быстро вы­полнить то или иное задание, ребятам не нужны под­сказки, указания, каждый занимается своим делом. Ко­гда же в таком классе приходится браться за новое, ранее не встречавшееся дело, то организатор «перена­страивает» сложившуюся систему, проводит перестанов­ку людей, установление новых связей.

Нередко случается, что организатору приходится иметь дело с новыми для него людьми, действовать в новых обстоятельствах. Тут ему, конечно, придется по­трудиться.

Человечество не может существовать без организато­ров и организаторской работы. Наши древние предки, решавшие «полакомиться» на обед мамонтом, навряд ли могли позволить себе пренебречь организацией во время охоты на зверя: там каждый должен знать свое место, свои действия. Организация помогала людям выжить, помогала в борьбе с силами природы. Или приглядитесь, как во дворе играют в песочнице дети, увлеченные воз­ведением сказочного замка. Один подносит песок, вто­рой высыпает, третий укладывает форму... Здесь тоже есть своя организация, здесь действует свой организатор. Ничего, что он еще слишком мал и не так давно научился говорить. Его слушаются, ему подчиняются, хотя его ни­кто и не избирал.