ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 737

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тест элементарных умственных способностей Американской ассоциации научных

исследований и тест на устойчивость поведения Шайе.

301

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

25 30 35 40 45 SO 65 60

Возраст

Возрэстные изменения по тесту на пространство

25 30 35 40 45 50 55 60 65 70

Возраст

Возрастные изменения по тесту на мышление

60

Возрастные изменения по числовому тесту

25 30 35 40 45 50 55 60,65

Возраст

30354045505560

Возраст

Рис. 48. Различия в интеллекте вэрослых, выявленные методом поперечных срезов и

понгитюдным исследованием (К. W. Schoie, С. R. Strother, 1968, р. 675, 676).

С рсмрешения Американской психологической ассоциации

от 20 до 70 лет, тестированных в одно и то же время, 2) лонгитюдное

сравнение испытуемых из тех же самых групп, повторно тестированных

спустя 7 лет. Результаты сравнений по поперечным срезам дали по всем

тестам значимые различия между поколениями. Другими словами, ро-

дившиеся и воспитывавшиеся в более позднее время выполняли тесты

лучше, чем те, кто родился и воспитывался раньше. Вместе с тем лонги-

тюдные сравнения выявили, что средние показатели индивидов при по-

вторном тестировании или возрастают, или остаются неизменными. За-

метное исключение составляли два высокоскоростных теста, выполнение

которых после 7-летнего интервала было значительно хуже.

Разрица в результатах, полученных методом поперечных срезов

и лонгитюдным методом, хорошо видна на рис. 48, иллюстрирующем

тенденции изменения показателей по 4 тестам. Сходные данные были

получены при дополнительном тестировании через 7 лет 161 участника

первого тестирования (K.W. Schaie, G. Labouvie-Vief, 1974) и подтверди-

лись в исследовании, построенном на совсем иных методических принци-

пах: в 1956, 1963 и 1973 гг. тестировали три независимые разновоз-

растные выборки из одной популяции (K.W. Schaie, G.V. Labouvie,

В. U.Buech, 1973).

В общем, результаты правильно проведенных исследований интел-

лекта взрослых наводят на мысль о том, что его снижение, формально

" Эти тесты по своему содержанию весьма похожи на тесты интеллекта. Из 4 приве-

--" ->""в только тест на мышление дал незначимую (р < 0,05) корреляцию с возра-

.--.._ "" "пммтю с поперечным срезом,

302 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

связываемое с возрастом, в действительности есть результат различий


между поколениями или сообществами людей и, вероятно, есть проявле-

ние изменения уровня культуры общества в целом. Подлинное снижение

способностей, по-видимому, происходит уже после того, как возраст че-

ловека значительно превысил 60 лет. Более того, всякое обобщение

данных по возрастному снижению или различиям в тех или иных сооб-

ществах следует классифицировать как признак весьма широкой измен-

чивости любых индивидуальных качеств. Индивидуальные различия вну-

три любого возрастного уровня намного превосходят разницу между

возрастными уровнями, вследствие чего распределение показателей

у представителей разных возрастов заметно перекрывает друг друга. Это

означает, что можно указать достаточное число людей старшего поколе-

ния, чье выполнение тестов ничем не отличается от выполнения их мо-

лодых современников. Кроме того, лучшие результаты старших по воз-

расту людей превосходят самые низкие результаты более молодых

испытуемых, а совпадение результатов не ограничивается смежными воз-

растными уровнями; диапазоны выполнения перекрываются даже тогда,

когда сравниваются результаты крайних групп. Так, некоторые 80-летние

могут выполнить тест лучше некоторых 20-летних. Здесь же следует ска-

зать, что возрастные изменения у каждого индивида начинаются различ-

но. Так, .в возрасте от 50 до 60 лет некоторые люди могут ухудшить вы-

полнение теста, некоторые будут выполнять его по-прежнему,

а некоторые выполнят его лучше. Величина изменений, будет ли это сни-

жение или увеличение, у разных индивидов также разная. Интенсивное

изучение лиц старшего возраста, перешедших в седьмое, восьмое и девя-

тое десятилетия своей жизни, показывает, что на функционировании ин-

теллекта скорее отражается состояние здоровья индивида, чем его фак-

тический возраст (J.E. Birren, 1968; Е. Palmore, 1970).

Сущность интеллекта взрослых. С точки зрения периодов жиз-

ни людей тестирование главным образом ориентировано на школьный

возраст и на учащихся колледжа. Тесты для этих возрастных групп мож-

но строить на обширном опыте организации учебных программ. Боль-

шая часть интеллектуальных тестов измеряет, насколько присущи инди-

виду интеллектуальные навыки, которыми овладевают при обучении

в школе, а они, в свою очередь, могут предсказать, насколько хорошо он

подготовлен к получению образования на следующем уровне. Тесты для


взрослых, в том числе шкалы Векслера, строятся в основном на общем

для многих опыте школьного образования. По мере того как индивид

становится старше, опыт обучения становится для него все более дале-

ким прошлым, а собственный жизненный опыт может все меньше со-

ответствовать такого типа оценкам интеллектуального функционирова-

ния. Занятия взрослых различаются гораздо больше, чем школьников.

Кумулятивный опыт взрослого может поэтому у разных людей стимули-

ровать различное развитие способностей. Поскольку тесты интеллекта

тесно связаны со способностями к обучению, не удивительно, что лон-

гитюдные исследования взрослых дают заметные увеличения показате-

лей у тех индивидов, кто дольше продолжал свое образование

(D.P.Campbell, 1965; K.Hamqvist, 1968; T.Husen, 1951; I.Lorge, 1945;

W.A. Owens, 1953). Точно так же люди, род занятий которых достаточно

<академичен> и связан с использованием вербальных и счетных способ-

ностей, по-видимому, должны с годами сохранять или даже улучшать

свои показатели по интеллектуальным тестам, в то время как v люпся

303

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

в чьих профессиях преобладают механические действия или межлич-

ностные контакты, такие показатели могут с годами ухудшаться. Пред-

варительные данные, подтверждающие эту гипотезу, приводит М. Уиль-

яме (М. Williams, 1960), сравнивший выполнение 100 индивидами

в возрасте от 65 до 90 с лишним лет серии вербальных и невербальных

тестов. Такое сравнение выявило поразительное соответствие между про-

фессией индивида и его относительным выполнением двух.. типов задач.

При лонгитюдном изучении взрослых также была установлена далеко не

случайная взаимосвязь между изменениями суммарного IQ и некоторы-

ми видами биографических опросников (D.C.Charles, S.T.James, 1964;

W.A. Owens, 1966).

Время и среда, предъявляя к деятельности человека те или иные тре-

бования, благоприятствуют развитию вполне конкретных навыков. На

протяжении жизни эти требования меняются, и их характер различен для

дошкольников, школьников, взрослых разных специальностей и удалив-

шихся от дел стариков. Интересной иллюстрацией последствий этого

факта в тестировании интеллекта является исследование Дж. Демминга

и С. Пресси (J. A. Demming, S. L. Pressey, 1957), проанализировавших ти-

пичные профессиональные обязанности взрослых людей. В анализ вклю-

чались обзор читаемого материала, ежедневно осуществляемая деятель-


ность и типы решаемых проблем. На основе данных анализа исследова-

тели подготовили предварительные варианты 20 тестов для старших

возрастов. В тестах основной акцент делался на объеме практической ин-

формации, особенностях суждений и социального восприятия. Резуль-

таты трех из этих тестов, проведенных вместе со стандартными вер-

бальными и невербальными тестами на выборках разных возрастных

уровней, показали, что в новых тестах лица более старшего возраста

превосходили более молодых, а для традиционных тестов сохранялось

обратное соотношение. Все эти типы исследований подтверждают, что

увеличение или снижение тестовых показателей взрослого во многом за-

висит от того, какой опыт приобрел индивид за эти годы, и от взаимо-

связи между этим опытом и функциями, испытываемыми с помощью

тестов.

ПРОБЛЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Проблемы применения тестов к представителям различных культур уже

обсуждались в прешествующих главах этой книги. В гл. 3 затрагивались

социальные и этические последствия такого тестирования, особенно для

меньшинств, погруженных в более общую национальную культуру. Ме-

тодические проблемы, связанные с систематической ошибкой теста,

и взаимодействие заданий, ориентированных на национальные особенно-

сти, анализировались в гл. 7 и 8. В гл. 10 рассматривались типичные

тесты, предназначенные для выявления межкультурных различий. Ниже

читатель познакомится с основными теоретическими вопросами влияния

культуры на поведение и связи этого влияния с интерпретацией резуль-

татов интеллектуальных тестов.

Уровни культурных различий. Культурные различия могут

сказываться на групповых достаточно многими способами. Уровень, на

котором проявляются влияния культуры, варьирует от поверхностного

н ппйупляшего до существенного, постоянного и Длительного. Как с тео-

304 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

уровню можно отнести наблюдаемое поведенческое отличие. С одной

стороны, культурные различия могут повлиять только на ответы по

частному тесту и тем самым уменьшить его валидность для некоторых

Групп испытуемых. Несомненно, задания теста теряют свою прогности-

ческую ценность, если применяются к лицам, не знакомым с конкретны-

ми, используемыми в тесте объектами или с другими относительно три-

виальными сведениями.


С другой стороны, большинство культурных .факторов, влияющих

на ответы по тестам, вероятно, должны воздействовать на более обшир-

ную область поведения, чем та, которая проявляется при выполнении те-

ста. Например, в англоязычной культуре недостаточное владение англий-

ским языком может мешать ребенку не только при выполнении теста

интеллекта, но и в его учебе, контактах с товарищами, игровой деятель-

ности и других ситуациях повседневной жизни. Между тем дефекты та-

кого рода легко исправить. При соответствующих занятиях языком ин-

дивид может овладеть им на нужном уровне в сравнительно короткий

период.

Пример с языком был выбран в силу предельной очевидности

в этом случае некоторых моментов: 1) язык, несомненно, не есть наслед-

ственный фактор; 2) его нельзя переделать; 3) его незнание может серь-

езно сказаться на выполнении теста; 4) он будет влиять на учебную, про-

фессиональную и социальную деятельность индивида. Среди культурных

различий такого типа можно назвать и много других. Часть из них отно-

сится к когнитивным различиям, таким, как неумение читать или неэф-

фективная стратегия решения абстрактных проблем; другие относятся

к мотивационным различиям или различиям в установках, например: от-

сутствие интереса к интелектуальным занятиям, враждебное отношение

к авторитетам, слабое стремление к достижениям или неразвитые пред-

ставления о себе.Все эти факторы можно улучшить многими способами,

от простого обучения грамоте до консультирования у специалиста и кур-

са психотерапии, но они, по-видимому, должны влиять как на выполне-

ние теста, так и на обычную деятельность ребенка и взрослого.

Занимаясь проблемой культурных различий, следует не забывать,

что чем длительнее действовал в жизни индивида какой-либо фактор

окружающей среды, тем труднее устранить его последствия. Условия,

определяемые окружающей средой, не всегда можно исправить. Дей-

ствующие в течение многих лет неблагоприятные жизненные факторы

могут нанести непоправимый ущерб интеллектуальному и эмоциональ-

ному развитию индивида. Поэтому важно помнить что постоянство или

неустранимость психологических факторов не есть доказательство их на-

следственного происхождения.

Пример культурных различий, оказывающих постоянное влияние на

поведение индивида, дает изучение осложнений при беременности и ро-