ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.08.2024
Просмотров: 561
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Содержание и сущность «менеджмента»
2 Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
3 Общие характеристики организаций
4 Отличие управленческой от неуправленческой работы
7 Внутренняя среда организации
12 Школа административного управления
13 Школа человеческих отношений и поведения
14 Развитие менеджмента в России
21 Природа процесса принятия решений
22 Решения интуитивные и основанные на суждении
23 Рациональное решение проблемы
24 Факторы, влияющие на процесс принятия решений
27 Качественные методы прогнозирования
31 Выбор стратегических альтернатив динамики развития
32 Планирование реализации стратегии
34 Функциональная организационная структура
36 Делегирование полномочий и ответственность
37 Типы административного аппарата
38 Единоначалие и норма управляемости
40 Содержательные теории мотивации
41 Процессуальные теории мотивации
44 Влияние контроля на деятельность человека
50 Понятия и сущность лидерства
Физиологические потребности. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе, и др. Их удовлетворение необходимо для поддержания жизни, выживания, поэтому их нередко называют биологическими потребностями. Применительно к производству они проявляются как потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах в работе, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении, вентиляции идр. Работники, поведение которых детерминируется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда, их заботит, главным образом, его оплата и условия труда.
Потребности в безопасности. К ним относятся общение и эмоциональные связи с другими работниками: дружба, любовь, принадлежность к группе и принятию ею. Они актуализируются и приобретают ведущую поведенческую значимость после того, как удовлетворятся физиологические потребности и потребности в безопасности. Будучи существами социальными, коллективными, люди испытывают желание нравиться другим и общаться с ними. В организации это проявляется в том, что они входят в формальные и неформальные группы, так или иначе сотрудничают с товарищами по работе. Мотивированный социальными потребностями человек рассматривает свой труд как частичку деятельности всего коллектива. Руководство такими людьми должно иметь характер дружеского партнерства.
Потребности в уважении (личностные потребности).К ним относятся потребности как в самоуважении, так и в уважении со стороны других, в том числе потребности в престиже, авторитете, власти, служебном продвижении. Самоуважение обычно формируется при достижении цели, кроме того, оно связано с наличием самостоятельности и независимости. Потребность в уважении со стороны других людей ориентируют человека на завоевание и получение общественного признания, репутации, статуса внутри группы, внешними проявлениями которых могут выступать выражение признания, похвала, почетные звания, продвижения по службе.
Потребности в самореализации (самовыражении).Они включают в себя потребности в творчестве, в осуществлении собственных замыслов, реализации индивидуальных потребностей, развитии личности, в том числе познавательные, эстетические потребности. По своему характеру потребности в самореализации более индивидуальны, чем другие. Они характеризуют наиболее высокий уровень проявления человеческой активности. (Руденко)
Физиологические потребности и потребности в безопасности – первичные потребности, остальные – вторичные, удовлетворить которые человек стремится после удовлетворения первичных. В общей массе людей в основном выдерживается приведенная последовательность потребностей, хотя в конкретных обстоятельствах какая-то из потребностей может доминировать.
Из теории Маслоу следует, что мотивация людей зависит от множества их потребностей. С ростом материального благосостояния и стабильности в обществе на первый план выступают вторичные потребности. Однако потребности людей изменяются, поэтому руководителю необходимо следить за способами мотивации в каждом конкретном случае.
При управлении людьми следует исходить из того, что четкого разграничения потребностей не существует. Кроме того, руководитель должен учитывать индивидуальные качества людей, особенно следует учитывать прошлый опыт, который оказывает доминирующее влияние на потребности в настоящем.
Другой исследователь Д. МакКлелланд считал, что мотивация должна основываться на трех потребностях: власть, успех, причастность. Эта теория в какой – то мере схожа с теорией Маслоу. Так, потребность во власти и успехе у Маслоу – это самовыражение и уважение, потребность в причастности – это социальные потребности.
Еще одна модель мотивации была разработана Ф. Герцбергом. Он считал, что на процесс побуждения себя и других к деятельности влияют гигиенические факторы и мотивация. Гигиенические факторы- это факторы окружающей среды. Герцберг утверждал, что при отсутствии или при недостаточном наличии этих факторов возникает ощущение неудовлетворенности работой. Но если их достаточно, то они ни на что человека не воодушевляют. Человек к ним безразличен.
К мотивациям Герцберг относит успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокую степень ответственности, возможности творческого и делового роста. Их отсутствие не вызывает неудовлетворенности работой, но наличие побуждает к эффективной деятельности.
Анализируя все три теории, можно сделать вывод, что применение их в практике управления, безусловно, дает положительный результат в целом. Но все же следует внимательно относиься к отдельным группам, отдельным типам людей и использовать предложенные теоретические положения с учетом конкретных условий и конкретной ситуации. (Вершигора)
Теории потребностей А. Маслоу, Д. МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга имеют между собой много общего. Наглядным примером взаимосвязи потребностей у этих теорий, служит таблица 1.
Таблица 1 -
Теория А.Маслоу |
Теория Д. МакКлелланда |
Теория Ф. Герцберга |
Потребности |
Потребности |
Факторы |
Самовыражение Уважение Социальные |
Власти Успеха Причастности |
Мотивирующие факторы
|
Безопасности Физеологические |
- - |
Гигиенические факторы |
Разделительные линии показывают взаимосвязь высших и низших потребностей у данных теорий. (Мескон)
41 Процессуальные теории мотивации
Рассмотренные выше теории основаны на потребностях, удовлетворение которых влияет на поведение людей. Существует еще три процессуальных теории, в которых мотивация рассматривается как процесс последовательных состояний. Это теория ожидания В. Врума, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.
Теория ожидания В. Врума основана на том, как конкретная личность оценивает возможность свершения ожидаемого события. Например, большинство студентов ожидают, что диплом академии позволит им получить перспективную работу и продвинутся по службе. Мотивация к труду рассматривается как процесс: затраты труда-результаты труда-вознаграждение и удовлетворенность трудом. Модель мотивации по В Вруму можно показать с помощьюрисунка 5.
В первом прямоугольнике показано соотношение между затраченными усилиями (З) и полученным результатом (Р). Во втором прямоугольнике показано, что полученный результат приведет к получению ожидаемого вознаграждения. Затем показана ожидаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения полученного вознаграждения. Если полученное вознаграждение соответствует ожидаемому вознаграждению, то наступает полное соответствие ожиданиям или валентность.
Она будет эффективна только в том случае, если на каждом этапе ожидание будет положительным. Если человек недостаточно удовлетворен вознаграждением, то мотивация будет ослаблена.
Теория справедливости основана на соизмерении вознаграждения с затраченными усилиями и соотношении этого вознаграждения к вознаграждению других людей, выполняющих аналогичную работу. Опыт показывает, что если сотрудники считают, что им недоплачивают- они начинают работать хуже. Если же считают, что им переплачивают, отношение к труду, как правило, не изменяется. Поскольку у работников потребности разные, то по-разному будет оценено и конкретное вознаграждение. До тех пор пока люди не будут считать себя справедливо вознагражденными, они будут стремиться к уменьшению интенсивности труда.
Рисунок 1 – Модель мотивации человека по В. Вруму
Элементы обеих процессуальных теорий объединяет теория мотивации. Разработанная Портером и Лоулером. Модель содержит пять факторов: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В соответствии с этой моделью результаты зависят от приложенных усилий, способностей работника, индивидуальных особенностей и осознания своей роли. Степень уверенности в том, что данный уровень усилий приведет к конкретному уровню вознаграждения, способствует приложению этих усилий. Вознаграждение ставится в зависимость от достигнутых результатов.
Модель построена на понятии результативный труд ведет к удовлетворению вопреки мнению большинства менеджеров, которые считают, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов.
Исследования, проведенные за последние годы, подтвердили теорию Портера-Лоулера. Преимуществом их модели является также то, что она показала эффективность объединения понятий усилия, способности, результаты, вознаграждение и восприятие в единой взаимосвязанной системе.
В общей системе мотивации особую роль играет заработная плата. Рыночная экономика ориентирована на конечные результаты деятельности. Справедливое общество должно стремиться к полной компенсации затраченного труда, которая реализуется через заработную плату, а заработная плата удовлетворяет многие потребности – физиологические, безопасности, защищенности и др. (Вершигора