ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
План воспитательной работы с учащимися 4 класса на 2008 – 2009 учебный год
Программа воспитательной работы «Учусь быть здоровым» Паспорт программы
Программа « Учусь быть здоровым»
1. Концептуальные положения программы.
1.1 Нормативно-правовой базой для разработки программы являются следующие документы:
1.4. Условия необходимые для реализации программы «Здоровье».
1.5.Концептуальные основы программы:
2. Содержание программы «Здоровье»
5. Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлении лекарственными препаратами.
6. Безопасность детей на дорогах
7. Поведение в экстремальных ситуациях.
2.2 Примерное распределение программного материала по классам.
Безопасность детей на дорогах.
Поведение в экстремальных ситуациях.
3 Класс
Я познаю себя.
. Мой характер.
Я познаю себя. Эмоциональный ряд. Способы выражения своих эмоций.
Я познаю себя. Отрицательные эмоции.
Учусь оценивать себя сам.
Семейный альбом.
Учусь взаимодействовать.
Человек в мире людей. Учусь понимать людей, находить новых друзей и интересные занятия.
Полезные и вредные привычки
Школа здорового питания.
Питание и эмоциональное состояние (разнообразное питание, чувство голода и сытости).
Пищеварение: как это происходит.
Питательные вещества и их значение для роста и развития организма (вегетарианство).
Питание и индивидуальное здоровье (режим питания).
Производство, хранение и распространение продуктов питания (углубление знаний об упаковке и информации, которую она несёт)
Составление меню. Приготовление пищи
Улыбка на всю жизнь.
15.Заболевания дёсен.
16.Как фтор укрепляет зубы.
17.Посещение стоматолога.
18.Гигиена полости рта.
Поговорим о болезнях. 19.Грипп.
20. Детские болезни (оспа, дифтерия, коклюш, корь, скарлатина, свинка).
21.Пищевая аллергия.
22.Травмы. Оказание первой помощи.
23.Праздник «Как стать Неболейкой»
Профилактика аддиктивного поведения.
24. Лекарственные препараты. Воздействие различных доз лекарственных препаратов на организм человека.
25.Табак. Воздействие табака на организм человека.
26. Алкоголь. Воздействие алкоголя на организм человека.
27.Смотрим телевизор.
28.Наркотические и токсические вещества. Долог ли путь к зависимости?
Поведение в экстремальных ситуациях.
29.Поведение при пожаре.
30. Поведение при встрече с незнакомым человеком. Учусь сопротивляться давлению.
31 .Экстремальные ситуации на воде (в тёплое время года). 32.Экстремальные ситуации на воде (на льду).
33.Травмы - ожоги, ошпаривания, ожоги ротовой полости и горла. Электроожоги.
34.Конкурс полезных советов «Здоровье — главное богатство».
4 класс
Я познаю себя.
Я познаю себя (внутренняя культура, способы создания своего положительно го образа).
Я познаю других (навыки восприятия другого).
Я познаю других (навыки адекватной реакции на чужие эмоции, этика поведения).
Человек в мире людей (критическое отношение к своим словам и поступкам).
Культура общения.
Культура общения.
Человек в мире людей (злые чувства - враг здоровья души)
Сочинение «Душа становится богаче, душа становится беднее».
Школа здорового питания.
Питание и эмоциональное состояние.
Пищеварение: как это происходит.
Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.
Питание и индивидуальное здоровье (правила здорового питания).
Пищевые отравления.
Производство, хранение и распространение продуктов питания.
Умение делать покупки
Приготовление пищи.
Семейный конкурс «Пальчики оближешь!»
Профилактика аддитивного поведения.
Первое знакомство и завязывание дружеских отношений.
Ты оказался в дурной компании...
Формирование навыков правильного общения.
Формирование личного мнения и умения отказывать.
Формирование практического умения отказывать.
Полезные и вредные привычки.
Конкурс плакатов «Дурные привычки - враги твоей судьбы».
Безопасность детей на дорогах.
25.Кто управляет движением.
26.Как разговаривает улица.
27.Водители, пешеходы
Поведение в экстремальных ситуациях.
28.Поведение при пожаре.
29.Поведение при встрече с незнакомым человеком. Учусь сопротивляться давлению.
30.Экстремальные ситуации на воде.
31. Травмы.
32.Оказание доврачебной помощи.
33.Живая газета «Секреты здоровья».
34. День здоровья. Игра «В путь - дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся».
3.2. Механизм реализации программы
Создание творческой группы родителей для помощи в проведении мероприятий по данной программе.
Организация мониторинга состояния здоровья учащихся.
Разработка проектов урочных и внеурочных мероприятий.
Организация и проведение спортивных соревнований с участием учителей и родителей.
Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности
Оптимизация расписания уроков и внеурочной деятельности.
Изменения в структуре уроков, позволяющие включить в них различные виды физкультурных и оздоровительных пауз.
Организация совместной деятельности гимназии и детской поликлиники.
В сентябре 2005 года началась работа с учащимися 1класса по программе «Учусь быть здоровым». Основными задачами являлись:
Выявление и развитие готовности учащихся к усвоению знаний о здоровом образе жизни с последующей разработкой методики индивидуальной формы обучения;
Развитие способностей и творческих интересов детей;
Развитие индивидуальных и личностных особенностей учащихся (формирование психического здоровья учащихся).
В реализации поставленных целей особая роль отводится начальной школе, где закладывается фундамент знаний, где формируется личность ребёнка, его мировоззрение. Именно в младшем школьном возрасте ещё можно управлять определёнными сторонами психического развития, воздействовать на изменение ранее существовавших или появления новых личностных качеств ребёнка.
Первые занятия были посвящены диагностике имеющихся знаний учащихся по теме «Здоровье, здоровый человек». Творческие работы показали, что отрывочные знания у детей есть, но ребята имеют одностороннее представление о здоровом человеке. По мнению учащихся, самое главное в человеке - физическое здоровье, здоровый человек тот, кто занимается спортом, закаляется, выполняет правила гигиены. Таким образом, забота о психическом здоровье отходит на второй план, а иногда отсутствует совсем. Но ведь выработка навыков полноценного общения с окружающей действительностью, с самим собой является формой предупреждения детских неврозов.
Диагностика показала, что нужно обращать внимание на внутренний мир ребёнка, именно поэтому первые уроки проводились по направлению «Познай себя». Цели занятий:
Выработать у ребёнка позитивное самоотношение и самопринятие. Помочь осознать свои эмоции.
Развивать у ребёнка способность выражать свои эмоции при помощи слов, мимики, жестов, позы.
Дать представление о том, что отрицательные эмоции чрезвычайно важны в жизни человека.
Доказать, что вкусы у всех разные, но похожи люди тем, что они любят и их любят.
Развивать способность к эмоциональному сопереживанию, совершенствовать пластику межличностного общения.
Структурными элементами занятий были дидактические и сюжетно - ролевые игры, психологические тесты, различные проблемные ситуации, элементы продуктивной деятельности (анкеты, творческие работы, находящиеся в приложении).
Ребята активно включались в обсуждении темы занятий, высказывали собственное мнение, сотрудничали друг с другом. В результате всё чаще можно было услышать, что здоровый человек - добрый, уступчивый, живёт дружно и мирно со всеми окружающими, умеет выражать свои эмоции, управлять своими негативными переживаниями. Все эти мысли отразились в работах учащихся: рисунках и сочинениях.
Из полученных результатов стало видно, что разговор о здоровом образе жизни заинтересовал учащихся и их родителей, а раздел курса «Познай себя» дал детям боле полное представление не только о здоровом человеке, но и о человеке, который в современном обществе будет более успешным, более адаптированным.
Это дало ещё более твёрдую уверенность, что работу по этой программе необходимо продолжать и в дальнейшем.
Мероприятия по реализации программы
Поддержание санитарно – гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон и т. д)
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок
Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры, работа библиотеки и др.)
Введение учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни. (ОБЖ, хореография, спортивные часы)
Проведение “здоровых уроков”, разнообразие форм проведения уроков
Проведение мероприятий по охране зрения гимнастика для глаз
Проведение акций по привлечению обучающихся воспитанников к здоровому образу жизни.
Мониторинг здоровья учащихся
Организация горячего питания
Профилактическая работа во время эпидемий
Консультации с педагогом-психологом и логопедом
Оздоровительная работа с детьми в летний период
Тематические классные часы и беседы
Операция “Чистюля”
Организация праздников чистоты и порядка.
Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни. библиотечные уроки
Организация лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни.
Организация работы кружков, формирующие основы здорового образа жизни. Школьные спартакиады
За время работы по данной программе количество пропусков уроков учащихся по болезни сократилось и увеличилось количество детей не пропускающих занятия. (Приложение 4) Кроме этого уменьшился уровень тревожности и количество негативных переживаний по отношению к школе.
Приложение №1