ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 521
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Конфуций: этика ритуала
Глава 3. Будда: победить самого себя
Глава 4. Моисей: десять заповедей
Глава 5. Иисус христос: любите врагов ваших
Глава 6. Мухаммед: нет бога кроме аллаха
Глава 7. Сократ: я знаю, что ничего не знаю
Глава 8. Эпикур: живи незаметно
Глава 9. Л. Н. Толстой: непротивление злу насилием
А.А.Гусейнов
ВЕЛИКИЕ МОРАЛИСТЫ
Москва 1995 г.
На страницах книги доктора философских наук А.А.Гусейнова
встретились основатели мировых религий Конфуций, Будда,
Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, выдающиеся мыслители Сократ и
Эпикур, Лев Толстой и Альберт Швейцер. Автор сумел, по
обыкновению живо и ярко, показать, как и почему созданные ими
великие этические учения, да и сама их овеянная легендами
жизнь приобрели мощную притягательную силу нравственного урока
для людей.
Содержание
Глава 1.
ЭТИКА И МОРАЛЬ
Этимология и история терминов: этика, мораль, нравственность
Особенности морали
Парадоксы морали
Добродетель и счастье
Глава 2.
КОНФУЦИЙ: ЭТИКА РИТУАЛА
Жизнь
Место этики в учении Конфуция
Жэнь: человеколюбие
Ли: ритуал
Цзюнь-цзы: благородный муж
Глава 3.
БУДДА: ПОБЕДИТЬ САМОГО СЕБЯ
Жизнь
Золотая середина Будды
Четыре благородные истины
По ту сторону добра и зла
Глава 4.
МОИСЕЙ: ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ
Жизнь и миссия Моисея
Законодательство Моисея, его смысл и основные принципы
Десятисловие как нравственный кодекс
Справедливость и милосердие
Глава 5.
ИИСУС ХРИСТОС: ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ
Человек и бог
Благая весть
"Царство Мое не от мира сего"
"Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный"
"Как я возлюбил вас"
"Любите врагов ваших"
"А Я говорю вам..."
Милосердие и справедливость
"Я побелил мир"
Глава 6.
МУХАММЕД: нет БОГА КРОМЕ АЛЛАХА
Рождение пророка
Проповедь
Битва за веру
Истинная вера
Божественное предопределение и человеческая свобода
Последний суд, ад и рай
Пять устоев правоверного мусульманина
Своеобразие этики Корана
Глава 7.
СОКРАТ: Я ЗНАЮ, ЧТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ
Жизнь и смерть Сократа
Единство эвдемонизма и интеллектуализма
Как люди думают, так они и живут
Кто не добродетелен, тот и не мудр
Глава 8.
ЭПИКУР: ЖИВИ НЕЗАМЕТНО
Жизнь
Счастье как безмятежность
Свобода от страданий
Свобода от страхов
Свобода от социума
Глава 9.
Л.Н.ТОЛСТОЙ: НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ НАСИЛИЕМ
Второе рождение Толстого
Что скрыто за вопросом о смысле жизни?
Бог, свобода, добро
Пять заповедей христианства
Непротивление как проявление закона любви
Непротивление есть закон
Почему люди держатся за старое?
Глава 10.
АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР: БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ
Самобытность Швейцера
Этика - основа культуры
Святость жизни
Этика и мистика
Чистая совесть - изобретение дьявола
Глава 11.
МОРАЛЬ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Что общего между великими моралистами?
Противовес цивилизации
Два исторических образа морали
Приложения
Из "Лунь юя"
Из Дхаммапады
Из Пятикнижия
Из Евангелия от Матфея
Из Корана
О Сократе
Платон. Критон
Изречения Диогена Лаэртского о Сократе
Эпикур. Письмо Менекею
Главные мысли
Л.Н.Толстой. Изречения
Не убий
Царство Божие внутри вас
А.Швейцер. Возникновение учения о благоговении перед жизнью
и его значение для нашей культуры
Указатель имен
Предметный указатель
Глава 1. Этика и мораль
Этика есть наука о морали. Это определение является широко распространенным, с
него начинаются едва ли не все учебники этики. Тем не менее оно не выдерживает
логической критики. Определения такого типа — через род и видовое отличие —
предполагают, что смысл неизвестного понятия (в нашем случае этики) раскрывается
через известное (мораль) и что второе (определяющее) не зависит от первого
(определяемого). Понятие морали этим требованиям не удовлетворяет, ибо
терминологически оно является синонимом этики, содержательно в существенной мере
зависит от нее. Тем самым определение "этика есть наука о морали" оказывается
уязвимым сразу в двух отношениях: оно тавтологично и содержит в себе порочный
круг. Случайно ли это?
Этимологии и история терминов: этика, мораль, нравственность
Термин "этика" — древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос
(ethos), означавшего в далекие времена местопребывание — человеческое жилище,
звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером.
Позднее данное слово приобретает новый смысл — устойчивая природа какого-либо
явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. В данном значении
оно широко используется в философии. Эмпедокл говорит об этосе первоэлементов.
Гераклит говорит об этосе человека, имея в виду то, что на русский язык переводится
словами "образ жизни", "характер": "Характер человека есть его демон". Вместе с
новым значением слово "этос" приобретает нормативный оттенок, обозначая такую
устойчивую природу явления, которая вместе с тем выступает в качестве образца.
Смещение и углубление значения слова "этос" (от местопребывания к характеру,
устойчивой природе) является многозначительным: здесь можно усмотреть зависи-
мость характера, устойчивой природы человека и животных от их совместного
проживания, обще-жития.
Аристотель, отталкиваясь от слова "этос" в значении характера, внутренней
природы, нрава, образовал прилагательное "этический" или "этосный" (ethicos) —
относящийся к этосу. Им он обозначил особый класс качеств, относящихся к
характеру человека, описывающих его совершенное состояние — этические
добродетели. При терминологическом обозначении и содержательном описании
этических добродетелей Аристотель ссылается также па термин "привычка" (ethos),
который от термина ethos в значении характера отличается только одной первой
буквой (эпсилон, пятая буква греческого алфавита, вместо эты — седьмой буквы).
Этические добродетели (мужество, умеренность, щедрость и другие) отличаются
как от природных свойств человека, аффектов, так и от качеств его ума
(дианоэтических добродетелей). Уже от прилагательного "этический" Аристотель
пришел к существительному "этика", являющемуся, с одной стороны, обобщением
соответствующего класса добродетелей, а с другой — обозначением той области
знаний, которая изучает человеческие добродетели (сочинения Аристотеля —
"Никомахова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика" — являются первыми,
предметная область которых обозначена словом "этика").
Термин "мораль" — и по содержанию и по истории возникновения — латинский
аналог термина "этика". В латинском языке есть слово "mos" (множественное число
— "mores"), соответствующее древнегреческому этосу и обозначающее нрав,
обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения ла-
тинского языка и с прямой ссылкой на опыт Аристотеля образовал прилагательное
"моральный" (moralis) для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Уже
позднее, предположительно в IV веке, появляется слово "мораль" (moralitas), в
качестве собирательной характеристики моральных проявлений. Множественное
число от него — moralia — употреблялось как обозначение и моральной
философии и ее предмета.
В русском языке есть самобытный термин "нравственность", являющийся в целом
эквивалентом греческого слова "этика" и латинского слова "мораль". Насколько
можно судить, он повторяет их историю. В русском словаре 1704 года (словарь
Поликарпова) есть слово "прав", но нет еще слов "нравственный" и "нравственность". В
словаре 1780 года (словарь Нордстета) есть уже слово "нравственный", но нет слова
"нравственность". И только в словаре 1793 года (академический словарь) в добавление
к двум вышеназванным появляется слово "нравственность". Интересно заметить:
немецкий термин, обозначающий нравственность (Sittlichkeit), также воспроизводит
историю и логику своих иноязычных и более древних эквивалентов. Согласно
толковому словарю братьев Гримм, в XIII веке существовало слово "нрав" (Sitte), и XIV
веке появляется слово "нравственный" (sittlich) и только в XVI веке возникает
существительное "нравственность" (Sitllichkeit), обобщающее определенную
реальность внутренней жизни человека и его отношений с другими людьми.
Таким образом, термины "этика", "мораль", "нравственность" приблизительно
однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В ходе
развития культуры они приобретали различные смысловые оттенки, самым
существенным из которых является разведение этики и морали (нравственности) как
науки, области систематизированного знания, и ее предмета (или объекта). Попытка
эта, хотя она имеет многовековую историю, не удалась. И язык и духовный опыт
сопротивляются тому, чтобы закрепить за этикой исключительно или хотя бы даже
преимущественно значение науки, а мораль лишить какого-либо теоретического
статуса.
В современном — и живом и литературном — русском языке все три термина
содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми. Сказать
"этические нормы", "моральные нормы", "нравственные нормы" — значит сказать одно
и то же. Складывается, конечно, определенная традиция привычного
словоупотребления, но она не является жесткой. К примеру, применительно к идеалам
чаще обращаются к термину "нравственный" — нравственные идеалы. Ничто, однако,
не препятствует тому, чтобы то, что обозначается как "нравственные идеалы", назвать
"этическими идеалами" или "моральными идеалами". Определенную область
философского знания принято называть этикой или философской этикой, ее же нередко
именуют нравственной философией, моральной философией. Злоупотребления
моральной проповедью мы, как правило, именуем
морализаторством (морализированием); этот же процесс можно обозначить и как
нравоучительство, этизирова-ние.
Этика не является в строгом смысле слова ни наукой, ни даже областью
теоретического знания, если понимать под наукой, теоретическим знанием
идеальное удвоение реальности, ее более или менее адекватный субъективный
образ. Знание само по себе не меняет предмет, а меняет наш взгляд на него. Одно
время люди думали, что Солнце вращается вокруг Земли. Потом они стали считать,
что Земля вращается вокруг Солнца. Это кардинальное изменение наших знаний
само по себе никак не сказалось на реальном положении Солнца и Земли.
Этическое знание — совсем иного рода. Оно меняет сам предмет, формирует его.
Как мы видели, и термин и понятие морали возникают в рамках
систематизированной мыслительной деятельности. Этика может считать, что мо-
раль дана богом. А может утверждать, что она обусловлена историческими
обстоятельствами, Эти два взгляда, принятые всерьез, в их прямом и обязывающем
значении, дают не просто два разных понимания, но и два разных состояния
морали. Этику точнее было бы определить не как науку о морали, а как
самосознающий моральный опыт. И это всегда субъективный опыт, то есть опыт
того субъекта, который размышляет, сознает себя.
Характеризуя эту особенность этики, Аристотель говорил, что ее целью являются
не знания, а поступки. Не для того человек изучает этику, чтобы узнать, что такое
добродетель, а для того, чтобы стать добродетельным. Или, говоря по-другому,
мораль как та реальность, с которой имеет дело этика, не может существовать вне
обращения к этике. Она нуждается в этике, в ней получает продолжение и
завершение.
Особенности морали
1. Среди тайн, которые познает и преодолевает в своем опыте человек, самой
непостижимой является он сам. Что такое человек, откуда и зачем он? Существуют
разнообразные, взаимоисключающие ответы на эти вопросы — от признания того,
что человек есть создание бога, венец мироздания, до утверждения о том, что он
является ошибкой эволюции, болезненной мутацией природы. Не рассматривая
концепции человека по существу,
заметим: само их взаимоисключающее многообразие является выражением
некоторых отличительных особенностей человеческого бытия.
Жизнедеятельность всех живых существ, включая тех высших животных, которые
в эволюционном ряду стоят близко к человеку и считаются родственными ему,
заранее запрограммирована: она содержит в себе свою собственную норму.