Файл: Смирнова Е.Е. Гендерология пр. РИО.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Электронная версия

Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 295 с.

Гендерное общество: пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» РОССПЭН, 2006. – 464 с.

Гендерное равенство: проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: учеб. пособие для студентов вуза. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 269 с.

Гендерное равноправие в России: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию Всерос. женского съезда 1908 года, 21–23 марта 2008г., С.-Петербург / отв. ред. Н. Пушкарева. – Спб.: Алетейя, 2008. – 319 с.

Ерохина Л. Д. Гендерология и феминология: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 384 с.

Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? / под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. – М.: РОССПЭН, 2002. – 428 с.

Зуйкова Е. М. Феминология и гендерная политика: учебник / Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 300 с.

Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с. Калабихина И. Е. Гендерные вопросы в России в конце ХХ века:

фокус-групповое исследование в городской и сельской местности / И. Е. Калабихина. – М.: Акисфлат, 2004. – 274 с.

Комплексный гендерный подход – стратегия трансформации экономической и социальной политики в России / под ред. Е. А. Баллаевой. – М.: РОО МЦГИ: Солтэкс, 2005. – 160 с.

Лушников А. М. Гендерное равенство в семье и труде: Заметки юристов / А. М. Лушников, М. В. Лушникова, Н. Н. Тарусина. – М.: Проспект: ТК 2Велби», 2006. – 288 с.

Основы гендерной политики (гендерология). – М.: Перспектива, 2008. – 208 с.

Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной – 2-е

изд. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.

Ржаницына Л. С. Гендерный бюджет: первый опыт в России / Л. С. Ржаницына. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 272 с.

Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. – М.: Информация, 2002. – 256 с.

Социальная работа: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – 2-е изд. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 364 с.

Социальная работа и социальная педагогика: словарь-справочник / сост. Н. Ф. Басов, Е. Е. Смирнова, А. И. Тимонин; под ред. Н. Ф. Басова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. – 222 с.

Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / под ред. О. А. Ворониной. – М.: МЦГИ – МВШСЭН, 2001. – 416 с.

43


 

Электронная версия

 

 

Тюрюканова Е. В.

Женщины.

Миграция.

Государство

/

Е. В. Тюрюканова, М. М. Малышева. – М.: Асаdеmiа, 2001. – 240 с.

 

Хоткина З. А. Гендерный подход

к анализу

труда и занятости

/

З. А. Хоткина // Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под общ. ред.

М.М. Малышевой. – М.: Academia, 2001. – С. 146–168.

Чернова Ж. Семейная политика в Европе и России: Гендерный анализ / Ж. Чернова. – М.: Норма, 2008. – 328 с.

Чирикова А. Е. Женщина-менеджер в современном обществе / А. Е. Чирикова // Гендерный калейдоскоп – М.: Академия, 2001. – С. 378– 404.

Шепель В. М. Имиджелогия / В. М. Шепель. – М., 1994. – 320 с. Экономика и социальная политика: гендерное измерение. – М.:

Academia, 2002. – 288 с.

44

Электронная версия

ТЕМА 7 ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Женщины и политика. Квотирование как способ решения проблемы участия женщин в политической деятельности.

Женщины и мужчины в политической жизни современной России

Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами. Сутью ее является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Несмотря на то что политика позиционируется в качестве гендерно-нейтральной сферы деятельности, все традиционные представления о государстве и власти являются описанием способов участия в ней исключительно мужчин. Между тем в политической истории человечества было немало выдающихся женщин, которые волей обстоятельств или вследствие родственных связей и знатного происхождения оказали огромное влияние на ход политических событий

всвоих странах.

Вгендерологии проблема политической деятельности означает поиск, теоретическое осмысление и практическое решение политических проблем.

При этом исследуются:

– распределение властных функций между полами;

– особенности электорального поведения женщин;

– продолжение, конкретизация и развитие общегуманной идеи человечества о социальном равенстве;

– признание равных возможностей и значимости обоих полов в развитии цивилизации;

– выражение социального протеста против существующей дискриминации;

– борьба за расширение политических прав женщин;

– анализ деятельности политических институтов, партий, общественного мнения в свете взаимоотношения полов;

– научное обобщение опыта политической деятельности женщин, основанной на гуманизме и демократии.

Процесс предоставления права голоса женщинам начался лишь с конца XIX в. Первыми странами, признавшими за женщинами статус граждан, стали Новая Зеландия и Австралия. По мере получения женщинами избирательных прав они вовлекались в политический процесс, но при этом, естественно, не обладали значительным политическим опытом. Включение женщин в политику на фоне представлений о них как о менее опытных и менее способных превращало женщин в предмет

45


Электронная версия

политической науки. Он изучался именно с точки зрения возможностей адаптации женщин к политической жизни (с наименьшими потерями для политической стабильности) или тех новых черт, которые они могут внести в «мужскую» политику.

ВРоссии всплеск политической активности женщин пришелся на первую половину прошлого столетия. Большевики открыли дорогу женщинам в сферу политической деятельности в 1917 г. Был принят ряд законов, защищающих права женщин, разработан специальный механизм по работе среди женской части населения – Женские советы под руководством женотделов партийных органов. Много женщин работало в местных исполнительных органах власти. В стране повсеместно функционировала четко отработанная система квотирования участия женщин в органах власти.

С началом реформ гендерные аспекты политики в России оказались

втени других, более важных проблем – финансовых, социальных, этнических, экологических. В то же время гендерные диспропорции в высших органах власти резко увеличились, количество женщин во властных структурах существенно сократилось.

Всоответствии с Конституцией Российской Федерации мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Однако эти конституционные положения нередко носят декларативный характер, поскольку недостаточно разработана и эффективна система мер, обеспечивающая их реализацию.

Вначале XXI в. число женщин на высших должностях в системе федеральных и региональных органов государственной власти РФ не соответствует их роли в обществе.

Интеграция женщин в политику в нашей стране идет чрезвычайно медленно. В высших законодательных и исполнительных органах власти женщин единицы. Формирующееся независимое женское движение лишь положило начало проявлению политической активности. Женский потенциал не используется в принятии государственных решений, и участие во всех сферах жизнедеятельности неадекватно участию женщин в управлении.

Вначале XXI в. Россия находилась на 120-м месте по количеству женщин, занятых в органах власти.

Данные обстоятельства объясняются в первую очередь отсутствием широкой пропаганды эгалитарной теории, активной роли государства в ее распространении и реализации, игнорирование проблемы со стороны СМИ.

Кроме того, в настоящее время асимметричность гендерной системы

вРоссии возрастает в связи с тем, что приобщение женщин к политике сопряжено с большими социальными издержками: неравные стартовые

46


Электронная версия

возможности, отсутствие концепции, доказывающей, что большая часть населения должна участвовать в государственных делах. На уровне государственной власти до сих пор нет четко отработанного национального механизма, обеспечивающего равенство прав и свобод представителей обоих полов.

Субъективными причинами отчуждения женщин от политики является низкая активность самих женщин в силу консервативности существующих взглядов, активно поддерживаемых СМИ. Следует отметить и низкую конкурентоспособность женщин в политической сфере, особенно в период избирательных кампаний. Мужчины, находящиеся у власти, не содействуют продвижению в нее женщин. Тяжелое положение в сфере экономики также сокращает возможности их участия в общественно-политической жизни общества.

Конечно, занятие женщиной определенного руководящего поста само по себе еще не может служить гарантией соблюдения интересов женщин. Однако в обществе всегда присутствуют интересы и мужского, и женского населения, которые различны. Гендерный подход при принятии политических решений означает прежде всего осознание того, что те или иные явления по-разному могут влиять на мужское и женское население, вызывать у них неодинаковую реакцию, поддерживать социальную напряженность в обществе.

Интеграция женщин в политику предполагает объединение усилий мужчин и женщин во имя общегосударственных интересов. Власть женщине необходима для оказания своего влияния на решение не только политических, но и социальных, нравственных проблем, защиты прав человека, семьи, людей пожилого возраста, материнства и детства.

Для того чтобы женщины могли полноправно войти в политику, требуется:

изменить стереотип патриархатного мышления;

вести систематическую работу среди женщин, разъясняя им принцип равенства полов на всех уровнях политической деятельности;

изменить подход к решению проблемы со стороны политических партий, включив в их программы специальный раздел об усилении роли женщин не только как членов партий, но и как занимающих руководящие посты в государстве;

целенаправленно продвигать женщин к высшим ступеням госслужбы;

ориентировать средства массовой информации на поддержание престижа женщин как политиков, используя при этом имеющийся положительный опыт.

Проблема участия женщин в политической жизни общества частично может быть решена и при помощи метода квотирования.

47


Электронная версия

Согласно рекомендаций Комиссии ООН по улучшению положения женщин 30%-е представительство в политических институтах считается «критической массой», которая позволяет женщинам оказывать существенное влияние на политику, 30%-й порог должен рассматриваться как минимальная доля должностей директивного характера, занимаемых женщинами на национальном уровне.

Существуют разные типы квотирования.

1.Жесткая квота – это количественно фиксированная норма представительства, когда сразу оговаривается количество или тот количественный предел мест, сокращение которого не допускается. Жесткие квоты могут быть закреплены в Конституции, законе о выборах, законе о политических партиях, законе о местном самоуправлении, законе

огосударственной службе.

2.Обязательное участие в конкурсе на одно место представителей обоих полов называется «мягким квотированием». Мягкое квотирование» также требует поддержки в законе о выборах, государственной службе, о местном самоуправлении.

Дальнейшее развитие женского

движения

и участие

женщин

в российской политике зависят и

от таких

факторов,

как ход

экономических реформ, реализация принятых парламентом новых законов о семье, развитие гендерного образования.

Вопросы для самопроверки и контроля

1.Какие вопросы исследуются при рассмотрении проблемы политической деятельности в гендерологии?

2.Дайте характеристику участия женщин в политической деятельности в СССР и в постсоветский период.

3. Чем обусловлена асимметричность гендерной системы

всовременной России?

4.Перечислите условия, которые могли бы способствовать продвижению женщин в политику.

5.Объясните сущность механизм квотирования как способа обеспечения участия женщин в политической деятельности.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1.Проблема дискриминации женщин в сфере политики в РФ.

2.Политика как сфера деятельности женщин: особенности стиля деятельности женщины-политика.

3.Женщины как субъект и объект политики в современном российском обществе.

4.Опыт участия женщин в политической деятельности зарубежных

стран.

48