ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.08.2024
Просмотров: 563
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Содержание и сущность «менеджмента»
2 Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
3 Общие характеристики организаций
4 Отличие управленческой от неуправленческой работы
7 Внутренняя среда организации
12 Школа административного управления
13 Школа человеческих отношений и поведения
14 Развитие менеджмента в России
21 Природа процесса принятия решений
22 Решения интуитивные и основанные на суждении
23 Рациональное решение проблемы
24 Факторы, влияющие на процесс принятия решений
27 Качественные методы прогнозирования
31 Выбор стратегических альтернатив динамики развития
32 Планирование реализации стратегии
34 Функциональная организационная структура
36 Делегирование полномочий и ответственность
37 Типы административного аппарата
38 Единоначалие и норма управляемости
40 Содержательные теории мотивации
41 Процессуальные теории мотивации
44 Влияние контроля на деятельность человека
50 Понятия и сущность лидерства
Во второй половине 18 века управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины 2. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины 2 было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».
К началу 19 века невозможность управления российским государством старыми методами, необходимость его преобразования осознавались и самой высшей властью. Основные преобразования в управлении экономикой в начале 19 в. Произошли в период царствования Александра 1. В 1860 году был издан манифест об учреждении министерств, которые строились на принципах единоличной власти и ответственности.
Особая роль в развитии менеджмента в России отводится М.М. Сперанскому (1772-1839). Цель преобразования он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную, то есть вопросы законодательства находились бы в введении Государственной думы, вопросы суда- в ведении Сената, управление государством – в ведении министерств, ответственных перед Думой.
В 1864 г. Александр 2 утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которым утверждалось всесословное самоуправление.
В начале 20 в. Большая часть управленческих преобразований происходила под руководством С.Ю. Витте (1849-1915) и П.А. Столыпина (1862-1911). Программа реформ П.А. Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана на 20 лет. Речь шла в основном о децентрализации управления Россией.
Советский менеджмент берет на себя отсчет с 7 ноября 1917 г. В поисках некапиталистических форм управления на микро и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет осуществил ряд мер, основными из которых являются следующие: введение рабочего контроля, создание Высшего Совета народного хозяйства; образование местных органов экономического управления.
15 Процессный подход
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции – планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Планирование предполагает решение о том, какие должны быть цели организации и, что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:
Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.
Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.
Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.
Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Организация. Организовать – значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели.
Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.
Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.
Координация деятельности отделов и подразделений организации необходима для достижения поставленных целей. Осуществляют эту координацию руководители высшего и среднего звена управления. Без координации невозможен единый процесс хозяйственной деятельности.
Контроль. Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует достичь цель в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя, месяц, год или более отдаленный момент в будущем. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу.
Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей.
Коммуникация. Способность передавать абстрактные идеи является одной из важных отличительных особенностей человечества. Коммуникация – это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми – будь это друзья, члены семьи или коллеги – в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.
Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Обычно, если руководство может донести обоснование своих решений до подчиненных, это значительно повышает шансы их успешного выполнения. До тех пор, пока работники не понимают, какое вознаграждение может предложить им организация за хорошо выполненную работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать на нее. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации. (Мескон)
16 Системный подход
Наука рассматривает управление как систему, которая решает задачи управления. В широком смысле слова под системой принято понимать замкнутое объективное единство связанных друг с другом элементов, упорядоченных по определенному закону. Основой упорядочения системы является цель ее функционирования. Любая система функционирует во внешней среде. Взаимодействие системы с внешней средой осуществляется через вход и выход системы.
В зависимости от степени взаимного влияния системы и внешней среды системы делятся на открытые и закрытые. В открытых системах внутренние процессы существенно зависят от условий среды. В закрытых системах внутренние процессы слабо связаны с внешней средой.
Системы подразделяются на простые и сложные. Под сложной системой понимается такая система, которая не может рассматриваться как сумма составляющих ее частей.
Современная производственная организация относится к сложным открытым динамическим системам.
Сложные системы характеризуются следующими наиболее важными признаками:
- наличием единой цели функционирования;
- наличием нескольких уровней управления;
-наличием подсистем;
- наличием большого числа связей между подсистемами;
- комплексным составом;
-устойчивостью к воздействию внешних и внутренних факторов.
Сложная система состоит из нескольких подсистем. Подсистемы выделяются в тех случаях, если каждая из них имеет: цель функционирования, подчиненную общей цели функционирования всей системы; комплекс элементов, составляющих систему; свою систему управления.
Система управления сложной организацией состоит из нескольких подсистем: структурно-функциональной подсистемы; информационно-поведенческой подсистемы (ИПП); подсистемы саморазвития системы управления (ПС).
СФП – это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое действие. Данную подсистему можно рассматривать как единство организации, технологии и методов управления. Она выступает в роли скелета системы управления.
ИПП – это как бы душа системы управления, которая связывает воедино цели организации, управленческую идеологию, интересы работников, процедуры и организацию управленческой деятельности.