Файл: ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА_Гришина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 621

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта проблема особенно трудно решается в супружеской группе, так как ее специ­фические свойства делают обеспечение адекватного приватного пространства дос­таточно сложной задачей. Прежде всего природа потребностей, удовлетворяемых в браке, весьма разнообразна. Супруги имеют по отношению друг к другу целый комп­лекс ожиданий, связанных с их ролями, как то: возлюбленный, товарищ, поддержи­вающий, защищающий, распоряжающийся доходами и т. д. Кроме того, конфликты становятся более серьезными, если затрагивают наиболее значимые потребности человека. Брак же очевидным образом связан с витальными потребностями людей. Неудовлетворенность потребностей создает напряжение. Условием удовлетворения индивидуальных потребностей является достаточное пространство свободного дви­жения. Левин приводит пример описания жизненного пространства мужа (простран­ства профессиональной и социальной жизни, дома, детей и т. д.), показывая, что фак­тически свободными для него остаются только зоны «жизнь в офисе» и «игра в гольф» (Lewin, 1948).

М. Дойч: зависимость от контекста

В рамках ситуационного подхода межличностные конфликты рассматриваются в контексте общей системы взаимодействия. Понятие межличностных, или интерперсональных, отношений описывает широкий диапазон форм человеческого взаи­модействия, отличающихся содержанием, направленностью, интенсивностью и глубиной контактов и т. д.

Дойч предлагает различать следующие фундаментальные измерения интерперсональных отношений (Deutsch, 1985):

1 Кооперация — конкуренция (cooperationcompetition)' 1акие отношения, как «близкие друзья» или «коллеги», относятся к кооперативному полюсу из­мерения, такие как «политические оппоненты», «личные враги» или «разво­дящаяся пара» — к конкурентному.

2. Распределение власти (равное или неравное). Также обозначается как «до­минантность — подчиненность», «автономия — контроль» и т.д. «Бизнес-партнеры», «близкие друзья» или «бизнес-соперники» находятся на равном полюсе, «хозяин — слуга», «родитель — ребенок», «учитель — ученик» — на неравном.

3. Ориентация на задачу — социально-эмоционалная ориентация. «Близ­кие друзья», «муж и жена» — социально ориентированы, «интервьюер и по­ступающий на работу», «бизнес-соперники» — ориентированы на задачу.

4. Формальный неформальный характер отношений. Дойч отмечает, что в неформальных отношениях определение действий, времени и перемещений остается за их участниками, тогда как в формально регулируемых отношени­ях взаимодействие участников детерминируется главным образом соци­альными нормами и правилами. Отношения внутри организации имеют тен­денцию быть более формальными, а в клубе — неформальными, отношения между равными чаще имеют неформальный характер, чем отношения между неравными.


5. Интенсивность и значимость. Этот параметр отражает глубинный или по­верхностный характер отношений и связан со степенью взаимозависимости их участников. Отношения в парах «кузины», «продавец и покупатель» име­ют поверхностный характер, в парах «ребенок и родитель» и «психотерапевт и пациент» — интенсивный.

Соответственно этим измерениям Дойч выделяет шестнадцать типов социальных отношений (табл. 3-2).

Среди этих типов восемь характеризуют конкурентное взаимодействие, в рамках которого могут складываться весьма разнообразные отношения. Это личные враги и разводящаяся супружеская пара, противники в игре и соперники в бизнесе, хулиган и его жертва, квалифицированный сотрудник/руководитель и начинаю­щий работник, представители власти и мятежников, охранники и заключенные. Их взаимодействие может принимать разные формы. Дойч обозначает конкурентные отношения равных участников, находящихся в неформальных отношениях, с соци­ально-эмоциональной ориентацией как «антагонистические», неравных — как «са­домазохистские». Конкурентные неформальные отношения равных участников с социально-эмоциональной ориентацией обозначаются как «соперничество», анало­гичные отношения неравных участников — как «доминирование». Те же отноше­ния равных участников с ориентацией на задачу Дойч называет «конкуренцией», неравных — «борьбой за власть». Наконец, конкурентные формальные отношения равных участников с той же ориентацией на задачу определяются как «регулируе­мая конкуренция», отношения неравных участников — как «регулируемая борьба за власть».

Мы приводим английский аналог обозначения этих понятий в силу различия терминов, используе­мых в литературе, на что указывает и сам Дойч

Шестнадцать типов социальных отношений1

Таблица 3-2

Социально эмоциональные

Ориентированные на задачу

Кооперативные

Равные

Неформальные

Формальные

Неформальные

Формальные

1

5

9

13

а) < интимные»

а) «товарищи»

а) решение проблем

а) «организованная кооперация»

б) (влюбленные)

б) (члены клуба)

б)(коллеги)

б) (члены рабочей команды)

в) ухаживание

в) социальная вечеринка

в) собрание персонала

в) совместная работа над решением проблемы с разделением ответственности

Неравные

2

6

10

14

а) «забота»

а) «защита»

а) «образовательные»

а)«иерархическая организация»

б) (мать ребенок)

б)(полицейский — ребенок)

б) (профессор — выпускник университета)

б)(начальник — работник)

в) нянчить

в) помогать

в) совместная неформальная работа над исследовательским проектом под руководством профессора

в) начальник дает работнику конкретное задание

Конкурентные

Равные

3

7

11

15

а) «антагонистические»

а) «соперничающие»

а) «конкуренция»

а) «регулируемая конкуренция»

б)(личные враги)

б) (разводящаяся пара)

б) (противники в неформальной игре)

б) (бизнес конкуренты)

в) борьба

в) соперничество за внимание ребенка

в) попытки выиграть очко у другого

в) торги за контракт против друг друга

Неравные

4

8

12

16

а) «садомазохистские»

а)«доминирование»

а) «борьба за власть»

а) «регулируемая борьба за власть»

б) (хулиган — жертва)

б)(эксперт — новичок)

б) (власть — мятежники)

б) (охрана — заключенные)

в) мучение

в)запугивание

в) партизанская война

в) приказание заключенным идти в ногу


1 Каждый тип социальных отношений (а) обозначен названием, (б) иллюстрируется в терминах людей, которые могут находиться в таких отношениях и (в) иллюстрируется типом активности, которая может иметь место в таких отношениях

То, что Дойч не использует термин «конфликт», вовсе не означает, что для него эти отношения не являются конфликтными. Для многих рассуждений Дойча харак­терно фактическое отождествление конфликта с конкуренцией. Большинство его работ посвящено сравнению типов взаимодействия, развивающихся в рамках коо­перативного или конкурентного контекста, межгрупповых и внутригрупповых от­ношений.

Конфликты в различных сферах взаимодействия

С различными интерперсональными конфликтными явлениями мы сталкиваем­ся довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят их появление к возрасту одного-двух лет (японские воспитатели, например, предлага­ют начинать работу по обучению эффективному поведению в конфликтах именно этого возраста). В одном из немногих исследований на эту тему, принадлежащих Я. Л. Коломинскому и Б. П. Жизневскому, были собраны и проанализированы 397 про­токолов наблюдений за конфликтами детей в ходе различных игр. При этом были вы­делены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста (табл. 3-3). Полученные авторами эмпирические данные подтверждают описанную Д. Б. Элькониным динамику: у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игру­шек, у детей среднего школьного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрас­те из-за правил игры (Коломинский, Жизневский, 1995). Таким образом, причины возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры (рис. 3-1).

Основными сферами взрослого взаимодействиями, где мы сталкиваемся с меж­личностными проблемами, являются дом и работа Именно семейные и служебные конфликты являются наиболее распространенным объектом исследования.

Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис указывают на несостоятельность идиллическо­го представления о семье, для которой характерны стабильность хороших отноше­ний и удовлетворенность всех семейной жизнью. Напротив, противоречия между личностью и семьей неизбежны, как и необходимость постоянного разрешения воз­никающих разногласий. В семье человек постоянно оказывается перед выбором — притерпеться к не удовлетворяющим его особенностям семьи, отстраниться или,


Причины возникновения конфликтов между детьми в игре, % (цит по. Коломинский, Жизневский, 1995)

Таблица 3-3

Причины конфликтов

Возраст детей

1-2

2-3

3-4

4-5

5-6

«Разрушение игры»

25

23

23

6

9

«По поводу выбора общей темы игры»

0

0

2

1

3

«По поводу состава участников игры»

0

0

0

10

11

«Из-за ролей»

0

6

23

32

24

«Из-за игрушек»

75

71

38

17

21

«По поводу сюжета игры»

0

0

3

8

7

«По поводу правильности игровых действий»

0

0

10

26

26

Рис. 3-1. Возрастная динамика основных видов конфликтов. Условные обозначения: ——-———— конфликты из-за игрушек (цит. по: Коломинский, Жизневскии, 1995)

— — — — — — — — конфликты из-за разрушения игры

----------------------- конфликты из-за ролей


............... конфликты по поводу правильности игровых действий

пересмотрев свою роль и место в семье, найти новый способ интеграции с нею (Эй-демиллер, Юстицкис, 1999, с. 190).

В. П. Левкович и О. Э. Зуськова делят все семьи на три основные группы с точки зрения уровня конфликтности: стабильные, т. е. справляющиеся с семейными кон­фликтами; проблемные — частично справляющиеся; нестабильные, не преодолева­ющие конфликт и имеющие негативную семейную ориентацию. Авторы считают, что основой семейных конфликтов является рассогласование между представлени­ями супругов относительно потребностей друг друга, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому. С точки зрения конфликтогенности выделяются несколько основных сфер жизнедеятельности семьи. По результатам исследований авторов, на первом месте находится то, что называют «культурой об­щения» — соблюдение или несоблюдение супругами норм повседневной жизни. Далее следует недостаточное удовлетворение в семейном взаимодействии супру­гов потребности в защите Я-концепции, которая поддерживается удовлетворением потребностей в любви, ощущения своей значимости, чувства собственного досто­инства. Наконец, на третьем месте находятся две основные сферы взаимодействия: ролевая, связанная с удовлетворением ролевых потребностей супругов в соответ­ствии с позициями матери и отца, мужа и жены, хозяина и хозяйки; а также та часть жизни супругов, которая связана «с взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера». Оказалось, что для разных типов семей характерны разные типы конфликтов. В группе стабильных супружес­ких пар конфликты возникают по преимуществу в ролевой сфере в силу неодноз­начного представления о семейных ролях, однако решаются, как правило, конст­руктивно благодаря общему благоприятному фону межличностных отношений. Конфликты в нестабильных семьях связаны главным образом с неудовлетвореннос­тью потребности в защите Я-концепции, а также с нарушением норм повседневной жизни. Проблемные пары занимают промежуточное положение (Левкович, Зуськова, 1985). Эти данные находят подтверждения и в других исследованиях на эту тему. Так, в работе А. И. Таидевой, где сравнивались стабильные и нестабильные (подавшие на развод или живущие раздельно) пары, оказалось, что последним свой­ствен высокий уровень рассогласования ролей, переоценка собственного вклада в исполнение семейных ролей и недооценка вклада партнера. Весьма существенные различия между стабильными и нестабильными парами получены автором при изу­чении их взаимодействия, а также при рассмотрении атрибутивных процессов в кон­фликтах (Тащева, 1987), на чем мы остановимся ниже.