Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 763

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

не работают вместе не только представителе различных

разделов психологической науки (социальный психолог

и юридический психолог, например), но и представители

различных научных дисциплин.

Комплекс проблем, который обозначился в этой сфе-

ре, требует именно таких совместных усилий. Вклад,

который может внести социальная психология в эти

совместные усилия, связан с рядом вопросов, разрабо-

танных в ней на теоретическом и экспериментальном

уровне и относящихся к ее специфической проблемати-

ке. Большой блок проблем относится к условиям фор-

мирования противоправного поведения личности. В этой

связи проводимые прикладные исследования сосредо-

точены преимущественно на анализе противоправного

поведения несовершеннолетних правонарушителей. Осо-

бое значение при этом имеет выяснение вопроса о роли

тех первичных ячеек микросреды, в которых форми-

руется личность: семьи и школьного класса. С точки

зрения социальной психологии здесь особенно значимо

ответить на следующие вопросы: каков механизм влия-

ния на подростка группы членства и референтной груп-

пы (и механизм выбора определенной группы в качест-

ве референтной) ? Какова роль статуса личности в груп-

пе для формирования ее нравственно-психологического

облика? Каков механизм формирования индивидуаль-

ного отношения к социальному контролю и усвоения со-

циальных норм? Наконец, каковы оптимальные способы

воздействия на подростка, еще не совершившего проти-

воправного поступка, но находящегося в <трудном> воз-

расте или <трудном> периоде своего развития.

В литературе имеется достаточное количество публи-

каций по данным вопросам, правда, преимущественно

постановочного характера. Результаты прикладных ис-

следований по вполне понятным причинам не всегда мо-

гут быть опубликованы, но на основании упоминаний в

публикациях можно сделать вывод, что исследования

в этой области развиты достаточно широкой При выяс-

нении вопроса об условиях формирования противоправ-

ного поведения личности, кроме анализа роли семьи и

школьного ласса, необходимо включение и в более ши-

роком плане всей проблематики социализации личности,

формирования у нее социальных установок и ценност-

ных ориентаций. Поэтому весь раздел <Социальная пси-

хология личности> оказывается вовлеченным в при-


кладные исследования в рассматриваемой сфере.

Хотя в специальной литературе и идет дискуссия о

правомерности употребления термина <личность пре-

ступника>, в прикладных исследованиях этот вопрос

получил определенную разработку. Большинство авто-

ров полагает некорректным говорить об особой <струк-

туре личности преступника>, хотя в каждом случае про-

тивоправного поведения выбор варианта поведения

имеет предпосылку в системе личностных свойств субъ-

екта, к которым В. Н. Кудрявцев относит <мировоззре-

ние, опыт, установки, ценностные ориентации, а также

особенности внутренней системы нравственного и со-

циального контроля, в том числе правосознания". Сле-

довательно, задача социального психолога состоит з

том, чтобы помочь выявлению тех отклонений от свойств

личности, соблюдающей нормы поведения, которые

можно зафиксировать в каждом отдельном правонару-

шителе. Такой анализ, естественно, требует изучения ус-

ловий социализации личности, причем в данном контек-

сте приобретают значение особые стороны процесса со-

циализации. К ним относится вопрос о том, насколько

эффективной является угроза наказания, каково вообще

оптимальное соотношение <санкций>, применяемых в

случае совершения первых проступков и т. д. Каждый из

этих вопросов не является вопросом, относящимся

только к противоправному поведению. Это общие проб-

лемы воспитания, но они приобретают специфику, когда

анализируются случаи правонарушения.

При выявлении особенностей личности, демонстри-

рующей противоправное поведение, встает и такая об-

щая проблема социальной психологии, как влияние

группы на индивида. В этой связи особый интерес пред-

ставляют исследования, посвященные роли конформнос-

ти правонарушителей по отношению к группам разно-

Кудряв ц ев В. Н. Социально-психологические характерис-

тики антиобщественного поведения.- В кн.: Методологические проб-

лемы социальной психологии. Под ред. Е. В. Шороховой. М" 1975.

106

Социально-психологическая характеристика личности несо-

вершеннолетнего преступника. (Сборник трудов под ред.

Г. А. Миньковского. М" 1975.

ч Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978, с. 23.

407

го типа. Конформность поведения как податливость

влиянию не есть та черта, которая предстает как жела-

тельный результат процесса воспитания. При изложе-


нии этой проблемы в теоретическом плане было уста-

новлено, что оптимальный тип отношения индивида и

группы-это коллективистическое самоопределение,

т. е. сознательное принятие норм и ценностей группы.

Вместе с тем в обыденном сознании гораздо чаще при-

нимается другое противопоставление: конформизм-не-

зависимость. <Независимость> порой не раскрывается

содержательно, и, например, для подростка в любом ва-

рианте выглядит как привлекательный образец поведе-

ния. Стремление взрослых противостоять <независимос-

ти> как проявлению непослушания сплошь и рядом при-

водит к тому, что эталоном поведения рассматривается

именно конформность. Вместе с тем чисто внешнее при-

нятие позиции группы как раз и приводит неустойчивого

человека к совершению правонарушения. Исследования

конформности среди подростков-правонарушителей

дают значительный материал в пользу этого утвержде-

ния; они свидетельствуют о том, что не существует од-

нозначного решения вопроса о роли конформности по-

ведения. Вся сфера регулирования нравственной сферы

несовершеннолетних правонарушителей приобретасг

значение в качестве важнейшего направления социаль-

но-психологических исследований в области борьбы с

преступностью.

Таким образом, все исследования, связанные с ана-

лизом <личности преступника>, так или иначе замы-

каются на проблеме группы. Поэтому значительная

часть прикладных исследований посвящена специально

различным социально-психологическим характеристи-

кам группы. Кроме роли групп в процессе социализации

личности специально заслуживает внимание исследова-

ние референтных групп. При анализе механизма проти-

воправного поведения особенно важно выяснить, при ка-

ких условиях утрачивают свою привлекательность для

личности такие ячейки микросреды, как семья, школь-

ный класс, пионерский отряд, и, напротив, приобретают

значение такие <референтные группы>, как группы ху-

лиганов иногда алкоголиков, воров-рецидивистов. Из-

брание именно этих групп в качестве референтных со

временем может превратиться в факт вступления в эти

408

группы как в группы членства. Дальнейшее развитие

человека, вступившего в эту группу, будет представлять

собой <социализацию в антисоциальном смысле>. В раз-

работке способов, средств, мер <пресечения> влияния


таких групп точно определено место и социального пси-

холога.

Наряду с решением такого рода задач, которые мож-

но отнести к участию в предупреждении преступности,

к объяснению механизмов противоправного поведения,

социальная психология может сыграть определенную

роль и в процессе раскрытия преступления, разрабаты-

вая, например, психологические механизмы проведения

допроса. Другой круг проблем-это проблемы поиска

оптимальных средств воздействия по отношению к ли-

цам, уже осужденным за совершение преступлений.

Очевидны также возможности социальной психологии-

наряду с юридической психологией-в организации

форм и методов своеобразной <реадаптации> личности

после понесения наказания, например, после возвраще-

ния из мест заключения. Сегодня не все из этих раз-

ных типов задач решаются при равной мере участия

социальных психологов. <Массив> прикладных исследо-

ваний в каждой из обрисованных областей хорошо ил-

люстрирует это положение. Возможности социальной

психологии в данной сфере ее приложения еще далеко

не исчерпаны. Однако осознание этих задач, а также

успешное организационное решение ряда вопросов со-

трудничества социальных психологов с юристами по-

зволяет сделать вывод, что социальная психология

имеет все необходимые предпосылки, чтобы принять

активное участие в борьбе с антиобщественным поведе-

нием, с предупреждением асоциальных явлений в от-

дельных областях общественной жизни.

Относительно новой областью при-

менения на практике социально-

психологических знаний является

сфера укрепления и развития семьи.

Государственная политика, проводимая в нашей стра-

не относительно семьи, предполагает усилия всего комп-

Социально-психоло-

гические проблемы

службы семьи

Яковлев А. М. Преступность и социальная психология.

М., 1971, с. 178,

409

лекса общественных наук для выработки различных

практических рекомендаций в этом плане. Социальная

психология традиционно уделяла большое внимание

семье, рассматривая ее как пример естественной малой

социальной группы. Все особенности такой группы при-

обретают в семье определенную специфику, но тем на

менее знание закономерностей.функционирования и раз-

вития малых групп может обусловить известный вклад

в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в


этой микроячейке общества. Можно выделить несколь-

ко классов задач, которые могут быть решены и иногда

уже решаются социальной психологией.

Первая часть таких задач связана с подготовкой мо-

лодых людей к созданию семьи. В последние годы до-

статочно часто ставится вопрос о необходимости со-

ответствующей работы школы в этом направлении, но

при постановке этого вопроса иногда все сводится

лишь к проблемам полового воспитания. Важность это-

го вопроса очевидна, но подготовка к браку и к созда-

нию семьи включает в себя и проблемы психологичес-

кой подготовки. Это означает, что молодые люди долж-

ны не из случайных обрывочных сведений, почерпнутых

из обыденных суждений, знать о специфике семейных

взаимоотношений, в том числе и их психологического со-

держания. Например, такие вопросы, как вопросы о се-

мейных ролях, о тех изменениях, которые происходят в

содержании этих ролей в эпоху научно-технической ре-

волюции, об известной <адаптации> к этому новому их

содержанию,-это вопросы, относящиеся в том числе и

к компетентности социальной психологии. Некоторые

элементарные сведения о семье как об институте социа-

лизации ребенка также полезны не только молодым

супругам, но и лицам, готовящимся к вступлению в

брак. Иными словами, первой формой <приложения> со-

циальной психологии в этой области может стать ее

просветительская функция, включение элементов со-

циально-психологического знания в программы подго-

товки молодежи к семейной жизни.

Однако существует и вторая форма такого <прило-

жения>: обеспечение так называемой <службы знаком-

ства>. Вопрос этот является новым в нашем обществе,

но тем не менее актуальным. Во многих научных публи-

кациях, в обсуждениях, организованных государствен-

410

яыми и общественными организациями, ставится вопрос

о том, что современный образ жизни создает при опре-

деленных условиях для части людей трудности в поиске

спутника или спутницы жизни. Эти трудности могут

быть двоякого рода: с одной стороны, поглощенность

основных масс молодежи учебой, трудом довольно силь-

но <локализует> сферу общения. В этом случае, если,

например, мы имеем дело с таким производством, где

преобладает труд только мужчин или только женщин,

естественная среда общения затрудняет контакты с ли-