ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 780

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стве достаточно разделенных возрастных уровней. Фактически существо-

вали основания для предположения, что общий фактор для более высо-

ких уровней постепенно становится вербальным. Общий факторный вес,

например словарного теста, увеличился от 0,59 в 6-летнем возрасте до

0,91 для возраста 18 лет.

В других исследованиях 1937 и 1960 гг. с использованием факторно-

го анализа были применены статистические методы, разработанные спе-

циально для более полного выявления действия групп факторов (L.

V.Jones, 1949, 1954; P.H.Ramsey, J.R. Vane, 1970; J.M.Sattler, 1974,

гл. 10; L.H. Stott, R.S. Ball, 1965). Среди выявленных таким образом фак-

торов были некоторые вербальные способности, память, мышление, про-

странственные представления и перцептивные способности. В общем ре-

зультаты подтверждают, что шкале как целому свойственно много

общего. Такое качество шкалы во многом оказалось следствием отбора

заданий, чья корреляция с тестом Станфорд-Бине как целого была до-

статочно высокой. В то же время выполнение заданий подвержено влия-

нию ряда специальных способностей, сочетание которых меняется при

тестировании определенного возрастного уровня.

ВЕКСЛЕРОВСКИЕ ШКАЛЫ ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

В остальной части главы рассмотрим шкалы интеллекта, подго-

товленные Дэвидом Векслером.: Применяемые как индивидуальные

тесты и разработанные в основном для тех же целей, что и тесты Стан-

форд-Бине, эти шкалы отличаются от обсуждавшихся выше по неко-

торым важным параметрам. Задания одного типа в этих тестах не сгруп-

пированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты

и расположены в порядке возрастающей трудности. В этом отношении

шкалы Векслера более похожи на групповые тесты, нежели на тесты ти-

па шкал Станфорд - Бине. Другой особенностью шкал Векслера является

включение в них вербальных субтестов и субтестов действия с раздель-

ным вычислением IQ для тех и других.

Помимо использования шкал Векслера для измерения общего ин-

теллекта они применяются и как вспомогательное средство психиатриче-

ского диагноза. Исходя из того факта, что повреждения мозга, психиче-

ские и эмоциональные нарушения могут задевать одни интеллек-

туальные функции больше, чем другие, Д. Векслер и другие психологи-

клиницисты утверждали, что анализ выполнения индивидом разных

>,.к.ап ,,пт- йтт пчтпт-тт vnlnrfгue пясстпойства психики, Поо-

220 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


лера, будут рассмотрены в гл. 16 как пример использования тестов в ус-

ловиях клиники.

Об интересе к шкалам Векслера и широте их применения свидетель-

ствуют почти 2000 публикаций по этим тестам. Помимо обычных обзо-

ров по тестам в <Ежегодниках измерения умственных способностей> ис-

следования, касающиеся шкал Векслера, периодически освещаются

в журналах (W.H. Guertin et а1" 1956, 1962, 1966, 1971; W.M. Littell, 1960;

А.1. Rabin, W. Guertin, 1951; LL. Zimmerman, J.M. Woo-Sam, 1972) и обо-

бщены в нескольких книгах (A.J.GIasser, 1. L. Zimmerman, 1967;

J.D. Matarozzo, 1972; D. Wechsler, 1958; LL. Zimmerman, 1967; J.M. Woo-

Sam, A.J.GIasser, 1973).

Первые векслеровские шкалы интеллекта для

взрослых {WAIS). Первая форма шкал Векслера, известная как шкала"

интеллекта Векслера-Белльвью, была опубликована в 1939 г. Одной из

главных целей подготовки этой шкалы была разработка теста интеллек-

та, пригодного для тестирования взрослых людей. Представляя впервые

эту шкалу, Д. Векслер отмечал, что известные ранее тесты интеллекта

разрабатывались главным образом для школьников и адаптировались

для взрослых добавлением более трудных заданий того же типа. По со-

держанию такие тесты для взрослых людей малоинтересны. Как писал

Д. Векслер, <прося обычную домохозяйку подобрать рифму к словам

<день>, <кот> и <мельница> или демобилизованного сержанта придумать

предложение со словами <мальчик, река, мяч>, не следует надеяться, что

это вызовет у них интерес и уважение к эксперименту> (D. Wechsler, 1939,

р. 17). Ориентировка большинства тестов на скорость выполнения может

поставить в невыгодные условия пожилых людей. Д. Векслер также по-

лагал, что относительно шаблонные манипуляции словами занимали

чрезмерно много места в традиционных тестах интеллекта. Он обратил

внимание на неприменимость норм умственного возраста к взрослым

и отметил, что прошлые выборки стандартизации для индивидуальных

тестов интеллекта включали лишь незначительное число взрослых.

Все эти причины и привели к разработке первых шкал Векслера-

Белльвью. По форме и по содержанию эта шкала очень похожа на одну

из последних векслеровских шкал интеллекта для взрослых (WAIS), за-

менивших первоначальный вариант, имевший ряд методических недо-

статков (особенно это касалось величины и репрезентативности норма-

тивной выборки и надежности субтестов). Этих недостатков в основном

удалось избежать в более позднем варианте.

Описание WAIS. Опубликованная в 1955 г. шкала Векслера со-


держала II субтестов. 6 субтестов составляли вербальную шкалу

и 5-шкалу действий. Ниже перечисляются и кратко описываются эти

субтесты в порядке их предъявления испытуемым.

Вербальная шкала

1. Осведомленность: 29 вопросов, ответы на которые требуют разнообразных зна-

ний, приобретаемых взрослым по мере приобщения к культуре. Были приняты меры,

чтобы избежать включения заданий, требующих специальных или теоретических знаний.

Можно также добавить, что вопросы на общую информированность уже давно исполь-

зуются при неофициальных психиатрических проверках уровня интеллекта индивида и его

практической ориентации.

2. Понимание: 14 заданий, в каждом из которых испытуемого просят объяснить, как

надо поступить в некоторых обстоятельствах, почему следуют каким-то обычаям, каков

221

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

ний и здравого смысла, этот тест аналогичен заданиям на понимание в шкале Стан-

форд-Бине, но их содержание было подобрано таким образом, чтобы оно соответствова-

ло интересам и деятельности взрослых людей.

3. Арифметика: 14 задач, аналогичных тем, которые встречались в курсе арифмети-

ки для начальной школы. Каждая задача должна решаться устно.

4. Нахождение сходства: 13 заданий, в которых испытуемый должен объяснить,

в чем сходство двух предметов.

5. Запоминание цифр: вначале требуется воспроизвести ряд, содержащий от 3 до

9 цифр, предъявляемых экспериментатором устно. Во второй части испытуемый должен

воспроизвести ряд, содержащий от 2 до 8 цифр в обратном порядке.

6. Словарный запас: на слух и зрительно предъявляются 40 слов по возрастающей

трудности. Испытуемый должен объяснить значение каждого слова.

Шкала действия

7. Цифровые символы: это вариант известного теста на кодовые замены, который ча-

сто включается в так называемые неязыковые шкалы интеллекта. Ключ содержит 9 сим-

волов, объединенных в пары с 9 цифрами. Испытуемый, пользуясь находящимся перед

ним ключом, должен за 1,5 мин расположить под числами как можно больше символов.

8. Завершение картинок: испытуемому предъявляется 21 карточка, на каждой изоб-

ражены картинки, в которых недостает какой-то части. Испытуемый должен сказать, чего

недостает в каждой картинке.

9. Конструирование блоков: этот субтест состоит из набора карточек с изображе-

нием чертежей, выполненных в красном и белом цвете, и набора идентичных однодюй-


мовых кубиков, стороны которых окрашены в красный и белый цвет или же красными

и белыми полосами. Испытуемому показывают образен чертежа, который тут же должен

быть воспроизведен путем подбора и соединения соответствующих кубиков.

10. Расположение картинок: каждое задание состоит из набора карточек, содержа-

щих картинки, которые должны быть переставлены в такой последовательности, чтобы по

ним можно было составить рассказ. На рис. 30 приведен один из наборов карточек в том

порядке, в котором они предъявлялись испытуемому. Этот набор является самым первым

из восьми заданий, составляющих субтест.

II. Сборка объекта: в каждой из четырех частей этого субтеста требуется собрать из

бумажных вырезок изображение хорошо знакомого предмета.

При обработке данных, полученных по субтестам арифметика, ци-

фровые символы, конструирование блоков, расположение картинок,

сборка объекта, учитывается как скорость, так и точность выполнения..

" Со времени выхода в свет первой шкалы Векслера - Белльвью было

предложено множество сокращенных шкал. Эти шкалы создавались про-

стым изъятием некоторых субтестов и соогветствующим распределе-

нием показателей для получения IQ по полной шкале, сравнимой с опу-

бликованными нормами. То, что некоторые сочетания субтестов,

создавая значительную экономию во времени, коррелируют с IQ по пол-

Рис. 30. Легкое задание из теста на расположение картинок в шкале WMS.

С разрешения Психологической корпорации штата Нью-Йорк

222 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ной шкале на уровне выше 0,90, стимулирует развитие и использование

сокращенных шкал в целях более быстрой проверки и отбора испы-

туемых Были проведены обширные исследования, чтобы установить на-

иболее эффективные сочетания двух, трех, четырех и пяти субтестов для

предсказания показателей IQ по вербальной шкале, шкале действия

и полной шкале (J.E.Doppelt, 1956; P. Levy, 1968; E.Maxwell, 1957;

Q.Mc Nemar, 1950; A.B.Silverstein, 1970; 1971; A.Tellegen, P.F.Briggs,

1967). Сравнительный анализ одного сочетания из четырех субтестов на

разных возрастных уровнях-от 18-19 лет до 75 и выше-дал корреляции

с полной шкалой на уровне 0,95-0,97 (J.E. Doppelt, 1956). Столь же по-

лное соответствие установлено в некоторых исследованиях сокращенных

шкал, полученных сокращением числа заданий в субтестах (W. Н. Guertin

et а1., 1966, p. 388-389; J.D. Matarazzo, 1972, p. 252-255). По большей ча-

сти эти работы основывались на нормативных данных WAIS, хотя ана-


логичные исследования проводились с умственно отсталыми испытуемы-

ми л с пациентами психиатрических клиник (J.D. Matarazzo, 1972, р. 252).

Хотя на составление и отбор коротких форм шкал Векслера было

затрачено много сил и энергии, лучше всего такими шкалами не пользо-

ваться за исключением тех случаев, когда необходим лишь приблизи-

тельный отбор испытуемых. При использовании сокращенных шкал

многие качественные наблюдения оказываются невозможными. Более

того, не всегда обоснованно допущение о том, что исходные нормы пол-

ной шкалы пригодны для пропорционального распределения общих по-

казателей по короткой шкале.,

Нормы. При стандартизации шкалы Векслера особенно тщательно

формировалась выборка, обеспечивающая репрезентативность этой

шкалы. Нормативная выборка состояла из 1700 испытуемых с равным

количеством мужчин и женщин. Испытуемые в возрасте от 16 до 64 лет

были распределены по 7 возрастным уровням. При комплектовании вы-

борки исследователи опирались на данные переписи населения США за

1950 г. Учитывалось пропорциональное распределение населения по гео-

графическим районам, принадлежность к городскому и сельскому насе-

лению, принадлежность к белой или цветной расе, учитывались также

уровень образования и профессия. На каждом возрастном уровне в вы-

борку были введены один мужчина и одна женщина, находящиеся в уч-

реждениях для умственно отсталых.

Для пожилых людей были установлены дополнительные нормы пу-

тем тестирования выборки лиц пожилого возраста, состоящей из 475 че-

ловек в возрасте 60 и более лет из типичного города среднего запада

(J.E. Doppelt, W.L. Wallace, 1955).

По общему признанию, трудно получить репрезентативную выборку

людей старше 60 лет. Хотя выборка WAIS, возможно, наиболее репре-

зентативна по сравнению с любой другой выборкой пожилых людей,

есть основания полагать, что на этих возрастных уровнях встречаются

значительные различия в показателях вербальной шкалы и шкалы дей-

ствия, определяемые принадлежностью испытуемых к разным регионам

(С. Eisdorfer, L. Cohen, 1961). Более того, учитывая быстрый рост образо-

вательного и культурного уровня населения, становится спорной приме-

нимость на современном этапе норм, установленных до 1955 г. Особенно

важна в этой связи перепроверка возрастного снижения интеллекта

у старых людей.

223 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

в, стандартные показатели со средним значением, равным 10 и (7 равным