ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 518
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
свое искусство для тайного изготовления ядов, или рыцарь, злоупотребляющий своим
оружием, тоже представляли для общества опасность. Но эти опасности имели все-таки
ограниченные следствия, не выходившие далеко за рамки личного участия и, кроме
того, они блокировались массой внешне контролируемых нормативных ограничений,
связанных с цеховой порукой, детальной расписанностью поведения и т. д. Иное дело
их современные аналоги — работник фармацевтической промышленности или офицер
при ядерном оружии. Если они будут в своей профессиональной деятельности руко-
водствоваться злыми умыслами, то возможные отрицательные последствия могут
многократно превысить мас-
267
штабы личного участия и стать катастрофическими для общества в целом. Нормальное
функционирование современного общества требует того, чтобы оно было застраховано
от злых умыслов. А это можно сделать только в том случае, если оно вообще не будет
зависеть от моральных мотивов личности, ее добродетелей и пороков.
Один из известных современных социологов рассматривает людей "как внешнюю
среду социальных систем" . Люди становятся элементами социальной системы не сами
по себе, а в той лишь мере, в какой они порождаются или воспроизводятся этими
системами — в их специальных знаниях и умениях. Социальные системы в этом
смысле сами производят свои человеческие предпосылки, Степень зрелости
социальных систем определяется их возможностью воспроизводить самих себя, а это,
помимо всего прочего, означает, что они должны обладать способностью успешно
функционировать независимо от характера мотивов, которыми руководствуются вовле-
ченные в них индивиды. Политика становится самостоятельной системой тогда, когда
она не зависит от доброй поли политиков, а ее институты могут успешно функци-
онировать даже в том случае, если бы, как выразился Кант, на месте людей оказались
дьяволы. Наука становится автономной тогда, когда ее результаты не зависят от этоса
честности, когда вырабатываются такие критерии истины, которые будут эффективны
даже при невероятном допущении, что все ученые вдруг стали бы сознательно лгать
друг другу. Современное общество, рассмотренное сквозь призму этики,
характеризуется тем, что здесь социальный эффект и в этом смысле (поскольку общее
благо есть моральная ценность) нравственно значимый результат все менее зависят от
моральных мотивов, меры добродетельности и порочности индивидов в классическом
значении этих понятий. Первым эту ситуацию, применительно к политике, описал
Макиавелли. Впоследствии, применительно к экономике, ее исследовал Адам Смит.
Проиллюстрируем на конкретном примере мужества изменение роли моральной
мотивации в социальной деятельности. Начиная с античности, мужество считается
одной из четырех кардинальных добродетелей. Оно пред-
1 Luhman N. Sozialc Systeme. Grimdriss einer allgemeinen Theorie. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1984. S. 325.
268
ставляет собой нравственную меру поведения человека в бою. В своей сути это
воинская добродетель. Мужество как качество личности соотнесено с войной как обще-
ственным явлением. Одно обусловливает другое. Общество предпринимало
колоссальные усилия для культивирования мужества, поскольку это в значительной
степени было условием его самосохранения. Известны решающие битвы, которые
выигрывались благодаря мужеству и проигрывались из-за трусости отдельных лиц.
Моральный дух, который наряду с вооружением и тактикой всегда считался
решающим фактором успеха в войне, был прежде всего связан с мужеством воинов.
Сопоставим теперь эту картину с новым обликом войны, продемонстрированным США
во время кампании против Ирака в 1991 году, получившей название "Буря в пустыне",
Со стороны Америки это была война сложных и точных расчетов, что-то вроде
компьютерной игры; велась она практически заочно — без непосредственного
соприкосновения тех, кто стреляет, с теми, в кого стреляют. Все дело оказалось
организовано таким образом, что солдаты и офицеры не попадали в ситуации, когда от
них могло бы потребоваться личное мужество. Война приобрела характер, когда ее
могут выиграть и трусы. А если взглянуть на дело глазами средневекового рыцаря, то
можно даже сказать: только подлые трусы и могут вести и выигрывать такие войны. В
этом смысле решение президента Клинтона, открывающего армейские ворота для
гомосексуалистов, является не просто следствием изменившихся моральных
представлений американского общества, но и признанием того факта, что военно-
промышленный комплекс становится самостоятельной социальной субсистемой,
которая не зависит от таких качеств, как мужество или трусость ее живых элементов,
которые по традиции все еще называются воинами, хотя на самом деле воинами (по
крайней мере, в этическом смысле) уже не являются.
Таким образом, традиционное противоречие, состоящее в том, что благие намерения не
получают адекватного воплощения во внешних результатах, дополняется новым,
согласно которому благой нравственный результат вовсе не требует адекватных
мотивов. Впору перевернуть парадокс Овидия и сказать: "Дурное вижу, хвалю, но к
благому влекусь". Разумеется, моральная мотивация сохраняет важное, даже
приобретает возрастающее значение в области личных отношений и во всех ситуациях,
269
когда решения имеют личностно выраженный характер. Вместе с тем она теряет
прямое — будь то позитивное или негативное — воздействие на функционирование
сложившихся социальных, систем. Благой результат в этом случае гарантируется
самой логикой, внутренним механизмом функционирования системы. Он
объективно запрограммирован. Нравственность в традиционном значении этого
понятия как индивидуальная мораль оказывается излишней не потому, что система
враждебна ей. Совсем наоборот; система сама по себе обеспечивает благой
результат и обеспечивает более надежно, чем если бы это зависело от доброй воли
отдельных индивидов. Тем самым этики добродетелей, замкнутая на мотивы и
обнаруживающаяся в непосредственном общении, дополняется системной или
институциональной этикой, которая не зависит от содержательных мотивов,
воплощена в правилах функционирования систем, совпадает с их объективной
логикой.
Мораль дает человеку сознание своего достоинства. Она формулирует основания,
по которым люди могут ценить себя и друг друга. По этим основаниям мужест-
венный человек выше, чем трус, щедрый человек выше, чем скупой,
самоотверженный человек выше, чем себялюбец. Что касается социальных систем,
то каждая из них имеет свои критерии, определяющие ценность индивидов, и свои
знаки отличия, фиксирующие эту ценность в рамках соответствующих систем. В
науке — это одни критерии, они связаны с научными открытиями и получают
отражение в разного рода званиях и премиях, в экономике — другие, связанные с
успехом в конкурентной борьбе и выражающиеся в величине банковских счетов, в
политике — третьи, состоящие в искусстве соразмерять разные интересы, умении
добиваться успехов на выборах и т. д. В каждой из этих социальных систем мораль
действует не сама по себе, не прямо, не через собственно моральные мотивы, а
опосредованно, косвенно, через дисциплину и жесткие формы деятельности,
которые специфичны именно для данной системы. Вполне естественно, что
человек, который хочет быть полезным и заслужить уважение в науке, должен
практиковать совершенно иные качества и умения, чем человек, который хочет
быть полезным и заслужить уважение в бизнесе. Столь же естественно, что эти
разные, быть может даже противоположные, качества и умения нельзя оценивать
сами по себе, на основе абстрактных моральных принципов, вне
270
их системного контекста. Они ценны и оправданны своей функциональностью, их
общественная значимость выявляется только в рамках соответствующих
социальных систем.
Словом, многие из предписаний великих моралистов в современном обществе
оказываются излишними. Но не потому, что они ложны или надуманны. А
совершенно по иной причине; заключенное в них моральное содержание
обеспечивается иным, к тому же более надежным способом. Так сын, став
взрослым, не нуждается более в прямой опеке отца. Необходимость опеки он
снимает зрелостью своего поведения. И общество, обретая институциональную
зрелость, объективно оказывается ближе к великим моралистам, чем тогда, когда
оно находилось под их прямой опекой.
Указатель имен
Аарон 69,70, 71,74 Абдаллах, отец Мухаммеда 121 Абд аль-Мугалиб. дед Мухаммеда
121 АбуБакр, халиф 121,127,130
Абу Лахаб, дядя Мухаммеда 127,
229 Абу Талиб, дядя Мухаммеда
121,122,128,129 Августин Блаженный 199 Авраам (Ибрахим) 68,79,116,117,
137,138,152 Александр П 324,325 Александр Македонский 248 Али, двоюродный брат, приемный сын и
зять Мухаммеда 123 Альбер, издатель 341 аль-Касим, сын Мухаммеда 123 Ананда, брат Будды 49,51 Анит
162,169 Аристотель 4, 6,166,167,178,236,
264
Архелай 171,173 Афиней 186 Ашвагхоши46
БахираШ
Бек Ц. Г., издатель 341
Берге С. А. 198, 202
Бруно Дж. 16
Будда (Сиддхартха Гаутама) 45—64,
109, 209, 258, 278 Булгаков С. Н. 117,
Барака, родственник Хадиджи 125 Васильев Л. С. 33 Вивскананда С. 53 ВитгеншейнЛ. 16 Вэй-цзы23
Гальбиати Э. 84 Ганди М. 16,108 ГаспаровМ. Л. 316 Гегель Г.В. Ф. 107,244,252 Геккель Э. 224 Генрих IV
324 Гераклит 3 Гесиод 180 Гете И. В. 341 ГладстонУ.Ю.326 ГоббсТ. 12,19 Гомер 3,160 Гримм, братья 5
Гумберт 1324, 325
Дагларадж Ф. К. 201 Даниил, пророк 93 Дарвин Ч. 224 Девадатга, брат Будды 49 Декарт Р. 246,247
Демокрит 180 Дин-гун26
Диоген Лаэртский 160,169,174, 179,180,186,305, 314, 316 Достоевский Ф. М. 17
Е-гун 35,275
343
Зайнаб, дочь Мухаммеда 123 Зейду, приемный сын Мухаммеда
129 Зиновьев А. А. 7
Иаков 67, 79, 137
ИбнХишам125,129
Ибрахим 137— см. также Авраам
Идоменей 180
Иефинна 73
Израиль 67
Иисус Христос (Иешуа) 16,73, 86—119,135,137,138,148,153, 216—217, 218, 221—223, 226, 228—
230,258,260—262,286, 323
Ийегер В. 175
Ильин И. А. 227
Иоанн 107
Иоанн Креститель 96
Иосиф, отец Иисуса 88, 89
Иосиф 66
Иотро (Иофор) 67
Ирод 88, 89
Исаак 68,79,137
Исмаил 137
Иуда Искариот 102, 116
Кант И. 11, 244, 252, 253,268
Карапетьянц А. М. 31
Карл 1320
Кеннан Дж. 226
Кинг М. Л. 108
Клинтон Б. 269
Конфуций (Кун-цзы) 22-^4,109,
258,260,272,274—277 Крачковский И. Ю. 290 Кривцов В. А. 25,272 КризерЭ. 331
Ксенофонт Афинский 158,167 Куртиус Э. 336
Лао-цзы 25 Леви 67, 72 Ликон 162,169 Лин-гун 276 Лот 93 ЛуманН. 268 Людовик XVI324
Макиавелли Н. 268 Мак-Кинли У. 326 Максимилиан Мексиканский 324 Мария, мать Иисуса 88 Маркс К.
188,189,265 Мартини Э. 341 Майя, мать Будды 47 Мелет 161,169 Метродор 181 Микеланджело 72
Милинда (Менандр) 46 Моисей 65—85,109,137,138,141,
217,265,282,283 Мухаммед 109, 120—157, 258,
260,261,265
Нагасена46 Нафсифан 180 Ницше Ф. 335 Ной 93,138 Нордстед 5 Нун.(Навин)73
Овидий 17,269 Огома Э. 245 Омар, халиф 129 Осман, халиф 121,127
Павел, апостол 208 Павел I, король 324 Пальмерстон Г. Дж. Т. 326 Парибка А В. 50,54,55 Переломов Л. С.
22
344
Петр, апостол 92
Петр III 324
Платон 11,20,159,165,251,266,
267,305
Поликарпов-Орлов Ф. П. 5 Понтий Пилат 89, 95 ПьяццаА. 84
Рукайя, дочь Мухаммеда 123
Секст Эмпирик 9
Сёдерблюм Н. 340
Симон 105
Смит А. 268
Сократ 91,158—179,260,262, 305
Соловьев Вл. 139,151
Соловьевы. С. 305
Соломон 208
СымаЦянь23,25
Сюань-ди 35
Толстой Л. Н. 196—23 1, 323,324,
328 Топоров В. Н. 50,278
УайтхедА.Н.262,263
Умм Касум, дочь Мухаммеда 123
ФанЧи29,273
Фатима, дочь Мухаммеда 123
Фор Ф. 326
Форд, миссионер 339, 340
Фо-фу Хэ 23
Франциск Ассизский 340
Хадиджа, жена Мухаммеда 122,
123,125,126 Хашим, прадед Мухаммеда 121
Цзин-гун 274
ЦзиКан-цзы276
Цзы-гун 27,28,32, 34,273,274,276
Цзы-лу29,40.274.276
Цзы-ся 34,273,274
Циппара67
Цицерон 4
Чанда50
ЧжанЮя27
ЧжоуГучэнЗ!
ЧжэнКао-фу23
Чу-гун 26,27
Чэн-ван23
Швейцер А. 232—255, 334
Шифман И. Ш. 68,282
Шопенгауэр А. 208,209
Шпенглер О. 340,341
ТТТулян Хэ, отец Конфуция 23, 24
Шунь40
Эмина, мать Мухаммеда 121
Эмпедокл 3
Энгельс Ф. 188,189,265
Эпикур 178—195,316
Ю-цзы273
ЯньХуэй27
Янь-чжи, мать Конфуция 24
Янь Юань 33,274
Яо40
Яхве 68—84,282—285
Предметный указатель
Ад 146
Аскетизм 48, 96 Ахимса см. Ненасилие
Безмятежность (у Эпикура) 183 Бенаресская проповедь (Будды) 54 Бессмертие см. Смерть Благая несть