ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 780
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
стве достаточно разделенных возрастных уровней. Фактически существо-
вали основания для предположения, что общий фактор для более высо-
ких уровней постепенно становится вербальным. Общий факторный вес,
например словарного теста, увеличился от 0,59 в 6-летнем возрасте до
0,91 для возраста 18 лет.
В других исследованиях 1937 и 1960 гг. с использованием факторно-
го анализа были применены статистические методы, разработанные спе-
циально для более полного выявления действия групп факторов (L.
V.Jones, 1949, 1954; P.H.Ramsey, J.R. Vane, 1970; J.M.Sattler, 1974,
гл. 10; L.H. Stott, R.S. Ball, 1965). Среди выявленных таким образом фак-
торов были некоторые вербальные способности, память, мышление, про-
странственные представления и перцептивные способности. В общем ре-
зультаты подтверждают, что шкале как целому свойственно много
общего. Такое качество шкалы во многом оказалось следствием отбора
заданий, чья корреляция с тестом Станфорд-Бине как целого была до-
статочно высокой. В то же время выполнение заданий подвержено влия-
нию ряда специальных способностей, сочетание которых меняется при
тестировании определенного возрастного уровня.
ВЕКСЛЕРОВСКИЕ ШКАЛЫ ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
В остальной части главы рассмотрим шкалы интеллекта, подго-
товленные Дэвидом Векслером.: Применяемые как индивидуальные
тесты и разработанные в основном для тех же целей, что и тесты Стан-
форд-Бине, эти шкалы отличаются от обсуждавшихся выше по неко-
торым важным параметрам. Задания одного типа в этих тестах не сгруп-
пированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты
и расположены в порядке возрастающей трудности. В этом отношении
шкалы Векслера более похожи на групповые тесты, нежели на тесты ти-
па шкал Станфорд - Бине. Другой особенностью шкал Векслера является
включение в них вербальных субтестов и субтестов действия с раздель-
ным вычислением IQ для тех и других.
Помимо использования шкал Векслера для измерения общего ин-
теллекта они применяются и как вспомогательное средство психиатриче-
ского диагноза. Исходя из того факта, что повреждения мозга, психиче-
ские и эмоциональные нарушения могут задевать одни интеллек-
туальные функции больше, чем другие, Д. Векслер и другие психологи-
клиницисты утверждали, что анализ выполнения индивидом разных
>,.к.ап ,,пт- йтт пчтпт-тт vnlnrfгue пясстпойства психики, Поо-
220 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
лера, будут рассмотрены в гл. 16 как пример использования тестов в ус-
ловиях клиники.
Об интересе к шкалам Векслера и широте их применения свидетель-
ствуют почти 2000 публикаций по этим тестам. Помимо обычных обзо-
ров по тестам в <Ежегодниках измерения умственных способностей> ис-
следования, касающиеся шкал Векслера, периодически освещаются
в журналах (W.H. Guertin et а1" 1956, 1962, 1966, 1971; W.M. Littell, 1960;
А.1. Rabin, W. Guertin, 1951; LL. Zimmerman, J.M. Woo-Sam, 1972) и обо-
бщены в нескольких книгах (A.J.GIasser, 1. L. Zimmerman, 1967;
J.D. Matarozzo, 1972; D. Wechsler, 1958; LL. Zimmerman, 1967; J.M. Woo-
Sam, A.J.GIasser, 1973).
Первые векслеровские шкалы интеллекта для
взрослых {WAIS). Первая форма шкал Векслера, известная как шкала"
интеллекта Векслера-Белльвью, была опубликована в 1939 г. Одной из
главных целей подготовки этой шкалы была разработка теста интеллек-
та, пригодного для тестирования взрослых людей. Представляя впервые
эту шкалу, Д. Векслер отмечал, что известные ранее тесты интеллекта
разрабатывались главным образом для школьников и адаптировались
для взрослых добавлением более трудных заданий того же типа. По со-
держанию такие тесты для взрослых людей малоинтересны. Как писал
Д. Векслер, <прося обычную домохозяйку подобрать рифму к словам
<день>, <кот> и <мельница> или демобилизованного сержанта придумать
предложение со словами <мальчик, река, мяч>, не следует надеяться, что
это вызовет у них интерес и уважение к эксперименту> (D. Wechsler, 1939,
р. 17). Ориентировка большинства тестов на скорость выполнения может
поставить в невыгодные условия пожилых людей. Д. Векслер также по-
лагал, что относительно шаблонные манипуляции словами занимали
чрезмерно много места в традиционных тестах интеллекта. Он обратил
внимание на неприменимость норм умственного возраста к взрослым
и отметил, что прошлые выборки стандартизации для индивидуальных
тестов интеллекта включали лишь незначительное число взрослых.
Все эти причины и привели к разработке первых шкал Векслера-
Белльвью. По форме и по содержанию эта шкала очень похожа на одну
из последних векслеровских шкал интеллекта для взрослых (WAIS), за-
менивших первоначальный вариант, имевший ряд методических недо-
статков (особенно это касалось величины и репрезентативности норма-
тивной выборки и надежности субтестов). Этих недостатков в основном
удалось избежать в более позднем варианте.
Описание WAIS. Опубликованная в 1955 г. шкала Векслера со-
держала II субтестов. 6 субтестов составляли вербальную шкалу
и 5-шкалу действий. Ниже перечисляются и кратко описываются эти
субтесты в порядке их предъявления испытуемым.
Вербальная шкала
1. Осведомленность: 29 вопросов, ответы на которые требуют разнообразных зна-
ний, приобретаемых взрослым по мере приобщения к культуре. Были приняты меры,
чтобы избежать включения заданий, требующих специальных или теоретических знаний.
Можно также добавить, что вопросы на общую информированность уже давно исполь-
зуются при неофициальных психиатрических проверках уровня интеллекта индивида и его
практической ориентации.
2. Понимание: 14 заданий, в каждом из которых испытуемого просят объяснить, как
надо поступить в некоторых обстоятельствах, почему следуют каким-то обычаям, каков
221
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
ний и здравого смысла, этот тест аналогичен заданиям на понимание в шкале Стан-
форд-Бине, но их содержание было подобрано таким образом, чтобы оно соответствова-
ло интересам и деятельности взрослых людей.
3. Арифметика: 14 задач, аналогичных тем, которые встречались в курсе арифмети-
ки для начальной школы. Каждая задача должна решаться устно.
4. Нахождение сходства: 13 заданий, в которых испытуемый должен объяснить,
в чем сходство двух предметов.
5. Запоминание цифр: вначале требуется воспроизвести ряд, содержащий от 3 до
9 цифр, предъявляемых экспериментатором устно. Во второй части испытуемый должен
воспроизвести ряд, содержащий от 2 до 8 цифр в обратном порядке.
6. Словарный запас: на слух и зрительно предъявляются 40 слов по возрастающей
трудности. Испытуемый должен объяснить значение каждого слова.
Шкала действия
7. Цифровые символы: это вариант известного теста на кодовые замены, который ча-
сто включается в так называемые неязыковые шкалы интеллекта. Ключ содержит 9 сим-
волов, объединенных в пары с 9 цифрами. Испытуемый, пользуясь находящимся перед
ним ключом, должен за 1,5 мин расположить под числами как можно больше символов.
8. Завершение картинок: испытуемому предъявляется 21 карточка, на каждой изоб-
ражены картинки, в которых недостает какой-то части. Испытуемый должен сказать, чего
недостает в каждой картинке.
9. Конструирование блоков: этот субтест состоит из набора карточек с изображе-
нием чертежей, выполненных в красном и белом цвете, и набора идентичных однодюй-
мовых кубиков, стороны которых окрашены в красный и белый цвет или же красными
и белыми полосами. Испытуемому показывают образен чертежа, который тут же должен
быть воспроизведен путем подбора и соединения соответствующих кубиков.
10. Расположение картинок: каждое задание состоит из набора карточек, содержа-
щих картинки, которые должны быть переставлены в такой последовательности, чтобы по
ним можно было составить рассказ. На рис. 30 приведен один из наборов карточек в том
порядке, в котором они предъявлялись испытуемому. Этот набор является самым первым
из восьми заданий, составляющих субтест.
II. Сборка объекта: в каждой из четырех частей этого субтеста требуется собрать из
бумажных вырезок изображение хорошо знакомого предмета.
При обработке данных, полученных по субтестам арифметика, ци-
фровые символы, конструирование блоков, расположение картинок,
сборка объекта, учитывается как скорость, так и точность выполнения..
" Со времени выхода в свет первой шкалы Векслера - Белльвью было
предложено множество сокращенных шкал. Эти шкалы создавались про-
стым изъятием некоторых субтестов и соогветствующим распределе-
нием показателей для получения IQ по полной шкале, сравнимой с опу-
бликованными нормами. То, что некоторые сочетания субтестов,
создавая значительную экономию во времени, коррелируют с IQ по пол-
Рис. 30. Легкое задание из теста на расположение картинок в шкале WMS.
С разрешения Психологической корпорации штата Нью-Йорк
222 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ной шкале на уровне выше 0,90, стимулирует развитие и использование
сокращенных шкал в целях более быстрой проверки и отбора испы-
туемых Были проведены обширные исследования, чтобы установить на-
иболее эффективные сочетания двух, трех, четырех и пяти субтестов для
предсказания показателей IQ по вербальной шкале, шкале действия
и полной шкале (J.E.Doppelt, 1956; P. Levy, 1968; E.Maxwell, 1957;
Q.Mc Nemar, 1950; A.B.Silverstein, 1970; 1971; A.Tellegen, P.F.Briggs,
1967). Сравнительный анализ одного сочетания из четырех субтестов на
разных возрастных уровнях-от 18-19 лет до 75 и выше-дал корреляции
с полной шкалой на уровне 0,95-0,97 (J.E. Doppelt, 1956). Столь же по-
лное соответствие установлено в некоторых исследованиях сокращенных
шкал, полученных сокращением числа заданий в субтестах (W. Н. Guertin
et а1., 1966, p. 388-389; J.D. Matarazzo, 1972, p. 252-255). По большей ча-
сти эти работы основывались на нормативных данных WAIS, хотя ана-
логичные исследования проводились с умственно отсталыми испытуемы-
ми л с пациентами психиатрических клиник (J.D. Matarazzo, 1972, р. 252).
Хотя на составление и отбор коротких форм шкал Векслера было
затрачено много сил и энергии, лучше всего такими шкалами не пользо-
ваться за исключением тех случаев, когда необходим лишь приблизи-
тельный отбор испытуемых. При использовании сокращенных шкал
многие качественные наблюдения оказываются невозможными. Более
того, не всегда обоснованно допущение о том, что исходные нормы пол-
ной шкалы пригодны для пропорционального распределения общих по-
казателей по короткой шкале.,
Нормы. При стандартизации шкалы Векслера особенно тщательно
формировалась выборка, обеспечивающая репрезентативность этой
шкалы. Нормативная выборка состояла из 1700 испытуемых с равным
количеством мужчин и женщин. Испытуемые в возрасте от 16 до 64 лет
были распределены по 7 возрастным уровням. При комплектовании вы-
борки исследователи опирались на данные переписи населения США за
1950 г. Учитывалось пропорциональное распределение населения по гео-
графическим районам, принадлежность к городскому и сельскому насе-
лению, принадлежность к белой или цветной расе, учитывались также
уровень образования и профессия. На каждом возрастном уровне в вы-
борку были введены один мужчина и одна женщина, находящиеся в уч-
реждениях для умственно отсталых.
Для пожилых людей были установлены дополнительные нормы пу-
тем тестирования выборки лиц пожилого возраста, состоящей из 475 че-
ловек в возрасте 60 и более лет из типичного города среднего запада
(J.E. Doppelt, W.L. Wallace, 1955).
По общему признанию, трудно получить репрезентативную выборку
людей старше 60 лет. Хотя выборка WAIS, возможно, наиболее репре-
зентативна по сравнению с любой другой выборкой пожилых людей,
есть основания полагать, что на этих возрастных уровнях встречаются
значительные различия в показателях вербальной шкалы и шкалы дей-
ствия, определяемые принадлежностью испытуемых к разным регионам
(С. Eisdorfer, L. Cohen, 1961). Более того, учитывая быстрый рост образо-
вательного и культурного уровня населения, становится спорной приме-
нимость на современном этапе норм, установленных до 1955 г. Особенно
важна в этой связи перепроверка возрастного снижения интеллекта
у старых людей.
223 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
в, стандартные показатели со средним значением, равным 10 и (7 равным