Файл: ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА_Гришина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 599

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тяготы подобного ролевого конфликта, похоже, имеют достаточно распростра­ненный во многих культурах характер. В частности, известны исследования роле­вых конфликтов у женщин, выполненные американскими авторами. Типичным по­казателем ролевого конфликта работающей женщины является «чувство вины пе­ред семьей и домом. Оно является полностью субъективным и выражается в раз­личного рода самообвинениях (например, что дети мало ухожены, муж обделен лаской и вниманием жены, и т. д.) из-за того, что работа отнимает у респондента слишком много времени и сил. При этом объективная картина жизненной ситуации может быть во многом иной...» (Алешина, Лекторская, 1989, с. 80). В исследовании Ю. Г. Алешиной и Е. В. Лекторской предметом изучения было успешное и неус­пешное решение ролевого конфликта работающими женщинами. На основе опроса были выделены две группы женщин — с высокой и низкой степенью выраженности ролевого конфликта. Основной вывод проведенного авторами исследования сво­дится к следующему: «Жизненные ситуации женщин с разной выраженностью ро­левого конфликта оказались принципиально различными, причем женщины с низ­ким ролевым конфликтом оказались более удовлетворенными как профессиональ­ными, так и внутрисемейными особенностями своей жизни». Напротив, для женщин с высоким ролевым конфликтом было характерно отсутствие четкой ориентации на семью или работу, большее влияние на их жизнь различных личностных характери­стик, зависимость от мнений и оценок окружающих, более тесная связь внутрисе­мейных и рабочих характеристик. Таким образом, как считают авторы, «жизненная ситуация женщин с высоким ролевым конфликтом гораздо менее определенна и стабильна, чем у представительниц противоположной группы» (с. 87).

Типичными факторами, определяющими интенсивность ролевого конфликта, счи­таются степень совместимости—несовместимости разных ролевых ожиданий (пове­дения, требуемого ролью); жесткость, с которой эти требования предъявляются; личностные характеристик самого индивида, его отношение ( установки, направленность) к ролевым ожиданиям и т.д. В этой плоскости и выполнено большинство исследований по проблематике ролевого конфликта.

Внутриличностные противоречия и конфликты

Конфликт (а внутриличностный, пожалуй, в особенности) — сложное явление, трудно поддающееся классификации. Психолог, работающий с конкретным конф­ликтом, возможно, и не нуждается в ней. Однако в описании феноменологии конф­ликтов систематизация, даже и не вполне удовлетворяющая, необходима. Несовер­шенство систематизации, используемых для различения отдельных видов внутриличностных конфликтов, оправдывается прежде всего практическими потребностями их анализа и диагностики, а также поиском возможностей их преодоления.


Описанные разновидности внутриличностных конфликтов выделены не в резуль­тате теоретического анализа, а отражают реальное распределение интересов иссле­дователей; однако они фактически относятся к традиционно различаемым сферам психической жизни человека и тем самым получают дополнительное подтвержде­ние обоснованности своего места в общем пространстве его внутреннего мира. Каж­дый из этих видов конфликтов — мотивационный, когнитивный или деятельностный — имеет свое содержание, отражающееся прежде всего в характере лежащего в основе конфликта противоречия, и свою специфику в реальной жизненной ситуа­ции. Но переживаемый человеком психологический конфликт может содержать компоненты мотивационного, когнитивного, ролевого противоречий, и подход, раз­лагающий конфликт на его возможные «слагаемые», не всегда релевантен.

В стремлении приблизиться к сложному миру реального внутриличностного кон­фликта исследователи пытаются, с одной стороны, описывать конфликт на языке пе­реживания его человеком, а с другой стороны, оперировать более целостными едини­цами анализа.

Примером первого подхода может служить классификация основных видов внут­риличностных конфликтов, предложенная Шипиловым. В качестве основных струк­тур внутреннего мира личности, между которыми возможно возникновение проти­воречий и конфликтов, им рассматриваются мотивы, переживаемые человеком как «я хочу»; ценности, выступающие как «эталон должного» в силу принятия их лич­ностью или просто необходимости следовать им и воспринимаемые человеком как «надо» или «я должен»; самооценка, выражающаяся в «могу» или «не могу» (Анцупов, Шипилов, 1999). (Данный подход является применением к описанию обычных конфликтов в типологии невротических конфликтов, предложенной В. Н. Мясищевым. истерический конфликт — это бессознательное неразрешимое противоречие между уровнем притязаний, «хочу» и возможностями, «могу»; неврастенический конфликт-противоречие между «должен» и «могу» — отражает завышенные требо­вания к себе, превышающие возможности личности; обсессивно-психастенический конфликт вызывается невозможностью сделать выбор между влечениями и норма­тивными представлениями, между «должен» и «хочу».)

В зависимости от того, какие из этих структур оказываются в противоречии, различаются основные виды внутриличностных конфликтов (табл. 3-1).

Данная классификация, конечно, не бесспорна. Например, «надо» («я должен») может интерпретироваться как мотив выполнения долга перед собой или другими (в последнем случае за ним легко угадывается и мотив социального одобрения), и тогда так называемый «нравственный конфликт» фактически превращается в моти­вационный. Несмотря на недостатки, делающие предложенную классификацию уязвимой для критики, поиск в этом направлении перспективен, поскольку он прежде всего отвечает интересам практики, имеющей дело с «живым» языком пере­живаемых человеком проблем.


Другая возможность понимания внутриличностных конфликтов как целостного явления внутреннего мира человека — это обращение к их описаниям с помощью общей феноменологии самосознания личности. Конфликт рассматривается как одна из стадий развития внутриличностного противоречия, которое определяется как «субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов и т. п.) в самосознании личности, которые взаи­модействуют и изменяют друг друга в процессе развития» (Митина, Кузьменкова, 1998).

Наибольший интерес с точки зрения описания конфликта в структуре самосоз­нания личности представляет работа В. В. Столина (1983). В качестве «единицы самосознания», по его мнению, выступает «смысл "Я"», который содержит когни­тивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Поскольку в реальном мно­гообразии отношений человека его поведение, его действия могут иметь позитив­ный смысл по отношению к одному мотиву (приближая к его удовлетворению) и негативный по отношению к другому (отдаляя от него), возникает конфликтный смысл действия. Само действие, наделенное для человека противоречивым смыслом, Столин называет поступком. До этого действия человек может переживать необходимость решения либо в форме эмоциональных затрудне-ний, либо как созна­тельную дилемму, но конфликтный смысл «Я» возникает только после совершения поступка. Сам по себе поступок становится результатом преодоления внутренних преград к действию, либо, под их влиянием, — отказа от действия. Внутренние пре­грады — это особенности личности, которые проявляются в конкретных ситуаци­ях, требующих определенных действий, и, ограничивая свободу их выбора, создают внутреннюю конфликтность, «превращающую действие в поступок».

Таким образом, общая логика рассуждений Столина сводится к следующему: «множественность деятельностей приводит к множественности смыслов "Я", пере­сечение деятельностей — к поступкам, поступки — к конфликтным смыслам "Я", конфликтный смысл "Я" запускает дальнейшую работу самосознания» (Столин, 1983, с. 109). Содержанием этой работы самосознания, которую Столин называет «личностным решением задачи на конфликтный смысл», является осмысление со­вершенного поступка, его признание или отвержение, принятие сделанного выбора или раскаивание в нем и т. д. Мы вернемся к обсуждению этого при описании спо­собов реагирования человека на конфликт.

Таким образом, поиск в области исследования внутриличностных конфликтов — этой «вечной» проблемы человека и «вечного» предмета интереса психологов — продолжается. Его общая тенденция состоит в переходе от рассмотрения конфлик­та на уровне «частичного» индивида, представленного мотивационной, когнитив­ной сферой или иными личностными образованиями, к описанию конфликтов как явлений целостного самосознания личности, что открывает новые перспективы в их понимании.


Межличностные конфликты

Межличностные конфликты — это ситуации противоречий, разногласий, стол­кновений между людьми.

Межличностный конфликт может быть определен как ситуация противостоя­ния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере од­ним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разреше­ния и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

В связи с использованием понятия «межличностный» мы вынуждены оговорить, что для отечественной (в частности, социально-психологической) литературы ха­рактерна некоторая двойственность в его употреблении. Одно из его значений при­писывает межличностным явлениям статус неформальных: «По главным целям, осуществляемым в ходе общения, выделяются функциональное (ролевое, деловое, формальное) и межличностное» (Куницына, 1991, с. 13). Сдругой стороны, оно ис­пользуется в буквальном, более широком смысле для обозначения происходящих «меж-личностно» явлений. В соответствии с этим «к межличностному поведению принято относить любое наблюдаемое проявление коммуникативной активности ин-

дивида, обусловленное фактом реальною, предполагаемого или воображаемого присутствия других людей» (Емельянов, 1991, с. 16). В этом более широком значе­нии понятие «межличностный» тождественно западному термину «интерперсо­нальный», и в этом смысле мы и будем использовать его.

ДеТи могут представлять для своих роди­телей образы их родителей и тем самым стимулировать ту же реакцию, которую ког­да-то вызывали у их мамы бабушка и де­душка.

К. Хорни

Психоаналитическая интерпретация

Напомним, что в соответствии с психоаналитической традицией интерперсо­нальные проблемы, возникающие в отношениях человека с другими людьми, интер­претируются через его внутренние конфликты. Ключом к пониманию взаимоотно­шений человека в семье становятся проблемы, когда-то переживавшиеся им в отно­шениях с собственным родителями. Так, Хорни в работе «Конфликты материнства» описывает такой «тип конфликтов, в котором отношения матери с родителями на­ходят отражение в ее установке по отношению к детям» (Хорни, 1993, с. 142). На­поминая исходную посылку психоанализа о том, что «детское соперничество и рев­ность по отношению к родителю того же пола во многом ответственны за конфлик­ты взрослого человека», она анализирует случай обратившейся к ней учительницы 35 лет, которую беспокоили ее отношения с уче­никами. В интерпретации Хорни, в основе возни­кавших у нее проблем с окружающими лежала «глубокая и страстная любовь» к отцу. Первым реальным воплощением отца для этой женщины стал ее сын, отношения с которым отличались огромной эмоциональной насыщенностью, а за­тем реципиентом трансформированной любви к отцу становятся ее ученики, ровесники сына, обладающие физическим и психоло­гическим сходством с ее отцом. Таким образом, конфликт развивается «трагически, пройдя через три поколения» (там же, с. 145). Всего Хорни отмечает в своей прак­тике пять случаев такого переноса чувства любви с отца на сына, хотя эмоциональ­ный опыт отношений с родителями может трансформироваться и в сверхпривязан­ность матери и дочери.


Той же логике следует интерпретация межличностного поведения человека че­рез его личностный тип, определяющийся характером разрешения им внутренних конфликтов. Так, например, по Хорни, трудовому поведению «экспансивного» типа свойственны тенденции к переоценке своих способностей и результатов своего труда и недооценке других; «самоуничижающему» типу — противоположные чер­ты — недооценка своих возможностей и своего труда, склонность к подчиненной роли в работе; «отказывающийся» тип уходит от активной жизни, стремится к рабо­те в одиночестве; для «поверхностно-живущих» характерно отсутствие стремления к развитию собственных потенций, к достижению каких-либо целей (Ногпеу, 1950, р. 309-326).

Позиция К. Левина: удовлетворение потребностей

Первые теоретические описания и экспериментальные исследования, непосред­ственно посвященные интерперсональным конфликтам, были выполнены Левином К межличностным конфликтам в концептуальных описаниях Левина относится случай, который он обозначает как «конфликт между собственными и вынужда­ющими силами», т е. противоречие между собственными потребностями человека и внешней объективной вынуждающей силой. Анализируя, в частности, положе­ние ребенка, оказывающегося в такой ситуации, Левин пишет: «Сила, побуждаю­щая ребенка С со стороны человека Р, может быть представлена как результат поля власти этого человека над ребенком» (Field Theory..., 1963, p. 267), которая означа­ет не что иное, как то, что «Р в состоянии создавать побуждающие или ограничива­ющие силы ..» (р. 268). Как уже отмечалось, по мнению Левина, законы развития конфликта едины для всех его разновидностей, однако случай конфликта между соб­ственными и внешне вынуждающими силами имеет специфическую возможность разрушения этой внешней власти

Супружеский конфликт стал предметом теоретического анализа в работе Леви­на 1940 года. Как малая группа, семья, по Левину, отличается специфическими свойствами, небольшим размером, связью с витальными проблемами, общим физи­ческим и социальным существованием. На основании проведенных эксперименталь­ных исследований Левин считает наиболее важным фактором частоты возникновения конфликтов общий уровень напряжения, в котором существует человек или группа. Общий вопрос адаптации индивида к группе, в том числе и семейной, может быть, по Левину, сформулирован следующим образом: как может индивид найти доста­точное пространство свободного движения для удовлетворения своих собственных персональных нужд внутри группы, не затрагивая интересов группы?