ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
План воспитательной работы с учащимися 4 класса на 2008 – 2009 учебный год
Программа воспитательной работы «Учусь быть здоровым» Паспорт программы
Программа « Учусь быть здоровым»
1. Концептуальные положения программы.
1.1 Нормативно-правовой базой для разработки программы являются следующие документы:
1.4. Условия необходимые для реализации программы «Здоровье».
1.5.Концептуальные основы программы:
2. Содержание программы «Здоровье»
5. Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлении лекарственными препаратами.
6. Безопасность детей на дорогах
7. Поведение в экстремальных ситуациях.
2.2 Примерное распределение программного материала по классам.
Безопасность детей на дорогах.
Поведение в экстремальных ситуациях.
С одной стороны, воздействие отрицательных внешних факторов, с другой - отсутствие реальной помощи со стороны родителей, врачей и учителей ставит современного младшего школьника в очень сложное положение. Выход из него заключается в разработке и во внедрении программ формирования здоровья, позволяющих сотрудничать между собой педагогам, родителям и детям, воспитывать в детях чувство ответственности за своё здоровье.
Вышеизложенные соображения определяют актуальность темы и обосновывают необходимость разработки программ формирования здоровья детей, вариантом которых и является воспитательная программа «Учусь быть здоровым».
При поступлении в школу процент учащихся с 1 группой здоровья очень мал (Приложение 3) и при смене привычной обстановки и возросшей нагрузке на ребёнка здоровье может ухудшаться.
К проблемам школы, связанным с заботой о здоровье учащихся, можно отнести:
учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;
«Школьные стрессы»;
Несколько учебных корпусов и необходимость перехода из одного в другой на учебные занятия;
неправильная организация физической активности учеников;
питание школьников во время их пребывания в общеобразовательном учреждении;
низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;
необходимость сотрудничества с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;
В связи с данными проблемами я поставила себе цель не допустить ухудшения здоровья учащихся класса.
1.3. Цель программы «Учусь быть здоровым»: создание здоровьесберегающего пространства в гимназии, способствующего воспитанию здорового, современного, образованного, нравственного человека, способного самостоятельно принимать решения, задумываясь об их последствиях, готового к сотрудничеству, обладающему мобильностью, чувством ответственности, способного к саморазвитию и самореализации.
Главная цель программы «Учусь быть здоровым» - знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира - с самим собой.
Исходя из главной цели, были сформулированы и задачи программы:
Демонстрировать учащимся значимость их физического и психического здоровья для их самоутверждения, саморазвития и самореализации.
Научить ребёнка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира
Показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне
Научить ребёнка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье
Познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях
Мониторинг здоровья
В идеале ставится задача воспитания творческой свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважением к людям.
Разрабатывая данную программу, учитывалось, что интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка младшего школьного возраста находится в тесном единстве, оно взаимообусловлено, способствует развитию воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, формированию самосознания и самооценки.
Творческий потенциал личности ребёнка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях.
Преподавание «уроков здоровья» поможет самим учителям более внимательно относиться к своему здоровью и, обучая ребёнка восприятию этого мира, лучше понять и оценить себя.
1.4. Условия необходимые для реализации программы «Здоровье».
Создание системы медико-физиологического мониторинга.
Создание комфортных условий для благоприятного роста и развития детей в соответствии с санитарными правилами и нормами. Исполнение СанПиНа.
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Совершенствование физического воспитания, учитывающего возрастные особенности и состояние здоровья школьников.
Рациональный подход к организации дополнительного образования.
Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения, привитие устойчивых навыков безопасного поведения, снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья через систему разнообразных воспитательных мероприятий.
Повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны здоровья.
1.5.Концептуальные основы программы:
Концепция программы построена на основе следующих идей:
Идея уважения к себе и миру в целом.
Идея многообразия мира.
Идея здоровообразующей деятельности людей.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. В курсе выстраивается яркая картина действительности., отражающая многообразие культуры и видов человеческой деятельности.
Уважение к миру основано на признании самоценности сущего, на включение в нравственную сферу отношения не только к себе и своему здоровью, но и к другим людям, к их здоровью.
1.6. Ожидаемые результаты:
Снижение числа уроков пропущенных по болезни.
Снижение заболеваемости школьников ОРЗ;
Снижение количества психоэмоциональных расстройств;
Увеличение количества учеников с положительной самооценкой;
Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения;
Улучшение качества питания
Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагога в сохранении и укреплении здоровья.
Повышение познавательной активности учащихся как условия интеллектуального, нравственного, коммуникативного и физического самовыражения.
Повышение общественной активности учащихся через содружество детей, педагогов, родителей.
2. Содержание программы «Здоровье»
В программе «Учусь быть здоровым» выделяется несколько содержательных линий.
1. Что я знаю о себе.
Программа обучения в начальной школе направлена в основном на интеллектуальное развитие ребёнка. Его учат читать, писать, считать, он узнаёт много нового об окружающем его мире. Однако в потоке сообщаемой информации отсутствует сам ребёнок - его телесная жизнь, душевные внутренние переживания, отношения с другими людьми и пр.
Приобретаемые знания, умения и способности могут иметь действительно развивающий характер, если ребёнок будет пропускать их через себя, воспринимать их изнутри.
Этот раздел программы как раз и направлен на то, чтобы ребёнок научился понимать и познавать, прежде всего, себя самого и свои возможности. Нужно подвести младшего школьника к осознанию им себя и своего поведения. Как известно, человек - это единственное существо, которое может сделать себя самого предметом анализа и деятельности. Такой «поворот на себя» (рефлексия, способность осознавать своё поведение, свои способы действия, своё состояние) делают возможным овладение собой, управление своим поведением В младшем школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие этих необходимых качеств. Поэтому, данный раздел специальной целью педагогической работы ставит осознание ребёнком широкого спектра вопросов жизненно важных для становления его личности. Это - строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, своих эмоций, правил поведения
2. Школа здорового питания.
Раздел программы, посвящённый здоровому питанию, очень важен с нескольких точек зрения. Во-первых, пища - единственная видимая часть окружающего мира, которую человек ежедневно делает «частью себя». Поэтому культура приготовления и поглощения пищи составляет неотъемлемую часть культуры человечества вообще и конкретного человека в частности.
Во - вторых, питание тесно связано со здоровьем. Начало заболеваний желудочно-кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5 - 6 летний возраст и достигает пика к 10 - 12 годам. Распространённость хронических заболеваний органов пищеварения зависит от ряда факторов:
Нерегулярное питание;
Частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, копчёностей, солений, маринадов;
Однообразное питание;
Еда в сухомятку;
Употребление в пищу некачественных продуктов;
Малоподвижный образ жизни.
Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития сердечно - сосудистых заболеваний. Из этого можно сформулировать и задачи этого раздела:
Сформировать у учащихся представления о влиянии питания на здоровье;
Выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания по их пищевой и энергетической ценности;
Научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи.
Немаловажно также выработать у младших школьников определённые навыки и привычки:
Самостоятельно приготовить несложные блюда с учётом питательной ценности входящих в них продуктов и с соблюдением элементарных правил гигиены и техники безопасности;
Правильно сделать покупку;
Следовать несложным правилам этикета;
Сознательно сокращать нежелательные продукты;
Понимать необходимость регулярного питания
3. Улыбка на всю жизнь.
Здоровье полости рта имеет большое значение для сохранения здоровья всего организма на протяжении всей жизни. В то же время стоматологические заболевания остаются в числе наиболее распространённых в современном обществе. Основное содержание раздела - уход за полостью рта и профилактика стоматологических заболеваний.
Цель - воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья.