ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 461

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налицо парадокс «Парадокса»: актрису, владеющую техникой, «пламень» охватывает ее и на сцене. Она контролирует этот пыл– но о н есть! Актриса «нутра», испытывает «внезапное великолепное мгновение», Дидро уверяет нас, что это не вдохновение, рожденное рассудком», а «исступлением первого порыва». Но может ли актриса испытывать «первый порыв» из вечера в вечер?

Для преподавателя актерского мастерства важно, что обе актрисы испытывают яркие переживания во время спектаклей, но приходят к этим состояниям разными путями: одна через технику, другая «нутром». Эти состояния двойственны. К этим состояниям можно прийти через упражнения.

Вопрос о «синтезе переживания и представления» Б.В. Захава разрешил давно: «Ведущим началом в этом двустороннем единстве является, несомненно, переживание. Оно – содержание актерского искусства, его смысл и основа. Представление – это форма. В синтезе представления и переживания находит свое выражение применительно к актерскому искусству общий закон всех искусств: нерасторжимое единство содержания и формы» (3, с. 43)

 Переходя к проблемам актерского тренинга, мы вынуждены констатировать, что в русской театральной педагогике понятие «тренинг» долгое время было связано с «гимнастикой чувств», работа же над элементами внешней техники (жестами, мимикой, интонациями) стала, по выражению С.В. Гиппиуса, «табу». (2., с. 237). Однако К.С. Станиславский видел задачи тренинга не только в работе над «элементами внутренней психотехники», но и в тренировке физического аппарата воплощения, под которым понимал «хорошо поставленный голос, хорошо развитую интонацию, выразительные движения, мимику». Он даже разрабатывал специальные упражнения «на безжестие», «на лаконизм жеста». Большое внимание жесту, работе с пространством в технике актера уделял М. Чехов. «Биомеханика» В.Э. Мейерхольда – система тренажа актера, позволяющая через управление движением рефлекторно возбудить необходимую  эмоцию. Е. Гротовский изучал «праформы».

Сегодня мы можем говорить о необходимости вернуться к исследованию элементов внешней техники актерского искусства в процессе тренинга, к воспитанию необходимого для современного актера чувства формы: умения обживать, «оборганичивать» внешний рисунок.  Такой тренинг мы можем назвать тренингом актерской экспрессии.

Этому феномену  посвящена статья П.М. Якобсона «Об экспрессии в искусстве актера». Под «экспрессией мы понимаем язык выразительности, заложенный в движениях, жестах, походке человека, в мимике человеческого лица, в его речи, интонациях. Все это позволяет передать не только особенности характера человека (персонажа пьесы), но и его образ мыслей, его отношение к различным ценностям, его отношение к людям и, конечно, владеющие им переживания (7, с. 86). Экспрессия имеет также цель воздействия на других людей.


Автор считает экспрессивную восприимчивость важнейшей актерской способностью и подчеркивает, что это эмоциональная восприимчивость - умение вжиться в состояние духа персонажей, в характерные черты плюс умение передать экспрессивными средствами состояние человека и подражание экспрессии других людей.

 В статье сформулированы требования к языку экспрессии: точность –  зрители должны «прочитать, увидеть» в экспрессивных действиях актера свойства изображаемой личности, ее духовный мир, характер ее душевных процессов (7, с. 91); понятность – язык выражения зависит от школы, от художественного направления, стиля театра, характеризующегося либо натуралистичностью, реалистичностью, либо чем-то условным, гротесковым, либо символичным (7, с. 87); типичность - актер должен «передавать изображаемые особенности чувства и поведения человека в виде, позволяющем проникнуть в смысл изображаемого как в начало, несущее в себе обобщение» (7, с. 92).

Таким образом, задача тренинга – изучение языка экспрессии как языка вневербального общения, который должен быть доходчив, точен, выразителен. Элементы, знаки, символы этого языка, по мнению Якобсона, могут быть «строительным материалом» искусства театра (7, с. 87)

По нашему мнению, тренинг экспрессии  учитывает особенности современных  студентов и способствует решению некоторых проблем обучения

1.Многие студенты оберегают свои чувства и не хотят их обсуждать с кем бы то ни было (даже с педагогами), закрываясь при любой попытке проникнуть в их внутренний мир. Поэтому требование искренне выражать собственные чувства на обязательных занятиях тренингом приводит к «зажиму» или имитации переживаний. Путь к эмоциональной сфере студента через художественную форму более деликатен: форма одновременно защищает и открывает возможность проявить свою индивидуальность - «от внешнего к внутреннему».

2. Сегодняшние молодые люди прагматичны и хотят быть «оснащенными». Изучая формы (например, игровые структуры комедии дель арте, японского театра, некоторые виды современной хореографии, этюды «биомеханики» Мейерхольда и т.п.  Такие классические упражнения как «животные», ПФД, синхро-буфф, наблюдения за людьми, профнавык –тоже можно рассматривать как изучение форм), студенты удовлетворяют «потребность в вооруженности», являющуюся основой профессиональной компетентности (6, с.43).

3. Кроме того, развиваемое  данным тренингом умение подражания «выражается и в том, что актер может легко усвоить экспрессивный рисунок «по указанию», объяснению режиссера» (7, с. 90)


 Вероятно, парадокс о тренинге может быть сформулирован следующим образом: путь к творческому самочувствию актера лежит через внешнюю технику (и даже через муштру).

 Надо перестать бояться того, что работа над внешней техникой, элементами формы в актерском тренинге приведет к «штампам», «к чистому представлению». Скорее наоборот. С.В.Гиппиус в воображаемом диалоге с молодым актером говорит о технике «если ты не овладеешь ею, она овладеет тобой, закует в панцирь штампов – и тогда- мир праху твоему!» и цитирует К.С. Станиславского «Чем больше талант и тоньше мастерство, тем больше разработки и техники он требует» (2, с. 19 )

12.


  1. Эстетическое сознание.

  • Происхождение эстетического сознания и эстетической деятельности. Причиной появления эстетически ценных объектов выступает общественно-историческая, прежде всего производственная, практика людей. В результате разнообразной трудовой деятельности сначала стихийно, а потом все более сознательно создаются такие продукты, под влиянием которых зарождается эстетическое чувство, формируется эстетическое сознание.

  • Наиболее ранние продукты трудовой деятельности (орудия труда и предметы быта), украшенные, например, орнаментом, а также многочисленные художественные изображения животных были обнаружены археологами при раскопках поселений людей первобытного общества и в пещерах ориньяко-солютрейского периода верхнего палеолита. Наличие красивых предметов и простейших произведений искусства свидетельствует о зарождении эстетического чувства еще у первобытного человека. Этот вывод подтверждается и исследованием жизни некоторых современных народов, оставшихся на уровне материальной и духовной культуры, сходной с периодом верхнего палеолита.

  • Почему у первобытного человека зарождается эстетическое чувство, как способность воспринимать и наслаждаться красотой? Откуда у него возникает потребность затрачивать труд и время не только на производство орудий труда и предметов быта, добывание пищи и улучшение условий своего существования, но и на художественное оформление, украшение своей предметной среды, создание произведений искусства?

  • Раскопки древнейших поселений людей показывают, что в первобытном обществе были созданы орудия труда и предметы быта, имеющие симметричную и пропорциональную форму. Причины возникновения таких предметов лежат в самом процессе их изготовления, в их технологии и назначении.

  • Сознательное оформление предметов возникает потому, что в процессе разнообразной производственной практики формируются новые, присущие только человеку эстетические чувства. Постоянно повторяющийся процесс создания и употребления орудий труда и предметов быта, имеющих симметрию, пропорции частей, ритм элементов, т. е. особую форму, соответствующую содержанию и назначению, постепенно привел человека к пониманию целесообразности, полезности этой формы. На основе этого в его сознании возникает чувственно-наглядное представление о наиболее совершенном предмете.


  • Создавая новые предметы, человек сравнивал их с этим представлением. Совпадение созданного предмета с представлением о его совершенстве порождало у человека особое переживание — духовное удовольствие и наслаждение. Такой предмет приобретал новую общественную функцию — не только лучше выполнять свое утилитарное назначение, но и эстетически удовлетворять человека; он стал эстетической ценностью, красивым. Человек получил новую способность не просто видеть предметы, но и в процессе восприятия отличать красивые предметы от некрасивых, чувствовать красоту. У него сформировался чувствующий красоту формы глаз, зародилось, возникло эстетическое чувство.

  • Одновременно с формированием эстетического чувства складывается эстетическая потребность создавать и воспринимать совершенные предметы, вызывающие духовное наслаждение. Осознание, понимание этой потребности вызывает особый эстетический интерес, который порождает эстетическое отношение к этим предметам, направляет человека на сознательное изготовление предметов, удовлетворяющих не только его материальные, но и духовные, эстетические потребности. Но для того чтобы создать красивые предметы, нужно знать, что делает их таковыми. Эстетические интересы людей становятся стимулом познания красоты. Общественная потребность в создании совершенных орудий труда и предметов быта привела к превращению производственной деятельности в эстетическую деятельность, направленную как на создание красивых предметов, так и на совершенствование человека. Создавая красивые предметы, человек одновременно совершенствует, развивает точность руки, остроту глаза, внимательность и наблюдательность, творческое воображение.

  • 2. Структура эстетического сознания. Общественное сознание людей существует в различных формах и имеет различные уровни. Эстетическое сознание— одна из форм общественного сознания, отражающая явления действительности в эстетических чувствах и представлениях, вкусах и идеалах, взглядах и теориях. Эстетические чувства, представления, вкусы, идеалы и по- вседневные взгляды входят в обыденное сознание людей, а эстетические теории относятся к научному сознанию и идеологии.

  • Далеко не всякое восприятие является эстетическим. Восприятие становится эстетическим, чувствующим красоту предмета, когда оно соответствует представлению о красоте предметов определенного вида, возникающему н сознании человека в процессе практики, и связано с мышлением. Совпадение восприятия красивого предмета с представлением и пониманием его красоты приводит к духовному наслаждению. Это единство восприятия и переживания образует эстетическое чувство, например, чувство прекрасного, возвышенного и т. д. В эстетическом чувстве человек отражает не только красоту предметов, созданных людьми, но и прекрасное в природе и обществе.