Файл: Андреева Социальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 798

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сокая социальная ориентированность массовой комму-

никации и опосредованность общения в ней технически-

ми средствами, естественно, накладывает определенный

отпечаток на структурные компоненты и отдельные сто-

роны коммуникативного акта.

Коммуникатор приобретает в системе массовой ин-

формации как бы <коллективный> характер, поскольку

в его роли здесь выступает не отдельный индивид, а оп-

400

ределеная социальная группа. Это проявляется в том,

что множество людей участвуют в подготовке сообще-

ния, его редактировании, оформлении и т. д. Поэтому в

данной Области общения четко разграничиваются такие

функции коммуникатора, как: а) продуцирование и

б) трансляция сообщения. Коммуникаторы, выступаю-

щие лишь в роли трансляторов чужих идей (например,

дикторы радио и телевидения), играют тем не менее

большую роль в процессе воздействия. Весьма своеоб-

разной является в массовой коммуникации и аудитория.

Ее составляют группы весьма различного размера и

различной степени организованности: от такой малой

группы, как семья, до участников массового митинга

и т. п. Почти при всех условиях (за исключением устно-

го публичного выступления лектора в относительно не-

большой аудитории, что представляет собой особый

случай) аудитория в массовой коммуникации остается

анонимной, поскольку коммуникатор никогда точно не

знает, кто будет воспринимать предлагаемое им сообще-

ние. Специфически решается здесь вопрос и об <обрат-

ной связи>, которая зачастую не поступает немедленно,

что сильно модифицирует весь процесс коммуникатив-

ного акта. Такие же специфические особенности можно

установить и относительно других компонентов структу-

ры массового коммуникативного процесса.

Все это требует специальных исследований если

целью является повышение эффективности пропаган-

дистского воздействия на аудиторию. При организации

прикладных исследований приходится еще учитывать и

специфику канала: одни проблемы возникают при изу-

чении восприятия коммуникатора, если им является

диктор телевидения, и совсем другие, если им является

диктор радио. Точно так же существуют совершенно

различные психологические механизмы воздействия

письменного и устного сообщения и т. д. Прикладные

исследования в области массовой коммуникации и про-


паганды должны поэтому проводиться применительно к

каждому специфическому каналу: психологическая .

служба здесь должна быть организована дифференци- j

рованно для радио, телевидения, печати, устных пуб- 1

Шерковин Ю. А. Пропаганда: социально-психологический

аспект.-В кн.: Методологически? ппп"яч "---- --

гни. М., 1975

--..".. iiriuiui ИЧКСКИИ

элегические проблемы социальной психоло-

r

личных выступлений (области лекционной пропаганды).

Определенный опыт таких исследований уже накоп-

лен. Так, несколько лет назад были проведены социоло-

гические и социально-психологические исследования чи-

тательской аудитории четырехкрупнейших газе: <Прав-

ды>, <Известий>, <Труда> и <Литературной газеты>, а

также серия исследований на базе молодежной эстон-

ской газеты <Эдази>. Преимуществом этих исследова-

ний является, во-первых, то, что они проводились на

только при самом заинтересованном участии работни-

ков самих редакций, но и финансировались этими ре-

дакциями; во-вторых, в том, что материалы этих иссле-

дований опубликованы. Большой проблемой вообще

всех прикладных исследований является возможность

их публикации. Естественно, что каждое прикладное

исследование не может претендовать на то, чтобы его

результаты были опубликованы; эти результаты содер-

жатся в документах другого рода-различных сводках,

отчетах и т. д. Но, по-видимому, некоторые, наиболее

значительные, исследования должны быть хотя бы в об-

общенном виде доведены до сведения специалистов.

В противном случае затруднена эффективная работа

над методиками; каждый исследователь вновь вынуж-

ден <изобретать велосипед>. Полезно еще раз обратить-

ся к опыту прикладных исследований в области про-

мышленного производства, где определенным фактором

их успешного развертывания явились публикации мно-

гочисленных методик по изучению, например, психоло-

гического климата. В области массовой информации, к

сожалению, гораздо больше публикаций, касающихся

теоретической или экспериментальной разработки той

или иной проблемы, но меньше (или почти нет) публи-

каций материалов собственно прикладного характера.

Среди специалистов <изустно> передаются, конечно, оп-

ределенные результаты исследований или применяемые

методики, но этот <канал> нельзя считать достаточно на-


дежным. В этом смысле лучше продвинуто дело в об-

ласти социологических исследований сферы массовой

коммуникации.

Что же касается усилий социальной психологии, то

они пока весьма разрозненны: отдельные, частные и

весьма <локальные> исследования здесь проводятся

иногда по почину самих исследователей, иногда по пря-

102

мым заказам, например, отдельных студий телевидения,

но нельзя сказать, что уже существует специальная пси-

хологическая служба в этой области общественной

жизни. )

Несколько больше <повезло> исследованию проблем

лекционной пропаганды. На прикладном уровне они в

довольно большом количестве проводятся по линии об-

щества <Знание>, а также партийными и комсомольски-

ми органами, непосредственно связанными с организа-

цией лекционной пропаганды. Основной набор изучае-

мых здесь проблем сводится к следующему: эффектив-

ность лекционной пропаганды, специфика аудитории и

восприятия ею лекции, ораторское искусство и вообще

мастерство лектора и его роль как фактора эффектив-

ного воздействия на аудиторию, проблемы установления

психологического контакта с лекционной аудиторией

и пр. Специальные кон(Ьеоенции, посвященные психо-

лого-педагогическим проблемам лекционной пропаган-

ды, играют важную поль в стимулировании интереса к

указанной проблематике.

Другие из актуальных проблем психологии массо-

вой коммуникации исследуются на прикладном урорне,

как правило, без организованной поддержки со сторо-

ны заказчика, по инициативе различных научных и учеб-

ных заведений. Так обстоит дело, например, с чрезвы-

чайно важной проблемой восприятия коммуникатора.

Одна из особенностей восприятия коммуникатора вооб-

ще, и в условиях массовой коммуникации в особенности,

заключается в том, что реципиент одновременно вос-

принимает как исходящее от коммуникатооа сообщение,

так и личность самого коммуникатора. Исследования.

проведенные под руководством Н. Н. Богомоловой

(когда, в частности, объектами исследования были по-

пулярные дикторы телевидения), показали, что для по-

вышения эффективности воздействия необходимо учи-

тывать оба этих фактора. Традиционно выделяемые в

социальной психологии такие характеристики КОММУНИ-

катора, как <доверие> и <привлекательность>, приобре-

тают особое значение в прикладном исследовании.


Цикл исследований, выполненных под руководством

" Материалы всесоюзной

М., <Знание>, 1977.

научно-методической конференции.

403

/

А. У. Хараша, посвящен проблемам оптимизации кон-

такта коммуникатора с аудиторией за счет исфльзова-

ния различных форм общения: так называемого <моно-

логического> и <диалогического> общения. Хоя эти ис-

следования преимущественно обращены к Аудитории

устного публичного выступления, рекомендации, полу-

ченные в них, могут быть использованы частично и в

других системах массовой коммуникации. Точно также

по существу прикладной характер носят и все те иссле-

дования, которые проводятся специалистами, работаю-

щими в области журналистики. Однако и в этом случае

проведение исследований, когда они организованы си-

лами сотрудников научных или учебных заведений без

специальной поддержки заказчиков, носят неизбежно

слишком локальный характер. Рекомендации, сформу-

лированные на базе ограниченных экспериментальных

данных, необходимо проверять на большой массе испы-

туемых.

В целом же ситуацию, сложившуюся в области при-

кладных исследований сферы массовой коммуникации

и пропаганды, никак нельзя считать удовлетворитель-

ной: важность таких исследований осознается и специа-

листами и заказчиками. Более того, существуют прямые

указания директивных органов о необходимости разви-

тия исследований такого плана. Успешное выполнение

поставленных задач невозможно без развертывания ши-

рокой сети именно прикладных исследований: никакая

чисто теоретическая или даже экспериментальная раз-

работка вопроса не может дать должного эффекта. Мас-

совая аудитория, ее реакции, воздействие на нее могут

быть изучены только <в поле>. А для проведения иссле-

дований на таком уровне нужны и средства, и кадры, и

время. Можно смело утверждать, что насущным вопро-

сом является создание особого рода подразделений

психологической службы непосредственно в радиосту-

диях, студиях телевидения, в редакциях газет. Только

при этом условии социальная психология сможет выпол-

нить свою задачу в деле повышения эффективности

деятельности средств массовой информации и пропа-

ганды.

Хараш А. У.- Межличностный контакт как исходное поня-

тие устной пропаганды.-<Вопросы психологии>, 1977, № 4.


104

Прикладные со- Важной областью приложения со-

ГеТса"" циально-психологических знаний

ния в области является сфера воспитания подрас-

борьбы с противо- тающего поколения. Однако это на-

правным поведением столько большой вопрос, требую-

щий обсуждения всего комплекса

наук, имеющих отношение к про-

цессу воспитания, что он не может быть рассмотрен

только с точки зрения социальной психологии. Органи-

зация психологической службы в системе воспитания

может быть разработана лишь на основе комплексного

подхода. Здесь мы выделим лишь отдельную, причем

весьма специфическую часть проблемы, а именно воз-

можности социальной психологии в сфере борьбы с про-

тивоправным поведением. Это тоже не <чисто> социаль-

но-психологическая сфера деятельности, поскольку тра-

диционно она относилась к компетенции юридических

наук. Тем не менее в последние годы здесь очень четко

обозначился и социально-психологический угол зрения.

Разделение труда, которое сложилось в этой области

между системой юридических дисциплин и социальной

психологией, можно условно обозначить следующим об-

разом: охрана общественного порядка, борьба с пре-

ступностью, разработка норм судопроизводства, опреде-

ление меры наказания за преступления-это, естествен-

но, задача специальных общественных органов и соот-

ветствующих разделов юридической науки. Однако об-

ласть профилактики противоправного поведения, об-

ласть перевоспитания лиц, совершивших противоправ-

ные поступки (например, способы воздействия, приме-

няемые в этих случаях),-это проблемы, в которых мо-

жет сказать свое слово и социальная психология.

В настоящее время эта область деятельности обще-

ства широко пользуется услугами социальных психоло-

гов. Подобно тому как эта проблема решена в сфере

промышленного производства, в сфере охраны право-

порядка в ряде ее звеньев предусматривается должность

психолога, который работает вместе с. юристом, но вы-

полняет свои собственные функции. Так, например,

должность психолога введена в детских комнатах ми-

лиции, в различных учреждениях системы Министерст-

ва внутренних дел СССР и т. д. Все шире распростра-

няется практика комплексных исследований в этой об-

-

/

ласти, когда и на теоретическом, и на прикладном уров-