ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 765
Скачиваний: 0
солидную историю, возникает вопрос об отношении к
теоретическим и методологическим подходам западных
исследователей, а также к результатам, полученным
ими. Становление марксистской традиции в социально-
психологическом знании неизбежно включает в себя
критический анализ зарубежной социальной психоло-
гии.
Таким образом, для социальной психологии, как,
может быть, ни для какой другой науки, актуально од-
новременное решение двух задач: и выработки прак-
тических рекомендаций, полученных в ходе прикладных
исследований, столь необходимых практике, и <достраи-
вание> своего собственного здания, как целостной сис-
темы научного знания, с уточнением своего предмета,
разработкой специальных теорий и специальной мето-
дологии исследований. Для советских ученых это озна-
чает разработку системы марксистского социально-пси-
хологического знания.
Приступая к решению этих задач, естественно, необ-
ходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очер-
тить круг проблем социальной психологии для того,
чтобы не только интуитивно, но и более строго опреде-
лить задачи, которые могут быть решены средствами
этой дисциплины. Мы исходим при этом из признания
того факта, что, несмотря на пограничный характер,
социальная психология представляет собой часть пси-
хологии (хотя существуют и другие точки зрения, на-
пример, отнесения социальной психологии к социоло-
гии). Следовательно, определение круга ее проблем бу-
дет означать выделение из психологической проблема-
тики тех вопросов, которые относятся к компетенции
именно социальной психологии. Поскольку советская
психологическая наука в определении своего предмета
исходит из принципа деятельности, можно условно обо-
значить специфику социальной психологии как изуче-
ние закономерностей поведения и деятельности людей,
обусловленных их включением в социальные группы,
а также психологических характеристик самих этих
групп.
Дискуссия о пред-
мете социальной
психологии в 20-е
годы
К такому пониманию своего предмета социальная
психология пришла не сразу, и поэтому для уяснения
вопроса полезно проанализировать содержание тех дис-
куссий, которые имели место в ее истории.
В истории советской социальной
психологии можно выделить два
этапа этой дискуссии: 20-е годы и
конец 50-х - начало 60-х годов.
Оба эти этапа имеют не только
исторический интерес, но и помогают более глубоко по-
нять место социальной психологии в системе научного
знания и способствуют выработке более точного опре-
деления ее предмета.
В 20-е годы, т. е. в первые годы Советской власти,
дискуссия о предмете социальной психологии была сти-
мулирована двумя обстоятельствами. С одной стороны,
сама жизнь в условиях нового становящегося общест-
венного строя выдвинула задачу разработки социально-
психологической проблематики. С другой стороны, идей-
ная борьба тех лет неизбежно захватила и область со-
циально-психологического знания. Как известно, эта
острая идейная борьба развернулась в те годы между
материалистической и идеалистической психологией,
когда вся психология как наука переживала период
острой ломки своих философских, методологических ос-
нований. Для судьбы социальной психологии особое
значение имела точка зрения Г. И. Челпанова, который,
защищая позиции идеалистической психологии, предло-
жил разделить психологию на две части: социальную
и собственно психологию. Социальная психология, по
его мнению, должна разрабатываться в рамках марк-
сизма, а собственно психология должна остаться эмпи-
рической наукой, независимой от мировоззрения вооб-
ще и от марксизма в частности. Такая точка зрения фор-
мально была за признание права социальной психоло-
гии на существование, однако ценой отлучения от марк-
систских философских основ другой части психологии.
Естественно, что позиция Г. И. Челпанова оказалась
неприемлемой для тех психологов, которые принимали
идею перестройки философских оснований всей психо-
логии, включения ее в систему марксистского знания.
Возражения Челпанову приняли различную форму.
Прежде всего была высказана идея о том, что, по-
скольку, будучи интерпретирована с точки зрения марк-
систской философии, вся психология становится со-
циальной, нет необходимости выделять еще какую-то
специальную социальную психологию: просто единая
психология должна быть подразделена на психологию
индивида и психологию коллектива. Эта точка зрения
получила свое отражение в работах В. А. Артемова.
Другой подход был предложен с точки зрения получив-
шей в те годы популярность реактологии. Здесь также
См. подробнее: Буди лова Е. А. Философские проблемы в
советской психологии, гл. 2. М., 1971.
Артемов В, А. Введение в социальную психологию. М"
1927.
вопреки Челпанову предлагалось сохранение единства
психологии, но в данном случае путем распространения
на поведение человека в коллективе метода реактоло-
гии. Конкретно это означало, что коллектив понимался
лишь как единая реакция его членов на единый раздра-
житель, а задачей социальной психологии было изме-
рение скорости, силы и динамизма этих коллективных
реакций. Методология реактологии была, как известно,
развита К. Н. Корниловым, соответственно ему же при-
надлежит и реактологический подход к социальной
психологии
Своеобразное опровержение точки зрения Челпанова
было предложено и видным психологом П. П. Блон-
ским. Для него <социальность> рассматривалась как
особая деятельность людей, связанная с другими людь-
ми. Под такое понимание социальности подходила и
<деятельность> животных. Поэтому предложение Блон-
ского заключалось в том, чтобы включить психологию
как биологическую науку в круг социальных проблем.
Противоречие между социальной и какой-либо другой
психологией здесь снималось, но на этот раз ценой био-
логизации психологии
Еще одно возражение Челпапову исходило от выда-
ющегося советского физиолога В. М. Бехтерева. Как
известно, Бехтерев выступал с предложением создать
особую науку - рефлексологию. Определенную отрасль
ее он предложил использовать для решения социаль-
но-психологических проблем. Эту отрасль Бехтерев
назвал <коллективной рефлексологией> и считал, что
ее предмет - это поведение коллективов, поведение лич-
ности в коллективе, условия возникновения социаль-
ных объединений, особенности их деятельности, взаи-
моотношения их членов Для Бехтерева такое понима-
ние коллективной рефлексологии представлялось прео-
долением субъективистской социальной психологии, это
преодоление он видел в том, что все проблемы коллек-
тивов толковались как соотношение внешних влияний с
двигательными и мимико-соматическими реакциями их
членов. Социально-психологический подход должен
Корнилов К. Н. Учебник психологии, изложенной с точки
зрения диалектического материализма. М.-Л., 1929.
Блонский П. П. Очерк научной психологии. М" 1921.
"Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921.
был обеспечиваться соединением принципов рефлексо-
логии (механизмы объединения людей в коллективы) и
социологии (особенности коллективов и их отношения
с условиями жизни и классовой борьбы в обществе).
В конечном итоге предмет коллективной рефлексологии
определялся следующим образом: <изучение возникно-
вения, развития и деятельности собраний и сборищ . . ,
проявляющих свою соборную соотносительную деятель-
ность как целое, благодаря взаимному общению друг с
другом входящих в них индивидов>.
Хотя в таком подходе и содержалась полезная идея,
утверждающая, что коллектив есть нечто целое, в кото-
ром возникают новые качества и свойства, возможные
лишь при взаимодействии людей, общая методологиче-
ская платформа оказывалась весьма уязвимой. В про-
тиворечие с замыслом эти особые качества и свойства
интерпретировались как развивающиеся по тем же за-
конам, что и качества индивидов. Это было данью ме-
ханицизму, который пронизывал всю систему рефлексо-
логии. Механицизм, в частности, проявился и в том,
как в коллективной рефлексологии соединялись биоло-
гическое и социальное в человеке: хотя личность и объ-
являлась продуктом общества, но при конкретном ее
рассмотрении в основу были положены ее биологичес-
кие особенности и, прежде всего, социальные инстинкты.
Более того, при анализе уровней социальных связей
личности по существу допускались законы неорганичес-
кого мира (закон тяготения, закон сохранения энер-
гии), хотя сама идея такой редукции и подвергалась
критике. Поэтому, несмотря на отдельные, имеющие
большое значение для развития социальной психологии
находки, в целом рефлексологическая концепция
Бехтерева не могла стать основой марксистской тради-
ции в социальной психологии.
Особенно радикальными оказались те предложения,
которые были высказаны относительно перестройки
социальной психологии в связи с дискуссией, развернув-
шейся в те годы по поводу понимания идеологии.
М. А. Рейснер, например, предлагал построить марк-
систскую социальную психологию путем прямого соот-
несения с историческим материализмом ряда психоло-
Ї Там же, с. 40.
гических и физиологических теорий. Но, поскольку са-
ма психология должна строиться на учении об услов-
ных рефлексах, в социально-психологической сфере до-
пускалось прямое отождествление условных рефлексов,
например с надстройкой, а безусловных - с системой
производственных отношений. В конечном счете со-
циальная психология объявлялась наукой о социаль-
ных раздражителях разного вида и типа".
Таким образом, несмотря на субъективное желание
многих психологов создать марксистскую социальную
психологию, такая задача в 20-е годы не была выпол-
нена. Хотя отпор точке зрения Челпанова и был сделан
достаточно решительно, ключевые методологические
проблемы социальной психологии не были решены.
Стремясь противостоять идеалистическому подходу, ис-
следователи сплошь и рядом оказывались в плену по-
зитивистской философии, конкретным и специфическим
проявлением которой явился механицизм. Кроме того,
не было четкости и относительно предмета социальной
психологии: по существу были смешаны две проблемы,
или два различных понимания предмета социальной
психологии. С одной стороны, социальная психология
отождествлялась с учением о социальной детерминации
психических процессов; с другой стороны, предполага-
лось исследование особого класса явлений, порождае-
мых совместной деятельностью людей, прежде всего
явлений, связанных с коллективом. Те, которые прини-
мали первую трактовку (и только ее), справедливо ут-
верждали, что результатом перестройки всей психоло-
гии на марксистской, материалистической основе долж-
но быть превращение всей психологии в социальную.
Тогда никакая особая социальная психология не тре-
буется. Это решение хорошо согласовывалось и с крити-
кой позиции Челпанова. Те же, кто видел вторую зада-
чу социальной психологии - исследование поведения
личности в коллективе и самих коллективов, - не смог-
ли еще овладеть всем богатством марксистских идей на-
столько, чтобы предложить адекватное решение проб-
лем.
Результатом этой сложной борьбы явился тот факт,
что лишь первая из обозначенных трактовок предмета
" Рейснер М. А. Проблемы социальной психологии. Ростов-
на-Дону, 1925.
социальной психологии получила права гражданства -
как учение о социальной детерминации психики. По-
скольку в этом понимании никакого самостоятельного
статуса для социальной психологии не предполагалось,
попытки построения ее как особой дисциплины (или