ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 519
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
человека природная детерминация довлеет над этической. Это человек грубый,
неотесанный, своевольный не просто по внешнему виду и манерам, но еще и в том
глубоком смысле, что для него ритуал, представления о человеческом приличии и
достоинстве не стали определяющими мотивами поведения.
Важно подчеркнуть: в отношении человеческой судьбы нет космического или
антропологического предопределения. Подобно тому как благородный муж выделыва-
ет сам себя в упорных трудах, так и низкий человек является результатом нерадения
индивидов о самих себе. Правда, статус простолюдина способствует такому нера-
дению, но только способствует. Конфуцию приписывают такое суждение: "Человек
скрывает свое сердце — его ни измерить, ни взвесить. Прекрасное и безобразное — все
таится в человеческом сердце, но цвета его не увидишь" . Человек но своим
изначальным возможностям открыт как добру, так и злу. Сяо жэнь есть актуализация
возможности зла. Причина этого, согласно Конфуцию, заключается в том, что низкий
человек тянет на себя, к своей выгоде; он не умеет правильно построить свои отноше-
ния с другими людьми, ему чужда идея взаимности. Низкие, как говорит Конфуций,
"следуют [за другими людьми], но не живут с ними в согласии" (13,23).
Чтобы правильно понять представления Конфуция о нравственных возможностях
человека, следует иметь в виду, что в его учении нравственный идеал имеет две
разновидности — сыновней почтительности и благородного мужа. Между ними
существует совершенно очевидное противоречие. Образ сыновнего почтения покоится
на добродетели послушания. Благородный муж, напротив, — самостоятельная и
самодостаточная личность; он сам себе судья. Может существовать, как минимум, два
1 Древнекитайская философия. М., 1973. Т. 2. С. 106. 43
не исключающих друг друга объяснения данного противоречия. Согласно первому,
речь идет о разных уровнях социально-нравственной жизни. Сыновняя почтительность
— нравственный идеал в его массовидном выражении, доступном для всех, в том числе
для простолюдинов, Благородный муж — редко доступная вершина нравственного
развития личности, связанная с деятельностью государя и его советников. В
человеческой повседневности жэнь (человеколюбие) приобретает форму сыновней
почтительности, а в государственно-управленческой деятельности — благородного
мужа. Согласно второму объяснению, речь идет о разных стадиях нравственного
развития личности. Сыновняя почтительность — первая стадия, а благородный муж —
вторая. Человек может стать благородным мужем не раньше, чем сам станет отцом.
Оба этих объяснения вполне совмещаются, если учесть, что сановная деятельность
была уделом отцов — людей в возрасте, опытных, зрелых. При этом второй уровень
(или стадия) не отменяет первого, а прочно базируется на нем. Нормы сыновней
почтительности для благородного мужа еще более обязательны, чем для обычного
человека. "Благородный муж стремится к основе", а основа человеколюбия — это
"почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям" (1,2).
Глава 3. Будда: победить самого себя
Человек — существо незавершенное и потому вечно недовольное собой. Он включен в
жизненный процесс и в то же время возвышается над ним. Он не отождествляет себя со
своей жизнедеятельностью, он судит, оценивает ее с какой-то иной, более высокой, чем
сама жизнедеятельность, позиции. Сознательное стремление подняться над самим собой,
завершить свое бытие является видовым признаком человека, отличающим его от других
существ.
Чтобы прийти к согласию с самим собой, преодолеть саморазорванность собственного
бытия, человек должен вырваться из мира, пробиться по ту сторону добра и зла — таков
общий пафос этики Будды. Будда исключительно серьезно отнесся к человеческой жажде
бессмертия. Во-первых, он ясно осознал предельность, абсолютность этого стремления.
Жизнь и смерть связаны между собой нерасторжимо. Тот, кто не желает умирать, не
должен был бы желать родиться. Желание бессмертия — больше, чем желание, оно
является желанием исчерпания всех желаний. Во-вторых, согласно Будде, идея бессмертия
имеет для человека не теоретический, а практический статус. Речь идет не о том, чтобы
обосновать бессмертие, а о том, чтобы обрести его. Для этого человек, не те или иные
объединения людей, не человечество в целом, а каждый отдельный человеческий индивид
должен победить самого себя.
Учение Будды дошло до нас в позднейших изложениях и интерпретациях. Реконструкция
его первоначального содержания — предмет исследований и дискуссий. Основными
источниками для анализа взглядов и жизненного пути Будды являются: буддийская
каноническая книга "Типитака" ("Три корзины [закона]"), составлявшаяся последователями
Будды в течение первых трех столетий после смерти учителя и записанная на языке пали в
первые века н. э. на Цейлоне; мифологизированный рассказ
45
о жизни Будды на санскрите "Лалитавиетара"; поэма "Буддхачарита"
("Жизнеописание Будды") великого классика буддийской санскритской литературы
Ашваг-хоши, жившего предположительно в I — П веках и. э.; существующая в
палийской и санскритской версиях книга "Милипдананьха" ("Вопросы Милинды"),
представляющая собой беседу о сути буддийского учения между греческим царем
Милиндой (Менандром) и буддийским монахом Нагасеной и составленная
примерно во П в. и. э.
Жизнь
Будда является родоначальником одной из мировых религий, а культурное
освоение его образа продолжается в течение двух с половиной тысяч лет.
Свидетельства о нем представляют собой удивительное сочетание правды и
вымысла. Отделить в них реальные факты от мифов и поэтических преувеличений,
первоначальное исторической ядро легенды от последующих наслоений — задача,
которую необходимо разрешить хотя бы в каком-то приближении. Религиозные и
эстетические образы складываются по законам, не требующим жесткой
привязанности к исторической первооснове. Иное дело — этический образ,
рассматривающий личность в контексте морального учения. Здесь речь идет об
индивидуально-психологических предпосылках и эмпирическом воплощении
нравственного идеала, и поэтому человеческая достоверность образа имеет
первостепенное значение. Она, человеческая достоверность, может быть в нашем
случае одним из критериев, позволяющих лучше разглядеть за легендой о Будде
реальную жизнь реального индивида — Сиддхартха Гаутамы.
Критерий человеческой достоверности, конечно, не безусловен, поскольку
возможности разных индивидов могут сильно колебаться. Тем не менее он
позволяет проводить различие между правдоподобными фактами и несомненными
вымыслами. Например, свидетельство о том, что Будда прожил 80 лет, вполне
можно считать достоверным. А утверждение, что он после одного из своих
рождений в предшествующей жизни блаженствовал на небесах пятьсот семьдесят
миллионов шестьсот тысяч лет, следует считать мифом. Точно так же можно при-
нять, что Будда своей любовью укротил злого слона, но
46
нельзя поверить в то, что все переломные моменты в жизни Будцы от зачатия до
ухода в безостаточную нирвану сопровождались великими землетрясениями.
Родился Сиддхартха Гаутама в семье царя маленькой страны племени шакьев на
северо-востоке Индии в середине VI века до и. э. Его поэтому в последующем
называли Шакьямуни (мудрец из племени шакья). Повествуется, что в момент
зачатия Будды его матери Майе приснилось, будто в ее лоно вошел большой слон
(слон в буддийской мифологии считается символом сдержанности, терпения,
самообладания; в "Лалитавистаре" самого Будду называют великим слоном). Через
семь дней после рождения сына мать умерла. Мальчика вырастила сестра матери,
которая стала впоследствии его мачехой. Воспитывался Сиддхартха изысканно, по-
княжески, в неге и довольстве. Отец намеренно оберегал его от неприятных
впечатлений, искусственно изолировав от мира роскошью княжеских дворцов. Но
юный принц все-таки увидел жизнь. Во время прогулок он последовательно
встретил больного, старика, покойника и с ужасом узнал, что человеческая жизнь
бренна. Он постиг, что и его ждут впереди болезнь, старость и смерть. Привыкший
к исключительности своего существования, он стал размышлять над тем, нельзя ли
избежать всеобщей участи и найти путь к спасению. После он встретил аскета, что
дало его раздумьям совершенно определенное направление. Когда у него родился
свой сын — еще одна прочная привязанность к миру, принц решил покинуть
дворец, полагая, что найдет спасение через аскетическое отрешение от удово-
льствий. Произошло это, согласно легенде, следующим образом. Однажды, когда
будущего Будду красивые женщины по обыкновению развлекали пением, музыкой,
танцами, он внезапно уснул. Уснули также танцовщицы с музыкантшами (дело
происходило на женской половине дворца). Проснувшись, Будда увидел спящих
женщин и был поражен их безобразным видом: у одной задралась одежда, другая
храпела, у третьей изо рта тянулась струйка слюны и т; д. И Сиддхартха Гаутама
убежал из своего искусственного рая; он, как выражаются буддийские источники,
ушел из родины в безродность, из дома в бездомность. Ему в это время было 29 лет.
Насколько позволяют судить факты, Будда совершил свой необычный поступок,
перевернувший всю жизнь, не потому, что он устыдился праздной роскоши, и не
пото-
47
му, что пресытился удовольствиями. Во всяком случае здесь трудно усмотреть
этические мотивы. Толчком к бегству послужило осознание эфемерности,
обманчивости, недолговечности красоты и сладости жизни (в этом отношении
примечателен эпизод со спящими женщинами). Он хотел для себя больше того, что он
имел, — спасения. Он хотел убежать от подстерегающих его впереди страданий. Более
того, он поставил перед собой самую дерзновенную, предельную задачу, которую
только можно помыслить, — обрести бессмертие. Сиддхартха Гаутама убегал не из
дворца, он убегал от смерти.
Следующие шесть-семь лет Будды были годами суровой аскезы. Под руководством
опытных наставников он познакомился с философскими традициями, прошел школу