ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 278
Скачиваний: 8
У музыки есть замечательное свойство настраивать человека на определенный лад. Поэтому не случайный подбор музыкальных произведений, песен должен сопутствовать тому или иному делу. Если туристская группа в поход ной колонне затянет «Ромашки спрятались...», то далеко она не уйдет. В этом случае помощником будет веселая, бодрая и задорная песня. Другая программа может оказаться на вечернем «огоньке» или у костра в том же туристском походе, где требуется откровенно поговорить; здесь задушевность, лиричность звучания помогут решению задачи. Хорошо, если бы в школе, классе были свои музыкальные организаторы, понимающие «что к чему», как нужно «конструировать» настроения
Организатору никак нельзя недооценивать огромные возможности музыки делать человека отзывчивым, активным, способным к преодолению трудностей. Вот эпизод из коллективной «ребячьей» книги «Фрунзенская коммуна»: «Утром в первый день каникул я побежала в Дом пионеров. После общего сбора нас вывели в фойе, раздали ведра и тряпки. Думаете, мне хотелось мыть пол? Только пришли и сразу—нате, пожалуйста, работайте! Но тут заиграл духовой оркестр, и мне почему-то захотелось и мыть пол, и петь, и сделать больше всех. И взрослые вместе с нами, на равных мыли и убирали наш Дом. Из-за этого субботника мы его и полюбили».
Союзники организатора — цвет и свет. Давно замечено, что различные цвета обладают способностью по-разному воздействовать на эмоциональные состояния людей. Есть цвета теплые, вызывающие удовлетворенность, спокойствие, радостные настроения. Есть цвета холодные, настраивающие на собранность, деловой тон, подчеркивающие официальность обстановки. Хотя в восприятии цвета очень много субъективного, зависящего от конкретного человека, его жизненного опыта, тем не менее организатор вполне может использовать цветовую «партитуру», предлагаемую психологами.
Освещая помещения, делая подсветки при помощи ламп, различных светильников, оформляя помещения рисунками, плакатами, цветовыми аппликациями, можно воспользоваться следующим цветовым «ключом»:
красный цвет — цвет активизирующий, возбуждающий, создающий впечатление жизнерадостности, тревожности. Нечто беззаботное и веселое не должно быть выражено одним красным цветом;
желтый и оранжевый цвета и их сочетания создают теплоту, приподнятость, праздничность, способствуют общительности, откровенности;
светло-коричневый — успокаивающий, смягчающий, теплый;
синий и зеленый цвета — холодные; синий создает дистанцию, настораживает, зеленый вызывает стремление к естественности;
фиолетовый действует несколько беспокойно, создает ощущение глубины, тяжести; розовый вызывает нежность, производит впечатление таинственности.
В цветопсихологии существуют такие сочетания цветов, которые: способствуют созданию сильной напряженности (желтый и синий), лучезарности (красный и желтый), подвижности, импульсивности (оранжево-красно-зеленый), беспокойства (оранжево-синий, зеленый-синий) и др.
К сожалению, мы совсем плохо используем удивительные свойства цвета при организации диспутов (надо создать откровенную обстановку доверия, искренности), школьных вечеров (сочетание разнообразных цветовых оттенков светильников, флажков, шаров, цветных полос бумаги создает настроение праздничности, приподнятости, активности), торжественных митингов и собраний (состояние собранности, тревожности, серьезности).
Эффективным средством создания заинтересованности делом и внесения в работу соответствующего настроения является использование элементов новизны.
Потребность в новых впечатлениях — одна из самых важных потребностей человека. Новое всегда привлекает к себе внимание, заставляет реагировать человека уже на сам факт появления нового. Как говорил римский философ Сенека, для нас естественнее удивляться новому, чем великому.
Введение, может быть, даже и небольших, но новых деталей в приемы и методы работы организатора, в формы обращения к учащимся, в оформление помещений, где собираются ребята, создает хорошие возможности для психологической атмосферы предстоящей деятельности. В одной из школ готовился музыкально-поэтический вечер. Обычно подобные вечера проводились в актовом зале: на сцену подымались «артисты», внизу, в зале, сидели зрители. И так всегда. На этот раз организаторы вечера все кресла в зале развернули полукругом, и центр оказался у боковой стены. Там стоял столик с вазой, в ней два-три цветка. И все. Больше никаких украшений, ничего лишнего. Да еще два прожектора, два луча — оранжевый и желтый (теплые цвета), направленные на площадку у столика.
Вечер прошел очень интересно, приподнято, и самое главное, в искренней, дружеской атмосфере. Исчезла незримая стена между зрителями и сценой. Ребята, рассказывая о впечатлениях от проведенного вечера, непременно отмечали, что первое их впечатление — необычность убранства зала. Когда им возражали, что, собственно, никакого убранства не было, они повторяли: «Все равно, появилось что-то новое, и мы с нетерпением ждали, что будет дальше»; «Когда мы вошли в зал, то сразу поняли, что сегодня будет не так, как всегда»; «Сначала было непонятно, к чему все это. Но было как-то тревожно и приятно. Почему? Не знаю. Просто так...»
Один небольшой элемент — перестановка кресел в зале, перемещение источников света, и это нашло отражение в настроении ребят, создало необходимую для дела психологическую ситуацию.
Особый прием — внезапность, неожиданность воздействия. Это — эмоциональная атака на состояние человека. В этот момент человек может быть выведен из равновесия, вмиг концентрируется внимание, в считанные минуты происходит мобилизация внутренних сил человека, приводятся в волнение человеческие чувства.
Часто случается, что при организации и проведении многих полезных дел необходимость быстрого, оперативного действия подменяется бесконечными обсуждениями, согласованиями, объяснениями и т. д. Ребята же бывают гораздо искреннее в своих переживаниях, активнее проявляют свои творческие способности тогда, когда возникает «сюрпризная» ситуация, привлекательная своей неожиданностью, внезапностью.
Так, отправляясь с ребятами в туристский поход, мы в одном случае предупреждали их о предстоящем лесном карнавале за неделю до похода, в другом — в самом походе, за два часа до начала карнавала. И каждый раз обращали внимание на то, что в последнем случае лесные карнавалы сопровождались шквалом ребячьей выдумки, блестящей импровизации в противовес буднич ному обсуждению, с большим штатом ответственных, помощников, исполнителей в первом случае.
Неожиданный прием организатора вначале создает «сюрпризную» ситуацию: «Что такое? Что от этого можно ожидать?» Обычно человек в «сюрпризной» ситуации пытается принять решение, но он не уверен в правильности его. Организатор должен подсказать, повести человека за собой, заставить поступать его определенным образом. Вот пример.
В одной из школ бичом для комсомольской организации были опоздания на комсомольские собрания. Начинались они рсегда с 15—20-минутной задержкой. Однажды на объявлении о комсомольском собрании вместо дежурной фразы «Явка комсомольцев обязательна» появилась такая: «Опоздавших просим не беспокоиться». А традиционное время начала собраний — 14 часов — было заменено на 13.57. Собрание началось в 13.57, опоздавших почти не было. Все присутствующие на собрании, часть из которых в этот день пришла вовремя «на всякий случай», с любопытством смотрели на дверь: может быть, кто опоздает. И когда все же один такой появился, его встретил взрыв смеха. Опоздавший, не ожидавший такого внимания, смутился и под взглядом сотен глаз неловко прошел вперед. Как мы видим, небольшая, но неожиданная и новая деталь в объявлении сделала свое дело. Однако не поймите, что все «сюрпризное», сиюминутное — это хорошо. Нужно уметь сочетать длительную подготовку серьезных и больших по объему дел с искрящейся импровизацией, уметь выбирать ту форму подготовки настроения ребят, которая даст лучший результат в данных, конкретных условиях.
В применении различных приемов воздействия организатора на настроения людей необходимо чувство меры. Неоднократное использование одних и тех же форм воздействия, однообразная повторяемость ситуаций могут вызвать адаптацию, привыкание к ним и значительно снизить их роль в организаторской работе. То, что раньше вызывало яркие переживания, через некоторое время при частой повторяемости может оставить ребят равнодушными. У каждого организатора должен быть свой запас эмоциональных средств воздействия, который не должен растрачиваться по поводу и без повода. Требуется экономное и бережное к ним отношение.
Отсутствие меры в эмоциональном воздействии, чрезмерное увлечение использованием наиболее сильных приемов, постепенное психологическое взвинчивание состояния ребят ведут к неуравновешенности характеров, нервозности в поведении.
Совершенно справедливо на эту сторону эмоциональной жизни людей обратил внимание профессор И. С. Кон. Он пишет: «Верно, что в буднях можно найти много праздничного. Но верно и то, что праздник и будни не одно и то же; и тот, кто пытается превратить будни в сплошной праздник, фактически незаметно для себя низводит праздники до уровня будней. Когда на собрании, посвященном важной, но обыденной задаче, произносятся слишком торжественные речи, эти речи невольно обесцениваются и перестают звучать торжественно, даже когда это действительно необходимо. А это неизбежно рождает известный скепсис... Высшие идеалы и символы не должны превращаться в разменную монету, от слишком частого употребления они стираются, приобретают характер штампов. Мы часто не учитываем этого психологически обоснованного правила».
Вместе с тем хотелось бы заметить, что «эксплуатировать» настроения без серьезной организаторской работы — запрещенный в организаторском искусстве прием. Можно написать красивые и умные объявления, нарисовать красочные плакаты, включить прожектора, распевать веселые песни, но когда за этим не стоит содержательная сторона работы, эмоциональное обеспечение окажется дешевой мишурой, которой пытаются прикрыть неорганизованность.
Своеобразным «генератором» эмоциональной энергии в коллективе является сам организатор. Способность «заражать» своим настроением других, увлекать собственным примером, отношением к делу — качество настоящего организатора. Поэтому очень важно, с каким настроением появляется перед участниками общего дела сам организатор. И как бы плохо ни было организатору в этот момент, какие бы печали ни охватывали его, приступая к Делу, выходя к ребятам, он должен являть собой образец оптимизма, уверенности, убежденности.
Здесь мы имеем дело с тем самым случаем, когда настроение оказывается далеко не личным делом человека. Только целеустремленный, бодрый человек может создать в коллективе боевой, наступательный настрой, мажорный тон, когда каждый старшеклассник чувствует пульс жизни своего коллектива. Пусть каждый организатор станет настоящим мастером-настройщиком своего многоголосного ансамбля — участников дела.
Советы организатору:
Приступая к организации дела большого или малого, обязательно побеспокойтесь о том, как заинтересовать ребят, как сделать дело увлекательным. Попробуйте, составляя план дела, «расписать» настроение, которое бы вам хотелось создать у ребят на различных этапах подготовки и проведения дела. Обозначьте способы, которыми вы этого будете добиваться.
Советуем создать «службу» настроения. Вам надо взять на учет ребят веселых и склонных к серьезности, • остроумных и сдержанных, музыкантов, певцов-запевал, знатоков весёлых и интересных историй и т. д. Подумайте, где, когда и как вы их сможете использовать для пользы дела.
Хорошо иметь в школе, в классе свою фонотеку с набором грампластинок и магнитофонных записей. Если это будет сделать на первых порах сложно, соберите сведения об имеющихся дома у ребят проигрывателях, магнитофонах, радиолах с комплектами пластинок, записей. Разберитесь с помощью своих товарищей в музыкальных программах с точки зрения создания настроений в нужный момент.
Рекомендуем создать простейший набор осветительной техники с набором светофильтров, иметь под рукой цветовой «ключ» — тот, что мы привели в данной главе. Это вам поможет хорошо решать проблему настроенности на ваших вечерах, диспутах, конференциях и т. д.
Будьте внимательны к своему состоянию, когда появляетесь перед сверстниками. Ведь вы настраиваете всех и своей уверенностью, жизнерадостностью.
Так держать, комсорг!
Комсорг и его работа,—Главная задача и основные направления работы школьных комсомольских организаций.— Устав ВЛКСМ —• закон комсомольской жизни.— Обязанности комсомольских организаторов.— План комсомольской работы.— Документация комсорга.— Дневник.— Комсомольский уголок.— Комсомольская характеристика.
Каждому из нас знакома легенда о «Летучем голландце» — корабле, скитающемся по морям и находящемся во власти слепой стихии. Загадочность его истории и таинственность судьбы парусника создают вокруг этого вечного морского бродяги романтический ореол.