Файл: Смирнова Е.Е. Гендерология пр. РИО.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Электронная версия

платятся с официальных заработков, а женщины чаще имеют только официальные заработки; слабо учитывается иждивенческая нагрузка, которая выше у женщин, в частности в неполных семьях; 5) разрушение системы социальной защиты, низкий уровень социальных трансфертов и разрушение или удорожание (недоступность) сферы услуг (включая детские учреждения), потребителями которой являются в большей степени женщины.

Микропричины: 1) патриархатные формы отношений внутри домохозяйства приводят к тому, что властный фактор преобладает над доходным, когда женщина не может на равных распоряжаться семейными доходами, даже если приносит в семью равный или больший по сравнению с мужчиной доход; 2) репродуктивные нагрузки ложатся в основном на женщин, распределение родительских функций и функций по уходу за больными и престарелыми членами домохозяйства неравномерно.

Феминизация бедности проявляется не только посредством высокой вероятности попадания в число бедных по доходам, но и в том, что женская бедность имеет крайние формы проявления в виде застойной и глубокой бедности (самые бедные среди бедных).

Изучение положения женщин в сфере занятости и в целом в экономике невозможно без анализа отношений внутри домохозяйства и связей между его членами. Домохозяйство представляет собой группу лиц, объединенных общим бюджетом. В отличие от семьи, оно может быть представлено одинокими людьми и содержать неродственников.

Теоретический анализ домохозяйства с учетом гендерного фактора можно условно разделить на несколько направлений.

Первое направление связано с общими теориями домохозяйства.

Теория новой экономики домохозяйства (неоклассическая концепция) заключается в применении микроэкономического аппарата исследования к семейным отношениям: все можно измерить и оценить – любовь, престиж, сексуальные отношения. Все является благом, предназначенным для купли-продажи, на уровне семьи формируется семейный капитал, который расходуется на потребление благ, описывается распределение предпочтений членов домохозяйства в приобретении тех или иных товаров, благ.

Институциональные концепции исследуют ценность времени,

потраченного на домашнее хозяйство, долгосрочность брачных контрактов, цену развода, цену отношений внутри семьи.

Феминистская критика этих концепций делает акцент на внутридомохозяйственных отношениях и распределении ролей, труда, времени работы и времени досуга внутри домохозяйства.

Вторым направлением теоретического анализа домохозяйства является критика концепции воспроизводства «человеческого капитала»

39


Электронная версия

с точки зрения воздействия гендерного фактора на вложения в мальчиков и девочек на уровне домохозяйства, на отдачу «человеческого капитала», различного по полу.

Третьим направлением выступает собственно анализ формирования доходов и расходов домохозяйства с точки зрения участия полов в этом процессе, анализ распределения собственности домохозяйства. Это направление исследования приводит к более конкретным вопросам: изучению бедности и индикаторов феминизации (или маскулинизации) бедности, формирующихся на уровне домохозяйства.

Одним из важных в структуре научных проблем гендерной экономики является анализ моделей распределения труда и принятия решений в домохозяйстве.

Известно, что мужчины и женщины выполняют различные обязанности по дому. Основная домашняя нагрузка лежит на женщинах, устойчиво воспроизводится неравенство в распределении трудовой нагрузки супругов. Женский домашний труд продолжительнее мужского более чем в три раза, а вовлеченность в него женщин почти стопроцентная. Женщины имеют ограниченные возможности в экономической самостоятельности и разделении домашнего труда.

Решение о предложении труда на рынке труда для каждого члена домохозяйства, особенно для женщин, зависит от влияния на домохозяйство иных факторов.

Основные факторы домохозяйства следующие:

репродуктивный фактор – рождение и воспитание детей; производственный фактор – наличие производства

вдомохозяйстве;

структурный фактор – структура домохозяйства;

доходный фактор;

фактор власти – распределение ролей, обязанностей, доходов и расходов.

При этом четыре первых фактора вторичны по отношению к властному фактору, определяющему степень эгалитарности и гендерное распределение ролей в семье.

Домохозяйственный совокупный доход (или семейные деньги) состоит из следующих частей: доля доходов на непосредственные расходы мужчин; доля доходов на непосредственные расходы женщин; доля средств на домохозяйственные нужды, управляемая женщиной; доля средств на домохозяйственные нужды, управляемая мужчинами; общие средства на поддержание домохозяйства. Относительно равномерно распределяются только общие средства. Что касается «женских долей в доходах», то здесь наблюдается значительное гендерное неравенство.

40



Электронная версия

Все перечисленные факторы домохозяйства в совокупности влияют на возрастные модели занятости женщин. На протяжении жизненного цикла они могут реализовывать различные модели занятости. Модель, при которой женщина не прекращает профессиональную деятельность вне зависимости от рождения ребенка (отпуск по уходу за ребенком не считается перерывом в профессиональной деятельности), принимает вид «плато» (беспиковая модель); она наблюдается в России на протяжении многих десятилетий. Рождение ребенка и уход с рынка труда после непродолжительного периода работы приводит к раннепиковой модели. Выход на рынок труда после рождения и воспитания детей – к позднепиковой модели. Длительный перерыв в профессиональной деятельности в связи с рождением детей и возвращение на рынок труда формирует двупиковую модель.

Вопросы для самопроверки и контроля

1.Охарактеризуйте особенности гендерной структуры занятости при экстенсивном и интенсивном пути развития экономики.

2.Назовите формы проявления гендерной дискриминации в сфере

труда.

3.Перечислите субъективные и объективные причины дискриминации в отношении женщин на рынке труда.

4.Дайте определение гендерной профессиональной сегрегации. Охарактеризуйте виды гендерной профессиональной сегрегации.

5.Назовите основные формы проявления и причины гендерной асимметрии в таком явлении как безработица.

6.Каковы причины существования гендерного разрыва в доходах мужчин и женщин.

7.Охарактеризуйте основные направления теоретического анализа домохозяйства с учетом гендерного фактора.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1.Характеристика взаимосвязи экономической ситуации и гендерных отношений в современном российском обществе.

2.Профессиональная сегрегация по признаку пола. Гендерная характеристика ситуации на рынке труда.

3.Гендерные аспекты неформальной и теневой занятости.

4.Проблемы правового регулирования трудовых отношений и занятости в России (гендерный анализ основных нормативно-правовых документов, регламентирующих отношения в сфере труда).

5.Женщина и карьера. Гендерные различия в построении имиджа руководителя.

5.Проблема «войной занятости женщин.

41


Электронная версия

Практическое задание

1.Групповая дискуссия «Женщина и карьера». В качестве домашнего задания студенты индивидуально заполняют форму бланка утверждений (прил. 6), касающихся разных аспектов и точек зрения на проблемы, связанные с женской карьерой, с каждым из которых они должны согласиться или не согласиться. Затем в ходе семинарского занятия под руководством преподавателя проводится общее обсуждение разных точек зрения по каждому из суждений.

2.Эссе на тему: «Моя будущая карьера». Эссе может быть написано

всвободной форме, но содержать ответы на следующие вопросы: насколько важна карьера в моей жизни; как я вижу свою идеальную карьеру; что может помочь и помешать мне в ее осуществлении?

3.На материалах нескольких газет, публикующих объявления о приеме на работу, проанализируйте, какие рабочие места, какой уровень заработной платы предлагаются мужчинам и женщинам, какие требования к ним предъявляются. Работа выполняется в группах по 4–5 человек, ее результаты оформляются в виде реферата с приложениями, иллюстрирующими содержащиеся в нем основные положения.

4.Проанализируйте ситуацию дискриминации по признаку пола. Примеры ситуаций предложены в приложении 4.

5.Изучите собственные установки относительно распределения семейных ролей между мужчинами и женщинами, используя опросник в приложении 5.

Темы докладов

1.Гендерная асимметрия в сфере занятости.

2.Работа или семья: что важнее для современной женщины?

3.Женщины в поисках работы за рубежом: трудовая миграция женщин из России.

Рекомендуемая литература

Ашвин С. Влияние советского гендерного порядка на современное поведение в сфере занятости / С. Ашвин // Социс. – 2000. – № 11. – С. 63–72.

Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства / Т. В. Бендас. –

Оренбург, 2000. – 182 с.

Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-

ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с.

Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. И. В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 255с.

Гендер для «чайников». – М.: Звенья, 2006. – 262 с.

Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / отв. ред. и сост., к.э.н. Е. Б. Мезенцева. – М.: ИСЭПН РАН- МЦГИ-«Русская панорама», 2002. – 352 с.

42