ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
План воспитательной работы с учащимися 4 класса на 2008 – 2009 учебный год
Программа воспитательной работы «Учусь быть здоровым» Паспорт программы
Программа « Учусь быть здоровым»
1. Концептуальные положения программы.
1.1 Нормативно-правовой базой для разработки программы являются следующие документы:
1.4. Условия необходимые для реализации программы «Здоровье».
1.5.Концептуальные основы программы:
2. Содержание программы «Здоровье»
5. Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлении лекарственными препаратами.
6. Безопасность детей на дорогах
7. Поведение в экстремальных ситуациях.
2.2 Примерное распределение программного материала по классам.
Безопасность детей на дорогах.
Поведение в экстремальных ситуациях.
4. Поговорим о болезнях.
Этот раздел посвящён основным заболеваниям, характерных преимущественно для детского возраста. Школьники знакомятся не только с названием и признаками болезни, но и получают элементарные знания по предупреждению и лечению этих заболеваний.
5. Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлении лекарственными препаратами.
До середины текущего столетия случаи употребления детьми дошкольного и младшего школьного возраста одурманивающих веществ описывались как казуистические, не носящие преднамеренного характера. Однако на настоящий момент картина принципиально иная. У всех возрастных групп, в том числе и у детей младшего школьного возраста, возникла потребность в получении неординарных ощущений и удовольствий.
Логика построения данного раздела основана на формировании у ребенка, прежде всего:
Навыков самосохранения (нечаянно не выпить неизвестное лекарство, не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком);
Эмоциональное неприятие наркотических форм поведения в качестве положительной ролевой модели (наркотизм в любой форме - это болезнь, больных жалко, а походить на «жалких» не престижно);
Осознание возможности очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости;
Собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми;
- Умения отстаивать свою точку зрения в любой ситуации.
6. Безопасность детей на дорогах
Человек вынужден жить в современных искусственных и потенциально опасных внешних средах. Одна из них - транспортный мир, среда дорожного движения. Формальное знание правил дорожного движения, по мнению многих специалистов, обеспечивают ребёнку лишь около 10 % желаемой безопасности, остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке.
Профилактика детского травматизма может базироваться на двух противоположных принципах - пассивное и активное предотвращение травмоопасной ситуации.
Под пассивной профилактикой травматизма понимается создание таких условий, когда травмоопасная ситуация не может возникнуть. Активный путь подразумевает выработку травмобезопасного поведения.
Оба этих принципа в нашей жизни соседствуют и взаимно дополняют друг друга. Надо сказать, что пассивный метод имеет ограниченное применение. Невозможно провести конкретное мероприятие по предотвращению всех возможных травмоопасных ситуаций. Значит, ведущим следует считать активный метод: выработку навыков травмобезопасного поведения.
Цель методики - максимальное приближение в восприятии ребёнка ситуации игры к реальной ситуации на улице. В 1 классе занятия можно построить в виде сюжетной игры с использованием игрушек или ввести в урок сказочный персонаж, которого дети в процессе изучения темы будут учить правильному поведению на улице. Во 2, 3, 4 классах с учётом сформированности учебных навыков, вводятся новые виды подачи, отработки и закрепления материала: составление устных и письменных рассказов, самостоятельное моделирование дорожных ситуаций, выполнение рисунков и аппликаций.
Навыки травмобезопасного поведения детей могут быть сформированы только при тесном взаимодействии с родителями, так как они имеют возможность индивидуальных занятий с детьми. В связи с этим предусмотрена система подготовки родителей. На 3-м и 4-м году обучения целесообразно привлекать родителей к подбору материалов по темам уроков.
В конце изучения данного раздела каждый ребёнок должен овладеть знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций - ловушек, сформировать транспортные привычки, научиться прогнозировать развитие ситуации на дороге.
7. Поведение в экстремальных ситуациях.
Экстремальные ситуации возникают вдруг, внезапно. Они требуют от нас оперативного сосредоточения, анализа сложившихся обстоятельств и принятия решений, от которых может зависеть жизнь и здоровье.
Наши дети, становясь свидетелями экстремальной ситуации, подвергаются глубоким эмоциональным переживаниям. Эти переживания выливаются в травму, когда ребёнок оказывается участником необычайного по сложности и трудности положения. Случается, что дети сами способствуют возникновению той или иной экстремальной ситуации. Ощущение страха, беспомощности, паника не позволяют ребёнку принять правильное решение, то есть определить конкретные действия, их последовательность и порядок, ориентированные на сохранение собственного здоровья.
Помочь ребёнку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она ни была и где бы она ни возникла - цель данного раздела. Она направлена на формирование и укрепление внутренней позиции ребёнка, его «Я - концепции».
Таким образом, содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении и воспитании.
В программе указаны примерные темы по знакомству учащихся с содержанием каждого раздела. Учитель или классный руководитель может самостоятельно распределять предложенный материал и включать эти темы в уроки или любые формы своих воспитательных мероприятий, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данном классе.
2.2 Примерное распределение программного материала по классам.
1 Класс я познаю себя
Вот я какой (части тела и их функции).
Я познаю себя (закрепление о частях тела и схеме тела).
Человеческий организм: дирижёр и исполнители (мозг и внутренние органы).
Скелет и мышцы.
Как мы дышим
Возможности рук. Развитие мелкой моторики.
Мы все похожие и разные. Я познаю других.
Почему инвалидам тяжело в пути.
Человек в мире людей.
Школа здорового питания.
10. Питание и эмоциональное состояние.
11. Пищеварение: как это происходит.
12. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.
13. Как питаются в нашей стране (русская национальная кухня).
14. Режим дня. Режим питания.
15. Питание и индивидуальное здоровье. Гигиена питания.
16.Производство, хранение и распространение продуктов питания. 17.Приготовление пищи (практическое занятие).
Улыбка на всю жизнь.
18.Зачем человеку нужен рот и что в нём находится.
19.Правила ухода за зубами.
20.Как правильно чистить зубы.
21 .Здоровое питание - здоровые зубы.
22.Я берегу зубы.
Поговорим о болезнях.
23.Как уберечься от простуды.
24.Паразиты. Профилактика кишечного расстройства.
25.Раны, ссадины, ожоги.
Профилактика аддиктивного поведения.
26.Нужные и ненужные тебе лекарства
27.Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.
Безопасность детей на дорогах.
28.Экскурсия по улицам города (учимся слушать и наблюдать).
29.Я - пешеход
30.Опасность на «островке безопасности».
31 .«Ловушки» на углу перекрёстка.
32. Двор - тоже улица.
2 класс
Я познаю себя.
Я познаю себя (органы чувств).
Звуки в нашей жизни (развитие слуха у животных и человека, гигиена слуха).
Роль зрения в жизни человека (гигиена зрения).
Что могут мои глаза (невербальное общение, развитие зрительной памяти).
Как мы чувствуем запахи. Обоняние.
Что можно почувствовать кожей.
Мы все похожие и разные (люди с нарушением органов чувств).
Уникальные творческие способности каждого человека (понимание и принятие других людей).
Человек в мире людей (внешний вид, опрятность).
Школа здорового питания.
Питание и эмоциональное состояние (развитие сенсорных ощущений).
Пищеварение: как это происходит.
Питательные вещества и их значение для роста и развития организма (знакомство с предпочтением в еде Западной Европы).
Питание и индивидуальное здоровье (нежелательные и полезные для сердца продукты).
Производство, хранение и распространение продуктов питания.
Приготовление пищи (практическое занятие).
Улыбка на всю жизнь.
Здоровые зубы - здоровый организм.
Строение зубов.
Прикус и его аномалии.
Кариес. Профилактика болезней ротовой полости.
Поговорим о болезнях.
Ангина.
Как избежать кожных заболеваний.
Умей предупреждать болезни.
Закаляй свой организм.
Профилактика аддиктивного поведения.
Лекарственные препараты. Мир растений. Польза растений и таящиеся опасности.
Табак. Как ты относишься к курящему человеку.
Правда, об алкоголе.
.Наркотические и токсические вещества.
Безопасность детей на дорогах.
Переход узких улиц.
Мой друг светофор.
«Ловушки» на углу перекрёстка.
Дорожные знаки.
Поведение в экстремальных ситуациях.
Экстремальные ситуации. Модели поведения.
Как звать на помощь в экстремальной ситуации.
Как выйти из экстремальной ситуации.