ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 717

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Менеджмент как вид деятельности. Роль менеджера в управлении фирмой.

Требования к менеджеру.

Роль менеджера.

2. Эволюция управленческой мысли

3. Школа человеческих отношений (1930—1950). Поведенческие науки (1950 — по настоящее время)

3. Понятие и сущность организации

4. Особенности формирования лидерского потенциала в организации

5. Маркетинговые исследования в деятельности организации

2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой ин­фор­ма­ции.

Организация сбора информации включает:

4. Систематизация и анализ собранной информации.

5. Предоставление полученных результатов исследования.

6. Содержание и цели управления финансами.

Функции финансового менеджера:

7. Сущность и методы управления персоналом

8. Сущность и роль кадрового планирования в обеспечении эффективного развития организации.

9. Сущность стратегии предприятия и стратегического управления.

Классификация стратегий:

6) Степень агрессивности поведения организации в конкурентной борьбе:

10. Анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды.

2) Влияние внешней среды на развитие организации.

3) Методы анализа внешней и внутренней среды.

Pest-анализ

Модель 5 сил Портера

Анализ цепочки ценностей

11. Конкурентные преимущества как залог успешного развития организации.

12. Изменения в организации

13. Современные концепции менеджмента качества

Основные положения концепции tqm

Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества

14. Структура логистики: логистические системы, логистические звенья и цепи.

6 Правил логистики:

15. Риски – понятие и виды. Классификация рисков

Классификация рисков

Основные характеристики рисков

16. Страхование как метод управления рисками

17. Основные формы деловых коммуникаций.

Предпосылки теории «У» таковы:

    • выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека является вполне естественным;

    • ответственность по отношению к организации зависит от вознаграждения, получаемого работником;

    • человек, воспитанный определенным образом, готов не только брать на себя ответственность, но даже стремиться к этому.

 Организации, где доминирует демократичный стиль, имеют следующие характеристики:

  • высокая степень децентрализации полномочий;

  • подчиненные принимают активное участие в принятии решений;

  • руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным;

  • вместо жесткого контроля за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку;

  • руководитель, объяснив цели организации, позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал;

  • руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы;

  • пользуются широкой свободой в выполнении заданий.

МакГрегор пришел к выводу, что управление типа «У» гораздо более эффективно и что задачей менеджеров является создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно оптимальным образом достигает своих личных целей.

Модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений. Она выделяет пять стилей лидерства, представляющих континуум, от автократического стиля принятия решений (AI и АИ), консультативного (CI и СИ) и до группового (стиля полного участия) (GII):

  • А1 — менеджер сам решает задачу и принимает решение, используя имеющуюся у него информацию;

  • А2 — менеджер сам решает задачу, но сбор и первичный анализ информации осуществляется подчиненными;

  • С1 — менеджер принимает решение путем индивидуальных консультаций с отдельными подчиненными;

  • С2 — аналогично стилю С1, но консультации проводятся в групповой форме;

  • G2 — решение принимает группа, в которой менеджер играет роль «председателя».


Применение каждого из этих стилей зависит от ситуации (проблемы), для оценки которой разработаны семьпоследовательно используемых в процессе принятия решения критериев: значение качества решения; наличие достаточной информации и опыта у руководителя для принятия эффективного решения; степень структурированности проблемы; значение причастности подчиненных для принятия эффективного решения; вероятность поддержки автократического решения руководителя; степень мотивации подчиненных при решении проблемы; вероятность конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.

Подобно другим ситуационным теориям, модель Врума-Йеттона получила поддержку многих теоретиков менеджмента, но в то же время подверглась серьезной критике. Многие отмечают, что модель объясняет, как принимать и исполнять решение, а не как достигнуть эффективности и удовлетворенности подчиненных.

Континуум лидерского поведения Танненбаума — Шмидта

В соответствии с данной моделью лидер выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимости от силы воздействия на отношения лидерства трех факторов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации

  1. Лидер дает последователям действовать в пределах зоны «свободы»

  2. Лидер в определенных пределах делегирует решения групп

  3. Лидер выдвигает проблемы, просит дать предложения и принимает решение

  4. Лидер предлагает решения и считает возможным их изменение

  5. Лидер выдвигает идеи и предлагает их обсудить

  6. Лидер убеждает последователей в своих решениях

  7. Лидер принимает решения и доводит их до подчиненных

Различие между этими двумя крайними лидерскими стилями основано на предположениях лидера об источниках его власти и природе человека.Демократ полагает, что власть ему дается последователями, которых он ведет, и что люди в своей основе обладают способностью ксамоуправлению и творческой работе в условиях правильного мотивирования. Автократ считает, что власть дается его позицией в группе/организации и что люди внутренне ленивы и на них трудно полагаться. В первом случае имеется возможность участия в управлении, во втором — цели, средства и политику определяет сам лидер. По мнению авторов модели, между этими двумя крайностями существуют еще пять промежуточных лидерских стилей.


Последующее развитие данной модели столкнулось с трудностями учета всех возможных взаимодействий между лидером, последователями и ситуацией при установлении причинно-следственных связей в отношениях лидерства. Так, развитие процессов интернационализации в бизнесе и резкое увеличение количества участников этих процессов сломали традиционные представления об управлении и сделали переход к отношениям лидерства еще более трудным.

В последнее время неотъемлемым слагаемым авторитета руко­водителя становится индивидуальность. Современный руководи­тель должен быть интересным в общении — это возможно, когда какую-то область человеческий деятельности он знает лучше под­чиненных. Эффективный руководитель работает на перспективу, делеги­рует свои полномочия помощникам, не разбрасывается на реше­ние нескольких дел одновременно, работает строго по плану. Знание психологии, понимание подчиненного — одна из основ психологии управления.

Лидер должен знать условия труда подчиненных, посещать ра­бочие места, создавать нормальную обстановку в помещениях и на территории предприятия.

Часто не имея достаточного опыта руководства, менеджеры полагают, что подчиненные оценят их чрезмерную доброту, по­пустительство и будут отвечать на это послушанием и вниманием. Однако получается наоборот: работники начинают игнорировать указания и даже просьбы руководителя и посмеиваются над ним.


5. Маркетинговые исследования в деятельности организации

В процессе анализа, планирования, реализации и контроля за ходом выполнения плана маркетинга требуется информация о потребителях, конкурентах, возможностях предприятия, дилерах и других силах действующих на рынке.

Маркетинговое исследование – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учёт и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде. Имеется целый ряд аналогичных и иных определений маркетинговых исследований.

Основные цели маркетингового исследования: уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений; следить за процессом реализации маркетинговых задач.

Проведение маркетингового исследования целесообразно в следующих случаях: Недостаточный объем информации для принятия решения; Наличие внутренних противоречий относительно стратегии, целей, механизмов их реализации; Ухудшение ситуации (потеря рынка, замедление товарооборота и т.д.); Изучение причин неожиданного успеха; Формирование новых стратегических или тактических замыслов.

К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся:

  • Объективность - необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.

  • Научность - объяснение и предсказание изучаемых рыночных явлений и процессов на основе научных положений и объективно полученных данных, а также выявление закономерностей развития этих явлений и процессов

  • Системность - выделение отдельных структурных элементов, составляющих явление, обнаружение иерархической связи и взаимоподчиненности.

  • Комплексность - изучение явлений и процессов во всей их полноте, взаимосвязи и развитии.

  • Достоверность - получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и обработки, исключение тенденциозность в оценках, тщательный контроль, использование ЭВМ и созданных наукой инструментов исследования.

  • Эффективность - достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов с затратами.


Приведем некоторые из областей и видов маркетинговых иссле­дова­ний: 1. Исследование рынка.

  • определение рыночного потенциала и возможностей его развития;

  • определение характеристик рынка и их изучение;

  • анализ распределения долей рынка между фирмами;

  • изучение экспортных рынков;

2. Исследование потребительских свойств товаров.

  • исследование реакции покупателей на новый товар и его потенциала;

  • испытание и тестирование новых товаров;

  • анализ товаров конкурентов;

  • исследование упаковки;

  • изучение товарной номенклатуры;

  •  изучение воздействия товара на окружающую среду;

3.     Экономический анализ коммерческой деятельности.

  • анализ политики цен;

  • краткосрочное и долгосрочное прогнозирование рынка;

4.     Исследование сбыта.

  • анализ сбыта;

  • анализ каналов распределения;

  • анализ издержек распределения;

  • анализ размещения предприятий и складов;

  • пробный маркетинг.

5.     Исследование рекламы, стимулирование сбыта и «Паблик рилейшинз»

  • исследование эффективности рекламных объявлений;

  • изучение средств рекламы;

  • исследование рекламных текстов;

  • исследование стратегий и инструментов стимулирования сбыта (ски­док, купонов, образцов и т.д.);

  • исследование методов стимулирования труда торговых работников;

  • исследование потребительских мотиваций;

  • изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования сбыта;

  • изучение проблем информирования потребителей.

Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий. Концепцию системы маркетинговой информации можно представить в виде схемы.

В левом прямоугольнике перечислены составляющие маркетинговой среды, за которыми управляющий по маркетингу должен вести постоянное наблюдение. Информацию собирают и анализируют с помощью четырех вспомогательных систем, которые в совокупности своей и составляют систему маркетинговой информации: системы внутренней отчетности, системы сбора внешней текущей маркетинговой информации, системы маркетинговых исследований и системы анализа маркетинговой информации. Поток информации, поступающей к управляющим по маркетингу, помогает им в проведении анализа, планирования, претворении в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий. Обратный поток в сторону рынка состоит из принятых управляющими решений и прочих коммуникаций.