Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 781

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грУДШ-Центральная идея теории поля_в том, что за-

ко.н.ь1_соцйального поведения следует искать через поз-

нание психолЪЕйческюГ~нГсоциальных сил, его летерми-

нирующих была развита применительно к науке о

группах, которая должна способствовать анализу этих

сил, их локализации и измеренпо.-Важнейшим~мето-

дом анализа сил психологического поля явилось созда-

ние в лабораторных условиях групп-с" заданными ха-

ратсриСтиками и последующее изучение функциониро-

ашпгтих гупп. Цся совокупностгэтагттгедшад

получила название, <грудпо?оА...дщ1амики>.

" См.: Богомолова Н. Н. Доктрина <человеческих отноше-

ний> - идеологическое орудие монополий. М" 1970.

Основная проблематика исследований сводилась к

следующему: какова природа групп, каковы условия

их формирования_какова их взаимосвязь с индивида-

шт-я-тгдругими группами, каковы условия их успешно-

гo~функциoниpoв ан ия.-Большое внимание рыло также

удeлeнo проолемам ооразования таких характеристик

группы как нормы, сплоченность, соотнишение индиви-

тЛьны мотивов и групповых целей, наконец, лидер-

ство в группах.

-ТУгвечая на главный вопрос о том, какие потреб-

ности двигают социальным поведением людей, <группо-

вая динамика> пристально исследовала проблему внут-

упТрупповых конфликтов, сопоставл яла эффективность

групповой деятельности в условиях кооперации и кон-

куренции, июшбы вынесения ipyiinubbiA решении. Ji-o-r

перечень можно оыло оы и продолжить, так как прак-

тически весь набор проблем малой группы был пред-

ставлен в работах этого направления.

Как и все психологическое наследие К. Левина, и в

особенности его социально-психологические идеи, <груп-

повая динамика> заслуживает противоречивой оценки.

Нет сомнения, что ее влияние на последующую запад-

ную социально-психологическую мысль огромно. Нет

также сомнения в том, что в рамках этого направления

были высказаны чрезвычайно важные идеи относитель-

но групповых процессов, тщательно исследованы неко-

торые из них, разработаны иногда весьма оригиналь-

ные методики, сохраняющие свое значение до сих пор.

С другой стороны, весь теоретический контекст - впле-

тенность исследований в спорные конструкции теории

поля - является и устаревшим и принципиально не-

приемлемым. Поэтому возникает целый комплекс проб-

лем для размышления по поводу <групповой динами-


ки> в рамках марксистской традиции социально-психо-

логического знания. В большей степени, чем в случае

какой-либо другой области социальной психологии, от-

брасывание теоретической концепции Левина сочетает-

ся с полным или почти полным принятием созданных

им методик. Они действительно <работают> и в новых

теоретических рамках. Однако не выполнена еще пол-

ностью задача подлинного анализа этих методик, выяв-

ления меры и степени их допустимого принятия именно

в русле новой теоретической схемы. Такой анализ ни в

коем случае не должен означать простого отбрасыва-

ния достижений, полученных в исследованиях по <груп-

повой динамике>, но в равной степени нельзя довольст-

воваться и простыми фигурами умолчания относитель-

но спорных мест, когда речь идет о возможности их

использования. Уважение к имени Левина и к его зас-

лугам в психологии вообще, и в социальной психологии

в частности, требует именно спокойного, но принципи-

ального выяснения отношения к его исследованиям со

стороны марксистской ориентации в социальной психо-

логии.

Можно подвести некоторые итоги тому, как ставил-

ся вопрос о малых группах в традиции западной соци-

альной психологии. Хотя три рассмотренные направле-

ния несоизмеримы (трудно сопоставлять значение тео-

ретических посылок Морено и результатов левиновских

исследований), каждое из них задало определенную ли-

нию в изучении малых групп. Но ни одно из них не

предложило таких решений, которые бы позволили

подойти к анализу малых групп с точки зрения специ-

фического содержания групповых процессов, обуслов-

ленного конкретным характером групповой деятельно-

сти, хотя формально вопрос об эффективности совмест-

ной деятельности групп был поставлен. Были предло-

жены разные модели взаимоотношения группы и об-

щества: у Морено, как мы видели, допускался прямой

перенос интерпретации групповых процессов на пробле-

мы общества, в традиции Левина это не было столь

явным, но важно, что нигде не была подчеркнута спе-

цифика малых групп как элементов общественной

структуры (это относится даже к традиции Мэйо, в ко-

торой в принципе было предложено соотносить резуль-

таты процессов, происходящих в группе, с более широ-

ким, внегрупповым контекстом). В бесчисленных иссле-

дованиях малых групп на Западе можно обнаружить и


совершенно иные теоретические подходы (это относит-

ся, например, к традиции изучения групповых процес-

сов в рамках психоаналитической ориентации социаль-

ной психологии или к изучению групп с точки зрения

интеракционизма), но ни в одном из них также не за-

дан в качестве основополагающего принципа принцип

реализации в малой группе определенного вида общест-

венных отношений. Поэтому, хотя и в разной степени,

но все подходы страдают абстрактностью и не дают

программы исследования реальных малых групп, функ-

ционирующих в определенном типе общества.


Глава 12

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ

Общая характерно- Исследование малых групп имеет

тика динамических g качестве своей предпосылки ха-

процессов в малой

группе рактеристику некоторой <статики>

группы: определение ее границ, со-

става, композиции. Но естественно, что главной зада-

чей социально-психологического анализа является изу-

чение тех процесов, которые происходят в жизни груп-

пы. Рассмотрение этих процессов важно с двух точек

зрения: во-первых, необходимо выяснить, как общие

закономерности общения и взаимодействия реализуют-

ся именно в малой группе, потому что здесь создается

конкретная <ткань> коммуникативных, интерактивных

и перцептивных процессов; во-вторых, нужно показать,

каков механизм, посредством которого малая группа

<доводит> до личности всю систему общественных вли-

яний, в частности, содержание тех ценностей, норм, ус-

тановок, которое формируется в больших группах.

Вместе с тем важно показать и <обратное> движение, а

именно, каким образом активность личности в группе

реализует усвоенные влияния и <.осуществляет опреде-

ленную <отдачу>. Значит, важно дать как бы сечение,

срез того, что происходит в малых группах. Но это

только один аспект проблемы. Другая, не менее важ-

ная задача состоит в том, чтобы показать, как разви-

вается группа, какие этапы она проходит в своем раз-

витии, как модифицируются на каждом из этапов раз-

личные групповые процессы. Поэтому репертуар тех яв-

лений, которые могут быть отнесены к динамическим

Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М.,

1968, с. 149.

"56

процессам малой группы намного шире, чем он опреде-

лялся, например, в школе групповой динамики.

Здесь уместно сказать о том, что само выражение

<групповая динамика> может быть употреблено (и дей-

ствительно употребляется в литературе) в трех различ-

ных значениях. Прежде всего данным термином, как об

этом уже говорилось, обозначается определенное на-

правление исследования малых групп в социальной

психологии на Западе, т. е. школа К. Левина. Естест-

венно, что при таком употрсплении термина имеется в

виду не только набор изучаемых в этой школе проблем,

но и весь свойственный ей концептуальный строй, т. е.


определенная форма решения этих проблем. Второе

значение термина связано с обозначением определенных

методик, которыми можно пользоваться при изучении

малых групп и которые преимущественно были разра-

ботаны в школе Левина. Однако эти методики в даль-

нейшем часто используются и в других теоретических

схемах, поэтому второе значение термина необязатель-

но привязано к школе Левина, а, скорее, к специфиче-

ским видам лабораторного эксперимента, в ходе кото-

рого выявляются различные характеристики групп.

<Групповая динамика> в данном случае - особый вид

лабораторного эксперимента, специально предназна-

ченный для изучения групповых процессов. Но может

быть и третье употребление понятия, когда термином

<групповая динамика> обозначается та совокупность

процессов, которые происходят в малой группе. В этом

3начении термин вообще не привязан ни к теоретичес-

кой концепции Левина, ни к его экспериментальной

практике. Здесь он служит для описания некоторой

реальности в жизни группы. Именно в этом третьем

значении термин может употребляться в советской со-

циальной психологии. Вряд ли следует <бояться> того,

что может произойти смешение понятий: весь теорети-

ческий и методологический строй советской социально-

психологической науки настолько отличен от левинов-

ского подхода, что нельзя <спутать> два различных

значения термина. Групповая динамика, в отличие от

статики группы, это и есть совокупность тех динамиче-

ских процессов, которые одновременно происходят в

группе в какую-то единицу времени и которые знаме-

нуют собой движение группы от стадии к стадии, т. е.

9 Г. М. Андреева ggy

ее развитие. Набор этих процессов определяется при

этом отнюдь не повторением того, что было сделано в

школе Левина, а пониманием малой группы в соответ-

ствии с теми методологическими принципами, которые

были рассмотрены в связи с постановкой проблемы

группы в марксистской социальной психологии. Тот

факт, что некоторые из названных процессов <повто-

ряют> процессы, исследованные Левиным, означает толь-

ко то, что процессы эти, действительно, объективно

присущи малой группе.

Важнейшими из таких процессов являются следую-

щие. Прежде всего, процесс образования малых групп,

причем сюда могут быть отнесены не только непосред-