ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 511

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 4. Моисей: десять заповедей

Человеку свойственно стремиться к собственному благу. В этом стремлении он

наталкивается на такое же стремление других индивидов. Между людьми на этой основе

возникают практически бесконечные конфликты. Столкновения из-за желания лучше

устроиться в мире очень похожи на естественную борьбу за существование. Поэтому

кажется, что они могут получить разрешение по природным законам — на основе силы. Но

это только видимость. На самом деле путь насилия является тупиковым. Если бы даже

какому-нибудь супериндивиду удалось безраздельно навязать свою волю всем остальным и

беспрепятственно удовлетворять свои притязания на власть, богатство и другие

материальные блага, то и в этом совершенно фантастическом случае он не обрел бы ни

внутреннего покоя, ни внешнего мира. Наоборот, его существование стало бы физически

более опасным, а психологически более дискомфортным. Он оказался бы перед новой

задачей — как удержать безусловное господство, а ее нельзя решить без тотальной

подозрительности и изначальной враждебности по отношению ко всем окружающим.

Страх потерять то, что уже есть, действует на человека и его отношения с другими людьми

не менее разрушающе, чем жажда обладать тем, чего еще нет. Кроме того, именно вместе с

полнотой внешних благ обнажается их ничтожность, пробуждается запоздалое сознание

того, что они не стоят потраченных на них усилий. Материальное благополучие не

тождественно счастью. Оно не является также его определяющей основой.

Логично предположить, что в действительности существуют какие-то иные, более высокие

основания человеческой деятельности помимо материальных выгод и иные, более

действенные способы преодоления человеческих конфликтов, помимо природных законов.

Какие? Один из ответов на этот вопрос, решающим образом

65

повлиявший на культурное развитие народов Европы и Передней Азии, дает

Моисей — законодатель и учитель еврейского народа, его вождь в период исхода

из Египта, основатель религии иудаизма.

Моисей сформулировал две взаимосвязанные истины, раскрывающие своеобразие

человеческого бытия как бытия нравственного. Во-первых, над человеком есть бог,

воле которого он должен безусловно повиноваться. Во-вторых, человеческий

индивид не существует сам по себе, а является частицей более широкой


исторической общности — народа. И связь с богом, и принадлежность к народу

образуют поле справедливости, на котором только и могут взрасти семена

человеческого согласия и благополучия.

Единственным источником сведений о жизни и учении Моисея является

Пятикнижие, именуемое в иудейской традиции Торой (tora, что означает "учение")

и составляющее основу Ветхого завета. Сюда входят первые пять книг Библии:

Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Основные нравственные принципы

Моисея составляют цельный кодекс из десяти заповедей, что и стало его

обозначением: Десять заповедей (Десять речений, Десятисловие, Декалог). Десять

заповедей в Библии повторяются дважды, в книгах "Исход" (20:1 —17) и

"Второзаконие" (5:6—21), между ними есть несколько разночтений. Есть и третья

версия Десяти заповедей, которая не совпадает с названными двумя буквально,

хотя также является компактной — в книге Левит (19:3—19). Десятисловие

представляет собой вводную часть развернутой системы религиозных,

юридических,повседневно-житейских норм, составляющих основное содержание

Пятикнижия и имеющих важное значение для понимания этики Моисея. Есть

основания предполагать, что текст Пятикнижия в том виде, в каком он дошел до

нас, существует, по крайней мере, с УП века до н.э.

Жизнь и миссия Моисея

Основная жизненная миссия Моисея, в рамках которой разворачивается его

религиозная и нравственно-законодательная деятельность, — вывести евреев из

Египта. Они прибыли туда в свое время желанными гостями, спасаясь от голода и

покровительствуемые их соплеменником Иосифом, который был первым

сановником при фараоне. По истечении времени, растянувшегося на ряд

поколений, их стали жестоко преследовать из-за того, что

66

они становились многочисленнее и сильнее самих египтян. Опасаясь конкуренции со

стороны сынов Израиля (потомков Иакова, которого звали также Израилем), египтяне

поработили их, подвергали дурному обращению и изнуряли тяжелой работой. В

довершение всего фараон приказал умерщвлять всех новорожденных еврейских

мальчиков. Хотя беспрекословно осуществлять этот указ не удавалось, тем не менее он

делал дальнейшее пребывание израильтян в Египте невыносимым.

В это-то время в доме Левиев (одном из двенадцати колеи Израиля) родился сын. Мать

спрятала его. Когда по прошествии трех месяцев прятать его стало тяжело, она


положила мальчика в корзину, обмазанную смолой и глиной, и спрятала в камышах па

берегу Нила. Младенца нашла дочь фараона, которая поняла, что это еврейский

мальчик. Она решила усыновить его и наняла кормилицу, которой оказалась родная

мать малыша. Мальчика дочь фараона назвала Моисеем (как поясняется в Библии, имя

это происходит от слова "вытаскивать" и объясняется тем, что Моисей был вытащен из

воды; по другой версии, этимология этого имени восходит к еврейскому слову mosa,

означающему "дитя, ребенок, сын"). Родился Моисей во второй половине второго

тысячелетия до нашей эры, вероятнее всего, на рубеже XIV—ХШ веков до и. э.

Моисей вырос при дворе фараона, в атмосфере любви. Он получил египетское

воспитание, надо думать, лучшее по тем временам. Когда Моисей вырос, он однажды

увидел, как египетский надсмотрщик бьет выполняющего повинную работу еврея.

Оскорбившись за своего собрата, он в гневе убил египтянина и спрятал его в песок. На

следующий день он увидел, как дерутся между собой два еврея. Моисей решил

урезонить того из них, кто был виноват. Ответом ему стало дерзкое замечание в том

духе, почему Моисей берет на себя роль стража справедливости и не собирается ли он

вновь совершить самосуд, как вчера над египтянином. Моисей испугался того, что о

его деянии уже известно, и, боясь гнева фараона, убежал на северо-восток. Т^ам он

нашел хороший прием и приют в доме жреца Иитро (Иофора); перед тем он заступился

за его дочерей, которых во время водопоя овец хотели обидеть пастухи. Иофор, у

которого было семь дочерей, выдал одну из них, Циппару, за Моисея. У них появилось

двое сыновей.

Евреи тем временем продолжали страдать в рабстве. Их стенания доходят до бога. Бог

решил вывести их из

67

Египта в благодатную страну, которую он обещал еще Аврааму. Для выполнения этой

задачи бог призывает Моисея. Моисей нас овец своего тестя и однажды погнал их к горе

Хореву (другое название — Синай). Там он увидел куст терновника, охваченный огнем, но

не сгорающий (так называемая "неопалимая купина"). Привлеченный этим дивом, Моисей

пошел к кусту и услышал обращенный к нему голос, который первоначально приказал ему

снять сандалии, ибо место, где он стоит, — священная земля. Затем он представился как

бог его предков и объявил о своем решении спасти свой народ от рук египтян и о том, что

сделать это его именем должен Моисей: "Иди, и Я пошлю тебя к фараону, и выведи Мой


народ, Сынов Израиля, из Египта" (Исх. ЗгЮ)1. Первой реакцией Моисея было недоумение,

проистекающее из сознания того, что он не готов и недостоин такой миссии, Именно это

сознание своего несовершенства более, чем что-либо другое, свидетельствует о высоких

моральных качествах Моисея, его внутренней готовности к правильным отношениям с

богом. На сомнения Моисея бог отвечает, что он будет с ним. На его вопрос, каким именем

он должен назвать бога перед соплеменниками, последовал ответ: "Я семь Тот, Кто Я

семь!" И Он сказал: "Так скажи Сынам Израиля: "Я-Есмь послал меня к вам". И сказал еще

Бог Моисею: "Так скажи Сынам Израиля: Яхве, Бог ваших отцов, Бог Авраама, Бог Исаака

и Бог Иакова, послал меня к вам; это имя Мое навечно, и это память обо Мне из поколения

в поколение" (Исх, 3:14—15). Бог впервые появляется перед Моисеем под собственным и

окончательным именем Яхве, что означает "сущий"; это, видимо, должно было

подчеркнуть, что его участие в судьбе своего народа достигло высшего пункта. Вместе с

тем Яхве — тот же бог, который покровительствовал предкам евреев и являлся перед ними

под именем "Шаддай", что означает "Могучий". Израильтяне должны поверить Моисею.

Что касается фараона, то, как обещает бог, он карами принудит его выполнить свою волю.

Моисей продолжает сомневаться. "А если израильтяне не поверят, что мне являлся Яхве-

Бог?" — спрашивает он. Бог научает Моисея трем чудесам, которые должны стать

знамением

1 Здесь и далее Пятикнижие мы будем цитировать в переподе доктора исторических наук И. ТУТ.

Шифмана по изданию: Шифман И. Ш. От Бытия до Откровения, Пятикнижие Моисеево. М., 1993.

68

того, что он избран богом. По приказу бога Моисей превращает спой посох в змея, воду —

в кровь, его рука поражается проказой и вновь выздоравливает. Тогда Моисей находит

новые аргументы для сомнения. Он обращает внимание на то, что он лишен красноречия и

заикается. Бог отвечает, что он научит Моисея нужным речам, а до народа эти речи будет

доносить его старший брат Аарон, обладавший ораторскими способностями. Человек,

берущий на себя роль вождя и учителя народа, как бы признает себя достойным этой роли.

Тем самым он оказывается в нравственно двусмысленном положении. Бог освобождает

Моисея от такой двусмысленности тем, что берет на себя ответственность за его высокую

миссию. Как свидетельство этого, он научает Моисея некоторым вещам, которые


превышают человеческие возможности и должны для окружающих стать знамениями его

выделенности, избранности.

Моисей с женой и детьми возвращается в Египет. В это время ему было уже 80 лет, По пути

его встречает посланный богом Аарон. Они объявляют израильскому народу волю Яхве;

народ принял их, Потом они пошли к фараону и передали тому просьбу израильтян отпу-

стить их в пустыню на расстояние трех дней, чтобы принести жертвы своему богу. Фараон

отклонил эту просьбу и, чтобы евреи не предавались праздным мыслям, велел усилить гнет

(оставив ту же норму изготовления кирпичей, он приказал евреям самим собирать для себя

солому, которая раньше им выдавалась). Чтобы добиться своего, Яхве подвергает египтян

страшным наказаниям: отравляет воду Нила; наводит лягушек на всю страну; земной прах

превращает в комаров; насылает песьих мух; устраивает тяжелый мор скоту; заражает

людей и скот оспенной язвой; проливает дождь с сильным градом, убивающим все под

открытым небом; приводит саранчу, пожирающую все подряд; устраивает непроглядную

тьму; и, наконец, умерщвляет всех первенцев египтян, независимо от того, идет ли речь о

людях или о скоте. Это так называемые десять казней египетских. Им подвергаются именно

египтяне. Евреи чудесным образом остаются нетронутыми. Наказания сыплются на головы

египтян постепенно. Их цель — принудить фараона отпустить евреев. Фараон дает слово,

потом отказывается; предлагает евреям устроить свое празднество в честь бога здесь, в

Египте; соглашается отпустить их, но без скота. Бог, однако, оставался непреклонен. Ин-

69

тересно отметить: упорное нежелание фараона принять предложение Моисея и Аарона

предугадано богом и санкционировано им. "Я ожесточил его сердце" (Исх. 10:1), —

говорит Яхве. Бог думает не только о том, чтобы осуществить свою волю, по и о том,

чтобы они осуществлялась но человеческим канонам. Воля бога оказывается

одновременно обоснованной логикой обстоятельств и законами человеческой

психологии. С этой точки зрения вполне понятно долгое упорство фараона (он не

желал лишаться дармовой рабочей силы и в то же время боялся того, что отпущенные

на волю евреи соединятся с его врагами). Понятно также и то, что в конце концов,

когда начался великий крик в Египте, ибо в каждом доме были мертвецы, он должен

был сдаться. Путь к спасению был открыт. Готовясь к нему, евреи с санкции Яхве