ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 510
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
факторам, которые принижают и разъединяют людей, а в позитивном — служит
источником их взаимоуважительной солидарности. Устранять вражду и стремиться
к гармонии межчеловеческих отношений — таково назначение морали. Добиться
этого можно в том случае, если в отношениях с другими людьми руководствоваться
теми правилами, которые каждый находит наилучшими и хотел бы видеть
примененными к самому себе. Великие моралисты сводят основное содержание
морали к золотому правилу нравственности, а многие из них дают этому правилу ту
лаконичную, классически завершенную формулировку, в которой оно дошло до
наших дней. Понимание морали в их учениях совпадает с естественной
нравственностью, которую каждый человек находит в своем "сердце".
Не нужно доискиваться до изощренных формул морали, она в своем содержании
элементарна. Великие моралисты приходят к такому выводу не для того, чтобы
профанировать мораль. Совсем напротив: они возвышают ее до первоосновы
жизни. Они считают, что конфликт между моралью и счастьем может быть снят
только в том случае, если второе будет подчинено первому.
Существует объективный, единственно истинный порядок благ в мире: духовное
выше материального, нравственные обязанности человека выше его стремления к
личному благополучию. Выше не в том смысле, что надо прежде позаботиться о
теле, чтобы потом можно было совершенствовать душу, подобно тому как мы про-
257
ходим нижние ступени лестницы, чтобы добраться до верхних. И не в том смысле,
что больше времени и сил надо уделять нравственному состоянию души, чем физи-
ческому состоянию тела. Великие моралисты придают духовно-нравственным
ценностям абсолютное значение (отсюда — свойственное многим из них
соединение идеи морали с идеей бога) и рассматривают их в качестве
единственного основания, придающего смысл всем человеческим стремлениям.
Свет может иметь разную степень интенсивности, но во всех проявлениях он
восходит к солнцу как единственному своему источнику. Точно так же
человеческие блага, кик бы они ни разнились между собой, восходят к морали и
только благодаря этому приобретают качество, позволяющее считать их благими,
достойными целями деятельности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы
постоянно быть подключенным к этому благотворному источнику. Духовно-
нравственные обязанности человека выше его стремления к личному благополучию
в том совершенно особом смысле, что только через духовно-нравственные
обязанности и в их рамках человек может обрести личное благополучие. Дилемма
морали и счастья снимается благодаря тому, что счастье рассматривается как
следствие морали. Кто стремится быть моральным, тот правильно понимает и
надежно гарантирует свою выгоду. Мораль есть высшая реальность в смысле
подлинности бытия. И в этом качестве она является единственной аксиологической
реальностью. С точки зрения моралистов мораль верховодит в мире человеческих
целей.
Мораль задаст совершенно определенное — критически-отрицательное отношение
к реальному миру. Степень напряжения между моралью и эмпирическим бытием
индивидов в разных этических программах является, конечно, разной. Можно было
бы, например, пронести разграничение между морально-ригористическими (Будда,
Иисус) и морально-компромиссными (Конфуций, Мухаммед) программами; в
определенных отношениях оно может иметь очень важное значение. Тем не менее в
существенном они едины: во всех моралистических нормативных программах
(потому они и именуются моралистическими) мораль рассматривается в качестве
истины бытия. Все они анализируют жизнь людей в перспективе окончательного
торжества добра. Насколько, однако, возможно такое торжество? Великие
моралисты создавали определенные этически значимые жизненные про-
258
граммы. Как программы, они должны мыслиться осуществимыми, в противном
случае они бы не отличались от абстрактных интеллектуальных систем. Как
этические, они не могут быть замкнуты на обозримую и подконтрольную индивиду
перспективу, в противном случае они бы не отличались от какой-нибудь судебной
реформы или иных социально-прагматических проектов. Этические программы
осуществимы в принципе. Однако их реализация требует таких нечеловеческих
усилий и огромного запаса времени, таких кардинальных перемен, включая
переустройство космоса и переделку самой человеческой природы, что она
оказывается скорее вопросом общей веры, чем конкретной уверенности.
Моральное обновление мира выступает в качестве цели, но цели особого рода,
которая не имеет ни рассчитанного срока, ни строгих путей своей реализации,
которая призвана объединить, придать смысл и как бы завершить все другие
человеческие цели. Оно призвано возвысить все человеческое существование до
уровня морального бытия и на этой основе примирить человека с самим собой,
Придать жизни моральный смысл — для человека значит стать больше, чем он есть
на самом деле. И не просто стать больше, а вообще стать большим. Моральная
перспектива бытия задает совершенно особую систему координат, когда жизнь
индивидов измеряется не часами, метрами и килограммами — показателями,
которые уходят в дурную бесконечность и в любом, сколь угодно большом, своем
натуральном выражении только подчеркивают ограниченность человеческих
возможностей, — а абсолютными величинами. Мораль как ее понимают великие
моралисты — не просто путь. Это — путь в вечность. В морали и через мораль
жизнь человека соразмеряется с богом. Все, что угодно, можно говорить об учениях
великих моралистов, можно называть их иллюзорными, жестокими, лицемерными
или какими-нибудь еще более обидными словами, но нельзя отрицать того, что они
выражают одну несомненную истину: только в моральной перспективе
естественное существование индивидов трансформируется в, историческое
становление, природность — в культуру. Без морали нет истории, если, конечно, не
сводить последнюю к разновидности исторической зоологии, к хронике войн,
способов производства, научных открытий и т. д., а понимать как действительную
историю людей — процесс совершенствования человека.
259
Позицию великих моралистов по вопросу о путях и сроках морального обновления
мира нельзя оценивать по критериям научного предвидения. Они не отвечают на
вопрос, что будет. Они говорят о том, что надо делать. Они подчеркивают: моральное
обновление есть задача (программа, цель), которая призвана стать объединяющей
основой и фокусом всех усилий человека и степень реальности которой целиком будет
зависеть от этих усилий. Каждый из моралистов мог бы сказать про свою этическую
программу, что она вполне реальна и осуществима, если люди будут достаточно
разумны, чтобы принять ее, и достаточно настойчивы, чтобы следовать ей.
Таким образом, если задаться вопросом, что делает моралиста моралистом или в силу
каких признаков тот или иной мыслитель может быть назван моралистом, то ответ мог
бы быть таким: моралист понимает мораль как взаимность добра, выраженную в
золотом правиле нравственности; рассматривает ее в качестве абсолютного приоритета,
определяющего порядок благ в мире; осуществимость морали ставит в зависимость от
человеческих усилий по ее осуществлению. Великими среди них являются те, кто
более других был убедителен в конкретном воплощении и отстаивании этих истин, кто
достиг на этом пути великих успехов. Этот критерий может показаться
неопределенным, ибо остается неясным, какие успехи в данном случае следует считать
великими. Есть достаточно много известных моралистов, по поводу которых можно
аргументирование спорить, являются ли они великими. С действительно великими
моралистами мы имеем дело тогда, когда такие споры прекращаются из-за совер-
шенной очевидности предмета, когда само сомнение в их величии воспринимается как
простая экстравагантность. Речь идет не о поклонении со стороны последователей, а о
признании, про которое можно сказать, что оно является всеобщим. Сегодня уже не
нужно быть китайцем, христианином, мусульманином или европейцем для того, чтобы
признать моральное и интеллектуальное величие Конфуция, Иисуса, Мухаммеда или
Сократа.
Противовес цивилизации
Воздействие великих моралистов на жизнь последующих поколений огромно. Уже
одно то, что они стали общепризнанными символами человеческого величия.
260
а многие из них, прежде всего основатели религии, — дали миллионам последователей
сознание духовной идентичности, имеет совершенно неоценимое значение. Тем не
менее, сопоставляя учения великих моралистов с реальной человеческой практикой в
тех культурных регионах, на которые они непосредственно оказали воздействие,
можно сделать вывод, что в целом история развивалась не по моралистам. Достаточно
для примера сравнить состояние христианского мира с учением Христа, а состояние
мусульманского мира с учением Мухаммеда.
В христианском мире, прежде всего в Западной Европе и Северной Америке,
сложилась цивилизация, которая, пожалуй, более откровенно и последовательно ори-
ентирована на материальные ценности, чем любая другая цивилизация из всех когда-
либо существовавших на земле. Даже мысленно нельзя сконструировать ситуацию,
которая была бы более враждебна моральному пафосу Иисуса с его установкой
богатеть в бога, чем сытый и самодовольный образ жизни современного потреби-
тельского общества. Является неоспоримым, хотя и нуждается в дополнительном
осмыслении тот факт, что самое возвышенное — не от мира сего — учение, каким
является учение Христа, обернулось самой мирской, вещной цивилизацией, каковой
является буржуазная цивилизация. Что касается исламского мира, рассмотренного в его
соотнесенности с заповедями Мухаммеда, то на первый взгляд здесь все выглядит
более пристойно. Люди в массе своей чтят Мухаммеда, многие нормы Корана стали
привычными нормами жизни. Однако их верность пророку и Корану имеет во многом
формальный и внешний характер. В главном и сокровенном они отступили от его
учения. Основной замысел Мухаммеда состоял в том, чтобы сплотить всех людей в
единый народ на основе истинной веры. Сегодня мусульмане, в целом, отказались от
этой миссии, да и в самом мусульманском мире нет того духовного единства, которое
предполагается исламом. Мусульманский мир разделен многократно: этнически,
национально, государственно, геополитически, социально и т. д. Интересы, которые
разделяют мусульман, оказались для них более важными, чем сформулированные
Мухаммедом религиозные и моральные истины, которые их объединяют.
Если духовный мир современного человека трудно представить без великих
моралистов, то совершенно невозможно помыслить, чтобы он, оставаясь современным,
261
мог всерьез следовать их учениям. В нескончаемом многообразии индивидуальных и
социальных ситуаций нашего динамичного времени есть, наверное, такие, которые
легче преодолевать в рамках христианского, мусульманского, конфуцианского или
какого-нибудь иного традиционно-моралистического учения; и сегодня есть люди, ко-
торые идут на Голгофу, воюют за веру, выбирают между властью и
добропорядочностью. В то же время ни одно из этих учений, ни их какой-либо
искусственный синтез не могут стать духовным путеводителем в современном мире.
Кто всерьез принимает современную цивилизацию с ее парламентами, банками,
правами человека, компьютерами, жвачками, дисней-парками и т. п., тот не может
принять моральное жизнеучение, какого бы происхождения и вида оно ни было.
Многие из великих моралистов черпали идеалы из прошлого, полагая, что там остался
золотой век. Согласно их представлениям, человечество движется вспять. Основной
признак деградации они усматривали в том, что люди все больше отдают предпочтение
материальным интересам перед моральными обязанностями. Они стремились
остановить губительный, с их точки зрения, процесс смещения критериев. Им это не
удалось. История пошла своим "гибельным" путем. Общественные нравы с каждым