ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 522
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
Человек составляет исключение, его жизнедеятельность не запрограммирована. В
его поведении нет никакой предзаданности. Индивидуальные вариации поведения,
порой большие, наблюдаются и у животных. Однако тип поведения у них
предзадан. Мы знаем, что в случае нормального развития получится из маленького
ягненка или маленького волчонка. Но мы никогда не можем с уверенностью
сказать, что получится из маленького человечка. Из него может получиться все, что
угодно. И когда про одного говорят, что он похож на ягненка, другого называют
хищником, третьего сравнивают со змеей и т. д. — это больше, чем фигуральные
выражения. Человек живет по нормам, которые он сам себе задает. Его действия
носят целесообразный характер, то есть он действует сообразно целям, который
перед собой ставит. Цель можно назвать причиной, которая находится не сзади, а
впереди, дана как бы не до следствия, а после нее. Человек сам задаст основания,
причины своего поведения.
Разные люди и один и тот же человек в разное время могут совершать разные,
взаимоисключающие поступки. Ворон ворону глаз не выклюет, — говорит русская
пословица. Животным присущ врожденный запрет братоубийства. Им свойственны
инстинктивные тормозные механизмы, ограничивающие проявления агрессивности
против представителей своего вида. У человека ничего этого нет или ослаблено до
очень опасного предела. Из Библии нам известно: Каин убил Авеля. Брат убивает
брата. Существуют физиологические механизмы, в силу которых проявления
жизни являются источником приятных ощущений, а проявления смерти (ужас на
лице, вид крови и т.д.) порождают инстинктивное отвращение. Человек может
преодолевать и эти ограничения до такой степени, что способен радоваться
страданиям (феномены садизма или мазохизма). Человек есть на все способная
тварь — это суждение писателя и социолога А. А. Зиновьева является в такой же
мере суровой оценкой, в какой и беспристрастной констатацией факта.
Другим аспектом отмеченной особенности человеческого бытия является то, что
человек находится в процессе непрерывного становления. Он всегда стремится стать
иным, чем он есть на самом деле, подняться над самим собой. Он постоянно недоволен
собой, обуреваем желанием быть другим, выйти за свои границы. Наиболее очевидно и
вызывающе это обнаруживается в отношении к смерти. Человек смертен, как и все
природное. Ничто не может отменить этого факта, никому и никогда не удавалось
обойти его. Встреча индивида с собственной смертью абсолютно неминуема. Тем не
менее человек не может принять этого факта, бунтует против него, бросает ему вызов.
Стремление к бессмертию — специфическое стремление человека.
Мало сказать: человек не тождествен самому себе. Следует добавить: эту
нетождественность он воспринимает как недостаток. Он движим желанием быть
другим, но это состояние вечного становления он не может принять как норму. Он в то
же время желает освободиться от желания быть другим. Человеку свойственно
представлять жизнь в виде иерархии, нижней точкой которой является растительный и
животный мир, а верхней — некое гипотетическое, идеальное состояние, именуемое
одними богом, другими — коммунизмом, третьими — точкой омегой и т. д. Сам
человек в этой иерархии находится посередине. Он не внизу и не наверху. Он на
лестнице, которая ведет снизу вверх. При описании особенности человеческого бытия в
философии неоплатонизма использовался образ человека, который по пояс находится в
воде. Бытие человека изначально раздвоено: он стремится выйти из воды, но остается в
ней; он находится в воде, но стремится выйти из нее. Человек занимает в космосе
срединное положение и по определению является незавершенным существом.
Стремление к завершению, которое может быть названо одновременно и стремлением
к совершенству, — отличительная особенность человека.
Мораль и есть отношение человека к себе в перспективе собственного стремления к
совершенству, идеалу.
2. Эта замкнутость на идеал, совершенство выражается в том, что в человеческих
мотивах и соответствующих им действиях есть пласт, который не может получить
эмпирически доказательного объяснения, не умещается в границы закона причинности
и принципа полезности. Человек, как уже отмечалось, не хочет мириться со смер-
тью. Это — закон природы. Однако мы знаем много случаев, когда люди идут на
смерть за свои убеждения, считая их важнее жизни. Такой способ поведения мы
называем героическим. Из двух возможных вариантов поведения в бизнесе, один из
которых сулит доход в один миллион рублей, а второй в десять раз больше, человек
изберет второй. Однако есть поступки, которые он не совершит ни за какие деньги.
Нет такой корысти, которая оправдала бы предательство друга, измену Родине,
потому что и дружба, и любовь к Родине ценны сами по себе. Они бескорыстны.
Мораль есть та область героического и бескорыстного в человеке, которая не
выводится из обстоятельств и не сводится к ним, а имеет автономный, то есть
самозаконодательный, характер. Она бес-причинна и неутилитарна.
Древнегреческий философ и врач Секст Эмпирик описывает такую ситуацию:
человек, который находится под ножом хирурга, выносит сопряженную с этим
боль, а его близкие, наблюдающие со стороны, не выносят ее и падают в обморок.
Почему так происходит? Возможны различные ответы на этот вопрос. Для самого
Секста Эмпирика данный пример иллюстрировал тезис скептической философии,
согласно которому основным источником страданий является воображение:
сознание того, что страдание — это плохо, приносит более сильные страдания, чем
само страдание. Если же говорить о моральной основе описанной ситуации, то ее
можно сформулировать так: сострадание для человеческой личности более
значимо, чем страдание. Или, если выразить ту же мысль иначе, страдания других
людей могут оказывать на человека более сильное воздействие, чем его
собственные страдания.
3. Поскольку точкой отсчета морали является некое идеальное состояние, которое
по определению бесконечно, неисчерпаемо совершенно, то она не может не нахо-
диться в отрицательном отношении к любому наличному состоянию, которое
всегда конечно, ограниченно. Мораль в ее конкретном выражении поэтому всегда
имеет характер запретов. Позитивная формулировка в данном случае означала бы
парадокс сосчитанной бесконечности.
Этот вывод может вызвать возражения, так как существует немало этических
предложений, заключающих позитивное содержание и имеющих форму
предписаний (будь милосерден, люби ближнего и т. д.). Они, однако, всегда
являются настолько общими, неопределенными,
что их можно рассматривать как вариации одного-един-ственного требования —
требования быть моральным. Строгий, конкретный и, самое главное, проверяемый
смысл имеют только моральные запреты. Как говорил Монтепь, самый тонкий
кончик циркуля является слишком толстым для математической точки. Точно так
же реально практикуемые нормы не могут считаться воплощением морали.
Индивиды и их поступки отличаются друг от друга только мерой морального
несовершенства.
4. В человеке, начиная с древности, выделяются три составляющие: тело, душа,
дух. Мораль является характеристикой души. Не тела. Не духа. А души. С одной
стороны, существуют аффекты, природные инстинкты и стремления — все то,
что сопряжено с удовольствиями и страданиями. С другой стороны, существует
созерцательная деятельность, выводящая человека в чистые сферы абсолютного.
Первое воплощается во всей прагматике жизни. Второе — в высших формах
духовной деятельности, искусстве, философии, религии. Душа есть плоскость
пересечения аффектов и духа, их переход друг в друга. Это — не аффекты, а
способность последних слушаться указаний духа как высшей инстанции. Это — и
не дух, а его способность быть управляющим началом по отношению к аффектам.
Тело и дух образуют как бы два полюса души, ее разумную и неразумную, высшую
и низшую части. Если тело есть животное начало в человеке, а дух — божественное
начало в нем, то душа представляет собой самое человеческое в человеке. Тело
привязывает человека к земле, скручивает его обручем ненасытных желаний, духом
он созерцает вечное. Душа представляет собой соединение одного с другим, она
характеризует человека в его движении от низшего к высшему, от животного к
богу, от конечного к бесконечному, показывает меру преодоленности животно-
неразумного начала и меру воплощенности божественно-разумного начала.
Качественное состояние души выражается в морали. Мораль, собственно, и есть
анатомия души. Подобно тому как дух бывает истинным или ложным, тело —
сильным или слабым, так и душа бывает доброй или злой, точнее, добродетельной
или порочной (недобродетельной). Вовсе не случайно образный строй культуры
связывает душу и мораль с одним и тем же человеческим органом — сердцем.
5. Чем же определяется то или иное состояние души, а соответственно моральные
качества человека? Что со-
10
ставляет специфическую предметность последних? В платоновском диалоге "Федон"
рассказывается миф, согласно которому души людей после смерти воплощаются в
животных соответственно тем навыкам, которые они обнаружили в своей человеческой
жизни. Те, кто был склонен к чревоугодию, беспутству и пьянству, перейдут в породу
ослов или подобных им животных. Те, кто предпочитал несправедливость,
властолюбие и хищничество, перейдут в волков, ястребов или коршунов. А каков же
будет удел людей добродетельных — рассудительных и справедливых? Они, всего
вероятней, окажутся среди пчел, ос, муравьев или, быть может, вернутся к человечес-
кому роду, но в любом случае это будет среда общительная и смирная. В образной
форме Платон выразил очень важную истину: характер человека, качество его души
определяются характером его отношений с другими людьми. Сами эти отношения, а
соответственно человеческая душа становятся добродетельными в той мере, в какой
они оказываются смирными, сдержанными, умеренными. Любопытно заметить, что,
согласно Платону, добродетельности недостаточно для того, чтобы попасть в род
богов. Для этого надо еще стать философом. Платон тем самым обозначает различие
между душой и моралью, с одной стороны, разумом и познанием — с другой.
Мораль ответственна за человеческое общежитие, она и есть то, что связывает,
соединяет человеческое общежитие, делает его возможным. Для того чтобы могло
состояться человеческое общежитие, необходимо осознать его в качестве
первоценности. Это и составляет содержание морали.
Отношения людей конкретны, "вещественны". Они всегда строятся по поводу чего-то.
По поводу воспроизводства жизни — и тогда мы имеем область сексуальных и
семейных отношений. По поводу здоровья — и тогда мы имеем систему
здравоохранения. По поводу поддержания жизни — и тогда мы имеем экономику. По
поводу защиты от преступности — и тогда мы имеем судеб-но-полицейскую систему.
Отношения не только в масштабе общества, но и между отдельными индивидами
строятся по тому же принципу: между человеком и человеком всегда есть нечто другое,
третье, благодаря чему их отношения приобретают размерность. Люди вступают в
отношения друг с другом постольку, поскольку они что-то делают: пишут статью,
обедают в ресторане, играют в шахматы и т. д. Зададимся вопросом: что останется
11
в отношениях между ними, если полностью вычесть из них это "что-то", все
конкретное, предметно обусловленное многообразие?
Останется только их общественная форма, это и будет моралью. Мораль есть
нацеленность людей друг на друга, которая существует изначально, до каких-либо
конкретных взаимоотношений между ними и является условием возможности этих
отношений. Не приходится сомневаться, что практический опыт сотрудничества
детерминирует мораль. Но без морали не мог бы состояться сам этот опыт
сотрудничества.
Для того чтобы понять природу и назначение государства, Гоббс постулировал