ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 783
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
Глава 1. Функции и происхождение
Глава 2. Природа психологических тестов
Глава 3. Социальные и этические аспекты
Глава 4. Нормы и интерпретация
Глава 10. Тесты для специфических
Глава II. Групповое тестирование
Часть 1. Классификация. Отметьте картинку, не принадлежащую трем остальным,
Часть 1. Вербальные способности. Каждое задание начинается с пары связанных
Часть II. Математические способности. Каждое задание содержит две величи-
3.. Такие шкалированные показатели были получены на референтной
группе из 500 испытуемых, состоявшей из индивидов в возрасте от 20 до
34 лет, входивших в выборку стандартизации,: Все показатели субтестов,
таким образом, были выражены в сравнимых единицах и единицах фик-
сированной референтной группы. Показатели полной шкалы, вербальной
шкалы и шкалы действия находят сложением шкалированных показате-
лей шести вербальных субтестов, пяти субтестов действия и всех один-
надцати субтестов соответственно. С помощью соответствующих та-
блиц, приводимых в руководстве к тесту, эти три показателя могут быть
выражены как стандартный IQ со средним значением, равным 100, и <7,
равным 15. Однако такие IQ находят соотнесением с собственной воз-
растной группой индивида. Поэтому они показывают положение индиви-
да в сравнении с людьми того же возрастного уровня.
При интерпретации показателей IQ WAIS должны приниматься во
внимание относительные значения IQ, полученные в шкалах Векслера
и других тестах интеллекта. Неоднократно отмечалось, что яркие лично-
сти часто показывают более высокие результаты по тесту Станфорд-
Бине, нежели по методике Векслера, в то время как менее развитые ин-
дивиды показывают по сравнению со шкалой Станфорд-Бине более
высокие результаты по тесту Векслера. Например, изучение первокурсни-
ков колледжа показало, что их средний показатель IQ, полученный по
методике Станфорд - Бине, более высок, нежели тот же показатель по те-
стам Векслера; обратную картину дало исследование группы умственно
отсталых. В какой-то степени различия между стандартным отклонением
IQ, полученного по шкалам Векслера и Станфорд - Бине, объясняют раз-
ницу в IQ, получаемом в этих двух шкалах. Напомним, что стандартное
отклонение IQ для тестов Станфорд-Бине равно 16, а для шкал Вексле-
ра 15. Все же расхождения в значениях IQ у испытуемых, тестированных
по этим методикам, несколько больше, чем можно было ожидать, исхо-
дя из различий в стандартных отклонениях. Еще одно отличие между
двумя шкалами в том, что в тесте Векслера нижний и верхний пороги
меньше, чем в тесте Станфорд - Бине и, следовательно, в нем хуже разли-
чаются предельные значения из диапазона значений IQ.
Взаимосвязь значений IQ по обеим шкалам зависит не только от
уровня IQ, но и от возраста испытуемых. При прочих равных условиях
более старшие испытуемые обычно получают более высокие показатели
IQ по шкале Векслера, в то время как для испытуемых молодых более
характерна обратная связь. Одним из объяснений этого, очевидно, может
служить применение пониженного стандарта при вычислении IQ для лиц
старшего возраста в шкалах Векслера. Вместе с тем в тесте Станфорд-
Бине все взрослые оцениваются в терминах среднего возрастного макси-
мума по этой шкале, т.е. 18 лет. Возможно также, что, поскольку стан-
дартизация шкал Станфорд-Бине первоначально проводилась на детях,
а тестов Векслера на взрослых, содержание первых более соответствует
детям, а последних-взрослым.
Надежность. Для каждого из одиннадцати субтестов, так же как
и для показателей IQ полной шкалы, вербальной шкалы и шкалы дей-
ствия, были подсчитаны коэффициенты надежности в возрастных выбор-
ках от 18 до 19, от 24 до 34 и от 45 до 54 лет. Эти три группы были вы-
браны как наиболее репрезентативные всему возрастному диапазону
224 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
цифр> и <цифровые символы>, коэффициенты надежности вычислялись
по методу расщепления теста на четные и нечетные задания (с поправкой
на полный тест по формуле Спирмана-Брауна). Надежность субтеста
<запоминание цифр> оценивалась на основе корреляций между показате-
лями называния цифр в прямом и обратном порядке. Методика расще-
пления не могла быть применена к тесту <цифровые символы>, так как
этот субтест является высокоскоростным. Поэтому надежность теста бы-
ла определена с помощью метода взаимозаменяемых форм в группе,
протестированной тестом <цифровые символы> по шкале WAIS и по
шкале Векслера-Белльвью.
Коэффициенты надежности IQ по полной шкале оказались для всех
трех возрастных выборок равными 0,97. Показатели IQ по вербальной
шкале во всех трех группах имели идентичные коэффициенты надежно-
сти, равные 0,96, а по шкале действия-0,93 и 0,94. Таким образом, все
три показателя IQ высоконадежны с точки зрения внутренней согласо-
ванности теста. Как можно было ожидать, индивидуальные субтесты да-
ли более низкие коэффициенты надежности, колеблющиеся от 0,60 для
заданий <запоминание цифр>, <расположение картинок> и <сборка
объекта> до таких высоких, как 0,96 для субтеста <словарный запас>.
Особенно важно учитывать надежность субтестов при оценке значимо-
сти различий между показателями субтестов, полученными одним и тем
же испытуемым, например при профильном анализе.
В руководстве к WAIS приводятся стандартные ошибки измерения
для всех трех показателей IQ и для всех показателей субтестов. Для IQ,
полученного в вербальной шкале, такая ошибка составляет 3 единицы
в каждой группе, для IQ, полученного в шкале действия,-чуть ниже 4,
а для полной шкалы-2,6. Опираясь на эти данные, мы можем заключить
с вероятностью около 1/2, что истинное значение IQ испытуемого нахо-
дится в диапазоне 3 единиц по обе стороны от полученного им по вер-
бальной шкале показателя IQ. Такая величина ошибки предпочтительней
ошибки измерения в 5 единиц, полученной для шкалы Станфорд-Бине.
Напомним, однако, что коэффициенты надежности в тестах Станфорд-
Бине определялись методом взаимозаменяемых форм, предъявлявшихся
с интервалами в одну неделю и менее, а такие условия уже сами по себе
предполагают более низкие коэффициенты надежности и большую ва-
риативность показателей.
Валидность. Любые обсуждения проблемы валидности WAIS
обязательно должны начинаться с исследования, проведенного по более
раннему варианту по тесту Векслера-Белльвью. Поскольку все измене-
ния, введенные в WAIS, являются улучшениями первого варианта теста
Векслера-Белльвью (надежности, верхнего порога, нормативной выбор-
ки и т.д.) и поскольку природа теста по существу остается той же, впол-
не оправдано допущение, что валидность данных, полученных по тесту
Векслера-Белльвью, будет скорее недооценивать, а не переоценивать ва-
лидность WAIS.
Само руководство к WAIS не содержит данных по валидности, но
некоторые аспекты валидности рассматриваются в книгах Д. Векслера
(D.Wechsler, 1958) и Дж.Д.Матараццо (J.D.Matarazzo, 1972). В своей
книге Д. Векслер доказывает, что психологические функции, измеряемые
каждым из II выбранных субтестов, соответствуют определению интел-
лекта, что подобные тесты успешно применялись в ранее разработанных
-. " .."" """а T-ffTT,T показали свою ценность в клиниче-
225 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
ской практике. Сам автор теста делает основной акцент именно на таком
подходе к валидности. Подобная трактовка существенна для валидности
по содержанию, хотя ее можно отнести и к конструктной валидности без
подтверждающих данных. Многие из рассуждений в книге Дж.Д. Мата-
раццо напоминают приведенную аргументацию, особенно когда речь
идет о структуре общего интеллекта, но они почти не затрагивают оцен-
ки WAIS как измерительного инструмента.
Некоторые из эмпирических данных по критериальной текущей яа-
лидности обобщены в обеих книгах (J.D.Matarazzo, 1972, р. 284;
D. Wechsler, 1958, гл. 14). Такие данные включают разницу средних зна-
чений IQ среди испытуемых, отличающихся по уровню образования
и профессиональной принадлежности, и некоторые корреляции с оценка-
ми выполнения работы на предприятии и учебными отметками. Самые
большие групповые различия хотя и невелики, но того же порядка, что
и предполагался. Служащие разных типов и уровней в среднем получили
высокие показатели IQ по вербальной шкале, а представители профес-
сий, требующих владения физическими умениями и навыками, получили
более высокие показатели IQ по тестам действия. В исследованиях про-
мышленного административного персонала и должностных лиц психиа-
трических клиник показатели IQ по вербальной шкале коррелировали на
уровне 0,30 со всеми оценками тестов действия. Разумеется, обе группы
были заранее отобраны по способностям, измеренным с помощью этих
тестов. Корреляции между показателями IQ по вербальной шкале
и оценками в колледже и политехническом институте оказались равными
0,40 и 0,50. Во всех этих группах корреляции с вербальной шкалой были
несколько выше, чем с полной шкалой, а корреляции с показателями по
шкале действия были заметно ниже. Однако даже с показателями, полу-
ченными по вербальной шкале, корреляции не были столь высоки, как
с показателями по тесту Станфорд-Бине и по группе наиболее из-
вестных тестов. В исследованиях умственно отсталых показатели IQ, по-
лученные по WAIS, оказались хорошими предсказателями возможности
выписки пациентов из специальных учреждений и последующей подго-
товки к работе (W.H. Guertin et а1" 1966).
Шкалы Векслера неоднократно коррелировались с тестами Стан-
форд-Бине и другими достаточно известными тестами интеллекта (W.
Н. Guertin et а1" 1971; J.D. Matarazzo, 1972; D. Wechsler, 1958). Корреля-
ции с показателями по шкале Станфорд-Бине, полученными при
изучении случайной группы подростков или взрослых и среди умственно
отсталых, располагаются около 0,8. В более однородных выборках, типа
учащихся колледжа, корреляции бывают значительно ниже. Групповые
тесты дают несколько меньшие корреляции со шкалами Векслера, хотя
величины корреляций широко варьируются в зависимости от конкретно-
го теста, природы и однородности выборки. И для шкал Станфорд-Би-
не и для групповых тестов характерны более высокие корреляции с пока-
зателями по вербальной шкале по сравнению с полной, тогда как
корреляции с показателями по шкале действия гораздо ниже, чем с дву-
мя первыми. Вместе с тем показатели IQ по шкале действия коррели-
руют более полно с тестами пространственных способностей, чем пока-
затели IQ по вербальной шкале.
В некотором соответствии с конструктной валидностью шкал Векс-
лера находятся взаимокорреляции показателей субтестов и показателей
IQ по вербальной шкале и шкале действия. При стандартизации WAIS
226 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
были вычислены взаимокорреляции показателей обеих шкал и II субте-
стов для тех же самых 3 возрастных групп, для которых подсчитывались
коэффициенты надежности, а именно 18-19, 25-34 и 45-54 года. Коэффи-
циенты корреляции между показателями вербальной шкалы и шкалы
действия для каждой из групп были соответственно равны 0,77, 0,77
и 0,81. Взаимокорреляции между отдельными субтестами также практи-
чески совпадают во всех 3 группах, будучи выше в вербальных субтестах
по сравнению с субтестами действия. Корреляции между показателями
субтестов вербальных и действия, оставаясь в целом более низкими, все
же были значимыми. Например, в группе испытуемых в возрасте от 25
до 34 лет корреляции вербальных субтестов варьировались от 0,40 до
0,81, субтестов действия-от 0,44 до 0,62, а между показателями по обеим
шкалам-от 0,3 до 0,67. И корреляции отдельных субтестов, и корреля-
ции между всей вербальной шкалой и шкалой действия заставляют пред-
положить, что обе шкалы имеют много общего и что отнесение тестов
к той или другой шкале, по-видимому, несколько произвольно.
Факторный анализ шкалы Векслера проводился по результатам раз-
личных испытуемых-от восьмиклассников до пожилых людей (в возра-
сте 60-75 лет и старше) из выборки стандартизации, включавшей как
нормальных, так и аномальных индивидов. Данные по группам индиви-
дов обрабатывались статистическими методами и анализировались
с различных точек зрения. Часть из них анализировалась на предмет воз-
растных изменений в организации факторов субтестов Векслера. Но
данные, полученные разными исследователями, довольно противоре-
чивы.
В качестве примера можно рассмотреть анализ факторов Дж. Коэна
(J. Cohen, 1957а; Ъ) методом взаимокорреляций субтестов, проведенных
на четырех группах испытуемых из выборки стандартизации. Выделя-