ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 764
Скачиваний: 0
цами другого пола. Работа и досуг, организуемый по
производственному принципу, сужают возможности об-
щения с людьми определенного возраста, не семейных,
одиноких и т.д. В данном случае <помощь> может
быть оказана отнюдь не социальной психологией, а сис-
темой различных государственных и общественных мер,
как, например, создание клубов, различных форм со-
дружества предприятий-взаимных приглашений чле-
нов коллективов на вечера, совместных спортивных со-
ревнований и т. п.
Но есть и другая сторона проблемы: возникновение
у молодых людей определенных психологических барье-
ров, мешающих им по каким-то причинам устанавли-
вать взаимоотношения с представителями другого пола.
Здесь сплошь и рядом нужна помощь психолога. Что же
касается социальной психологии, то она может взять
на себя функции организации <службы знакомства>,
какой бы из двух вариантов трудностей не имел место.
Опасения, которые иногда высказываются по поводу
организации <службы знакомства>, базируются на за-
боте о том, чтобы эта тонкая сторона человеческих от-
ношений не попала в руки шарлатанов и легкомыслен-
ных людей. Но именно поэтому всякий <клуб встреч>,
всякая консультация должна обязательно включать в
себя профессиональное обучение общению. Совершенно
ясно, что <электронная сваха>, даже если и принять ее
услуги, не может решить всей проблемы: подбор парт-
нера или партнерши по браку не может исключить во-
просов психологической организации их взаимоотноше-
ний. Ряд экспериментов, проведенных к настоящему
времени, свидетельствует, что успех <знакомства> во
многом зависит от степени социально-психологической
грамотности, которая свойственна организаторам по-
добной службы. Не случайно для дальнейшего укреп-
ления семьи предусматриваются особые мероприятия по
оказанию помощи при знакомстве. Фигура социального
психолога является обязательной при проведении такой
работы.
Но и после того, как люди сами познакомились, ре-
шили вступить в брак и даже подготовились к нему,
встает немало вопросов, при решении которых все ча-
ще вспоминают социальную психологию. Вторая часть
ее задач в системе <службы семьи> относится к уже
существующим семьям. Главный вопрос здесь-регу-
лирование семейных взаимоотношений, способствующее
повышению устойчивости семьи. Серьезную озабочен-
ность общества вызывает в последние годы все увели-
чивающееся число разводов. Среди разных причин их,
проанализированных неоднократно в специальной демо-
графической литературе, отмечается в качестве важ-
ной причины неумение строить повседневные взаимоот-
ношения между супругами. Это означает, что важней-
шей формой прикладных социально-психологических
исследований должны стать исследования, выясняющие
формы и структуру семейных конфликтов, способы их
разрешения. Причем все это должно стать не просто
<темой> исследования; социальный психолог-практик
должен обучить нормальному общению в семье. Здесь
мы подошли к чрезвычайно важному организационно-
му моменту: кто, где и как должен организовывать та-
кое обучение?
Современная социальная психология располагает
определенными средствами такого обучения - это со-
циально-психологический тренинг. Но, во-первых, вся-
кий курс тренинга - это не только трудоемкая, но и
длительная работа. Для такого контингента, как члены
семей, она должна быть где-то организована. Единст-
венное решение проблемы-создание специальных се-
мейных консультаций, где можно будет проводить в том
числе и эту работу. Здесь же будет найден ответ на
См., например: Харчев А. Т., Мацковский М. С. Сов-
ременная семья и ее проблемы. М., 1978.
" Я нкова 3. А. Городская семья. М., 1979.
С ы с енко В. Н. Психологические факторы укрепления меж-
личностных отношений молодых супругов. - В кн.: Молодая
семья. М" 1977.
вопрос о том, кто будет проводить обучение семейному
общению. Здесь невозможна ни работа на общественных
началах, ни работа по хозяйственному договору.
Необходимо включение социального психолога в
штат сотрудников семейной консультации. В настоящее
время приняты соответствующие решения авторитетны-
ми органами; можно ожидать, что такая форма психо-
логической службы, как <служба семьи>, получит все-
стороннее развитие.
Можно выделить еще и третий класс задач, которые
социальная психология может решать для обеспечения
оптимального развития семьи. Это - исследования оп-
ределенного рода внутрисемейных установок, которые
возникают по отношению к детям: иметь ли детей,
сколько их иметь и т. д. Установка на детей получила в
демографии название <репродуктивной установки> (т. е.
установки на репродукцию--воспроизводство). Тради-
ционно высокое место, которое занимала наша страна
по рождаемости, в последнее время заколебалось, мно-
гочисленные демографические исследования показы-
вают, что в большом числе семей формируется совер-
шенно определенная установка на малодетную семью,
часто на семью всего с одним ребенком. При этом
имеет место целый ряд причин экономического характе-
ра: иногда это и недостаточно высокий заработок роди-
телей, и необеспеченность жильем и т. п. Однако, как
показывают материалы исследований, весьма часто де-
ло заключаегся не в этих причинах. Значительный рост
активности женщин, включение их в разные формы про-
изводственной и общественной деятельности также яв-
ляется важным фактором распространения названной
тенденции. Но и это не исчерпывает ответа на вопрос.
Демография уже давно обратилась к социальной психо-
логии, чтобы выявить механизм и причины формирова-
ния определенных репродуктивных установок, и иссле-
дования такого плана прочно завоевали место среди
других исследований, посвященным социально-психоло-
гическим проблемам семьи.
Особый раздел социальной психологии-проблемы
межличностной атракции-целиком может быть вклю-
Антонов А. И. Изменение структуры и жизнедеятельнос-
ти семьи.- В кн.: Молодая семья. М., 1977.
чен в прикладные исследования в этой области. Законо-
мерности формирования чувства привязанности, друж-
бы и любви относительно недавно стали исследовать-
ся в рамках научного анализа. То недоверие, которое
некоторые исследователи испытывают к возможностям
науки в деле <вмешательства> в столь тонкие и интим-
ные стороны человеческих отношений, снимается как раз
при изучении опыта хорошо поставленных семейных
консультаций (в этом смысле интересен опыт наших
коллег из Венгрии, Чехословакии, ГДР, а внутри нашей
страны-работа, проводимая в Литовской ССР). Глу-
бокий анализ этих закономерностей позволяет созда-
вать оптимальные программы социально-психологичес-
кого тренинга, где не только осуществляется обучение
общению, но и создаются условия для того, чтобы дей-
ствительно раскрылись привлекательные друг для
друга качества людей.
Здесь были перечислены только некоторые области
общественной жизни, где находит применение социаль-
ная психология. Самая главная задача, которая стоиг
сегодня перед прикладной областью этой научной дис-
циплины, заключается в том, чтобы четко развести два
круга вопросов: 1) что в принципе может выполнить со-
циальная психология своими средствами анализа, т. е.
какой класс задач применительно к каждой сфере об-
щественной жизни она может решить, и 2) что она уже
делает сегодня. Ответ на первый вопрос-это выявле-
ние перспектив социальной психологии в прикладной
сфере. Ответ на второй вопрос - это обсуждение прак-
тических и организационных мер, которые необходимо
осуществить, чтобы прикладные исследования стали не
только возможными, но и эффективными. Если на пер-
вый вопрос можно найти определенные ответы в настоя-
щей работе, то для ответа на второй вопрос нужно на-
писать еще одну, специальную книгу. Учебник по
прикладной социальной психологии еще ждет своего
появления.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Раздел 1. Введение
дГлава 1. Место социальной психологии в системе науч-
ного знания ............
Глава 2. История формирования социально-психологи-
ческих идей ............
Глава 3. Методологические проблемы социально-психо-
логического исследования
Раздел II. Закономерности общения
и взаимодействия людей
/ Глава 4. Общественные отношения и межлнчностные
отношения ............
Глава 5. Общение как обмен информацией (коммуни-
кативная сторона общения) . . ......
Глава 6. Общение как взаимодействие (интерактивная
сторона общения) ..........
Глава 7. Общение как восприятие людьми друг друга
(перцептивная сторона общения) ......
\ Глава 8. Психологические способы воздействия в про-
цессе общения ............
у Раздел III. Социальная психология групп
Глава 9. Проблема группы в социальной психологии .
Глава 10. Психологические характеристики больших со-
циальных групп ...........
- Глава II. Общие проблемы малой группы в социаль-
ной психологии ...........
Глава 12. Динамические процессы в малой группе
Глава 13. Социально-психологические аспекты исследо-
вания коллектива ..........
28
53
79
99
116
137
160
175
195
231
256
Раздел IV. Социально-психологические проблемы
исследования личности
- Глава 14. Проблема личности в социальной психологии 319
А Глава 15. Социализация личности ...... 334
i Глава 16. Социальная установка ...... 352
Раздел V. Практические приложения
социальной психологии
Глава 17. Особенности прикладного исследования в со-
циальной психологии .......... 374
Глава 18. Основные направления прикладных исследо-
ваний в советской социальной психологии .... 391
ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА АНДРЕЕВА
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Заведующая редакцией Г. С. Ливанова
Редактор Г. П. Баркова
Мл. редактор Т. И. Величкина
Художник Е. А. Михельсон
Художественный редактор Н. Ю. К.алм.ыкова
Технический редактор Т. Е. Светличная
Корректоры Л. А. Айдарбекова, Л. С. Клочкова,
И. А. Мушникова
Тематический план 1980 г. № 18
ИБ № 850
Сдано а набор 29.12.79. Подписано к печати 13.06.80.
Л-23377. Формат 84х108731. Бумага тип. № 1
Гарнитура Литературная. Высокая печать.
Усл. печ. л. 21,84. Уч.-над. л. 22,64. Тираж 45000 >кз.