ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 783

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.. Такие шкалированные показатели были получены на референтной

группе из 500 испытуемых, состоявшей из индивидов в возрасте от 20 до

34 лет, входивших в выборку стандартизации,: Все показатели субтестов,

таким образом, были выражены в сравнимых единицах и единицах фик-

сированной референтной группы. Показатели полной шкалы, вербальной

шкалы и шкалы действия находят сложением шкалированных показате-

лей шести вербальных субтестов, пяти субтестов действия и всех один-

надцати субтестов соответственно. С помощью соответствующих та-

блиц, приводимых в руководстве к тесту, эти три показателя могут быть

выражены как стандартный IQ со средним значением, равным 100, и <7,

равным 15. Однако такие IQ находят соотнесением с собственной воз-

растной группой индивида. Поэтому они показывают положение индиви-

да в сравнении с людьми того же возрастного уровня.

При интерпретации показателей IQ WAIS должны приниматься во

внимание относительные значения IQ, полученные в шкалах Векслера

и других тестах интеллекта. Неоднократно отмечалось, что яркие лично-

сти часто показывают более высокие результаты по тесту Станфорд-

Бине, нежели по методике Векслера, в то время как менее развитые ин-

дивиды показывают по сравнению со шкалой Станфорд-Бине более

высокие результаты по тесту Векслера. Например, изучение первокурсни-

ков колледжа показало, что их средний показатель IQ, полученный по

методике Станфорд - Бине, более высок, нежели тот же показатель по те-

стам Векслера; обратную картину дало исследование группы умственно

отсталых. В какой-то степени различия между стандартным отклонением

IQ, полученного по шкалам Векслера и Станфорд - Бине, объясняют раз-

ницу в IQ, получаемом в этих двух шкалах. Напомним, что стандартное

отклонение IQ для тестов Станфорд-Бине равно 16, а для шкал Вексле-

ра 15. Все же расхождения в значениях IQ у испытуемых, тестированных

по этим методикам, несколько больше, чем можно было ожидать, исхо-

дя из различий в стандартных отклонениях. Еще одно отличие между

двумя шкалами в том, что в тесте Векслера нижний и верхний пороги

меньше, чем в тесте Станфорд - Бине и, следовательно, в нем хуже разли-

чаются предельные значения из диапазона значений IQ.

Взаимосвязь значений IQ по обеим шкалам зависит не только от

уровня IQ, но и от возраста испытуемых. При прочих равных условиях

более старшие испытуемые обычно получают более высокие показатели


IQ по шкале Векслера, в то время как для испытуемых молодых более

характерна обратная связь. Одним из объяснений этого, очевидно, может

служить применение пониженного стандарта при вычислении IQ для лиц

старшего возраста в шкалах Векслера. Вместе с тем в тесте Станфорд-

Бине все взрослые оцениваются в терминах среднего возрастного макси-

мума по этой шкале, т.е. 18 лет. Возможно также, что, поскольку стан-

дартизация шкал Станфорд-Бине первоначально проводилась на детях,

а тестов Векслера на взрослых, содержание первых более соответствует

детям, а последних-взрослым.

Надежность. Для каждого из одиннадцати субтестов, так же как

и для показателей IQ полной шкалы, вербальной шкалы и шкалы дей-

ствия, были подсчитаны коэффициенты надежности в возрастных выбор-

ках от 18 до 19, от 24 до 34 и от 45 до 54 лет. Эти три группы были вы-

браны как наиболее репрезентативные всему возрастному диапазону

224 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

цифр> и <цифровые символы>, коэффициенты надежности вычислялись

по методу расщепления теста на четные и нечетные задания (с поправкой

на полный тест по формуле Спирмана-Брауна). Надежность субтеста

<запоминание цифр> оценивалась на основе корреляций между показате-

лями называния цифр в прямом и обратном порядке. Методика расще-

пления не могла быть применена к тесту <цифровые символы>, так как

этот субтест является высокоскоростным. Поэтому надежность теста бы-

ла определена с помощью метода взаимозаменяемых форм в группе,

протестированной тестом <цифровые символы> по шкале WAIS и по

шкале Векслера-Белльвью.

Коэффициенты надежности IQ по полной шкале оказались для всех

трех возрастных выборок равными 0,97. Показатели IQ по вербальной

шкале во всех трех группах имели идентичные коэффициенты надежно-

сти, равные 0,96, а по шкале действия-0,93 и 0,94. Таким образом, все

три показателя IQ высоконадежны с точки зрения внутренней согласо-

ванности теста. Как можно было ожидать, индивидуальные субтесты да-

ли более низкие коэффициенты надежности, колеблющиеся от 0,60 для

заданий <запоминание цифр>, <расположение картинок> и <сборка

объекта> до таких высоких, как 0,96 для субтеста <словарный запас>.

Особенно важно учитывать надежность субтестов при оценке значимо-

сти различий между показателями субтестов, полученными одним и тем

же испытуемым, например при профильном анализе.


В руководстве к WAIS приводятся стандартные ошибки измерения

для всех трех показателей IQ и для всех показателей субтестов. Для IQ,

полученного в вербальной шкале, такая ошибка составляет 3 единицы

в каждой группе, для IQ, полученного в шкале действия,-чуть ниже 4,

а для полной шкалы-2,6. Опираясь на эти данные, мы можем заключить

с вероятностью около 1/2, что истинное значение IQ испытуемого нахо-

дится в диапазоне 3 единиц по обе стороны от полученного им по вер-

бальной шкале показателя IQ. Такая величина ошибки предпочтительней

ошибки измерения в 5 единиц, полученной для шкалы Станфорд-Бине.

Напомним, однако, что коэффициенты надежности в тестах Станфорд-

Бине определялись методом взаимозаменяемых форм, предъявлявшихся

с интервалами в одну неделю и менее, а такие условия уже сами по себе

предполагают более низкие коэффициенты надежности и большую ва-

риативность показателей.

Валидность. Любые обсуждения проблемы валидности WAIS

обязательно должны начинаться с исследования, проведенного по более

раннему варианту по тесту Векслера-Белльвью. Поскольку все измене-

ния, введенные в WAIS, являются улучшениями первого варианта теста

Векслера-Белльвью (надежности, верхнего порога, нормативной выбор-

ки и т.д.) и поскольку природа теста по существу остается той же, впол-

не оправдано допущение, что валидность данных, полученных по тесту

Векслера-Белльвью, будет скорее недооценивать, а не переоценивать ва-

лидность WAIS.

Само руководство к WAIS не содержит данных по валидности, но

некоторые аспекты валидности рассматриваются в книгах Д. Векслера

(D.Wechsler, 1958) и Дж.Д.Матараццо (J.D.Matarazzo, 1972). В своей

книге Д. Векслер доказывает, что психологические функции, измеряемые

каждым из II выбранных субтестов, соответствуют определению интел-

лекта, что подобные тесты успешно применялись в ранее разработанных

-. " .."" """а T-ffTT,T показали свою ценность в клиниче-

225 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

ской практике. Сам автор теста делает основной акцент именно на таком

подходе к валидности. Подобная трактовка существенна для валидности

по содержанию, хотя ее можно отнести и к конструктной валидности без

подтверждающих данных. Многие из рассуждений в книге Дж.Д. Мата-

раццо напоминают приведенную аргументацию, особенно когда речь

идет о структуре общего интеллекта, но они почти не затрагивают оцен-

ки WAIS как измерительного инструмента.


Некоторые из эмпирических данных по критериальной текущей яа-

лидности обобщены в обеих книгах (J.D.Matarazzo, 1972, р. 284;

D. Wechsler, 1958, гл. 14). Такие данные включают разницу средних зна-

чений IQ среди испытуемых, отличающихся по уровню образования

и профессиональной принадлежности, и некоторые корреляции с оценка-

ми выполнения работы на предприятии и учебными отметками. Самые

большие групповые различия хотя и невелики, но того же порядка, что

и предполагался. Служащие разных типов и уровней в среднем получили

высокие показатели IQ по вербальной шкале, а представители профес-

сий, требующих владения физическими умениями и навыками, получили

более высокие показатели IQ по тестам действия. В исследованиях про-

мышленного административного персонала и должностных лиц психиа-

трических клиник показатели IQ по вербальной шкале коррелировали на

уровне 0,30 со всеми оценками тестов действия. Разумеется, обе группы

были заранее отобраны по способностям, измеренным с помощью этих

тестов. Корреляции между показателями IQ по вербальной шкале

и оценками в колледже и политехническом институте оказались равными

0,40 и 0,50. Во всех этих группах корреляции с вербальной шкалой были

несколько выше, чем с полной шкалой, а корреляции с показателями по

шкале действия были заметно ниже. Однако даже с показателями, полу-

ченными по вербальной шкале, корреляции не были столь высоки, как

с показателями по тесту Станфорд-Бине и по группе наиболее из-

вестных тестов. В исследованиях умственно отсталых показатели IQ, по-

лученные по WAIS, оказались хорошими предсказателями возможности

выписки пациентов из специальных учреждений и последующей подго-

товки к работе (W.H. Guertin et а1" 1966).

Шкалы Векслера неоднократно коррелировались с тестами Стан-

форд-Бине и другими достаточно известными тестами интеллекта (W.

Н. Guertin et а1" 1971; J.D. Matarazzo, 1972; D. Wechsler, 1958). Корреля-

ции с показателями по шкале Станфорд-Бине, полученными при

изучении случайной группы подростков или взрослых и среди умственно

отсталых, располагаются около 0,8. В более однородных выборках, типа

учащихся колледжа, корреляции бывают значительно ниже. Групповые

тесты дают несколько меньшие корреляции со шкалами Векслера, хотя

величины корреляций широко варьируются в зависимости от конкретно-

го теста, природы и однородности выборки. И для шкал Станфорд-Би-

не и для групповых тестов характерны более высокие корреляции с пока-


зателями по вербальной шкале по сравнению с полной, тогда как

корреляции с показателями по шкале действия гораздо ниже, чем с дву-

мя первыми. Вместе с тем показатели IQ по шкале действия коррели-

руют более полно с тестами пространственных способностей, чем пока-

затели IQ по вербальной шкале.

В некотором соответствии с конструктной валидностью шкал Векс-

лера находятся взаимокорреляции показателей субтестов и показателей

IQ по вербальной шкале и шкале действия. При стандартизации WAIS

226 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

были вычислены взаимокорреляции показателей обеих шкал и II субте-

стов для тех же самых 3 возрастных групп, для которых подсчитывались

коэффициенты надежности, а именно 18-19, 25-34 и 45-54 года. Коэффи-

циенты корреляции между показателями вербальной шкалы и шкалы

действия для каждой из групп были соответственно равны 0,77, 0,77

и 0,81. Взаимокорреляции между отдельными субтестами также практи-

чески совпадают во всех 3 группах, будучи выше в вербальных субтестах

по сравнению с субтестами действия. Корреляции между показателями

субтестов вербальных и действия, оставаясь в целом более низкими, все

же были значимыми. Например, в группе испытуемых в возрасте от 25

до 34 лет корреляции вербальных субтестов варьировались от 0,40 до

0,81, субтестов действия-от 0,44 до 0,62, а между показателями по обеим

шкалам-от 0,3 до 0,67. И корреляции отдельных субтестов, и корреля-

ции между всей вербальной шкалой и шкалой действия заставляют пред-

положить, что обе шкалы имеют много общего и что отнесение тестов

к той или другой шкале, по-видимому, несколько произвольно.

Факторный анализ шкалы Векслера проводился по результатам раз-

личных испытуемых-от восьмиклассников до пожилых людей (в возра-

сте 60-75 лет и старше) из выборки стандартизации, включавшей как

нормальных, так и аномальных индивидов. Данные по группам индиви-

дов обрабатывались статистическими методами и анализировались

с различных точек зрения. Часть из них анализировалась на предмет воз-

растных изменений в организации факторов субтестов Векслера. Но

данные, полученные разными исследователями, довольно противоре-

чивы.

В качестве примера можно рассмотреть анализ факторов Дж. Коэна

(J. Cohen, 1957а; Ъ) методом взаимокорреляций субтестов, проведенных

на четырех группах испытуемых из выборки стандартизации. Выделя-