Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 298

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- «проговорить» задание еще раз, убедиться, что оно верно вами понято. Не считайте зазорным, получая за­дание, переспросить, если что-то оказалось непонятным или появилось сомнение, так ли вы поняли. Опыт показы­вает, что эффективность работы повышается от того, на­ сколько верно и полно усвоено организаторское задание.

Правило 2. Не пренебрегайте опытом других — он ваш помощник.

Подготовиться к выполнению задания — значит озна­комиться с опытом выполнения подобных организаторских задач, собрать и проанализировать имеющиеся данные, отметить достоинства и недостатки проводимой раньше организаторской работы, обсудить возможные варианты выполнения дела с опытными людьми, специалистами.

Имейте в виду, что опыт других не должен вас связы­вать в поиске новых решений. На основе изученного опыта и своих знании составьте пред­варительный план работы.

Нет ничего бесполезнее, чем вновь изобретать велосипед, то есть тратить время, силы, энергию на то, что было сделано предшест­вующими организаторами. Прав­да, в таком подходе можно най­ти свои плюсы — человек до все­го доходит сам, сам «набивает шишки», приобретает таким пу­тем опыт. Минусы — начинающий организатор, не использующий опыт других, повторяет те же са­мые ошибки, которые были сде­ланы до него, ставит под удар не только самого себя, но и дело, ко­торое он организует, и людей, иду­щих за ним.

Иногда организатор приходит за советом к опытным людям — учителям, товарищам, комсомольским и пионерским работникам. Первый вопрос: «А как провести это дело?» Обычно такой вопрос ставит людей в трудное положение. Не диктовать же им органи­затору план проведения дела, распределять людей по уча­сткам, рассказывать о том, что понадобится в деле, и т. д. Это освобождает организатора от необходимости думать, творчески подходить к поручению, проявлять инициативу. Вот почему во всех случаях, прежде чем обратиться за советом, необходимо набросать краткий предварительный план (о том, как он составляется, мы поговорим позже) или в крайнем случае мысленно представить вариант вы­полнения дела. Только после этого есть смысл вести раз­говор с людьми. Может случиться, что ваш план после разговора изменится полностью. Ну и что. Ведь вы при­нимали участие в его рождении. А это немаловажно.

Правило 3. Учитывайте возможности членов кол­лектива.

Мысленно сопоставьте основные условия задачи с воз­можностями имеющихся в вашем распоряжении людей. Подберите помощников, младших организаторов.


Организатор, привлекая к работе широкий круг по­мощников, может посоветоваться с членами комсомоль­ского бюро, комитета комсомола, учителями, товарищами и, конечно, с самими учащимися, которые будут уча­ствовать в работе. В результате могут быть созданы вре­менные группы по выполнению конкретного задания: шта­бы, советы дела, комиссии. Если есть необходимость, они могут быть утверждены комсомольской организацией. Однако в случаях, когда дело нужно выполнять срочно, все эти вопросы решаются оперативно самим организа­тором.

При подборе помощников, участников дела принимай­те в расчет их возрастные и индивидуальные особенности, о которых мы говорили ранее. Учтите — плохим работ­ник чаще всего бывает потому, что ему дали не его дело.

Правило 4. Определите, что вам может понадо­биться в работе.

Если работа требует материальных средств, то необ­ходимо решить: какие инструменты, материалы, снаря­жение вам понадобятся, в каком количестве, где их мож­но достать, как получить и где хранить. Составьте список необходимых материалов и принадлежностей — вам за них, возможно, придется отчитываться.

Начинающий организатор принес список необходимо­го оборудования для организации спортивного праздника. Вот он: призы для победителей, секундомеры, радиоузел с микрофоном, измерительная рулетка, стартовый писто­лет, туристское снаряжение.

Опытный организатор, взяв план проведения и подго­товки праздника, стал составлять список оборудования и материалов, исходя из каждого этапа дела. В результате в списке появились новые названия: бумага для объяв­лений о празднике, бумага обойная для спортивных плакатов, бумага для судейских протоколов, краски„ки-сти, тушь, карандаши, ручки, повязки судейские, стол и стулья для судейской коллегии, эстафетные палочки, пла­стинки или магнитофонные записи, флажки для размет­ки этапов и др.

Только после этого опытный организатор написал за­явку с просьбой выдать имеющийся инвентарь и материа­лы в хозяйственную часть школы и на экскурсионно-туристскую станцию.

Правило 5. Составляя план дела, не стройте воз­душных замков, исходите из реальных условии.

Прежде всего, учитывайте конкретную обстановку, воз­можности ваши и тех людей, которых организуете. При составлении плана предусмотрите вероятные затрудне­ния, подумайте, как их устранить. Лучше, если вы буде­те иметь вариант-максимум (в расчете на то, что вам все удастся выполнить) и вариант-минимум (есть сомнения в возможностях людей, неопределенность в сроках, мате­риальных средствах и т. д.). Причем вариант-минимум обязательно должен предусматривать решение основной цели организаторской работы.


Так, при составлении плана проведения спортивного праздника, который должен проводиться на спортивной площадке, один из организаторов высказал мысль «а вдруг будет дождь». Это обстоятельство застало орга­низаторов врасплох. Пришлось составлять еще один ва­риант проведения дела. Он так и назывался: «А вдруг будет дождь». В этом варианте плана было предусмотре­но в случае дождя спортивные соревнования перенести в спортзал школы.

Или может быть так. Организаторы, готовя устный журнал, спланировали его проведение в помещении, в ко­тором могло разместиться несколько десятков человек. План составлялся в расчете на то, что на такие мероприятия в школе «больше не ходят». Но на этот раз желающих пришло вдвое больше, чем ожидалось: программа ока­залась интересной, к подготовке журнала было привлечено много старшеклассников. В результате многие так и не попали туда, куда их приглашали, в помещении бы­ло тесно, душно, неудобно, что вы­звало справедливое недовольство учащихся.

При составлении плана дела можно придерживаться следую­щей схемы: что сделать, к какому сроку, кто сделает. План должен включать в себя две части: под­готовку к делу и его проведение.

Вот как был составлен план дела в одной из классных комсомольских организаций.


План подготовки и проведения встречи учащихся с комсомольско-молодежной бригадой слесарей государственной районной электростанции (грэс)

, I. Создать совет дела и распределить обязанности.

К 12 ноября. Комсорг Сергей С.

2. Связаться с комитетом комсомола ГРЭС и договориться о вре­мени и месте встречи с бригадой.

К 15 ноября. Сергей С., Наталья 3.

3. Встретиться с бригадиром и комсоргом бригады и согласо­вать программу встречи.

К 17 ноября. Сергей С., Наталья 3.

4. Провести репетицию выступления агитбригады.

С 12 по 18 ноября. Анна С., Владимир К.

5. Подготовить выступление-рассказ о делах и жизни классной комсомольской организации.

К 20 ноября. Сергей С.

6. Составить примерный вопросник о рабочих профессиях и предварительно ознакомить с ним рабочих.

К 18 ноября. Алексей М.

7. Провести фотографирование класса и бригады во время встре­чи и подготовить альбом в двух экземплярах. Один подарить бригаде.

Владимир Н., Вера Д.

8. Предложить следующий порядок встречи:

а) встреча с бригадиром и комсоргом в комитете комсомола ГРЭС;

б) экскурсия по ГРЭС;

в) встреча с бригадой в красном уголке;

г) беседа о делах бригады и класса;

д) выступление агитбригады;

е) принятие плана дальнейшей совместной работы бригады и класса.

Встречу провести 20 ноября в 17 часов.

Правило 6. Работа должна быть понятна каждому.

Познакомьте всех членов группы с заданием: его це­лью, содержанием, условиями выполнения. Обсудите план, попросите высказать замечания, предложения, со­веты, ответьте на вопросы. Внесите, если понадобится, изменения в план.

Примите коллективное решение (в зависимости от за­дачи).

Коллективное обсуждение предложений участников дела и всего плана помогает избежать ошибок, лучше увидеть наиболее эффективные пути выполнения заданий, дает возможность каждому почувствовать свою причаст­ность к общей работе.

Правило 7. Каждый несет персональную ответ­ственность за свой участок работы.

Это принцип работы организатора: коллективное об­суждение и решение не снимают персональной ответст­венности с исполнителя за порученное дело.

Распределите членов группы по видам работы, по участкам. Если какую-нибудь часть работы выполняют два человека и более, назначьте старшего. На сложные участки направьте более опытных. Постарайтесь за­интересовать всех участников. Известно, что у человека лучше получается то, что интереснее и приятнее делать.


Проведите инструктаж: давая поручение, четко фор­мулируйте задачи, условия. Проверьте, понял ли вас 'человек. Лучше, если он повторит задание. Каждый дол­жен отчетливо знать, за что он отвечает, кто ему и кому он подчиняется.

Эффективность выполнения поручения зависит и от того, как оно предъявлено, иначе говоря, от организатор­ской инструментовки поручения. Организатор может так построить разговор с товарищем, что поручение будет при­нято безоговорочно, с удовлетворением, расценено как до­верие, как честь. А иной разговор оставит не только оса­док, но и вызовет сопротивление заданию. Поэтому так важна форма предъявления поручения. Давая поручение,

- объясните, в чем его смысл, что именно необходи­мо сделать и как легче справиться с заданием;

- ответьте на все вопросы; если есть возможность, покажите, как начать работу;

- объясните все относительно сроков и порядка ин­формации о ходе дела;

- убедитесь, что поручение понято (косвенно попро­сите повторить указание: «С чего ты собираешься на­чать?») ;

- в разговоре проявите больше доверия к исполните­лю, к его способностям.

Опыт показывает, что поручение, требующее организа­торской деятельности, лучше всего поставить как орга­низаторскую задачу. Например, поручение может выглядеть так: «Сергей! В подготовке к проведению урока мужества «Прикоснись сердцем к подвигу!» ты отвечаешь за оформление места проведения урока - лесной поляны на окраине города». Если разговор на этом закончился, то такое задание вряд ли будет выполнено так, как хотелось бы, особенно если парень такое поручение вы­полняет впервые. Возникает масса вопросов: кто еще привлекается к этому делу, сколько человек должно в нем участвовать, в чем заключается общая задача и т. д. Если же задание дается в форме организаторской задачи, то это прозвучало бы так: «Сергей! Ты отвечаешь за офор­мление места для проведения общешкольного урока му­жества. Он пройдет 8 мая в 20 часов. Примет в нем уча­стие около 120 комсомольцев. Твои обязанности — ты старший в группе и несешь ответственность за всю подго­товку. Твои права — ты можешь от имени комитета ком­сомола подобрать себе группу из девятого класса, проинструктировать ее, связаться с ответственным за проведе­ние урока и познакомиться с его содержанием и ходом, - получить необходимые материалы и инструменты в хозяй­ственной части школы или попросить ребят принести их из дому. Условие — задание должно быть выполнено к 18 часам 8 мая полностью. Готовить после уроков всей группой. С планом познакомить ответственного за про­ведение урока. Меня проинформировать, как идут дела, 6 и 7 мая».