Файл: А.Н. Лутошкин - Как вести за собой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 278

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У музыки есть замечательное свойство настраивать человека на определенный лад. Поэтому не случайный подбор музыкальных произведений, песен должен сопут­ствовать тому или иному делу. Если туристская группа в поход ной колонне затянет «Ромашки спрятались...», то да­леко она не уйдет. В этом случае помощником будет весе­лая, бодрая и задорная песня. Другая программа может оказаться на вечернем «огоньке» или у костра в том же туристском походе, где требуется откровенно поговорить; здесь задушевность, лиричность звучания помогут реше­нию задачи. Хорошо, если бы в школе, классе были свои музыкальные организаторы, понимающие «что к чему», как нужно «конструировать» настроения

Организатору никак нельзя недооценивать огромные возможности музыки делать человека отзывчивым, активным, способным к преодолению трудностей. Вот эпи­зод из коллективной «ребячьей» книги «Фрунзенская ком­муна»: «Утром в первый день каникул я побежала в Дом пионеров. После общего сбора нас вывели в фойе, разда­ли ведра и тряпки. Думаете, мне хотелось мыть пол? Только пришли и сразу—нате, пожалуйста, работайте! Но тут заиграл духовой оркестр, и мне почему-то захо­телось и мыть пол, и петь, и сделать больше всех. И взрослые вместе с нами, на равных мыли и убирали наш Дом. Из-за этого субботника мы его и полюбили».

Союзники организатора — цвет и свет. Давно замече­но, что различные цвета обладают способностью по-раз­ному воздействовать на эмоциональные состояния людей. Есть цвета теплые, вызывающие удовлетворенность, спо­койствие, радостные настроения. Есть цвета холодные, настраивающие на собранность, деловой тон, подчерки­вающие официальность обстановки. Хотя в восприятии цвета очень много субъективного, зависящего от конкрет­ного человека, его жизненного опыта, тем не менее орга­низатор вполне может использовать цветовую «партиту­ру», предлагаемую психологами.

Освещая помещения, делая подсветки при помощи ламп, различных светильников, оформляя помещения ри­сунками, плакатами, цветовыми аппликациями, можно воспользоваться следующим цветовым «ключом»:

красный цвет — цвет активизирующий, возбуждаю­щий, создающий впечатление жизнерадостности, тревож­ности. Нечто беззаботное и веселое не должно быть вы­ражено одним красным цветом;

желтый и оранжевый цвета и их сочетания создают теплоту, приподнятость, праздничность, способствуют об­щительности, откровенности;

светло-коричневый — успокаи­вающий, смягчающий, теплый;


синий и зеленый цвета — хо­лодные; синий создает дистанцию, настораживает, зеленый вызывает стремление к естественности;

фиолетовый действует несколь­ко беспокойно, создает ощущение глубины, тяжести; розовый вызывает нежность, производит впечатление таинственности.

В цветопсихологии существуют такие сочетания цве­тов, которые: способствуют созданию сильной напряжен­ности (желтый и синий), лучезарности (красный и жел­тый), подвижности, импульсивности (оранжево-красно-зеленый), беспокойства (оранжево-синий, зеленый-синий) и др.

К сожалению, мы совсем плохо используем удиви­тельные свойства цвета при организации диспутов (надо создать откровенную обстановку доверия, искренности), школьных вечеров (сочетание разнообразных цветовых оттенков светильников, флажков, шаров, цветных полос бумаги создает настроение праздничности, приподнято­сти, активности), торжественных митингов и собраний (состояние собранности, тревожности, серьезности).

Эффективным средством создания заинтересованно­сти делом и внесения в работу соответствующего настро­ения является использование элементов новизны.

Потребность в новых впечатлениях — одна из самых важных потребностей человека. Новое всегда привлекает к себе внимание, заставляет реагировать человека уже на сам факт появления нового. Как говорил римский философ Сенека, для нас естественнее удивляться но­вому, чем великому.

Введение, может быть, даже и небольших, но новых деталей в приемы и методы работы организатора, в фор­мы обращения к учащимся, в оформление помещений, где собираются ребята, создает хорошие возможности для психологической атмосферы предстоящей деятельности. В одной из школ готовился музыкально-поэтический вечер. Обычно подобные вечера проводились в актовом зале: на сцену подымались «артисты», внизу, в зале, сиде­ли зрители. И так всегда. На этот раз организаторы вечера все кресла в зале развернули полукругом, и центр оказался у боковой стены. Там стоял столик с вазой, в ней два-три цветка. И все. Больше никаких украшений, ни­чего лишнего. Да еще два прожектора, два луча — оран­жевый и желтый (теплые цвета), направленные на пло­щадку у столика.

Вечер прошел очень интересно, приподнято, и самое главное, в искренней, дружеской атмосфере. Исчезла не­зримая стена между зрителями и сценой. Ребята, расска­зывая о впечатлениях от проведенного вечера, непремен­но отмечали, что первое их впечатление — необычность убранства зала. Когда им возражали, что, собственно, никакого убранства не было, они повторяли: «Все равно, появилось что-то новое, и мы с нетерпением ждали, что будет дальше»; «Когда мы вошли в зал, то сразу поняли, что сегодня будет не так, как всегда»; «Сначала было непонятно, к чему все это. Но было как-то тревожно и приятно. Почему? Не знаю. Просто так...»


Один небольшой элемент — перестановка кресел в за­ле, перемещение источников света, и это нашло отраже­ние в настроении ребят, создало необходимую для дела психологическую ситуацию.

Особый прием — внезапность, неожиданность воздей­ствия. Это — эмоциональная атака на состояние человека. В этот момент человек может быть выведен из равнове­сия, вмиг концентрируется внимание, в считанные мину­ты происходит мобилизация внутренних сил человека, приводятся в волнение человеческие чувства.

Часто случается, что при организации и проведении многих полезных дел необходимость быстрого, оператив­ного действия подменяется бесконечными обсуждениями, согласованиями, объяснениями и т. д. Ребята же быва­ют гораздо искреннее в своих переживаниях, активнее проявляют свои творческие способности тогда, когда воз­никает «сюрпризная» ситуация, привлекательная своей неожиданностью, внезапностью.

Так, отправляясь с ребятами в туристский поход, мы в одном случае предупреждали их о предстоящем лесном карнавале за неделю до похода, в другом — в самом по­ходе, за два часа до начала карнавала. И каждый раз обращали внимание на то, что в последнем случае лес­ные карнавалы сопровождались шквалом ребячьей выдумки, блестящей импровизации в противовес буднич ному обсуждению, с большим штатом ответственных, по­мощников, исполнителей в первом случае.

Неожиданный прием организатора вначале создает «сюрпризную» ситуацию: «Что такое? Что от этого мож­но ожидать?» Обычно человек в «сюрпризной» ситуации пытается принять решение, но он не уверен в правильности его. Организатор должен подсказать, повести человека за собой, заставить поступать его определенным образом. Вот пример.

В одной из школ бичом для комсомольской организа­ции были опоздания на комсомольские собрания. Начи­нались они рсегда с 15—20-минутной задержкой. Однаж­ды на объявлении о комсомольском собрании вместо дежурной фразы «Явка комсомольцев обязательна» по­явилась такая: «Опоздавших просим не беспокоиться». А традиционное время начала собраний — 14 часов — бы­ло заменено на 13.57. Собрание началось в 13.57, опоздав­ших почти не было. Все присутствующие на собрании, часть из которых в этот день пришла вовремя «на всякий случай», с любопытством смотрели на дверь: может быть, кто опоздает. И когда все же один такой появился, его встретил взрыв смеха. Опоздавший, не ожидавший такого внимания, смутился и под взглядом сотен глаз неловко прошел вперед. Как мы видим, небольшая, но неожидан­ная и новая деталь в объявлении сделала свое дело. Однако не поймите, что все «сюрпризное», сиюминут­ное — это хорошо. Нужно уметь сочетать длительную под­готовку серьезных и больших по объему дел с искрящейся импровизацией, уметь выбирать ту форму подготовки на­строения ребят, которая даст лучший результат в данных, конкретных условиях.


В применении различных приемов воздействия органи­затора на настроения людей необходимо чувство меры. Неоднократное использование одних и тех же форм воз­действия, однообразная повторяемость ситуаций могут вызвать адаптацию, привыкание к ним и значительно сни­зить их роль в организаторской работе. То, что раньше вызывало яркие переживания, через некоторое время при частой повторяемости может оставить ребят равнодуш­ными. У каждого организатора должен быть свой запас эмоциональных средств воздействия, который не должен растрачиваться по поводу и без повода. Требуется эко­номное и бережное к ним отношение.

Отсутствие меры в эмоциональном воздействии, чрез­мерное увлечение использованием наиболее сильных при­емов, постепенное психологическое взвинчивание состоя­ния ребят ведут к неуравновешенности характеров, нер­возности в поведении.

Совершенно справедливо на эту сторону эмоциональ­ной жизни людей обратил внимание профессор И. С. Кон. Он пишет: «Верно, что в буднях можно найти много празд­ничного. Но верно и то, что праздник и будни не одно и то же; и тот, кто пытается превратить будни в сплошной праздник, фактически незаметно для себя низводит празд­ники до уровня будней. Когда на собрании, посвященном важной, но обыденной задаче, произносятся слишком тор­жественные речи, эти речи невольно обесцениваются и перестают звучать торжественно, даже когда это действи­тельно необходимо. А это неизбежно рождает известный скепсис... Высшие идеалы и символы не должны превра­щаться в разменную монету, от слишком частого употреб­ления они стираются, приобретают характер штампов. Мы часто не учитываем этого психологически обоснованного правила».

Вместе с тем хотелось бы заметить, что «эксплуатиро­вать» настроения без серьезной организаторской рабо­ты — запрещенный в организаторском искусстве прием. Можно написать красивые и умные объявления, нарисо­вать красочные плакаты, включить прожектора, распе­вать веселые песни, но когда за этим не стоит содержа­тельная сторона работы, эмоциональное обеспечение окажется дешевой мишурой, которой пытаются прикрыть неорганизованность.

Своеобразным «генератором» эмоциональной энергии в коллективе является сам организатор. Способность «за­ражать» своим настроением других, увлекать собственным примером, отношением к делу — качество настоящего ор­ганизатора. Поэтому очень важно, с каким настроением появляется перед участниками общего дела сам органи­затор. И как бы плохо ни было организатору в этот мо­мент, какие бы печали ни охватывали его, приступая к Делу, выходя к ребятам, он должен являть собой образец оптимизма, уверенности, убежденности.


Здесь мы имеем дело с тем самым случаем, когда на­строение оказывается далеко не личным делом человека. Только целеустремленный, бодрый человек может создать в коллективе боевой, наступательный настрой, мажорный тон, когда каждый старшеклассник чувствует пульс жиз­ни своего коллектива. Пусть каждый организатор станет настоящим мастером-настройщиком своего многоголосно­го ансамбля — участников дела.

Советы организатору:

Приступая к организации дела большого или малого, обязательно побеспокойтесь о том, как заинтересовать ребят, как сделать дело увлекательным. Попробуйте, со­ставляя план дела, «расписать» настроение, которое бы вам хотелось создать у ребят на различных этапах под­готовки и проведения дела. Обозначьте способы, которы­ми вы этого будете добиваться.

Советуем создать «службу» настроения. Вам надо взять на учет ребят веселых и склонных к серьезности, • остроумных и сдержанных, музыкантов, певцов-запевал, знатоков весёлых и интересных историй и т. д. Подумай­те, где, когда и как вы их сможете использовать для пользы дела.

Хорошо иметь в школе, в классе свою фонотеку с на­бором грампластинок и магнитофонных записей. Если это будет сделать на первых порах сложно, соберите сведения об имеющихся дома у ребят проигрывателях, магнито­фонах, радиолах с комплектами пластинок, записей. Раз­беритесь с помощью своих товарищей в музыкальных про­граммах с точки зрения создания настроений в нужный момент.

Рекомендуем создать простейший набор осветительной техники с набором светофильтров, иметь под рукой цве­товой «ключ» — тот, что мы привели в данной главе. Это вам поможет хорошо решать проблему настроенности на ваших вечерах, диспутах, конференциях и т. д.

Будьте внимательны к своему состоянию, когда по­являетесь перед сверстниками. Ведь вы настраиваете всех и своей уверенностью, жизнерадостностью.

Так держать, комсорг!

Комсорг и его работа,—Главная задача и основные направления работы школьных комсомольских организаций.Устав ВЛКСМ —• закон комсомольской жизни.Обязанности комсомольских организа­торов.План комсомольской работы.Документация комсорга.Дневник.Комсомольский уголок.Комсомольская характеристика.

Каждому из нас знакома легенда о «Летучем голланд­це» — корабле, скитающемся по морям и находящемся во власти слепой стихии. Загадочность его истории и та­инственность судьбы парусника создают вокруг этого веч­ного морского бродяги романтический ореол.