ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 0
Электронная версия
Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 295 с.
Гендерное общество: пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» РОССПЭН, 2006. – 464 с.
Гендерное равенство: проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: учеб. пособие для студентов вуза. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 269 с.
Гендерное равноправие в России: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию Всерос. женского съезда 1908 года, 21–23 марта 2008г., С.-Петербург / отв. ред. Н. Пушкарева. – Спб.: Алетейя, 2008. – 319 с.
Ерохина Л. Д. Гендерология и феминология: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 384 с.
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? / под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. – М.: РОССПЭН, 2002. – 428 с.
Зуйкова Е. М. Феминология и гендерная политика: учебник / Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 300 с.
Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с. Калабихина И. Е. Гендерные вопросы в России в конце ХХ века:
фокус-групповое исследование в городской и сельской местности / И. Е. Калабихина. – М.: Акисфлат, 2004. – 274 с.
Комплексный гендерный подход – стратегия трансформации экономической и социальной политики в России / под ред. Е. А. Баллаевой. – М.: РОО МЦГИ: Солтэкс, 2005. – 160 с.
Лушников А. М. Гендерное равенство в семье и труде: Заметки юристов / А. М. Лушников, М. В. Лушникова, Н. Н. Тарусина. – М.: Проспект: ТК 2Велби», 2006. – 288 с.
Основы гендерной политики (гендерология). – М.: Перспектива, 2008. – 208 с.
Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной – 2-е
изд. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
Ржаницына Л. С. Гендерный бюджет: первый опыт в России / Л. С. Ржаницына. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 272 с.
Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. – М.: Информация, 2002. – 256 с.
Социальная работа: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – 2-е изд. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 364 с.
Социальная работа и социальная педагогика: словарь-справочник / сост. Н. Ф. Басов, Е. Е. Смирнова, А. И. Тимонин; под ред. Н. Ф. Басова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. – 222 с.
Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / под ред. О. А. Ворониной. – М.: МЦГИ – МВШСЭН, 2001. – 416 с.
43
|
Электронная версия |
|
|
|
Тюрюканова Е. В. |
Женщины. |
Миграция. |
Государство |
/ |
Е. В. Тюрюканова, М. М. Малышева. – М.: Асаdеmiа, 2001. – 240 с. |
|
|||
Хоткина З. А. Гендерный подход |
к анализу |
труда и занятости |
/ |
З. А. Хоткина // Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под общ. ред.
М.М. Малышевой. – М.: Academia, 2001. – С. 146–168.
Чернова Ж. Семейная политика в Европе и России: Гендерный анализ / Ж. Чернова. – М.: Норма, 2008. – 328 с.
Чирикова А. Е. Женщина-менеджер в современном обществе / А. Е. Чирикова // Гендерный калейдоскоп – М.: Академия, 2001. – С. 378– 404.
Шепель В. М. Имиджелогия / В. М. Шепель. – М., 1994. – 320 с. Экономика и социальная политика: гендерное измерение. – М.:
Academia, 2002. – 288 с.
44
Электронная версия
ТЕМА 7 ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ
Женщины и политика. Квотирование как способ решения проблемы участия женщин в политической деятельности.
Женщины и мужчины в политической жизни современной России
Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами. Сутью ее является определение форм, задач, содержания деятельности государства.
Несмотря на то что политика позиционируется в качестве гендерно-нейтральной сферы деятельности, все традиционные представления о государстве и власти являются описанием способов участия в ней исключительно мужчин. Между тем в политической истории человечества было немало выдающихся женщин, которые волей обстоятельств или вследствие родственных связей и знатного происхождения оказали огромное влияние на ход политических событий
всвоих странах.
Вгендерологии проблема политической деятельности означает поиск, теоретическое осмысление и практическое решение политических проблем.
При этом исследуются:
– распределение властных функций между полами;
– особенности электорального поведения женщин;
– продолжение, конкретизация и развитие общегуманной идеи человечества о социальном равенстве;
– признание равных возможностей и значимости обоих полов в развитии цивилизации;
– выражение социального протеста против существующей дискриминации;
– борьба за расширение политических прав женщин;
– анализ деятельности политических институтов, партий, общественного мнения в свете взаимоотношения полов;
– научное обобщение опыта политической деятельности женщин, основанной на гуманизме и демократии.
Процесс предоставления права голоса женщинам начался лишь с конца XIX в. Первыми странами, признавшими за женщинами статус граждан, стали Новая Зеландия и Австралия. По мере получения женщинами избирательных прав они вовлекались в политический процесс, но при этом, естественно, не обладали значительным политическим опытом. Включение женщин в политику на фоне представлений о них как о менее опытных и менее способных превращало женщин в предмет
45
Электронная версия
политической науки. Он изучался именно с точки зрения возможностей адаптации женщин к политической жизни (с наименьшими потерями для политической стабильности) или тех новых черт, которые они могут внести в «мужскую» политику.
ВРоссии всплеск политической активности женщин пришелся на первую половину прошлого столетия. Большевики открыли дорогу женщинам в сферу политической деятельности в 1917 г. Был принят ряд законов, защищающих права женщин, разработан специальный механизм по работе среди женской части населения – Женские советы под руководством женотделов партийных органов. Много женщин работало в местных исполнительных органах власти. В стране повсеместно функционировала четко отработанная система квотирования участия женщин в органах власти.
С началом реформ гендерные аспекты политики в России оказались
втени других, более важных проблем – финансовых, социальных, этнических, экологических. В то же время гендерные диспропорции в высших органах власти резко увеличились, количество женщин во властных структурах существенно сократилось.
Всоответствии с Конституцией Российской Федерации мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Однако эти конституционные положения нередко носят декларативный характер, поскольку недостаточно разработана и эффективна система мер, обеспечивающая их реализацию.
Вначале XXI в. число женщин на высших должностях в системе федеральных и региональных органов государственной власти РФ не соответствует их роли в обществе.
Интеграция женщин в политику в нашей стране идет чрезвычайно медленно. В высших законодательных и исполнительных органах власти женщин единицы. Формирующееся независимое женское движение лишь положило начало проявлению политической активности. Женский потенциал не используется в принятии государственных решений, и участие во всех сферах жизнедеятельности неадекватно участию женщин в управлении.
Вначале XXI в. Россия находилась на 120-м месте по количеству женщин, занятых в органах власти.
Данные обстоятельства объясняются в первую очередь отсутствием широкой пропаганды эгалитарной теории, активной роли государства в ее распространении и реализации, игнорирование проблемы со стороны СМИ.
Кроме того, в настоящее время асимметричность гендерной системы
вРоссии возрастает в связи с тем, что приобщение женщин к политике сопряжено с большими социальными издержками: неравные стартовые
46
Электронная версия
возможности, отсутствие концепции, доказывающей, что большая часть населения должна участвовать в государственных делах. На уровне государственной власти до сих пор нет четко отработанного национального механизма, обеспечивающего равенство прав и свобод представителей обоих полов.
Субъективными причинами отчуждения женщин от политики является низкая активность самих женщин в силу консервативности существующих взглядов, активно поддерживаемых СМИ. Следует отметить и низкую конкурентоспособность женщин в политической сфере, особенно в период избирательных кампаний. Мужчины, находящиеся у власти, не содействуют продвижению в нее женщин. Тяжелое положение в сфере экономики также сокращает возможности их участия в общественно-политической жизни общества.
Конечно, занятие женщиной определенного руководящего поста само по себе еще не может служить гарантией соблюдения интересов женщин. Однако в обществе всегда присутствуют интересы и мужского, и женского населения, которые различны. Гендерный подход при принятии политических решений означает прежде всего осознание того, что те или иные явления по-разному могут влиять на мужское и женское население, вызывать у них неодинаковую реакцию, поддерживать социальную напряженность в обществе.
Интеграция женщин в политику предполагает объединение усилий мужчин и женщин во имя общегосударственных интересов. Власть женщине необходима для оказания своего влияния на решение не только политических, но и социальных, нравственных проблем, защиты прав человека, семьи, людей пожилого возраста, материнства и детства.
Для того чтобы женщины могли полноправно войти в политику, требуется:
−изменить стереотип патриархатного мышления;
−вести систематическую работу среди женщин, разъясняя им принцип равенства полов на всех уровнях политической деятельности;
−изменить подход к решению проблемы со стороны политических партий, включив в их программы специальный раздел об усилении роли женщин не только как членов партий, но и как занимающих руководящие посты в государстве;
−целенаправленно продвигать женщин к высшим ступеням госслужбы;
−ориентировать средства массовой информации на поддержание престижа женщин как политиков, используя при этом имеющийся положительный опыт.
Проблема участия женщин в политической жизни общества частично может быть решена и при помощи метода квотирования.
47
Электронная версия
Согласно рекомендаций Комиссии ООН по улучшению положения женщин 30%-е представительство в политических институтах считается «критической массой», которая позволяет женщинам оказывать существенное влияние на политику, 30%-й порог должен рассматриваться как минимальная доля должностей директивного характера, занимаемых женщинами на национальном уровне.
Существуют разные типы квотирования.
1.Жесткая квота – это количественно фиксированная норма представительства, когда сразу оговаривается количество или тот количественный предел мест, сокращение которого не допускается. Жесткие квоты могут быть закреплены в Конституции, законе о выборах, законе о политических партиях, законе о местном самоуправлении, законе
огосударственной службе.
2.Обязательное участие в конкурсе на одно место представителей обоих полов называется «мягким квотированием». Мягкое квотирование» также требует поддержки в законе о выборах, государственной службе, о местном самоуправлении.
Дальнейшее развитие женского |
движения |
и участие |
женщин |
в российской политике зависят и |
от таких |
факторов, |
как ход |
экономических реформ, реализация принятых парламентом новых законов о семье, развитие гендерного образования.
Вопросы для самопроверки и контроля
1.Какие вопросы исследуются при рассмотрении проблемы политической деятельности в гендерологии?
2.Дайте характеристику участия женщин в политической деятельности в СССР и в постсоветский период.
3. Чем обусловлена асимметричность гендерной системы
всовременной России?
4.Перечислите условия, которые могли бы способствовать продвижению женщин в политику.
5.Объясните сущность механизм квотирования как способа обеспечения участия женщин в политической деятельности.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1.Проблема дискриминации женщин в сфере политики в РФ.
2.Политика как сфера деятельности женщин: особенности стиля деятельности женщины-политика.
3.Женщины как субъект и объект политики в современном российском обществе.
4.Опыт участия женщин в политической деятельности зарубежных
стран.
48