ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 763
Скачиваний: 0
не работают вместе не только представителе различных
разделов психологической науки (социальный психолог
и юридический психолог, например), но и представители
различных научных дисциплин.
Комплекс проблем, который обозначился в этой сфе-
ре, требует именно таких совместных усилий. Вклад,
который может внести социальная психология в эти
совместные усилия, связан с рядом вопросов, разрабо-
танных в ней на теоретическом и экспериментальном
уровне и относящихся к ее специфической проблемати-
ке. Большой блок проблем относится к условиям фор-
мирования противоправного поведения личности. В этой
связи проводимые прикладные исследования сосредо-
точены преимущественно на анализе противоправного
поведения несовершеннолетних правонарушителей. Осо-
бое значение при этом имеет выяснение вопроса о роли
тех первичных ячеек микросреды, в которых форми-
руется личность: семьи и школьного класса. С точки
зрения социальной психологии здесь особенно значимо
ответить на следующие вопросы: каков механизм влия-
ния на подростка группы членства и референтной груп-
пы (и механизм выбора определенной группы в качест-
ве референтной) ? Какова роль статуса личности в груп-
пе для формирования ее нравственно-психологического
облика? Каков механизм формирования индивидуаль-
ного отношения к социальному контролю и усвоения со-
циальных норм? Наконец, каковы оптимальные способы
воздействия на подростка, еще не совершившего проти-
воправного поступка, но находящегося в <трудном> воз-
расте или <трудном> периоде своего развития.
В литературе имеется достаточное количество публи-
каций по данным вопросам, правда, преимущественно
постановочного характера. Результаты прикладных ис-
следований по вполне понятным причинам не всегда мо-
гут быть опубликованы, но на основании упоминаний в
публикациях можно сделать вывод, что исследования
в этой области развиты достаточно широкой При выяс-
нении вопроса об условиях формирования противоправ-
ного поведения личности, кроме анализа роли семьи и
школьного ласса, необходимо включение и в более ши-
роком плане всей проблематики социализации личности,
формирования у нее социальных установок и ценност-
ных ориентаций. Поэтому весь раздел <Социальная пси-
хология личности> оказывается вовлеченным в при-
кладные исследования в рассматриваемой сфере.
Хотя в специальной литературе и идет дискуссия о
правомерности употребления термина <личность пре-
ступника>, в прикладных исследованиях этот вопрос
получил определенную разработку. Большинство авто-
ров полагает некорректным говорить об особой <струк-
туре личности преступника>, хотя в каждом случае про-
тивоправного поведения выбор варианта поведения
имеет предпосылку в системе личностных свойств субъ-
екта, к которым В. Н. Кудрявцев относит <мировоззре-
ние, опыт, установки, ценностные ориентации, а также
особенности внутренней системы нравственного и со-
циального контроля, в том числе правосознания". Сле-
довательно, задача социального психолога состоит з
том, чтобы помочь выявлению тех отклонений от свойств
личности, соблюдающей нормы поведения, которые
можно зафиксировать в каждом отдельном правонару-
шителе. Такой анализ, естественно, требует изучения ус-
ловий социализации личности, причем в данном контек-
сте приобретают значение особые стороны процесса со-
циализации. К ним относится вопрос о том, насколько
эффективной является угроза наказания, каково вообще
оптимальное соотношение <санкций>, применяемых в
случае совершения первых проступков и т. д. Каждый из
этих вопросов не является вопросом, относящимся
только к противоправному поведению. Это общие проб-
лемы воспитания, но они приобретают специфику, когда
анализируются случаи правонарушения.
При выявлении особенностей личности, демонстри-
рующей противоправное поведение, встает и такая об-
щая проблема социальной психологии, как влияние
группы на индивида. В этой связи особый интерес пред-
ставляют исследования, посвященные роли конформнос-
ти правонарушителей по отношению к группам разно-
Кудряв ц ев В. Н. Социально-психологические характерис-
тики антиобщественного поведения.- В кн.: Методологические проб-
лемы социальной психологии. Под ред. Е. В. Шороховой. М" 1975.
106
Социально-психологическая характеристика личности несо-
вершеннолетнего преступника. (Сборник трудов под ред.
Г. А. Миньковского. М" 1975.
ч Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978, с. 23.
407
го типа. Конформность поведения как податливость
влиянию не есть та черта, которая предстает как жела-
тельный результат процесса воспитания. При изложе-
нии этой проблемы в теоретическом плане было уста-
новлено, что оптимальный тип отношения индивида и
группы-это коллективистическое самоопределение,
т. е. сознательное принятие норм и ценностей группы.
Вместе с тем в обыденном сознании гораздо чаще при-
нимается другое противопоставление: конформизм-не-
зависимость. <Независимость> порой не раскрывается
содержательно, и, например, для подростка в любом ва-
рианте выглядит как привлекательный образец поведе-
ния. Стремление взрослых противостоять <независимос-
ти> как проявлению непослушания сплошь и рядом при-
водит к тому, что эталоном поведения рассматривается
именно конформность. Вместе с тем чисто внешнее при-
нятие позиции группы как раз и приводит неустойчивого
человека к совершению правонарушения. Исследования
конформности среди подростков-правонарушителей
дают значительный материал в пользу этого утвержде-
ния; они свидетельствуют о том, что не существует од-
нозначного решения вопроса о роли конформности по-
ведения. Вся сфера регулирования нравственной сферы
несовершеннолетних правонарушителей приобретасг
значение в качестве важнейшего направления социаль-
но-психологических исследований в области борьбы с
преступностью.
Таким образом, все исследования, связанные с ана-
лизом <личности преступника>, так или иначе замы-
каются на проблеме группы. Поэтому значительная
часть прикладных исследований посвящена специально
различным социально-психологическим характеристи-
кам группы. Кроме роли групп в процессе социализации
личности специально заслуживает внимание исследова-
ние референтных групп. При анализе механизма проти-
воправного поведения особенно важно выяснить, при ка-
ких условиях утрачивают свою привлекательность для
личности такие ячейки микросреды, как семья, школь-
ный класс, пионерский отряд, и, напротив, приобретают
значение такие <референтные группы>, как группы ху-
лиганов иногда алкоголиков, воров-рецидивистов. Из-
брание именно этих групп в качестве референтных со
временем может превратиться в факт вступления в эти
408
группы как в группы членства. Дальнейшее развитие
человека, вступившего в эту группу, будет представлять
собой <социализацию в антисоциальном смысле>. В раз-
работке способов, средств, мер <пресечения> влияния
таких групп точно определено место и социального пси-
холога.
Наряду с решением такого рода задач, которые мож-
но отнести к участию в предупреждении преступности,
к объяснению механизмов противоправного поведения,
социальная психология может сыграть определенную
роль и в процессе раскрытия преступления, разрабаты-
вая, например, психологические механизмы проведения
допроса. Другой круг проблем-это проблемы поиска
оптимальных средств воздействия по отношению к ли-
цам, уже осужденным за совершение преступлений.
Очевидны также возможности социальной психологии-
наряду с юридической психологией-в организации
форм и методов своеобразной <реадаптации> личности
после понесения наказания, например, после возвраще-
ния из мест заключения. Сегодня не все из этих раз-
ных типов задач решаются при равной мере участия
социальных психологов. <Массив> прикладных исследо-
ваний в каждой из обрисованных областей хорошо ил-
люстрирует это положение. Возможности социальной
психологии в данной сфере ее приложения еще далеко
не исчерпаны. Однако осознание этих задач, а также
успешное организационное решение ряда вопросов со-
трудничества социальных психологов с юристами по-
зволяет сделать вывод, что социальная психология
имеет все необходимые предпосылки, чтобы принять
активное участие в борьбе с антиобщественным поведе-
нием, с предупреждением асоциальных явлений в от-
дельных областях общественной жизни.
Относительно новой областью при-
менения на практике социально-
психологических знаний является
сфера укрепления и развития семьи.
Государственная политика, проводимая в нашей стра-
не относительно семьи, предполагает усилия всего комп-
Социально-психоло-
гические проблемы
службы семьи
Яковлев А. М. Преступность и социальная психология.
М., 1971, с. 178,
409
лекса общественных наук для выработки различных
практических рекомендаций в этом плане. Социальная
психология традиционно уделяла большое внимание
семье, рассматривая ее как пример естественной малой
социальной группы. Все особенности такой группы при-
обретают в семье определенную специфику, но тем на
менее знание закономерностей.функционирования и раз-
вития малых групп может обусловить известный вклад
в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в
этой микроячейке общества. Можно выделить несколь-
ко классов задач, которые могут быть решены и иногда
уже решаются социальной психологией.
Первая часть таких задач связана с подготовкой мо-
лодых людей к созданию семьи. В последние годы до-
статочно часто ставится вопрос о необходимости со-
ответствующей работы школы в этом направлении, но
при постановке этого вопроса иногда все сводится
лишь к проблемам полового воспитания. Важность это-
го вопроса очевидна, но подготовка к браку и к созда-
нию семьи включает в себя и проблемы психологичес-
кой подготовки. Это означает, что молодые люди долж-
ны не из случайных обрывочных сведений, почерпнутых
из обыденных суждений, знать о специфике семейных
взаимоотношений, в том числе и их психологического со-
держания. Например, такие вопросы, как вопросы о се-
мейных ролях, о тех изменениях, которые происходят в
содержании этих ролей в эпоху научно-технической ре-
волюции, об известной <адаптации> к этому новому их
содержанию,-это вопросы, относящиеся в том числе и
к компетентности социальной психологии. Некоторые
элементарные сведения о семье как об институте социа-
лизации ребенка также полезны не только молодым
супругам, но и лицам, готовящимся к вступлению в
брак. Иными словами, первой формой <приложения> со-
циальной психологии в этой области может стать ее
просветительская функция, включение элементов со-
циально-психологического знания в программы подго-
товки молодежи к семейной жизни.
Однако существует и вторая форма такого <прило-
жения>: обеспечение так называемой <службы знаком-
ства>. Вопрос этот является новым в нашем обществе,
но тем не менее актуальным. Во многих научных публи-
кациях, в обсуждениях, организованных государствен-
410
яыми и общественными организациями, ставится вопрос
о том, что современный образ жизни создает при опре-
деленных условиях для части людей трудности в поиске
спутника или спутницы жизни. Эти трудности могут
быть двоякого рода: с одной стороны, поглощенность
основных масс молодежи учебой, трудом довольно силь-
но <локализует> сферу общения. В этом случае, если,
например, мы имеем дело с таким производством, где
преобладает труд только мужчин или только женщин,
естественная среда общения затрудняет контакты с ли-