ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 513
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
распространяется на беременных женщин или тех, кто находится в неволе. Нормы му-
сульманской этики знают и допускают исключения, меру их императивности нельзя
считать категорической
- за одним, разумеется, исключением, которое касается самой мусульманской
веры. За веру можно и надо умереть. Все остальное не стоит человеческой жизни.
Христианско-европейская этика и этика Корана отвечают как бы на разные вопросы.
Первая - на вопрос о том, зачем надо быть моральным; она словно ищет аргументы
против искушения обойтись без морали. Вторая - на вопрос о том, как стать
моральным, что для этого надо делать. В мусульманской этике желание быть
моральным как бы подразумевается; она занимается поиском оптимальных путей его
осуществления. Коран - книга для тех, кто верует, "руководство для богобоязненных"
(2:2), она не наставляет на путь веры, а учит лишь тому, как правильно воплотить веру.
Вопрос, перед которым останавливается христиаиско-европейская этика
- зачем быть моральным, - в мусульманской этике снимается включением морали в
веру. Моральный образ жизни гарантирует блаженство вечной жизни, в то время как
порочный образ жизни неминуемо ведет к страшным мукам вечной смерти.
Справедливости и милосердия ищет тот, кто ищет своей выгоды. Столь же простое
решение получает вопрос о том, почему отдается предпочтение тем или иным нормам
(типа запрета иметь
155
более четырех жен, требования делать обязательные и добровольные пожертвования
нуждающимся и т. д.), - по той причине, что они предписаны богом. Наряду со словом
"Коран" для обозначения своих проповедей Мухаммед употреблял еще термин "аль-
фуркан", что означает "различение". Коран как раз обозначает различие, границу между
истинным и ложным, добрым и злым. Таким образом, моральный мотив в исламе
совпадает как с мотивом благоразумия, так и с мотивом благочестия.
Христианско-европейская этика предполагает человека раздвоенного, вечно
недовольного самим собой, который постоянно стремится к совершенству без
уверенности когда-нибудь достичь его. Она таит в себе опасность морального
релятивизма и даже нигилизма. Мусульманская этика, напротив, исходит из более
приземленного, но зато более реального образа человека, который вполне понимает и
- самое главное - принимает ограниченность своих человеческих возможностей. Она
отказывает человеку в богоподобии и более реалистически, хотя и менее возвышенно,
очерчивает пространство его нравственно ответственного поведения (заметим в скоб-
ках, что в исламе нет идеи наследственного греха; согласно Корану, Адам был прощен
Аллахом и его вина не распространяется на потомков). Она чревата опасностью
стагнации, догматизма. Коран дает детализированную программу жизни индивидов.
Программа эта считается непререкаемой, она служит не только руководством к
действию, но и догмой. Точнее сказать, она является руководством к действию именно
в качестве догмы. Перспектива, задаваемая мусульманской этикой, отличается
принципиальной неисторичностью. Во всяком случае, это - иная историчность, чем
та, которая заключена в хри-стианско-европейской этике абстрактных принципов. Ко-
нечно, следование Корану тоже нелегко. Правоверный мусульманин всегда будет иметь
достаточно поводов для угрызений совести. Тем не менее зазор между моралью и
реальностью, долженствованием и бытием является в исламе качественно иным, чем в
случае христиан-ско-европейской этики. И Мухаммед вряд ли мог бы повторить слова
Иисуса о том, что его царство - не от мира сего.
Этика Корана сопоставляется нами с христианско-ев-ропейской этикой для того, чтобы
выявить ее своеобразие, но отнюдь не для того, чтобы подчеркнуть ее
156
превосходство или ограниченность. Этика, ставшая духовной основой огромной
цивилизации, которая существует более тысячи лет, заслуживает того, чтобы ее оцени-
вали по ее собственным критериям. Если моральный опыт человечества складывается
из различных традиций, которые взаимно дополняют друг друга, подобно тому как
разные цветы, соединяясь вместе, могут составить один прекрасный букет, то этика
Корана, вне всякого сомнения, является одним из них. Она имеет вполне самоценное
значение.
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
С именем Сократа связано качественное изменение в истории европейской
культуры, суть которого хорошо передал Гегель словами о том, что место оракулов
заняло свидетельство духа индивидуумов. Сократ является родоначальником
философской этики, которая, в отличие от религиозной, рассматривает мораль в
качестве предмета, целиком находящегося в компетенции человека, в границах его
познавательных и практических возможностей. Суть его морального учения
состоит в следующем. От сознательного выбора человека (не от судьбы или каких-
то иных неподвластных ему сил) зависит то, насколько его фактическая жизнь
соответствует его же собственным представлениям о достойной жизни. А со-
знательный выбор есть знающий выбор. Расхождения между моральными
притязаниями и счастьем, когда счастливыми оказываются худшие, связано с
неправильным пониманием счастья. Есть только один путь к счастью — путь
доказательного знания. Добродетель тождественна знанию в том смысле, что
только добродетельного можно считать действительно знающим. Мораль зависит
от познания — познание зависит от морали. Не может быть поведение человека
разумным, если оно не является одновременно ответственным. И наоборот. По-
этому до тех пор, пока добродетель будет находиться в конфронтации со счастьем,
человек не может утверждать, что он что-то знает, что он живет разумной жизнью.
Сократ излагал свои взгляды только устно, они дошли до нас через свидетельства
современников. Основными среди этих свидетельств являются сочинения его юных
друзей и последователей Ксенофонта (прежде всего "Воспоминания о Сократе") и
Платона. В случае последнего не всегда легко провести границу между взглядами
158
Сократа и самого Платона. К сократическим обычно относят ранние диалоги
Платона до "Протагора" включительно. Считается несомненным, что по крайней
мере в "Апологии" и "Критоне" платоновский Сократ соответствует историческому
оригиналу. Сократа-философа нельзя отделить от Сократа-человека, ибо мудрость
знания состоит в мудрости жизни. Поэтому для понимания мировоззрения Сократа
факты ею биографии так же важны, как и его суждения.
Жизнь и смерть Сократа
Когда Сократ ждал в тюрьме исполнения смертного приговора, его друг Критом,
подкупив стражу и сделав другие необходимые приготовления, предложил ему убе-
жать из неволи. Обдумывая эту возможность, Сократ рассуждает так. Убежав, он
сохранит жизнь, но изменит своим убеждениям, поставит себя в положение, при
котором не сможет выполнять свой долг. Отклонив предложение Критона, он
непременно погибнет, но сохранит верность убеждениям. Сократ сознательно и
обдуманно выбирает второй вариант. Он выбирает смерть, ибо "всего более нужно
ценить не жизнь как таковую, но жизнь хорошую" .
С разграничения между жизнью как таковой и жизнью хорошей начинается мораль
и этика. Оно, это разграничение, является также исходной основой морального ми-
ровоззрения Сократа. Жизнь как таковая или жизнь сама по себе — жизнь в ее
естественном и социальном выражении; она складывается под воздействием
объективных сил и обстоятельств, которые могут быть для индивида роковыми или
удачными, но всегда остаются по отношению к нему внешними. Жизнь хорошая
или достойная — человеческий образ жизни, то есть такое качество жизни, которое
задается ей сознательными усилиями самого человека и выражается в понятиях
доброго, прекрасного, справедливого. Совершенный, добродетельный человек
достоинство жизни ставит выше самой жизни. Он следует своим убеждениям и
стремится к тому, чтобы его убеждения были правильными. "Я не способен, —
гово-
1 Платон. Сочинения: В 3 т. М, 1968. Т. 1. С. 122. В дальнейшем ссылки на это издание будут даваться в
тексте цифрами, из которых первая обозначает том, следующая—страницы.
159
риг Сократ про себя, — повиноваться ничему из всего, что во мне есть, кроме того
убеждения, которое после тщательной проверки представляется мне наилучшим" (1,
119). Все практические и интеллектуальные усилия Сократа были посвящены поиску
ответа на вопрос, какие убеждения являются наилучшими, какая жизнь — самой
достойной.
По словам Сократа, ему с детства сопутствовал некий демон, ангел-хранитель —
внутренний голос, предостерегавший его от совершения каких-то поступков. Сократ
доверял этому голосу и всегда следовал его указаниям. Принято считать, что в данном
случае речь идет о голосе совести. Сократ придавал первостепенное значение внут-
ренней обоснованности поступков, стремился жить в согласии с самим собой. Это
стремление к самоидентичности прежде всего обнаружилось в выборе жизненного
пути.
Отец Сократа был каменотесом и научил сына своему ремеслу. Сократ хорошо усвоил
искусство ваяния (высказывалось даже мнение, что ему принадлежат некоторые
скульптуры Акрополя). Однако он не пошел по стопам отца. Он не пошел ни по чьим
стопам. Сократ сам придумал себе "профессию" — вести беседы с согражданами о
смысле жизни, чтобы вместе искать нравственную истину и пути к
самосовершенствованию. Он сравнивал Афины с благородным, но обленившимся от
тучности конем, а себя — с оводом, не дающим ему покоя, Сократ говорил, что его,
видимо, бог приставил к афинянам, чтобы он, носясь повсюду, каждого из них "будил,
уговаривал, укреплял непрестанно" (1, 100). Сократ видел себя, свое призвание в том,
чтобы "рассуждать о нравственной философии по рынкам и мастерским", исследуя, по
его словам, "что у тебя и худого и доброго в доме случилось" (Гомер) . Он был готов к
таким рассуждениям в любое время и с любым человеком.
Рассказывают, что один известный физиогномист, впервые увидевший Сократа,
прочитал на его лице знаки чувственной и порочной натуры. Когда он высказал это
мнение, то люди, с которыми Сократ по своему обыкновению вел беседу, подняли его
на смех. Однако Сократ заступился за физиогномиста, признав, что в нем очень сильно
чувственное начало, но он обуздал его. Сократ
1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 99.
160
обладал внешностью (приземистая фигура, бычья шея, глаза навыкате, толстые
чувственные губы, бесформенный нос и т. д.), которую принято считать низменной. Он
развил огромную силу духа не благодаря, а вопреки природе.
Сократ сам изваял свой человеческий образ. Его жизненный выбор не был продолжением
семейных традиций я природных предпосылок. Человек, разумеется, не живет в
безвоздушном пространстве. Время и обстоятельства диктуют его поступки. Сократ в этом
отношении не был исключением. На нем как гражданине, сыне, отце, муже лежали
определенные обязательства, и он их вполне добросовестно выполнял. Сократ жил
согласно нравам, отличаясь от большинства современников в двух отношениях. Во-первых,
при выполнении своих предзаданных обязанностей он стремился руководствоваться
соображениями истины и справедливости. Сократ оставался индивидуально ответственным
также при совершении социально клишированных поступков, в результате чего эти