Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 772

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

традиций, равным образом как и выявление коренных

методологических и теоретических различий в их совре-

менных формах.

При возникновении социальной психологии как само-

стоятельной отрасли знания, как и при возникновении

любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль

причины двоякого рода: как социальные, так и чисто

теоретические. Если социальные причины необходимо

рассмотреть непосредственно в момент становления со-

циальной психологии, то анализ теоретических причин

требует разделить вопрос на две части. Первая часть ка-

сается того, каким образом социально-психологические

идеи вызревали в <недрах> других отраслей знания и

лишь подготовили самостоятельную фазу в развитии

данной науки. По выражению Б. Д. Парыгина, здесь

29

должны быть проанализированы работы <предшествен-

ников> социальной психологии, в отличие от работ ее

<зачинателей>, т. е. исследователей, впервые попытав-

шихся создать первые <образцы> собственно социаль-

но-психологических концепций.

Процесс создания предпосылок социальной психо-

логии не отличается в целом от процесса развития лю-

бой научной дисциплины, его содержание - это зарож-

дение социально-психологических идей первоначально в

лоне философии, а затем постепенное отпочкование их

из системы философского знания. Правда, отпочкование

это осуществлялось не непосредственно, а через отпоч-

кование двух других дисциплин, давших непосредствен-

но жизнь социальной психологии - психологии и со-

циологии.

Многие исследователи отмечают наличие элементов

социально-психологических знаний в лоне философских

концепций. Так, американский исследователь О. Клайн-

берг считает, что большинство проблем социальной пси-

хологии, именно как проблем, зародилось в философ-

ских системах древности, Г. Олпорт еще более точно

указывает адрес: с его точки зрения родоначальником

всех этих проблем следует считать Платона. Действи-

тельно, через все эпохи развития философского знания

можно проследить, как внутри него разрабатывались

ключевые идеи социальной психологии. В античной фи-

лософии - это не только философия Платона, но и

философия Аристотеля. В философии нового времени

нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельве-

ций, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологичес-


кие идеи присутствовали как в системах идеалистиче-

ской, так и материалистической философии. В общем

они были неразрывно связаны с трактовкой более об-

щих психологических идей, и <чисто> социально-психо-

логические аспекты выделить здесь весьма трудно.

С другой стороны, идеи эти разбросаны буквально по

крупицам, и вряд ли есть смысл приводить простой пе-

речень примеров, тем более что история психологии в

недрах философского знания изучена достаточно под-

робной

П а р ы г и н Б. Д. Основы социально-психологической теории.

М., 1971, с. 21.

См.: Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1976,

Выделение социаль- Гораздо продуктивнее рассмотреть

о"с"о подробно второй этап становления

область знания социальной психологии, а именно

период ее непосредственного выде-

ления в самостоятельную область

знания. Для этого нужно сконцентрировать внимание

на трех моментах: на <запросах> по решению социаль-

но-психологических проблем, которые возникают в раз-

личных смежных науках, на процессах подготовки к

вычленению социально-психологической проблематики

внутри двух основных, <родительских>, дисциплин -

психологии и социологии, наконец, на характеристике

первых форм самостоятельного социально-психологичес-

кого знания.

Период, о котором идет речь, относится середине

XIX в. К этому времени можно было наблюдать значи-

тельный прогресс в развитии целого ряда наук, в том

числе имеющих непосредственное отношение к различ-

ным процессам общественной жизни. Большое разви-

тие получило языкознание. Его необходимость была

продиктована теми процессами, которые происходили в

это время в капиталистической Европе: это было время

бурного развития капитализма, умножение экономиче-

ских связей между странами, что вызывало к жизни

активную миграцию населения. Остро встала проблема

языкового общения и взаимовлияния народов и соответ-

ственно проблема связи языка с различными компонен-

тами психологии народов. Языкознание не было в со-

стоянии своими средствами решить эти проблемы. Точ-

но так же к этому времени были накоплены значитель-

ные факты в области антропологии, этнографии и архео-

логии, которые для своей интерпретации нуждались в

услугах социальной психологии. Английский антрополог

Э. Тейлор завершает свои работы о первобытной куль-


туре, американский этнограф и археолог Л. Морган ис-

следует быт индейцев, французский социолог и этно-

граф Леви Брюль изучает особенности мышления пер-

вобытного человека. Во всех этих исследованиях требо-

валось принимать в расчет психологические характери-

стики определенных этнических групп, связь продуктов

культуры с традициями и ритуалами и т. д. Успехи, а

вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние

криминологии: развитие капиталистических обществен-

ных отношений породило новые формы противоправно-

го поведения, и объяснение причин, его детерминирую-

щих, приходилось искать не только в сфере социальных

отношений, но и с учетом психологических характерис-

тик поведения.

Такая картина позволила американскому социально-

му психологу Т. Шибутани сделать вывод о том, что со-

циальная психология стала независимой отчасти пото-

му, что специалисты различных областей знания не в

состоянии были решить некоторые свои проблемы. Не-

смотря на шуточный характер этого утверждения, в нем

в общем точно подмечена потребность выделения како-

го-то нового класса проблем, которые не подведомст-

венны никакой из ранее существующих дисциплин. Еще

более определенно эта потребность проявила себя в раз-

витии тех двух наук, которые считаются непосредствен-

ными <родителями> социальной психологии: психологии

и социологии.

Развитие психологии в середине XIX в. в интересу-

ющем нас плане характеризовалось тем, что она по пре-

имуществу развивалась как психология индивида.

Лишь в отдельных ее частях, прежде всего в патопсихо-

логии, пробивались на свет ростки будущих концепций

о специфических формах взаимодействия людей, их вза-

имовлиянии и т. д. Особый толчок в этом отношении

дало развитие психиатрической практики, в частности,

использование гипноза, как специфической формы вну-

шения. Был вскрыт факт зависимости психической ре-

гуляции поведения индивида от управляющих воздей-

ствий со стороны другого, т. е. исследование вплотную

подошло к проблеме, относящейся к компетенции со-

циальной психологии. В основном же русле того, что

сегодня называется общей психологией, господствовали

идеи ассоцианизма, недостаточность которого постепен-

но начинает становиться очевидной, что и порождает

попытки его преодоления. Однако первые формы прео-


доления ассоцианизма складываются в кругах психоло-

гов, ориентирующихся на идеалистическую философию.

Яркой фигурой в этом течении является немецкий пси-

холог Г. Гербарт. Стремясь отойти от описательной пси-

хологии к объяснительной (что было продиктовано нуж-

дами педагогической практики), Гербарт считает исход-

ным феноменом психологии представление (<первичное

единство души>), с точки зрения которого можно по-

строить объяснительные модели. Это было попыткой

осознать новые формы детерминации психических явле-

ний, но попытка оказалась непродуктивной из-за ложной

исходной посылки. Поэтому программа перестройки

психологии, включающая в себя поиск новых подходов

к объяснению человеческого поведения, еще только

складывается, в целом же тяга к социально-психологи-

ческим проблемам в психологии остается пока не слиш-

ком значительной, по крайней мере в русле основных

теоретических концепций. Правда, одновременно с эти-

ми процессами в самой <стволовой> части психологиче-

ского знания возникают и различные боковые отрасли

психологии. К ним прежде всего относится патопсихо-

логия, как уже говорилось, но также и различные фор-

мы педагогической науки. На этих боковых путях разви-

тия психологии и зарождается первоначально прообраз

будущей социальной психологии. Ее рождение лежало

не на магистральной линии развития психологической

на"к11 в середине XIX в., но именно знаменовало со-

бой появление отдельной боковой веточки.

По-иному складывался интерес к социально-психоло-

гическому знанию в области социологии. Социология

сама выделилась в самостоятельную науку лишь в се-

редине XIX в. (ее родоначальником считается француз-

ский философ-позитивист Опост Конт). Почти с самого

начала своего существования социология в системе бур-

жуазного мировоззрения стала строить попытки объяс-

нения ряда социальных фактов посредством законов,

почерпнутых из других областей знания. Исторически

первой формой такого редукционизма для социологии

оказался биологический редукционизм, особенно ярко

проявившийся в органической школе (Г. Спенсер и др.).

Однако просчеты биологической редукции заставили

обратиться к законам психологии, как объяснительной

модели для социальных процессов. Корни социальных

явлений начали отыскивать в психологии, и внешне эта


позиция казалась более выигрышной: создавалась види-

мость, что в отличие от биологического редукционизма,

здесь, действительно, учитывается специфика общест-

венной жизни. Факт присутствия психологической сторо-

Я роте вс к 1: и М. Г. История психологии, гл. II.

. . Андреева

ны в каждом общественном явлении отождествлялся с

фактом детерминации психологической стороной общест-

венного явления. Сначала это была редукция к индиви-

дуальной психике, примером чего может служить кон-

цепция французского социолога Г. Тарда. С его точки

зрения, элементарный социальный факт заключен не в

пределах одного мозга, что есть предмет интрацере-

бральной психологии, а в соприкосновении нескольких

умов, что должно изучаться интерментальной психоло-

гией. Общая модель социального рисовалась как взаи-

моотношение двух индивидов, из которых один подра-

жает другому.

Когда объяснительные модели такого рода отчетли-

во продемонстрировали свою несостоятельность, социо-

логи предложили более сложные формы психологичес-

кого редукционизма. Законы социального стали теперь

сводить к законам коллективной психики. Окончательно

оформляется особое направление в системе социологи-

ческого знания-психологическое направление в со-

циологии. Родоначальником его в США выступил Лес-

тер Уорд, но, пожалуй, особенно ярко идеи этого на-

правления были сформулированы в трудах Франклина

Гиддингса. С его точки зрения, первичный социальный

факт составляет не сознание индивида, не <народный

дух>, но так называемое <сознание рода>. Отсюда со-

циальный факт есть не что иное, как социальный ра-

зум. Его исследованием должна заниматься <психоло-

гия общества>, или, что то же самое - социология.

Здесь идея <сведения> доведена до ее логического кон-

ца.

Психологическое направление в социологии оказа-

лось весьма жизнеспособным, по-видимому, потому, что

в принципе психологизация общественных отношений

легко и органично согласуется с любыми идеалистичес-

кими истолкованиями общественной жизни, а поскольку

именно такого рода толкования были типичны для бур-

жуазной социологии, психологизм прочно обосновался

в ней. Это в дальнейшем в значительной степени запу-

тало вопрос о специфике социально-психологического

знания. В западной традиции чрезвычайно легко оказа-