Файл: Ионова Людмила Александровна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ионова Людмила Александровна

Характеристика класса

Социальный паспорт класса

Темы родительских собраний.

План воспитательной работы с учащимися 4 класса на 2008 – 2009 учебный год

1 Четверть

2 Четверть

3 Четверть

4 Четверть

Программа воспитательной работы «Учусь быть здоровым» Паспорт программы

Программа « Учусь быть здоровым»

1. Концептуальные положения программы.

1.1 Нормативно-правовой базой для разработки программы являются следующие документы:

1.2. Обоснование Программы.

1.4. Условия необходимые для реализации программы «Здоровье».

1.5.Концептуальные основы программы:

1.6. Ожидаемые результаты:

2. Содержание программы «Здоровье»

1. Что я знаю о себе.

2. Школа здорового питания.

3. Улыбка на всю жизнь.

4. Поговорим о болезнях.

5. Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлении лекарственными препаратами.

6. Безопасность детей на дорогах

7. Поведение в экстремальных ситуациях.

2.2 Примерное распределение программного материала по классам.

1 Класс я познаю себя

Улыбка на всю жизнь.

3 Класс

Безопасность детей на дорогах.

Поведение в экстремальных ситуациях.

3.2. Механизм реализации программы

5 Ученик.

6 Ученик.

7 Ученик

Воспитание здорового, современного, образованного, нравственного человека, способного самостоятельно принимать решения, задумываясь об их последствиях, готового к сотрудничеству, обладающего мобильностью, чувством ответственности, способного к саморазвитию и самореализации.

«Тактическая» цель: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности.

Отсюда вытекают и первоочередные задачи воспитания:

  1. Демонстрировать учащимся значимость их физического и психического здоровья для их самоутверждения, саморазвития и самореализации.

  2. Развивать познавательную активность учащихся как условие интеллектуального, нравственного, коммуникативного и физического самовыражения.

  3. Создавать условия для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, оказывать помощь ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои умения в различных ситуациях.

  4. Формировать потребность в бережном отношении ко всему, что нас окружает.

  5. Развивать общественную активность учащихся через содружество детей, педагогов, родителей.

Свою работу стараюсь строить на основе гуманистических принципов:

    1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

    2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.

    3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

    4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

    5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

    6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.

    7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

    8. Доверяя — не проверяй!

    9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.

    10. Умей признать свою ошибку.

    11. Защищая ребенка, учи его защищаться.


И педагогических норм поддержки ребёнка:

    1. любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

    2. приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

    3. уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

    4. ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

    5. признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

    6. поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа;

    7. признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

    8. умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

    9. собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Эта идея о базовой культуре личности как основе воспитанности и творческого самоопределения ребёнка мне наиболее созвучна.

Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:

  1. культура жизненного самоопределения;

  2. культура семейных отношений;

  3. экономическая культура и культура труда;

  4. политическая, демократическая и правовая культура;

  5. интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

  6. экологическая культура;

  7. художественная культура;

  8. физическая культура.


Приоритетными направлениями в моей работе, учитывая возраст моих воспитанников стали:

    1. культура жизненного самоопределения;

    2. культура семейных отношений;

    3. интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

Таким образом, самоопределение личности ребенка и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом моей воспитательной деятельности.

Педагогическая поддержка осуществляется по пяти целевым программам: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

К основным критериям результативности воспитательного процесса, возможно, отнести такие:

    1. готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;

    2. развитость индивидуальных способностей ученика;

    3. нравственная направленность личности;

    4. физическое и психическое здоровье школьника;

    5. сформированность базовой культуры учащегося

    6. защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.

Эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эффективность процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего условия становления индивидуальности школьника.

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно важный период человеческой жизни, очередной её старт и одновременно вершина.

В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен учиться управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношения к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку.

Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей ребенка. Классный руководитель занимает особое место в решении данных вопросов.

Понятно, что начальная школа является не единственным этапом в личностном смысловом развитии каждого ребенка, но фундамент закладывается именно здесь.

Наш классный коллектив живет в гимназии, в которой создана и функционирует воспитательная система, где на первое место выходит музыкально-эстетическое направление, и мы стремимся влиться в эту систему, быть её неотъемлемой частью, внося коррективы и бережно относясь к своим индивидуальным особенностям. К составляющим системы воспитательной работы можно отнести следующие:


  1. Информационно-аналитическая деятельность

  2. Воспитание в процессе обучения

  3. Воспитательная работа по направлениям

  4. Работа с родителями

  5. Работа со вспомогательными службами школы (связь с центрами города)

Исходя из этих положений, а также учитывая возрастные особенности своих учеников, я и строю свою воспитательную работу.

Дети пришли в первый класс с различной подготовкой к школьному обучению. Практически всех ребят я уже знала, так вела занятия на подготовительных курсах в нашей гимназии. Это было одним из плюсов адаптации моих первоклассников. Однако кроме адаптации детей в 1 классе существует еще ряд очень важных вопросов, которые я как, классный руководитель старший товарищ должна помочь решить детям.

Каждый первоклассник приобретает новую социальную роль «Я - ученик», но прежде всего перед ним встает вопрос «Кто я?, Что я могу? Что я умею? Какой я?» у ребенка формируется интерес к самому себе, который необходимо поддерживать на протяжении всего школьного обучения.

Исходя из интереса к самому себе, мотивации у первоклассника появляется желание действовать, совершать поступки, которые приводят к желанию показать себя. Им хочется много знать продемонстрировать свои умения, свои достижения при этом веря в свои силы.

Для того чтобы эта познавательная активность, вера в себя не пропадала, в 1 классе проводился ряд классных часов по темам «я - ученик», «учится это интересно», «мои любимые книги», «познай себя», был создан клуб «Почемучка?», где дети задавали самые разные вопросы и пытались самостоятельно на них ответить.

Активное участие дети принимали и в праздниках «Посвящение в первоклассники», «Праздник азбуки», конечно в первом классе вся подготовительная работа ложилась на мои плечи, так как дети очень малы.

В первом классе ведется безотметочное обучение, что тоже помогает поддерживать детскую инициативу, любознательность. Но в, то, же время воспитывается и ответственность, трудолюбие, самостоятельность.

Все дети приходят в школу с интересом к новой жизни, к новым условиям, с мотивом проявить свои умения, пережить новые эмоции. Но в то же время каждый ребенок испытывает потребность в общении, но далеко не каждый умеет общаться, не каждый может завоевать положительный авторитет среди одноклассников.

И в классе были ученики, у которых имелись проблемы в общении со сверстниками, Даша С. Полина С. по складу своего характера спокойны и молчаливы, малоразговорчивы, что мешало строить свои отношения как с одноклассниками, так и со мной. Выделялась группа ребят, которые наоборот были очень активны в общении, разговорчивы, эмоциональны, часто не сдержаны в своих эмоциях, что тоже иногда вызывало недовольство в классе. Поэтому моей задачей стало показать детям, что, несмотря на то, что каждый из них особенный, необходимо научится дружить и жить вместе.


Для решения этой задачи применяли самые разнообразные формы деятельности. В первую очередь это «подвижные перемены», а так же организация совместных игр на прогулке, ряд занятий из цикла «познай себя» проведение дней именинников, которые впоследствии стали традиционными в нашем классе.

Я стараюсь, вести работу так чтобы уже с первых дней обучения ребенок понимал, что у него возможность высказаться, что для успешного общения нужно учиться слушать и слышать других, что можно научиться управлять своими эмоциями. А доброжелательное отношение одноклассников и педагогов приводят любого ребенка к эмоциональному равновесию, а в последующем к формированию адекватной самооценки.

В первом классе началась работа и по программе «Учусь быть здоровым». Ребята в доступной форме получали сведения о своем здоровье, принимали участие в конкурсах рисунков «Здоровому - все здорово», на классных часах и дне здоровья встречались со спортсменом Гантелькиным и доктором Градусником, принимали активное участие в школьном конкурсе «Голубая лыжня», которая проводится на протяжении всего зимнего периода, соревнованиях по «перестрелке», в семейной игре «Спортивный поезд».

Важным аспектом воспитания является развитие духовно – нравственных качеств посредством воспитательных мероприятий. Спектр работы в данном направлении очень широкий. В первую очередь мои первоклассники окунулись в мир музыки. Ребята познакомились с разными музыкальными инструментами, посещали школьные концерты, видели, что ребята чуть старше их делятся с ними своими успехами игры на разных инструментах, поняли, что музыка может успокоить, поднять настроение, заставить подумать или переживать. Мы посещали концерты в музыкальном училище, были на новогодней музыкальной сказке, приняли участие в традиционном для нашей гимназии отчётном концерте.

Для многих семей приобретение детских абонементов в музыкальное училище стало хорошей традицией.

Также проводились занятия цикла «Азбука вежливости», где ребята в игровой форме приобретали знания этикета, культуры речи и применяли их в различных проблемных ситуациях.

Еженедельно мы с ребятами посещали городскую станцию юннатов. Там дети получали разнообразные знания о природе, навыки общения с животными, умения ухаживать за растениями, как комнатными, так и тепличными.

Таким образом, работа шла по всем направлениям воспитательной системы, так как в первом классе для внеклассных мероприятий есть больше времени, чем в следующих.