ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 774
Скачиваний: 0
современном обществе. Ее превращение в непосредст-
венную производительную силу проявляется и в том,
что результаты научных исследований включаются в
развитие самых различных областей общественной жиз-
ни. В обществе развитого социализма, где во все боль-
шей степени возрастают возможности сознательного
управления социальными процессами, прямые <приложе-
ния> науки к практике играют особую роль. Поэтому
вопрос о связи науки и практики становится в нашей
стране вопросом государственной политики: возникают
специальные организации, осуществляющие прикладные
исследования, в различных звеньях общественного ор-
ганизма создаются специальные <службы>, представ-
ляющие ту или иную науку. Это возрастание роли
прикладных исследований заставляет специально об-
судить вопрос о том, как должны строиться отношения
между прикладной областью знания и ее фундамен-
тальной частью.
Прикладные исследования в различных областях
.науки обладают рядом общих черт. Их полезно выде-
лить, чтобы потом выявить специфику прикладного ис-
следования в социальной психологии. Цель всякого
прикладного исследования-непосредственное решение
практической задачи, более или менее быстрое внедре-
ние результатов этого исследования в совершенствова-
ние каких-то сторон материальной или духовной дея-
тельности общества. Именно этим и обусловлены осо-
бенности прикладного исследования.
Во-первых, прикладное исследование организуется
нcrtocpc(Зc7вeлttQ__ПQ_.зaкaзу._кaкoгo-либo общественного
института или учреждения. Следовательно, в структуре
отношений между наукой и практикой возникает отно-
шение <заказчик> - <исполнитель>. Эта линия отноше-
ний требует особой регламентации, поэтому при осуще-
ствлении всякого прикладного исследования, выполняе-
мого по заказу, действуют некоторые нормы, установ-
ленные юридические правила, согласно которым и за-
казчик, и исполнитель обладают определенными права-
ми и обязанностями.
Во-вторых, поскольку сфера прикладного исследова-
ния есть сфера общения профессиональной науки с не-
профессиональной (относительно данной науки средой,
постольку встает проблема языка прикладного исследо-
вания. Это означает, что существующий в ряде наук
профессиональный жаргон оказывается неприемлемым
для изложения результатов прикладного исследования.
Результаты должны быть изложены в форме, не только
доступной заказчику, но и делающей их <готовыми к
употреблению>. Несмотря на тривиальность этой исти-
ны, данная проблема оказывается сложнейшей пробле-
мой нашего времени, поскольку разрыв между профес-
сиональным и обыденным языком достигает порой су-
щественной степени. Проблема <перевода> терминов
науки на язык практики не всегда решается просто: в
каждом конкретном случае приходится специально ана-
лизировать меру допустимости употребления специаль-
ной терминологии, а с другой стороны, меру допустимос-
ти ее упрощения.
В-третьих, прикладное исследование использует спе-
цифический вид гипотез. Источником формирования ги-
потез здесь не обязательно является какая-либо соот-
ветствующая теория, чаще гипотеза формулируется на
основе практических соображений. Эти практические со-
ображения предстают как некоторый <веер> возможных
решений, и один из вариантов решения проверяется в
исследовании. Отсюда следует чрезвычайно важный вы-
вод. Нормой всякого научного исследования является
соответствие уровня полученного обобщения проверяе-
мой гипотезе, т. е. обобщение не должно претендовать
ни на что иное, кроме подтверждения или отвержения
гипотезы. Итог исследования должен содержать точный
ответ на поставленный вопрос. При этом не исключено,
что по мере осуществления исследования могут быть
получены более далеко идущие результаты, которые
ученый вправе использовать. Но непосредственная цель
Специфика приклад-
ного исследования
в социальной пси-
хологии
прикладного исследования - проверить выдвинутую
практикой гипотезу.
В-четвертых, в прикладном исследовании существует
необходимость не просто четкого формулирования ре-
комендаций, но и указание направления, а порою и
сроков, этапов их внедрения в практику. Такая мера
строгости в этом вопросе не обязательна в фундамен-
тальном исследовании, хотя и здесь может поощряться.
Прикладное исследование, не содержащее такого плана
реализации, вызывает неудовлетворенность заказчика.
Все сказанное означает, что прикладное исследова-
ние требует особой квалификации исследователя, опре-
деленных навыков, его большой моральной и социаль-
ной ответственности. Естественно, что все эти качества
становятся особенно значимыми, когда речь идет о при-
кладных исследованиях, касающихся сферы отношений
между людьми.
Как уже отмечалось, бурное раз-
витие социально-психологических
исследований в нашей стране в зна-
чительной мере было стимулирова-
но именно потребностями практики.
Это наложило свой отпечаток па становление самой
научной дисциплины. Если нормальный ход развития
науки заключается в том, что развитие фундаменталь-
ных исследований обгоняет развитие прикладных иссле-
дований, когда фундаментальные исследования <за-
дают> проблематику, а прикладные проверяют на прак-
тике истины, полученные в фундаментальных исследо-
ваниях, то в социальной психологии имеет место опре-
деленный <обгон> фундаментальных исследований со
стороны прикладных работ. Нерешенность, спорность,
дискуссионпость многих проблем социально-психологи-
ческого знания не позволяет практике <ждать> того мо-
мента, когда все эти вопросы получат окончательные
ответы. Практические запросы становятся не только
настоятельными, но и требующими достаточно быстрых
решений. Такая ситуация порождает как положитель-
ные, так и отрицательные моменты для развития со-
циальной психологии. Положительные моменты заклю-
чаются в том, что различные области народного хозяй-
ства и культуры финансируют социально-психологичес-
кие исследования и тем самым создают благоприятные
<377
возможности для развития науки; отрицательные момен-
ты порождены тем, что социальная психология зачастую
еще не готова ответить на некоторые вопросы, постав-
ленные практикой, но в условиях острой общественной
потребности она дает эти ответы, что иногда означает
относительно низкое качество прикладных исследова-
ний. Происходит это не потому, что социальные психо-
логи не хотят добросовестно работать, а потому что уро-
вень развития науки не всегда позволяет им дать все-
сторонний и глубокий ответ на практический вопрос.
В этой ситуации мыслимы две стратегии поведения ис-
следователя перед заказчиком: можно прямо очертить
круг собственных возможностей и отвести вопросы, на
которые дать ответ нельзя в связи с наличным уровнем
развития науки; можно согласиться со всеми предло-
женными проблемами, <принять> их как заказ, зная, что
ответ заведомо не будет базироваться на должном
уровне знаний. Первую позицию занять труднее: многие
полагают, что такого рода <признания> в неспособности
социальной психологии решить определенные вопросы
компрометируют науку. На поверхности вторая пози-
ция выглядит не только как более привлекательная,
но и как более <смелая>. Однако полученный в иссле-
довании результат при условии выбора второй страте-
гии может нанести социальной психологии несоизмеримо
больший урон, чем первая модель поведения.
Конечно, престиж социальной психологии в общест-
ве во многом зависит от того, насколько плодотворны ее
практические приложения, но вряд ли можно всерьез
думать, что престиж этот может долгое время удер-
жаться на таких практических рекомендациях, которые
не фундированы всерьез предшествующими им <чисто>
научными разработками. Развитие прикладной социаль-
ной психологии в качестве своего важнейшего условия
"имеет развитие фундаментальных исследований, касаю-
щихся основных проблем данной науки, на современном
"Этапе шраади биле корректной позицией является по-
зиция точного указания на то, что <может> и чего <не
может> сегодня социальная психология. В тех областях,
где прикладные социально-психологические исследова-
ния возможны, социальный психолог должен подойти к
ним с максимальной ответственностью. Названные спе-
цифические черты прикладных исследований в полной
мере представлены и в социальной психологии. Зачас-
тую здесь они обрастают еще целым комплексом специ-
фических трудностей.
Следует помнить, что всякое социально-психологи-
ческое исследование, проведенное <в поле>, есть вмеша-
тельство исследователя в реальный коллектив, где njo
исходит своя обс1венная жизнь, скл адываются опреде-
ленные взаимоотношения, живут и действуют реальные
люди с реальным миром" своих собственных мыслей,
чувств, отно_Ц1шш_Приход социального психолога в
эту реальную ситуацию человеческой жизнедеятельнос-
ти не должен разрушить этот естественный процесс.
Именно здесь социального психолога и поджидает ряд
затруднений.
Во-первых, они связаны с особенностями применяе-
мых в социальной психологии методик. Как мы устано-
вили, все они базируются на том, что источник полу-
чения информации - человек. Вся стратегия прикладно-
го исследования построена на том, что исследователь по-
стояннозаимодеиствует-с людьми,-включенными-в
"реальный п"рТ)цесс жизнедеятельность-Но" человек в
реальной социальной ситуации-это" не Н-сиьнуимый в~
лаборатории. Там, когда он прихидит на эксперимент, он
настроен "соответствующим образом, он в каком-то
смысле <отключен> от своих житейских проблем. Давая
ответы на различные вопросы, выполняя задания экс-
периментатора, он <настроен на волну> эксперимента.
В процессе же своей трудовой, учебной или спортивной
деятельности, где застал его социальный психолог, про-
водящий исследование <в поле>, такой <испытуемый>
перестает быть испытуемым в традиционном смысле
этого слова: он прежде всего член своего коллектива,
исполнитель особых функций, и исследование ценно
тем, что фиксирует именно эту его деятельность. Зна-
чит, отвечая на вопросы интервью, заполняя_социомет-
рическую карточку_и_ т. д., он не выключен полностью
из системы окружающих его отношений, )то дает боль-
ШОЙЦыигрыш-полевому социально-п сихолмическоМУ
и сследованию, ~пoмoгaeт избежать <стерильности>си-
туаций, возникающей в лаборатории, но это же и за-
. сТавляеТ" улавливать такие <переменные>, которые чрез-
j, вычайно трудно учесть. Предположим, что исследова-
" тель приходит в цех и хочет изучить вопрос о характе-
ре отношений в коллективе по <вертикали> - между ра-
бочими и мастером. Он может обратиться к рабочему,
который только что получил замечание от мастера, вы-
говор, кажущийся ему несправедливым. Чисто эмоцио-
нальная оценка ситуации в момент проведения исследо-
вания может дать такой <сдвиг> в данных, кото-
рый исказит всю картину взаимоотношений. Дело со-
циального психолога, проводящего исследование <в по-
ле>,-уметь найти коэффициенты подобных искаже-
ний, что сделать далеко не всегда удается.
Другой вопрос касается самого времени проведения
прикладного исследования. Все социально-психологичес-
кие методики громоздки, они требуют значительного
"времени на их применение, сли исследование прово-
рить R ряпОЧР.Р ррт, ПНп МОЖРТ НЯруПТНТЬ ПрОИЗВОД-
ственный ритм."Ьсли проводить его после-ра-
оочеи-смены - это значит задержать людей на
ДОВОЛЬНО-JHd4HICAbHU ЦМЯ, А.Ц1Я V НИХ МШГ
tihITh l"Ww rnrRpHHTp пТяны ндчтп пррмя Огтякит
щбровЪцев> (чаще всего к этому приходится прибе-
гать) означает известное смещение выборки, к тому же