ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 621
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Основы изучения конфликтов.....................................19
Глава 1 философско социологическая традиция изучения конфликтов 20
Глава 2 психологическая традиция
Глава 4 методы изучения конфликта 126
Часть 2. Феноменология конфликтов 149
Глава 5 как описываются конфликты 150
Глава 6 возникновение конфликтов. Оценка ситуации 161
Глава 7 возникновение конфликтов.
Глава 8 конфликтное взаимодействие 209
Часть 3 разрешение конфликтов 283
Глава 10 работа с конфликтами.
Глава 11 посредничество психолога
Часть 4. Обучение навыкам эффективного поведения
Эта проблема особенно трудно решается в супружеской группе, так как ее специфические свойства делают обеспечение адекватного приватного пространства достаточно сложной задачей. Прежде всего природа потребностей, удовлетворяемых в браке, весьма разнообразна. Супруги имеют по отношению друг к другу целый комплекс ожиданий, связанных с их ролями, как то: возлюбленный, товарищ, поддерживающий, защищающий, распоряжающийся доходами и т. д. Кроме того, конфликты становятся более серьезными, если затрагивают наиболее значимые потребности человека. Брак же очевидным образом связан с витальными потребностями людей. Неудовлетворенность потребностей создает напряжение. Условием удовлетворения индивидуальных потребностей является достаточное пространство свободного движения. Левин приводит пример описания жизненного пространства мужа (пространства профессиональной и социальной жизни, дома, детей и т. д.), показывая, что фактически свободными для него остаются только зоны «жизнь в офисе» и «игра в гольф» (Lewin, 1948).
М. Дойч: зависимость от контекста
В рамках ситуационного подхода межличностные конфликты рассматриваются в контексте общей системы взаимодействия. Понятие межличностных, или интерперсональных, отношений описывает широкий диапазон форм человеческого взаимодействия, отличающихся содержанием, направленностью, интенсивностью и глубиной контактов и т. д.
Дойч предлагает различать следующие фундаментальные измерения интерперсональных отношений (Deutsch, 1985):
1 Кооперация — конкуренция (cooperation — competition)' 1акие отношения, как «близкие друзья» или «коллеги», относятся к кооперативному полюсу измерения, такие как «политические оппоненты», «личные враги» или «разводящаяся пара» — к конкурентному.
2. Распределение власти (равное или неравное). Также обозначается как «доминантность — подчиненность», «автономия — контроль» и т.д. «Бизнес-партнеры», «близкие друзья» или «бизнес-соперники» находятся на равном полюсе, «хозяин — слуга», «родитель — ребенок», «учитель — ученик» — на неравном.
3. Ориентация на задачу — социально-эмоционалная ориентация. «Близкие друзья», «муж и жена» — социально ориентированы, «интервьюер и поступающий на работу», «бизнес-соперники» — ориентированы на задачу.
4. Формальный — неформальный характер отношений. Дойч отмечает, что в неформальных отношениях определение действий, времени и перемещений остается за их участниками, тогда как в формально регулируемых отношениях взаимодействие участников детерминируется главным образом социальными нормами и правилами. Отношения внутри организации имеют тенденцию быть более формальными, а в клубе — неформальными, отношения между равными чаще имеют неформальный характер, чем отношения между неравными.
5. Интенсивность и значимость. Этот параметр отражает глубинный или поверхностный характер отношений и связан со степенью взаимозависимости их участников. Отношения в парах «кузины», «продавец и покупатель» имеют поверхностный характер, в парах «ребенок и родитель» и «психотерапевт и пациент» — интенсивный.
Соответственно этим измерениям Дойч выделяет шестнадцать типов социальных отношений (табл. 3-2).
Среди этих типов восемь характеризуют конкурентное взаимодействие, в рамках которого могут складываться весьма разнообразные отношения. Это личные враги и разводящаяся супружеская пара, противники в игре и соперники в бизнесе, хулиган и его жертва, квалифицированный сотрудник/руководитель и начинающий работник, представители власти и мятежников, охранники и заключенные. Их взаимодействие может принимать разные формы. Дойч обозначает конкурентные отношения равных участников, находящихся в неформальных отношениях, с социально-эмоциональной ориентацией как «антагонистические», неравных — как «садомазохистские». Конкурентные неформальные отношения равных участников с социально-эмоциональной ориентацией обозначаются как «соперничество», аналогичные отношения неравных участников — как «доминирование». Те же отношения равных участников с ориентацией на задачу Дойч называет «конкуренцией», неравных — «борьбой за власть». Наконец, конкурентные формальные отношения равных участников с той же ориентацией на задачу определяются как «регулируемая конкуренция», отношения неравных участников — как «регулируемая борьба за власть».
Мы приводим английский аналог обозначения этих понятий в силу различия терминов, используемых в литературе, на что указывает и сам Дойч
Шестнадцать типов социальных отношений1
Таблица 3-2
|
|
Социально эмоциональные |
Ориентированные на задачу |
||
Кооперативные |
Равные |
Неформальные |
Формальные |
Неформальные |
Формальные |
1 |
5 |
9 |
13 |
||
а) < интимные» |
а) «товарищи» |
а) решение проблем |
а) «организованная кооперация» |
||
б) (влюбленные) |
б) (члены клуба) |
б)(коллеги) |
б) (члены рабочей команды) |
||
в) ухаживание |
в) социальная вечеринка |
в) собрание персонала |
в) совместная работа над решением проблемы с разделением ответственности |
||
Неравные |
2 |
6 |
10 |
14 |
|
а) «забота» |
а) «защита» |
а) «образовательные» |
а)«иерархическая организация» |
||
б) (мать ребенок) |
б)(полицейский — ребенок) |
б) (профессор — выпускник университета) |
б)(начальник — работник) |
||
в) нянчить |
в) помогать |
в) совместная неформальная работа над исследовательским проектом под руководством профессора |
в) начальник дает работнику конкретное задание |
||
Конкурентные |
Равные |
3 |
7 |
11 |
15 |
а) «антагонистические» |
а) «соперничающие» |
а) «конкуренция» |
а) «регулируемая конкуренция» |
||
б)(личные враги) |
б) (разводящаяся пара) |
б) (противники в неформальной игре) |
б) (бизнес конкуренты) |
||
в) борьба |
в) соперничество за внимание ребенка |
в) попытки выиграть очко у другого |
в) торги за контракт против друг друга |
||
Неравные |
4 |
8 |
12 |
16 |
|
а) «садомазохистские» |
а)«доминирование» |
а) «борьба за власть» |
а) «регулируемая борьба за власть» |
||
б) (хулиган — жертва) |
б)(эксперт — новичок) |
б) (власть — мятежники) |
б) (охрана — заключенные) |
||
в) мучение |
в)запугивание |
в) партизанская война |
в) приказание заключенным идти в ногу |
1 Каждый тип социальных отношений (а) обозначен названием, (б) иллюстрируется в терминах людей, которые могут находиться в таких отношениях и (в) иллюстрируется типом активности, которая может иметь место в таких отношениях
То, что Дойч не использует термин «конфликт», вовсе не означает, что для него эти отношения не являются конфликтными. Для многих рассуждений Дойча характерно фактическое отождествление конфликта с конкуренцией. Большинство его работ посвящено сравнению типов взаимодействия, развивающихся в рамках кооперативного или конкурентного контекста, межгрупповых и внутригрупповых отношений.
Конфликты в различных сферах взаимодействия
С различными интерперсональными конфликтными явлениями мы сталкиваемся довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят их появление к возрасту одного-двух лет (японские воспитатели, например, предлагают начинать работу по обучению эффективному поведению в конфликтах именно этого возраста). В одном из немногих исследований на эту тему, принадлежащих Я. Л. Коломинскому и Б. П. Жизневскому, были собраны и проанализированы 397 протоколов наблюдений за конфликтами детей в ходе различных игр. При этом были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста (табл. 3-3). Полученные авторами эмпирические данные подтверждают описанную Д. Б. Элькониным динамику: у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего школьного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте из-за правил игры (Коломинский, Жизневский, 1995). Таким образом, причины возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры (рис. 3-1).
Основными сферами взрослого взаимодействиями, где мы сталкиваемся с межличностными проблемами, являются дом и работа Именно семейные и служебные конфликты являются наиболее распространенным объектом исследования.
Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис указывают на несостоятельность идиллического представления о семье, для которой характерны стабильность хороших отношений и удовлетворенность всех семейной жизнью. Напротив, противоречия между личностью и семьей неизбежны, как и необходимость постоянного разрешения возникающих разногласий. В семье человек постоянно оказывается перед выбором — притерпеться к не удовлетворяющим его особенностям семьи, отстраниться или,
Причины возникновения конфликтов между детьми в игре, % (цит по. Коломинский, Жизневский, 1995)
Таблица 3-3
Причины конфликтов |
Возраст детей |
|
|
|
|
|
1-2 |
2-3 |
3-4 |
4-5 |
5-6 |
«Разрушение игры» |
25 |
23 |
23 |
6 |
9 |
«По поводу выбора общей темы игры» |
0 |
0 |
2 |
1 |
3 |
«По поводу состава участников игры» |
0 |
0 |
0 |
10 |
11 |
«Из-за ролей» |
0 |
6 |
23 |
32 |
24 |
«Из-за игрушек» |
75 |
71 |
38 |
17 |
21 |
«По поводу сюжета игры» |
0 |
0 |
3 |
8 |
7 |
«По поводу правильности игровых действий» |
0 |
0 |
10 |
26 |
26 |
Рис. 3-1. Возрастная динамика основных видов конфликтов. Условные обозначения: ——-———— конфликты из-за игрушек (цит. по: Коломинский, Жизневскии, 1995)
— — — — — — — — конфликты из-за разрушения игры
----------------------- конфликты из-за ролей
............... конфликты по поводу правильности игровых действий
пересмотрев свою роль и место в семье, найти новый способ интеграции с нею (Эй-демиллер, Юстицкис, 1999, с. 190).
В. П. Левкович и О. Э. Зуськова делят все семьи на три основные группы с точки зрения уровня конфликтности: стабильные, т. е. справляющиеся с семейными конфликтами; проблемные — частично справляющиеся; нестабильные, не преодолевающие конфликт и имеющие негативную семейную ориентацию. Авторы считают, что основой семейных конфликтов является рассогласование между представлениями супругов относительно потребностей друг друга, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому. С точки зрения конфликтогенности выделяются несколько основных сфер жизнедеятельности семьи. По результатам исследований авторов, на первом месте находится то, что называют «культурой общения» — соблюдение или несоблюдение супругами норм повседневной жизни. Далее следует недостаточное удовлетворение в семейном взаимодействии супругов потребности в защите Я-концепции, которая поддерживается удовлетворением потребностей в любви, ощущения своей значимости, чувства собственного достоинства. Наконец, на третьем месте находятся две основные сферы взаимодействия: ролевая, связанная с удовлетворением ролевых потребностей супругов в соответствии с позициями матери и отца, мужа и жены, хозяина и хозяйки; а также та часть жизни супругов, которая связана «с взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера». Оказалось, что для разных типов семей характерны разные типы конфликтов. В группе стабильных супружеских пар конфликты возникают по преимуществу в ролевой сфере в силу неоднозначного представления о семейных ролях, однако решаются, как правило, конструктивно благодаря общему благоприятному фону межличностных отношений. Конфликты в нестабильных семьях связаны главным образом с неудовлетворенностью потребности в защите Я-концепции, а также с нарушением норм повседневной жизни. Проблемные пары занимают промежуточное положение (Левкович, Зуськова, 1985). Эти данные находят подтверждения и в других исследованиях на эту тему. Так, в работе А. И. Таидевой, где сравнивались стабильные и нестабильные (подавшие на развод или живущие раздельно) пары, оказалось, что последним свойствен высокий уровень рассогласования ролей, переоценка собственного вклада в исполнение семейных ролей и недооценка вклада партнера. Весьма существенные различия между стабильными и нестабильными парами получены автором при изучении их взаимодействия, а также при рассмотрении атрибутивных процессов в конфликтах (Тащева, 1987), на чем мы остановимся ниже.