ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 0
Электронная версия
ТЕМА 5 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Современная концепция правчеловека. Права женщин как особаякатегорияправчеловека. Конвенцияоликвидациивсехформ дискриминациивотношении женщин. Развитиеидей гендерного равенства вправовыхдокументах
В современной концепции прав человека выделяют три крупных блока:
1.Права человека первого поколения – естественные (или природные),
неотъемлемые права человека (право на свободу мысли, совести, вероисповедания, право на жизнь, свободу и безопасность личности, на справедливость, равенство и уважение человеческого достоинства).
2.Права человека второго поколения – основные права (право на труд,
на свободный выбор места работы, на социальное обеспечение, на образование и здравоохранение и т. д.) Их реализация предполагает определенное вмешательство государства для создания специальных социальных программ, системы гарантий и механизмов защиты индивида.
3.Права человека третьего поколения– коллективные права (право на мир, на национальное самоопределение, на здоровую окружающую среду, на свободу от дискриминации по половому, возрастному, национальному признаку). Эти права адресованы не столько индивиду, сколько определенным социальным группам, нуждающимся в дополнительных гарантиях для защиты своих прав. К числу прав человека третьего поколения относят и права женщин.
Идеи гендерного равенства оформлены законодательно не во всех странах мира, поэтому особое, унифицирующее значение имеют нормы международного права, которые разрабатываются и предлагаются на утверждение государствам-участникам международного сообщества такие структуры, как Организация Объединенных наций, Международная организация труда и др.
О приверженности принципу равенства мужчин и женщин перед законом ООН впервые заявила в своем главном документе – во Всеобщей декларации прав человека (1948). Всеобщая декларация прав человека провозгласила: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
После этого ООН приняла более 100 документов, направленных на обеспечение гендерного равенства. К числу важнейших международных документов следует отнести Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979). В ней впервые поставлен вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека.
29
Электронная версия
Конвенция обязывает все государства, которые в ней участвуют:
−включить принцип равноправия мужчин и женщин в конституции
идругие законодательные акты и добиваться его практической реализации;
−в случае необходимости использовать специальные санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщин;
−принимать меры, чтобы изменить действующие законы, обычаи, практику, которые представляются дискриминационными в отношении женщин;
−обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами.
Встатье 1, части 1 Конвенции дается общее юридическое определение понятия «дискриминация». Оно означает «в отношении женщин… любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».
Особо выделяются две практические рекомендации Конвенции по изменению действующих законов, обычаев, практики.
Первая рекомендация говорит о необходимости ликвидации дискриминации в области занятости, в частности при найме на работу; об обеспечении равной оплаты за труд равной ценности; а также о запрете на «увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности или на дискриминацию по увольнению ввиду семейного положения».
Вторая рекомендация дает ответ на споры по поводу специальных квот для более успешного продвижения женщин в политику. В Конвенции сказано, что в национальном законодательстве вполне допустимо использование особых мер и процедур, которые способствуют фактическому выравниванию статуса мужчин и женщин. В том числе – квот для женщин в представительных или законодательных органах и структурах исполнительной власти; в списках кандидатов в депутаты; в руководящих органах партий, движений.
Вчисле принятых в развитие идей Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин документов нельзя не упомянуть Конвенцию № 156 МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся женщин и мужчин: трудящиеся с семейными обязанностями». Главной целью предусмотренных ею мер является изменение стереотипов общественного сознания и поведения, связанных с распределением семейных обязанностей между мужчинами и женщинами.
30
Электронная версия
На III Всемирной конференции (1985, Найроби) был принят документ, получивший название «Перспективные Найробийские стратегии», в которомуточнялосьпонятие«равенство».
К числу важнейших международных документов в области гендерного равенства следует отнести также Венскую декларацию и программу действий (1993). В них подчеркивается, что права женщин являются неотъемлемой составной частью прав человека и делается особый акцент на значении деятельности международного сообщества по предотвращению насилия над женщинами.
В сентябре 1995 г. в Пекине состоялась IV Всемирная конференция по положению женщин. Особое внимание было уделено обсуждению концепции «паритетной демократии», в результате установления которой возникнет реальная основа для устойчивого развития общества. Женщины получат возможность наравне с мужчинами вносить свой вклад в дела общества – в его экономику, политику, культуру. Мужчины, в свою очередь, будут больше заниматься семейными делами, воспитанием детей.
Очень важным является документ Совета Европы, разработанный Отделом по проблемам равенства между мужчинами и женщинами в 1998 г. Он называется «Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин» или в английском варианте – гендерный мейнстриминг. Эта стратегия предполагает «инкорпорировать аспекты, связанные с равенством между мужчинами и женщинами, во все сферы и на все уровни политической деятельности». Использование идей гендерного мейнстриминга имеет особое значение при разработке законов и государственных программ по гендерному равноправию в интересах обеспечения более высокого качества жизни мужчин и женщин.
Для установления гендерного равенства, а также реализации женщинами равных с мужчинами прав и возможностей необходимо представительство женщин во всех органах, принимающих политические решения. Это обеспечило бы выдвижение законодательных инициатив, близких их интересам. Проблема состоит в том, чтобы современное общество создало равные условия для развития мужчин и женщин. Равноправие не есть одинаковость прав, но есть их социальное равенство. Если женщина в силу биологической и социальной программ наследственности несет большую нагрузку по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, то общество должно расширить ее возможности в социальном и профессиональном аспектах, формировать более благоприятные условия для ее развития. В этом случае можно говорить об обеспечении равенства прав.
31
Электронная версия
Вопросы для самопроверки и контроля
1.Какова структура современной концепции прав человека?
2.Какое значение имеют нормы международного права для установления гендерного равенства в мире?
3.Каковы основные положения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин?
4.В чем сущность «паритетной демократии»?
5.Дайте характеристику содержания концепции гендерного мейнстриминга.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1.Права человека и основные свободы. Проблема равноправия
полов.
2.Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права.
3.Права человека в России (гендерный аспект):
−Конституция РФ 1993 г. и проблемы гендерного равенства;
−реализация положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в РФ;
−концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в РФ.
4. Репродуктивные права женщин: понятие и основы регулирования.
Практическое задание:
1.Составьте конспект Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН, 1979).
2.Игра «Путешествие по планете».
Занятие проводится с применением проективной техники «Планета». Работа осуществляется в три этапа:
Этап 1. Подготовка групп к докладу. Студенты делятся на три подгруппы, каждая из них получает свою инструкцию (прил. 3)
Данный этап может быть осуществлен как в форме группового домашнего задания, так и в форме задания в аудитории в течение 20–30 минут.
Этап 2. Доклады групп. Каждая группа представляет свой доклад на импровизированной «конференции». На доклад отводится 5–7 минут, затем другие группы могут задать вопросы выступавшим. Конференция длится около 45 минут.
Этап 3. Заключение. Обсуждаются возможности взаимодействия планет между собой. Для анализа полученных результатов работы можно использовать следующие вопросы: на какие стереотипы вы опирались для описания той или иной планеты? насколько они распространены в нашем
32